Замечательная подборка HQ-фотографий знаменитой актрисы, королевы Голливуда, Элизабет Тейлор. Американским Институтом Кинематографии Элизабет была выбрана под 7-м номером в списке самых великих актрис всех времён.
скрытый текст
Элизабет Тэйлор
27 февраля 1932
Элизабет Розамонд Тэйлор родилась 27 февраля 1932 года в Хэмпстеде, в шикарном пригороде Лондона. Одна из легенд рассказывает, что, когда новорожденная открыла глаза, они заблестели, как два аметиста в глубине колыбели. Её мать, не слишком удачливая актриса Виола Вармбродт (сценический псевдоним Сара Созерн) была дочерью немецких иммигрантов Сэмуэла Вармбродта( инженера) и его жены Анны. Фрэнсис Тэйлор был единственным сыном выходцев из Ирландии - Говарда Тэйлора(антиквара) и его жены Розамонд ( от которой Элизабет унаследовала не только свое второе имя, но и свою внешность). «Благодарю тебя Боже за девочку», сказала ее мать, когда родилась Элизабет и в изнеможении погрузилась в сон. Когда ей исполнилось 3 года, Элизабет присутствовала на серебряном юбилее Георга V. Она была в парижском платье из органзы. Отец пытался показывать ей королевских фрейлин. «Посмотри на лошадь короля!», вместо этого сказала Элизабет.
В 1939 году, перед самым началом 2-ой Мировой войны, семья переехала в Калифорнию, в Беверли Хиллс, где её отец открыл картинную галерею. Сара проводила долгие часы, натаскивая Элизабет для кинопроб. Она играла на пианино гаммы, обучала дочь хорошим манерам. Элизабет поступила в Байроновскую школу в Голливуде, где её одноклассниками были дети кинозвезд и киномагнатов. Поразительно красивый изящный ребенок с волосами цвета воронова крыла и фиолетовыми глазами Элизабет дебютирует в кино в 9 лет. Картина «Каждую минуту кто-то рождается» стала дебютом для Лиз. Она быстро познала, что такое успех. Он придет к ней с фильмом «Национальный Бархат», где юная Лиз исполнит роль английской девочки Велвет Браун, одержавшей победу на общенациональных скачках, переодевшись мальчиком-жокеем. Во время съемок Лиз каждое утро практикуется в верховой езде, не обходится и без падений, что привело к травме позвоночника, а много позже - к серьезной болезни спины. В 11 лет Тэйлор заключила контракт с влиятельной американской киностудией МGM, а в 12 снялась в своем 5-ом фильме («Лесси возвращается домой»).
«В детстве я пыталась искать себе друзей среди сверстников, - говорила Элизабет, - и отчаянно надеялась, что друзья моего брата будут брать меня с собой, но они не захотели... А когда я пыталась стать незаметной, смешаться с толпой, ничего не выходило, я все равно выделялась. Я уже была знаменита, да и выглядела старше своего возраста. Когда мне было 15 лет, я играла 18-летних и встречалась с мужчинами до
30 и старше...»
В 13 лет на вечеринке её попытались изнасиловать, предварительно связав ей руки за спиной. Дело замяли, потому что мальчики были сыновьями голливудких боссов, в том числе Ричард Занук, сын многолетнего диктатора «ХХ век Фокс» Дарилла Занука. Однако после этого случая по настоянию матери Элизабет начали повсюду сопровождать телохранители.
