Дэнис Чемберс – Игра «в кармане» /Dennis Chambers – In the pocket/
Dennis Chambers – ударные
John Scofield – гитара
Gary Grainger – басс
Jim Beard – клавишные
1. Композиция «So you say»
– Денис, я хотел бы поговорить о некоторых музыкальных стилях, которые на вас повлияли. Что вы скажете о музыке Джеймса Брауна /James Brown/ ?
– Я начал слушать Джеймса Брауна в очень юном возрасте – мне было 5-6 лет. Тогда я стал выделять его музыку и пытался подражать ему, снимать многие его записи. Я учился играть ритмы, учился так играть музыкальные периоды. Были несколько барабанщиков, которых я знал «до ноты», мне нравился их стиль игры: Клайд Стаблфилд /Clyde Stubblefield/ и Мэлвин Паркер /Melvin Parker/. В Клайда я буквально влюбился, как молнией был поражён! Я считаю его самым интересным барабанщиком.
3. Композиция «Cold sweat» (партия баса и ударных)
4. Композиция «Pick hits»
5. Композиция «Pick hits» (партия баса и ударных)
– Что вы скажете о некоторых барабанщиках из Мемфиса, таких как Эл Джэксон /Al Jackson, Jr./ ?
– Мне нравится его игра! Когда он играл с Отисом Реддингом /Otis Redding/, с
"Бэгатис", Эм Джи’c /Booker T. & the M.G's/. Тогда эти вещи крутили по радио.
– И это повлияло на вашу игру «в кармане»?– Да. Играть в этой манере – «в кармане» – я начала учиться очень рано. Поскольку я учился играть музыку имитируя, «снимая» записи, в том числе и манеру «в кармане». В очень юном возрасте я увлёкся джазом. Я помню первое, что я снимал, был «Пять четвертей» /«Take five»/ Дейва Брубека /Dave Brubeck/ с Джои Морело /Joe Morello/. Затем я увлёкся Артом Блэйки /Art Blakey/, Фили Джо /Phily Joe/. Я никогда не ходил в музыкальную школу, я самоучка. Просто для меня это был самый лучший путь: я «снимал» эти записи и добавлял что-то своё. Ничего лучшего для меня тогда не было.
– И одновременно вы выступали. В журнале «Modern drummer» я прочитал, что вы начали работать в клубах с шести лет.
– Да, с шести лет! Сначала я был просто «малышом Дэнисом», которого приводили в клубы и сажали в маленькое кресло возле телефонной книги. Я садился за барабаны и играл. Я доставал до педали, но не мог играть на хай-хэте в то время. Полицейские врывались и гангстеры убегали очень быстро… Я имел возможность играть в клубах, поскольку моя мать работала певицей на подпевках в фирме «Motown», и она была местной знаменитостью. Поэтому мне разрешали приходить в клуб поиграть. Я был как бы «сыном полка».
– После Джеймса Брауна /James Brown/ и барабанщиков соул кого бы вы назвали следующим? «The meters» /Ziggy Modeliste/?
– Да, «The meters»… Я не знаю, кто был первый… Действительно, Джеймс Браун, а потом «The meters», я вспомнил! Когда я впервые услышал вещь «Cissy strut», это меня буквально сразило наповал! Барабанщик играл такие хитрые вещи на хай-хэте! Я до этого такого не слышал! Это было ещё до того, как Бёрнард Пёрдью /Bernard «Pretty» Purdie/ играл на хай-хэте в «Rock steady». Я имею в виду приём, когда вы открываете-закрываете хай-хэт, и вы держите бит при этом. Я просто влюбился в это!
7. Композиция «Cissy Strut» (партия баса и ударных)
8. Композиция «Cissy Strut»
– Харви Мэйсэн /Harvey Mason/, когда он играл в «Хедхантерс» /«The Headhunters»/, он меня сразил наповал! Я имею в виду такие записи как «Хамелеон» /«Chameleon»/ – потрясающе он играл там, отличная игра!
– Это своего рода вехи, этапы эволюции фанковой игры на барабанах.
– Да.
10. Композиция «Chameleon» (партия баса и ударных)
– Когда я увидел, как играет Билли Кобхам /Billy Cobham/, с этого момента мне захотелось играть фьюжн. Они играл на правосторонней установке и использовал левостороннюю тарелку райд. Она стояла здесь, слева *показывает*. Когда я это увидел, это стало чем-то совершенно новым для меня. До того момента я не видел, чтобы кто-нибудь так ещё делал.
– Это было новым вызовом для вас?
– Да. Всё, что я выучил на правую сторону, я тут же стал переделывать на левую. А затем, позже (хотя это воспринималось, как будто я выпендриваюсь) я перестроился и стал играть левой рукой многое из того, что играл раньше правой. А позже я присоединился к P-Funk и когда перкуссионист ушёл из группы, я поставил его кухню слева от себя. Он играл только палочками. В установке у него были два тимбалеса, несколько ковбел, несколько тарелок и прочие штуки – я уже забыл что. И когда он вернулся, я стал играть уже многие вещи. И ведущая была моя левая, поскольку мне приходилось играть перкуссию левой рукой и при этом играть ещё и на своей установке. Мне было это просто делать – партия барабанов позволяла, поскольку Джорж Клинтон /George Clinton/ хотел, чтобы я играл ровными четвертями на бас-барабане и на каждой первой доле ударял по тарелке крэш.
