Перевод статьи Эрана Литвина (июнь 2007), опубликованной в буклете расширенного издания 2007 года
Немногие группы были признаны сделавшими музыкальную революцию по итогам только одного альбома. Такими были “Высокие Окна”.
Два ключевых имени уже до этого были известны на израильской сцене -
Aйнштейн был восходящей звездой на израильском музыкальном небосклоне после армейского ансамбля Нахаль, главной роли в пьесах “Ирма Ла-Дос” и “Маленький Тель-Авив”, двух успешных программ “Трио Моста А-Яркон”, участия в фестивале израильских певцов и первой сольной пластинки “Пою для тебя (שר בשבילך)”.
Шмулик Краус успел сыграть роль в фильме Ури Зоара “Дыра в белье (חור בלבנה)” и фильме “Фортуна”, и недавно вернулся из Америки, побродив там в образе хиппи .
Джози Катц, родивщаяся в Питсбурге, приехала в Израиль в 1959, начав свою карьеру в кибуце Гешер а-Зив. В Тель Авивском клубе “Сабра” она познакомилась с Шмуликом Краусом.
Трио родилось, когда Айнштейн появился в квартире влюбленной пары на крыше дома 14, на улице Трумпельдор в Тель-Авиве, и они начали записывать свое пение. После прослушивания записанного было решено продолжать. В то время Айнштейн как раз прекратил работать со своим составом того времени -
“אריק והאיינשטיימים (Арик и Эйнштейны)“, Джози прекратила выступать, как танцовщица в успешном шоу ”Моя прекрасная леди“ (1964) и в ”Как преуспеть в бизнесе, не напрягаясь“ (1965) и, вдобавок, чета Краус прекратила свои выступления в качестве вокального дуэта в своих постоянных клубах. Катц вспоминает - “мы постепенно начали получать разные тексты и каждый день встречались и пели. Шмулик брал тексты, и превращал их в завершенные песни…. Однажды друзья пришли нас послушать, им понравилось, и мы решили записать несколько песен и посмотреть, что будет дальше. Для меня совместная работа была совершенно новым опытом. В сущности это была не работа, а удовольствие”.
Имя группе дал
Ури Зоар. Джози рассказывает: “Ури вышел из салона нашей маленькой квартиры на балкон, постоял там 5 минут, вернулся и сказал: Высокие Окна. Тишина. Мы сразу поняли, что это – имя. Напротив было здание Эль-Аль, единственный высокий дом вокруг, и в нем горел свет только в трех окнах. Только через год, в Лондоне, во время интервью, я поняла, что Высокие Окна – это VIP. ”
В начале совместной работы
Ихезкиэль Браун был приглашен для аранжировки вокальных партий трио. Айнштейн знал его еще со времени работы с “
Трио Моста А-Яркон”. Сотрудничество было недолговечным из за разногласий между Брауном и Краусом, но изысканные гармонии трех голосов в альбоме – заслуга Брауна. Важно отметить, что инструментальная часть и несколько очень интересных аранжировок с оттенками джаза и этники принадлежат блестящему клавишнику
Зигги Скарбнику, легендарной фигуре раннего израильского рока и джаза, к несчастью, погибшему от рака в молодом возрасте. Звучание его Фарфиссы (электро-орган - MG) напоминало соло Рика Райта в See Emily Play. Басист
Шмулик Арох играл мощные и сложные партии, позже он появился в легендарных
Sheshet, но уже в это время показывал сильную склонность к джазу, и его игра напоминала манеру
Джека Брюса. Ударником был никто иной, как
Зоар Леви, не менее легендарная фигура. Его изобретательная игра сегодня вызывает аналогии с тем, что двумя годами позже играл Michael Giles в King Crimson. В нескольких номерах на ударных играл
Аарон Камински (хотя в кредитах выпущенного альбома это не было указано), позже ставший израильской джазовой легендой и мультижанровым востребованным сессионным музыкантом. Сегодня, через 40 лет после записи, становится понятней, насколько блестящим был этот состав.
Айнштейн и Краус очень придирчиво выбирали авторов текстов для альбома – ими стали
Мирьям Елин-Штеклис, поэтесса
Рахель (которую нашла жена Арика, Алона), и еще несколько лучших поэтов того времени:
Хаим Хефер, Амос Кинан, молодой
Йорам Тарлев, сам Айнштейн и самый молодой из всех -
Ханох Левин, уже тогда выделявшийся из всех. Музыкальные влияния на трио были очевидны: Beatles, Peter, Paul and Mary. Mamas and Papas – оставили четкий отпечаток на стиле группы.
Первый сингл
”אינך יכולה (ты не можешь)“, прозвучавший по радио в феврале 1967, немедленно удостоился большого успеха.