После выхода фильма «Свидание с Джуди» публика перестала воспринимать Элизабет как подростка и к ней начали свататься самые видные холостяки. Одним из которых был эксцентричный миллиардер Говард Хьюз. Поначалу 46-летний магнат решил подружиться с родителями актрисы и для этого приобрел несколько полотен XIX века у Фрэнсиса Тэйлора. После того, как сделка была заключена (по некоторым данным, приобретение картин обошлось Хьюзу в полтора миллиона долларов, что по тем временам можно считать суммой совершенно невероятной), миллионер предложил отметить удачную покупку и пригласил семейство Тэйлор в гости в Рино (Невада), где ему принадлежало несколько гостиниц. Как раз во время отдыха в Рино Хьюз, не откладывая в долгий ящик, и собрался добиться руки и сердца юной актрисы. Хьюз сделал это настолько странно, что Тэйлор сразу же возненавидела его. Однажды днем, когда актриса принимала солнечную ванну, уютно расположившись в шезлонге на краю гостиничного бассейна, Хьюз подкрался сзади и высыпал из прихваченного с собой саквояжа ей на грудь и живот несметное количество драгоценных камней: бриллиантов, сапфиров, изумрудов... Пока Лиз ошеломленно смотрела то на камни, то на Хьюза, он вскричал: «Одевайся, мы немедленно едем венчаться!» Вопреки ожиданиям магната, Тэйлор подобное выражение чувств скорее покоробило, нежели покорило, и она, небрежно стряхнув с себя драгоценные камни, молча поднялась и направилась в свой номер. Поведение эксцентричного богача вызвало у нее такое раздражение, что на следующий день, когда секретарь Хьюза принес в ее номер корзину цветов и записку с извинениями, она выставила посланца вместе с цветами за дверь и потребовала передать Хьюзу, чтобы он прекратил свои «дурацкие выходки» и больше не появлялся на глаза, пока она не покинет гостиницу. Однако обескуражить Хьюза оказалось непросто. Он еще несколько раз заезжал к родителям Лиз, чтобы просить руки их дочери, более того - в последний свой визит он пообещал купить для Лиз киностудию и предложил родителям актрисы в качестве вознаграждения за содействие заключения их брака миллион долларов. И хотя Фрэнсис Тэйлор отказал миллионеру, заявив, что «его дочь не продается», однако потом признавался, что едва устоял, перед величайшим в его жизни, соблазном. «Меня удержало лишь сознание того, что я уже не властен над Лиз», - говаривал впоследствии Фрэнсис.
6 мая 1950 года первым мужем Элизабет Тэйлор стал миллионер Ник Хилтон, сын знаменитого владельца всемирной сети отелей. Студия МGM приурочила к этой дате выпуск фильма «Отец невесты». Так актриса стала обладательницей большого количества акций, автомобиля «кадиллак», обручального кольца стоимостью в 50 тысяч долларов и шикарных норковых шуб...
Правда, с Хилтоном она смогла выдержать всего лишь около года - он оказался алкоголиком.
После первого развода Элизабет Тэйлор в 20 лет влюбляется в Майкла Уиндинга, 40-ка летнего английского актера. Этот брачный союз был более прочен и продержался 5 лет - с 1952 по 1957 год. Элизабет Тэйлор родила двух сыновей. В годы совместной жизни с «абсолютным джентльменом» актриса интенсивно снималась в фильмах, и у нее почти не оставалось времени для семьи.
Она была восхитительна в роли дочери Спенсера Трэйси в «Отце невесты» и «Маленьких дивидендах отца», ослепительна в «Месте под солнцем», с Монтгомери Клифтом. Она была положительно сияющей в историческом сюжете «Айвенго», в мьюзикле «Любвь лучшая, чем когда либо» и положительно завораживающей в «Девушке у которой было все», «Красавчике Браммель», «Последний раз, когда я видела Париж» и в «Рапсодии». Она была украшением в «Прогулке на слоне», заменив Вивьен Ли. По ее экранным работам того периода заметно, насколько от фильма к фильму растет профессиональное мастерство актрисы. Не имея специального образования, не всегда владея сценическими приемами ремесла, Тэйлор интуитивно угадывала, как должны вести себя в той или иной ситуации ее героини...
В фильме «Рапсодия» (1953) Элизабет-Лулу отличилась тем, что 25 раз меняла свои роскошные туалеты. Природную красоту Элизабет Тэйлор нужно было подчеркнуть эффектными нарядами. Картина имела успех.
За роль красавицы-южанки в фильме «Округ Рейнтри» Элизабет удостоилась своей первой номинации на Оскар.
И тут катастрофа...Лиз сидела в джипе, закинув голову назад, а мощный вентилятор гнал в ее сторону воздух, имитирующий ураганные порывы ветра. И с этим ветром в глаз попадает крохотный металлический осколок. Его, естественно, удалят, наложат на глаз повязку, но через некоторое время на месте раны появится язвочка, придется делать операцию. Однако ранка не заживает, а начинает нарывать и гноиться. Элизабет вновь обращается к врачам. Оказывается, осколок, к тому же заржавевший, все еще в глазу кинозвезды. Как вспоминает Лиз, чтобы его извлечь, ей зажмут голову небольшими тисками, а затем иглой с маленьким ножичком на конце начнут резать глаз. Запомнит Элизабет и звук, который сопровождает операцию, - «похожий на тот, когда кусаешь арбуз, только не такой громкий». Все это только начало. Вскоре Лиз вновь окажется в больнице. Случайное падение приведет к смещению позвоночных дисков, начнутся проблемы с правой ногой, утратившей чувствительность. 8 декабря 1956 года Элизабет перенесет четырехчасовую операцию на позвоночнике. Описывая свои мучения, Тэйлор говорит, что каждые три часа сестры переворачивали ее на простынях, чтобы не прогибался ее заново созданный позвоночник, боль была настолько сильной, что она несколько раз теряла сознание. «Я толком ничего не понимала, боль затмевала все на свете», - вспоминает Элизабет.
