Призраки / Gespenster
Год выпуска: 2005
Страна: Германия, Франция
Жанр: драма
Продолжительность: 85 мин
Перевод: Субтитры (русские + английские)
Русские субтитры: есть
Режиссер: Кристиан Петцольд / Christian Petzold
В ролях: Бенно Фюрман, Сабине Тимотео, Юлия Хуммер, Марианне Базлер, Орельен Рекуан
Описание: Три женщины по воле случая встречаются в Берлине. Скрещение этих трех судеб, ощущение глобального одиночества и напряженный поиск внутренней идентичности легли в основу психоделической драмы Кристиана Петцольда.
Своей демонстративной сдержанностью режиссер достигает сильного эмоционального напряжения - без всяких нарочитых эффектов и трюков. Фильм рождается из крупных молчаливых планов и разъедающей антониониевской рефлексии. Зыбкая реальность, в которой существуют герои картины и их чувства, обречена окончательно рухнуть, раствориться в финале, в котором тотальное одиночество поглощает всех, будучи сильнее и любви, и дружбы. На поверку все хрупкие связи, натянувшиеся между тремя героинями, оказываются иллюзорными, превращая всех участников драмы в призраков друг для друга.
В общем-то, характерную для европейского неформатного кино фабулу - отчаянную пубертатную любовь, оборачивающуюся пустотой и одиночеством, - на которой режиссеры порой не прочь эффектно поспекулировать, Кристиан Петцольд трактует без истеричного подросткового драйва и стилизованного инфантильного сознания, как то сделали бы Лукас Мудиссон или Леа Пул. Манера Петцольда - это скорее выдержанная холодность, определяющая инертное поведение всех его персонажей, будто замороженных безысходным фатализмом.
Возможно, немецкое кино, имеющее свою специфику на фоне европейского кинематографа, обретает новый вектор развития, помимо традиционного мощного стиля обращаясь к франко-итальянской поэтической рефлексии.
© Андрей Смирнов
Допольнительная информация: Это мой первый опыт перевода субтитров. Так что буду благодарна, если сообщите о всяких неточностях и т.п. в личку или на мыло.
Режиссер о фильме, о режиссере
Режиссер о фильме
У моего фильма два источника.
Однажды я оказался в почтовом отделении одного из городков на границе Франции и Бельгии и увидел фотографии нескольких пропавших девочек. Они исчезли давно, много лет назад. И их реальные фотографии из далекого прошлого сопровождали компьютерные реконструкции, как девочки могли выглядеть 2-3 года назад, и как они могли выглядеть сейчас. Эти компьютерные фотографии оставляли странное призрачное впечатление. На меня смотрели лица как бы из другого мира, без каких либо следов социального опыта, мысли, эмоций, бледные, нереальные. Портреты призраков.
В то время каждый вечер я читал своей дочери сказки братье Гримм. Многие из них брутальны, они пришли из времен тридцатилетней войны, из ужасной, беспринципной реальности. Эти сказки повествовали о том мире. Одна из них называлась «Маленький саван». В ней рассказывалось о маленькой девочке, которая умерла, и ее мать, не в силах вынести потерю, плакала все дни и все ночи. И вот однажды она услышала шум в доме и вдруг увидела свою мертвую дочь, сидящей в саване за маленьким столом, за которым ее обычно кормили. Затем девочка стала играть своими игрушками, которые так и остались нетронутыми со дня ее смерти. Прошло несколько дней. Мать заговорила со своим ребенком, и девочка в отчаянии взмолилась:
«Мама, ты не должна больше плакать обо мне, иначе я не попаду на небеса. Твое отчаянье держит меня здесь!» Но мать ничего не могла с собой поделать. И только в самом конце девочка попала на небо. Ужасная история. Впрочем, не для моей дочери, которая, как и все дети в ее возрасте, верит в небеса как в веселый праздник.
Мой фильм возник после этой сказки и призрачных портретов, увиденных мной на почте. Я вообразил, что одна из таких потусторонних девочек с компьютерной фотографии живет в Берлине. И ее ищет мать.
Кристиан Петцольд, декабрь 2004 (перевод с английского Андрея Смирнова)
О режиссере
Кристиан Петцольд родился в Хильдене в 1960 году, изучал германистику и театроведение в Берлинском университете, и в 1988 году поступил в Немецкую академию кино и телевидения. Какое- то время работал кинокритиком на радиостанции “Свободный Берлин” и в различных газетах. Просматривая по роду своей работы огромное количество фильмов, Петцольду захотелось снимать кино самому. В 1994 году он дебютировал в игровом кино фильмом «Девушка-пилот». Фильм «Внутренняя безопасность» (2000) получил главный приз немецкой киноакадемии. Его картина «Призраки» (2005), участвовала в 2005 году в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Фильм «Йелла» был отмечен в 2008 году премией немецких кинокритиков за лучшую операторскую работу, а так же как лучший игровой фильм, получил приз «Фемина» и премию «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль на Берлинском кинофестивале в 2007. Эти три фильма составили авторскую трилогию «Призраки». Кристиан Петцольд пишет сценарии для кино и телевидения, часто в соавторстве со знаменитым сценаристом Харуном Фарокки.
Качество: DVDRip
Видео: 576x320 (1.80:1), 25 fps, XviD 1.2 beta 1 (build 43) ~1092 kbps avg, 0.24 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~111.26 kbps avg