Бени Амдорски, продюссировавший запись, привез трио на фирму ” Хед Арци“, и в апреле диск появился в продаже. На обложке был использован снимок Алоны Айнштейн. Альбом представляет замечательный цикл песен на иврите (написанных Краусом) с использованием вокальных гармоний и инструментальных аранжировок, революционных для того времени, когда израильская музыка основывалась в основном на восточно-европейских мелодиях и фолк манере. Это была первая попытка создания на местной сцене чего-то ориентированного на западную поп и рок модель.
В то время музыкальный истеблишмент принял эту музыку в штыки (музыка Beatles была тогда запрещена в Израиле, дабы предотвратить вредное влияние на местную молодежь). Две песни из альбома были запрещены к трансляции по радио -
”Ихезкиэль“ рассердил религиозных ортодоксов строчкой - ”пророк Ихезкиэль знает, как кайфовать“, а
”Шоколадный солдат“ с антивоенным текстом Левина был некстати в то время, когда популярность армии была на пике.
Ансамбль начал выступать в одноименном клубе
”Высокие окна“ на улице А-Ярокон, 73, в котором заправлял Краус и во многих клубах вне Тель-Авива. Краус вспоминает: ”Наше шоу тогда было очень простым – я с гитарой, Джози с тамбурином и Арик с актерскими позами. Мы сидели на высоких барных стульях, между нами был такой же высокий стол, а на нем - кувшин с водой, пепельница и сигареты. Мы были в свитерах, а Джози - в мини.
Время выступлений закончилось через три месяца, 5 июня 1967 года началась “Шестидневная” война. Трио, как и многие другие артисты, сразу отправилось выступать перед солдатами на Синайский полуостров. Во время войны они записали песню
“ פגישה במילואים (Встреча в ополчении)” для специального сборника, вышедшего на “Хед Арци” под названием
“Золотой Иерусалим – песни Шестидневной войны”. Этот альбом был самым первым и самым успешным среди серии аналогичных записей, вышедших после победы.
После войны трио присоединилось к труппе хореографа
Йонатана Хармона, собранной для тура по Европе в ознаменование победы. Кроме них, поехали также
Яффа Яркони, Илан и Иланит, Ошик Леви, Ханан Гольдблат, квинтет а-Кармелим, дирижер
Ицхак Грациани и другие. Трио выступило в Париже и Италии, но перед переездом в Америку покинуло труппу. Из за роста напряженности между ними Айнштейн вернулся на родину, а чета Краус отправилась в Лондон, где Шмулик подписал договор с CBS. Эйнштейна вызвали в Лондон, и трио записало две песни на английском, написанных Краусом на слова канадского певца
Ральфа Морфи (в оркестровке
Кета Мэнсфилда) – “Your Eyes” и “Maybe Someday”. Там же они записали и две песни на иврите со словами Айнштейна - “Поднимем Бокалы” и “Как приятно”. После двух месяцев в Лондоне Айнштейн окончательно оставил группу и вернулся в Израиль. В феврале 1968, когда в Израиле вышел сингл с двумя этими песнями – трио уже не существовало. Шмулик и Джози, оставшиеся в Лондоне, выступали с новыми песнями Морфи на английском, но это продолжалось недолго. Все трое пошли по разным дорогам. Катц и Краус стали записываться поодиночке, Шмулик попытал счастья в кино. Айнштейн нашел нового партнера –
Шалома Ханоха.
Встреча между Ариком и Шаломом произошла в конце 1967, когда молодой солдат был приглашен в клуб “Высокие Окна” на прощальную вечеринку в честь режиссера
Боаза Давидзона. После выступления трио Шалом Ханох, взяв гитару, начал играть. Эта встреча положила начало союзу, продолжившемуся не один десяток лет и заложившему несколько краеугольных камней в израильской музыке. Первая совместная запись -
“מזל גדי” (Козерог), была сделана в 1968. После ее выхода Айнштейн сказал в интервью - “Нет. Мне не жалко, что время ”Высоких Окон“ закончилось. Трио было для меня серьезной поворотной точкой с музыкальной точки зрения, но я хотел быть хозяином самому себе. Сейчас я включил повышенную передачу, и мне нравится выступать самому, нравятся и мои партнеры, сопровождающие меня -
”Парни Пиаменты“, играющие первую часть вечера, и мой главный партнер в программе – Шалом Ханох.”
В 1973 Краус попытался вернуть успех трио, пригласив на место Арика контрабасиста и певца
Эли Магена, с которым Шмулик и Джози уже играли в группе
“כף התקוה הטובה (рука доброй надежды). Новый состав выступал по всей стране с репертуаром оригинального трио, но от них осталась только одна запись – песня
”אלישבה מה נחמדת (Симпатичная Элишева)“, которую можно найти на альбоме
”Песни Поэтов – фестиваль для детей“. Через непродолжительное время и этот состав распался.
Песни ”Окон“ исполнялись многими израильскими артистами, и альбом сегодня считается классикой оригинальной израильской музыки. От них осталось 15 песен и ни одной видео записи.