Затем последовало новое романтическое увлечение, на сей раз настолько сильное, что Элизабет принимает иудейское вероисповедание. «За всю свою жизнь я по-настоящему любила двоих человек: Майкла Тодда и Ричарда Бартона», - эти слова Элизабет Тэйлор произносила неоднократно. К глубокому сожалению, жизнь с Майклом Тоддом была у Элизабет недолгой. Голливудский продюсер Майкл Тодд стал третьим мужем актрисы в 1957 году. С его легкой руки именем Лиз Тэйлор был назван кинотеатр, а совместная жизнь этих людей была похожа на праздник. На 3-й брак судьба отпустила всего лишь полтора года. Майкл, который был на 25 лет старше Элизабет, трагически погиб под обломками горящего самолета, подаренного жене и в ее честь названного «Счастливая Лиз». Жестокая ирония судьбы...
В память об их любви осталась девочка, также названная именем матери. «Мы жили с такой интенсивностью, - вспоминала Элизабет, - что многим любящим парам хватило бы на целую жизнь. Я страстно любила Майкла с его порой безумными причудами...»
Майкл Тодд был крепким и уважаемым продюсером в Голливуде. Любил не только финансировать фильмы, но и устраивать пышные премьеры, созывая на «гулянку» многочисленных гостей. На этих банкетах, как писали газеты, «кроме знаменитостей, демонстрировались индийские и африканские слоны, а шампанское доставлялось цистернами...»
Когда Элизабет Тэйлор ожидала рождение дочери, врачи были очень обеспокоены за ее жизнь. Незадолго до родов актриса перенесла тяжелую операцию на позвоночнике. Сказалась старая травма, полученная еще в детстве. Врачи советовали ей прервать беременность, но она решительно отказалась. Рождение дочери далось ей тяжелой ценой. Из состояния депрессии и одиночества смог вывести Элизабет Тэйлор молодой певец Эдди Фишер, друг ее покойного мужа. В 1959 году он стал ее 4-мужем.
Это был очень спокойный, интеллигентный мужчина, без памяти влюбленный в Элизабет. Он разорвал свой брак с известной кинозвездой Дебби Рейнольд, чем привел пуританскую Америку в шок. Этот скандал вытеснял важные политические события с первых полос газет. Арабские страны наложили бойкот на её фильмы. Ку клукс клан сжигал её фотографии и куклы, изображающие их с Эдди.
Незадолго до смерти Тодда Элизабет начала сниматься в экранизации пьесы Теннесси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Тэйлор создала удивительный образ жены-соблазнительницы Мэгги Политт. Ее трактовка этой сложной в психологическом плане роли была убедительна и безукоризненно исполнена.
Неудивительно, что именно Тэйлор была представлена в 1959 году к награждению премией Оскар. Но ей не простили отношений с Эдди Фишером. Когда же выяснилось, что бывшая жена Фишера актриса Дебби Рейнольд далеко не ангел, американская пресса бросилась защищать уже Лиз Тэйлор. В результате она все-таки получила Оскар в 1960 году, правда, за другой фильм - «Баттерфильд, 8». Лиз отказывалась сниматься в этой картине, где ей была уготована роль «девочки по вызову», но продюсеры МGМ пригрозили ей отлучением от кинематографа. Пришлось согласиться.
Фишер повсюду сопровождал свою новую жену. В это время начались съемки фильма «Клеопатра», и Тэйлор добилась, чтобы ему также платили зарплату - 1200 долларов в месяц.
За исполнение роли Клеопатры Элизабет был выплачен грандиозный гонорар - миллион долларов. Теперь уже это было жесткое условие актрисы.
Фильм «Клеопатра» (1963) для кинофирмы «XX век - Фокс» стал самым дорогим. Истории начались с момента подписания контракта. Неожиданно для всех Тэйлор категорически заявила о своем отказе сниматься в Америке. Ее не устраивали большие налоговые обложения. Продюсер и режиссер вынуждены были подчиниться, и киносъемки были перенесены в Лондон. Декорации, построенные в Голливуде, были уничтожены, несмотря на то, что на них истратили 300 тысяч долларов. Режиссер Рубен Мамулян, начинавший съемки фильма и израсходовавший 5 миллионов долларов всего лишь на 15 экранных минут, был заменен Джозефом Манкевичем - по просьбе Тэйлор.
Перед опытным, талантливым киномастером была поставлена задача - съемки закончить за 15 недель. Однако они растянулись на два года. Всего же на съемки «Клеопатры» ушло около 4-х лет. Очередные испытания судьба преподнесет Элизабет в самом начале съемок помпезной «Клеопатры». Все произойдет, как всегда, неожиданно и страшно. Сначала Лиз удалят больной зуб, затем у нее начнется тяжелая простуда, сопровождаемая мучительными головными болями, а однажды утром Элизабет станет синеть и задыхаться. По счастливой случайности в отеле «Дорчестер» в Лондоне, где в номере «люкс» жили Элизабет и Эдди Фишер, окажется врач-анестезиолог. Он застанет Тэйлор уже без сознания, у нее наступит коллапс, жить ей останется не более пятнадцати минут. Спасет Лиз мгновенная реакция анестезиолога, который станет накачивать ей в легкие чистый кислород до тех пор, пока актриса не придет в сознание. Но Элизабет нужна срочная операция. Ее увозят в клинику, где актрисе вскроют трахею, чтобы снять душивший ее отек. Состояние больной Лиз критическое, у нее обнаружат еще и острую стафилококковую пневмонию, осложненную анемией. Элизабет то теряет сознание, то на время приходит в себя. Около ее постели дежурит личный врач королевы. Через каждые 15 минут на дверях клиники вывешиваются бюллетени о состоянии здоровья Элизабет. Хотя Элизабет регулярно делают переливание крови и внутривенно вводят питательные растворы, она практически не реагирует на антибиотики. Наступает момент, когда Элизабет перестает дышать, и тогда врачи говорят Эдди, чтобы он готовился к худшему. Услышав это, Фишер разрыдается, но не перестанет бороться за жизнь супруги. Узнав, что в США есть особая сыворотка, помогающая в подобных случаях, он умоляет друзей разыскать ее и доставить в Лондон. А Элизабет, которая время от времени приходит в себя, однажды напишет на листке бумаги: «Я все еще умираю?». В другой раз - «Я тебя люблю». После этого она начнет бредить. Лиз приблизится к тому порогу, за которым начинается небытие. Но неожиданно к ней вернется воля к жизни и отведет ее от роковой черты. Впоследствии она скажет, что из могилы ее вытащил Эдди. «Я видела Эдди, - рассказывала она. - Он был рядом со мной всякий раз, как я открывала глаза, вселяя в меня силы, заставляя бороться за жизнь. Он говорил мне, что я выздоравливаю, хотя знал, что это не так. Я ощущала, как меня переполняет чувство любви к нему». Однако есть и другое признание Элизабет, будто, оказавшись в коридоре, ведущем в иной мир, она увидела своего бывшего мужа Майка Тодда. И тот сказал ей, что еще рано. После этого, по свидетельству актрисы, и началось ее выздоровление.
Съемки фильма переносятся в Италию. В Риме в 3 раз начинают сооружение все тех же декораций...
За «Клеопатру» Элизабет Тэйлор получила первый в истории кино миллион долларов. Эдди Фишер вспоминает, что Элизабет не хотела сниматься в «Клеопатре», но продюсер Уолтер Уэнжер не видел в этой роли никого другого ( хотя студия предлагала на эту роль кандидатуры Мэрлин Монро, Одри Хепберн и Джоан Коллинз.») Не будет Лиз, не будет Клео»- сказал Уэнджер. Чтобы отвязаться от них Лиз попросила Эдди Фишера сказать по телефону, что она хочет миллион долларов за Клеопатру». « Никто не получает миллион!»- сказала она, уверенная, что её наконец оставят в покое. «Они сказали: Мы Вам перезвоним»- сказал Фишер. У Элизабет случился приступ хохота. А через час телефон зазвонил и представитель дирекции сказал: «Мы согласны. Когда подпишем контракт?»
И вновь личная жизнь актрисы тесно переплетается с творческой.
Суперколосс «Клеопатра» свел вместе Элизабет Тэйлор и английского актера Ричарда Бартона. Бартон был женат на актрисе Сибил, у него было двое детей. Но это не остановило влюбленных. Шумиха вокруг отношений актеров достигла таких масштабов, что на нее был вынужден отреагировать Ватикан. Католическая церковь осудила прелюбодеяние, творившееся у нее под носом, в Риме. А одна из итальянских газет назвала Элизабет «необузданной хищницей, которая разоряет чужие семьи и пожирает чужих мужей».
Получив разводы, 15 марта 1964 года Тэйлор и Бартон вступают в новый брачный союз. Они удочерили девочку из приюта.
Ричард говорил Элизабет: «Ты настоящая драматическая актриса и не должна забывать об этом. У тебя талант, который нужно ценить и которым обладают единицы... Ты больше чем звезда!»
Став миссис Бартон, Элизабет использовала все свое влияние, чтобы в те фильмы,
где она играет, на главную мужскую роль обязательно приглашали мужа. Получился
своеобразный семейный подряд, в высшей степени прибыльный. Вместе супруги
снялись в 11 картинах, заработав 50 миллионов долларов. При этом они обычно
оговаривали, что съемки должны проходить за границей, в этом случае значительно
уменьшались налоги. Вместе с Элизабет они снялись в фильмах, которые принесли им признание: «Отель „Интернациональ"», «Укрощение строптивой», «Комедианты», «Бум», «Кто боится Вирджинии Вульф?»...
Потакая мужу, Элизабет соглашалась на любую роль, если гонорар исчислялся
шестизначными цифрами. Это не могло не сказаться на отношении к звездной паре.
Все чаще, открывая газеты, они читали нелестные отзывы о собственной работе. «Время
от времени приходится делать халтуру», - отмахивался Бартон. Однако со временем
репутация неразборчивых актеров грозила окончательно закрепиться за Элизабет и
Ричардом. Тэйлор, которая почти 20 лет царствовала в Голливуде, нутром
почувствовала, что «пришло время сняться в шедевре». Такая возможность
представилась в картине «Вирджиния Вульф». В фильме Майка Николса «Кто боится Вирджинии Вульф?» актерский дуэт Тэйлор - Бартон представил зрелище удивительной силы. Пожалуй, никогда еще на экране не разыгрывалась с такой страстью трагедия двоих - мучительно-тягостной семейной жизни, где герои любят и ненавидят, готовы к убийству партнера и вместе с тем не мыслят себя друг без друга...
«Самая дорогая мне роль - Вирджиния, - говорит актриса. - И не только потому, что за нее я получила второго Оскара. Она из тех редких ролей, которые будоражат фантазию и интеллект».
Для того чтобы войти в образ, актриса поправилась на 10 килограммов, изменила тембр голоса и «постарела» на 17 лет: красивое, без морщин лицо превратилось в опухшую от пьянства уродливую маску опустившегося человека.
Для Элизабет, которая начала сниматься в 9 лет, а статус звезды приобрела в 15,
деньги не были самоцелью. «Не помню, когда я не была знаменита», - сказала
как-то кинодива. К этому можно было бы добавить: «и богата».
Зато Бартон, познавший в детстве откровенную нищету, благоговел перед богатством. Ричард был 12-м ребенком в семье английского шахтера. Мать умерла рано. «Те 10
фунтов, которые мы были вынуждены занять на похороны нашей матери, тяжким грузом
висели на нас еще несколько лет», - вспоминал актер.- « День, когда наша семья
наконец расплатилась с долгом, стал для нас настоящим праздником. Были годы,
когда мы существовали только благодаря бесплатному супу».
Получая миллионные гонорары, звездная пара могла позволить себе жить на широкую
ногу. Бартон купил реактивный самолет, чтобы семье было вольготней
путешествовать по миру. Они останавливались в самых роскошных отелях. Чета
появлялась в сопровождении ста пятидесяти чемоданов, детей, гувернантки, трех
секретарей, парикмахера, няни, четырех собак, черепахи и двух сиамских кошек в
ошейниках с бриллиантами. И для служащих наступал ад. Собаки кинодивы гадили,
где им вздумается.
Конец 1960-х оказался удивительно плодотворным в жизни Элизабет. Она как будто задалась целью постоянно удивлять и зрителей, и критиков. Те, кто с восхищением наблюдал за трагедийной актрисой, не могли прийти в себя от изумления, увидев ее Катарину в комедии Шекспира «Укрощение строптивой» Дзеффирелли. Марта, опустившаяся женщина преклонных лет, уступила место озорной, юной и своевольной красотке, с ребячеством и задиристостью сопротивляющейся натиску Петруччо (Ричард Бартон). Казалось, артистке подвластно все. Ее героини, обаятельные и отталкивающие, благородные и коварные, чередой проходили на экране, каждый раз заставляя зрителей восхищаться ее творческим диапазоном.
Однако если карьера четы складывалась вполне благополучно, того же нельзя было сказать об их личной жизни. Постепенно их пристрастие к выпивке превратилось в длительные и порой безобразные запои.
И Элизабет в пятый раз в своей жизни подала на развод. Только если раньше актриса расставалась с мужьями из-за того, что в ее жизни появлялась новая любовь, то в этот раз она продолжала любить Бартона, а жить с ним уже не могла.
Каждый по-своему объяснял случившееся. Бартон устроил пресс-конференцию, на
которой сидел со стаканом водки в руке. «К тому все шло», - говорил актер. - «Знаете, когда двое вспыльчивых людей обрушивают друг на друга свой гнев, всякое может случиться. К тому же женщины - странные создания. Кто возьмется сказать, что происходит у них в голове?»
«Возможно, мы слишком сильно любили друг друга», - рассуждала в свою очередь
Элизабет. - Мы то и дело «залезали друг другу в карман», никогда не разлучаясь.
Как мне кажется, это и стало причиной нашего непонимания».
Тем не менее, даже после развода окружающих не покидало ощущение, что точка в
этом бурном романе еще не поставлена. Элизабет и Ричард перестали жить вместе,
но при этом все время созванивались друг с другом. Элизабет села на диету. Она
вновь постройнела и приобрела былой шарм. Ричард зализывал раны в Швейцарии,
пытаясь избавиться от привычки напиваться с раннего утра. В телефонных
разговорах он уверял бывшую жену, что «дела продвигаются». А вскоре пригласил
Лиз самой убедиться, что он в полном порядке.
Увидев Бартона, раскинувшего навстречу ей руки, Элизабет бросилась к нему на
грудь. На этот раз плакали оба. За ужином Ричард поднял в честь жены бокал с
апельсиновым соком. Элизабет понадобилось около полутора месяцев, чтобы уговорить Бартона вновь стать ее мужем. Для вторичного бракосочетания по желанию актрисы они отправились в Африку. Обряд был совершен на берегу реки в присутствии вождя местного племени.
А через две недели обоим стало ясно - разбитую чашку не склеить. Официально
какое-то время они продолжали оставаться мужем и женой, но почти не общались друг с другом. Вторичный развод прошел тихо, не привлекая общественного внимания.
Элизабет и Ричард дважды разводились и дважды вступали в брак, интуитивно чувствуя, что жить и творить друг без друга им очень тяжело. Первый брак Элизабет и Ричарда длился десять лет, - с 1964 по 1974 год, второй - всего лишь год - с 1975 по 1976. Да и божественная Лиз признавалась, что панически боится дня, когда она останется без Ричарда Бартона: «Каждый день меня ждет опасность потерять его. Он нужен мне, чтобы я была счастливой... Он является центром моей жизни...»
Несмотря на то, что личная жизнь Тэйлор после развода с Ричардом Бартоном «рассыпалась», как утверждала сама Лиз, уже через несколько месяцев она сочетается браком с богатым и умным Джоном Уорнером.
Обаятельный стройный джентльмен с безукоризненными манерами, видный республиканец выдвинет свою кандидатуру в Сенат и в 1978 году будет избран. Рядом с ним - любимая звезда американского народа. Их длительная предвыборная поездка по городам Америки произвела незабываемое впечатление на избирателей. Толпы американцев восторженно встречали своих кумиров. Элизабет Тэйлор на это время совершенно отказалась от алкоголя.
7 октября 1978 года Джон был выбран сенатором Соединенных Штатов. Джон был действительно прекрасным мужчиной. Однако он без остатка отдавал себя своей работе. На знаменитом балу 1982 года, на который поздравить Элизабет Тэйлор приехала вся Америка, она последний раз публично появилась с Джоном Уорнером...
Среди фильмов этого периода - «Маленькая ночная серенада» и «Зеркало треснуло» по роману Агаты Кристи. В конце 1982 года Элизабет Тэйлор была награждена специальным призом «За большой вклад в развитие мирового кино».
Знаменитая пьеса Лилиан Хелман «Лисички», в которой актриса исполняла главную роль, шла под несмолкаемые аплодисменты зрителей. Зрелая, пышная красота Элизабет как нельзя лучше подходила для роли Реджины Гидценс, чей милый южный акцент был бессилен скрыть ее душевную черствость. Однако сама игра актрисы удостоилась противоречивых откликов. Джеймс Ларднер, критик из газеты «Вашингтон пост», назвал ее выступление «внушительным», добавив при этом, что в исполнении Тэйлор Реджина предстает «живым полнокровным образом, самой великой интриганкой во всей американской драматургии, привнося драматизм во многие сцены. В Нью-Йорке Тэйлор превратилась в царицу Бродвея, а сам спектакль побил все рекорды кассовых сборов. Та же картина наблюдалась в Лос-Анджелесе, Лондоне, где все билеты раскупались мгновенно.
Актриса проявила силу воли, чтобы сбросить свой вес с 75 с лишним килограммов до 57 - мучительная борьба, о которой она рассказала в своей книге «Элизабет Тэйлор сбрасывает вес», вышедшей в 1987 году.
Страшным ударом для Элизабет явилась смерть Ричарда Бартона. Ее нервная система, подточенная большим количеством спиртного, была настолько истощена, что встал вопрос о жизни и смерти...
Элизабет Тэйлор вообще отличается на редкость слабым здоровьем. Однажды по этому поводу было очень точно подмечено: «Если в воздухе носятся хотя бы два микроба, то можно биться об заклад, что Лиз подцепит их...» Подсчитано, что Элизабет Тэйлор лежала в больнице более сорока раз.
После развода с Джоном Уорнером Тэйлор принимает решение пройти курс лечения в спецклинике Центра имени Бетти Форд, созданной для алкоголиков, чтобы с помощью врачей забыть о выпивке и наркотиках, которые она принимала от невыносимых болей в позвоночнике. Но и прикованная к каталке на колесиках, страдающая от болей, Элизабет продолжала ощущать себя женщиной.
Большая часть клиентов были молоды. Ее новым избранником оказывается 39-летний строительный рабочий Лэрри Фортенски. В 1991 году они поженились, а в 1997-м развелись. В промежутках между браками у Элизабет всегда были многочисленные романтические увлечения... С известным адвокатом Виктором Луна она объехала весь свет в начале 80-х годов. Киноактер Уоррен Битти, символ секса в Голливуде, также были ее мимолетным увлечением... Режиссеры Стэнли Донен («Поющие под дождем», «Королевская свадьба») и продюсер фильмов о Джемс Бонде Кэвин МакГлори... У неё были серьезные романы с мультимиллионером и финансистом Малькомом Форбсом (основателем журнала «Форбс»), актером и плейбоем Джоржем Хамильтоном. Лиз была в дружеских отношениях (возможно, перераставших в кратковременные связи) с актерами Роком Хадсоном, Энтони Перкинсом , Джэмсом Дином , певцами Майклом Джексоном ,Девидом Боуи и Боб Диланом, арабскими нефтемагнатами Аднаном Хашогги и Ардебаширом Захеди. Есть женщины, которые утверждают: мужчина - это ошибка природы. Элизабет Тэйлор всю свою жизнь отдала им и думает совсем иначе: «Если он - настоящий мужчина, то создан для того, чтобы возбуждать нашу кровь. В своей жизни я не была обижена вниманием красивых мужчин. Они любили меня. Я отвечала им тем же...»
После длительного перерыва «последняя богиня Голливуда», как ее иногда называют, вновь блеснула в комедии Брайана Леванта «Флинтстоуны», снятой на основе популярного мультсериала.
В год развода ее постиг очередной удар. «Всю жизнь мне везло. Я получила в подарок все: красоту, славу, богатство, почести, любовь, - говорила Тэйлор. - Но за свое счастье я расплачивалась катастрофами. Ужасными болезнями, разрушительными привычками. Но даже в самых страшных кошмарах я никогда бы не смогла представить себе катастрофу, обрушившуюся на меня за месяц до моего 65-летия: огромная опухоль в мозге, подлежащая экстренной операции». К счастью, опухоль оказалась доброкачественной. Приговор врачей: опухоль головного мозга, нужна срочная операция. Лиз мужественно встретит известие и даже попросит врачей, если операция пройдет неудачно, отключить аппараты искусственного поддержания жизни. «Не хочу быть овощем, жизнь которого поддерживают через трубочки». После удаления опухоли, оказавшейся величиной с мячик для игры в гольф, хирург, чтобы проверить, вменяема ли Элизабет, покажет ей обручальное кольцо и спросит: «Это ваше?» На что Лиз ответит: «Не знаю, у меня таких было много». - И, посмотревшись в зеркало, воскликнет: - «Я выгляжу как жертва убийства топором».
А вскоре, с лысым черепом, с жутким шрамом, пересекавшим затылок, без макияжа, Элизабет снимется для обложки журнала «Hello». «На меня смотрят тысячи людей, которые, быть может, находятся в таком же состоянии, что и я», - скажет Элизабет корреспондентам. -«И они, глядя на меня, подумают: «Уж если она смогла пройти через это, то и я смогу».
Но на этом страдания Элизабет, которая последние годы активно занималась благотворительной деятельностью, не закончатся. Два года спустя после операции на головном мозге актриса упадет у себя дома и сломает один из позвонков. В 2002 году пройдет интенсивный курс лечения рака кожи.
Отсутствие Элизабет на экране не отразилось на ее популярности и славе. Даже сами папарацци не понимают, в чем феномен Тэйлор. Она не снималась в фильмах многие годы и не показывалась ни на одном телешоу, однако ее снимки, по признанию фотографов, являются одними из самых продаваемых в мире. Папарацци Алан Загнер провел несколько часов на крыше госпиталя, где находилась больная Тэйлор, и наконец-то снял, как ее на носилках перевозили из госпиталя в машину. Загнер получил за эту карточку $100 тысяч долларов.
Местом ее постоянного проживания является Беверли-Хиллз - трехэтажный особняк, закрытый от посторонних глаз высокой оградой. В комнатах расположены уникальные полотна Ван Гога, Дега, Моне, Ренуара, Модильяни...
Всемирной популярностью пользуется ее парфюмерная продукция. Производимые ее фирмой духи соответствуют характеру и жизни Элизабет Тэйлор. Чего стоят одни названия: «Страсть». «Страсть для мужчин», «Великие бриллианты». Только духи «Страсть» за пять лет принесли ее фирме 325 миллионов долларов.
Элизабет Тэйлор обожает украшения, являющиеся музейной редкостью. Майкл Тодд подарил ей бриллиант в 30 карат, диаметром полтора дюйма. Ричард Бартон преподнес ей бриллиант Круппа 23,3 карата, жемчужину «Перигрина», подаренную Марии Тюдор в 1554 году, и уникальное колье, где царствует бриллиант «Тадж-Махал»...
Правда, Элизабет и легко расстается с драгоценностями, когда необходимо дать крупные суммы на благотворительные цели...
Она возглавила Американский центр по борьбе со СПИДом. А в 2000 году Тэйлор стала кавалером ордена Британской империи II степени. Этот титул приравнивается к рыцарскому. Так оценены британской монархией заслуги звезды, посвятившей себя благотворительной деятельности.
Престижный британский журнал «Эмпайр» включил Элизабет Тэйлор в список 100 самых интригующих людей всех времен и народов. По количеству прессы она, безусловно, одна из самых популярных женщин ХХ века.
Безусловно, Тэйлор - одна из самых прекрасных женщин когда-либо появлявшихся на экране и гораздо лучшая актриса, чем ее обычно считают. Ее бурная личная жизнь несколько заслонила значительную карьеру, в течение которой она выиграла двух Оскаров и получила пять номинаций.
Несмотря на слабое здоровье, она радуется жизни и не боится говорить о смерти. «Я всегда и всюду опаздываю. Я опаздываю даже к самому Господу Богу на небеса»- шутит Элизабет. «Я счастливая женщина, - утверждает Тэйлор. - Я много раз по-настоящему любила и совершила фантастическую карьеру в кино. Разве можно просить о большем? Я просто чертовски счастливая!»