– Ну у него было ещё 20 музыкантов на сцене, о которых нужно было подумать!
– Да.
12. Композиция «One nation under a groove» (партия баса и ударных)
– Музыка Parliament Funkadelic очень сильно повлияла на мою фанковую игру. Вот именно тогда я научился играть в ритм-секции. Я имею в виду, что до этого времени я увлекался фьюжном, а когда вы играете очень много, не особо прислушиваясь к тому, что происходит вокруг, по крайней мере некоторые музыканты, с которыми я играл тогда фьюжн, были сильно увлечены этим. А когда я присоединился к P-Funk или Parliament Funkadelic, там было 20 музыкантов и они звучали как 20 музыкантов оркестра!
– Сколько лет вас было, когда вы присоединились этой группе?
– 18 или 19. Скорее 18.
– Это были ваши первые большие гастроли?
– Да, это смешно, поскольку я тогда учился в школе, играл в джазовых клубах, много играл джаз, много играл фьюжн, а потом мне позвонили и пригласили играть в Атланте, в штате Джоржиа. Тогда я начал репетировать с группой, а на следующий вечер после этого Медиссон Сквер Гарден – это было довольно дико! Я помню зажёгся свет, я посмотрел на всех этих людей – столько людей я ещё в жизни не видел! Я посмотрел на руки – руки дрожат… А зрители хлопали в ритм и все в группе стали прислушиваться, что там происходит в зале. Шеф тогда на нас прикрикнул и мы начали. Да, работа в P-Funk была для меня замечательным опытом!
– Как много времени прошло, прежде чем вы освоились в этой группе?
– За два месяца я освоился как член группы, но эта музыка стала для меня своей лишь года через три, с того момента, как я присоединился к ним. Я долгое время играл джаз, фьюжн, после этого фанк-музыка и funkadelic была была чем-то совершенно иным! Всю свою жизнь вы слушаете группу, вы анализируете её в юности и я ведь и мечтать не мог, что когда-нибудь буду играть с ними!
– Этот период – девять лет – когда вы испытывали серьезные влияния, а потом? Как менялось ваше исполнение ритма, этого фундамента, «игра в кармане» («in the pocket»)? Расскажите нам, как вы развили эти идеи Джоржа Клинтона /George Clinton/?
– Да, научился у него как «играть в кармане». Я даже не знал, что это значит, поскольку мне этого никто не объяснял, особенно в той организации. Это произошло позже. Я чувствовал себя неуютно и спрашивал: «О чём вы, парни, говорите? Что такое «карман»?». А означало это вот что. Вот ваш ритм – раз, два, три, четыре. Вы можете играть точно поверх бита, чего Джордж не хотел, он хотел немного задерживаться, запаздывать, играть чуть позади бита. Вот это он и называл «положить в карман». Но вы по-прежнему ощущаете время, бит, чётко знаете, где он находится. При этом возникает такое тяжёлое ощущение, ощущение заторможенности.
– А хай-хэт и малый барабан?
– Хай-хэт всё время точно выдерживает бит. Это похоже на то, что делает Стив Гэдд /Steve Gadd/ левой рукой. Некоторые его вещи, которые он играл в «Steely Dan», в некоторых случаях его малый барабан как бы за битом, чуть-чуть запаздывал. Это и есть «игра в кармане». Так это называл Джордж.
– И это же вы продолжаете делать, записываясь и сегодня, вне зависимости от того, секвенсорная это музыка или нет, вы по-прежнему этого придерживаетесь?
– Да, по-прежнему придерживаюсь, но у меня больше нет возможности делать такие вещи, поскольку я записываюсь со многими исполнителями, работающими с секвенсорами. А они хотят, чтобы я играл точно с битом. И если я немного запаздываю, им кажется, что у меня не всё в порядке с ритмом, со временем. Вам ведь нужно прежде всего создать приятное настроение на записи, живой дух. Единственная для меня возможность поупражняться в подобных вещах, это живые выступления в ритм-секцией.
14. Композиция «Flashlight» (партия баса и ударных)
– Ваши с Gary Grainger партии очень необычны, они очень плотно увязаны между собой, там много фраз, которые бас-барабаны играют вместе. Как это у вас получилось?
– Насколько я помню, John Scofield принёс эту вещь, там были аккорды и акценты. Мы начали играть ритмическую основу, которая отличалась от той, что на записи. Это было что-то совсем другое. А потом мы стали играть что-то триольное. Этому я научился, слушая Тики Фулвуд /Ramon «Tiki» Fulwood/. Gary менял свою линию баса, с тем, чтобы она отвечала тому, что делаю я. Он слушал меня, я слушал его. Я тоже что-то меняю, чтобы подстроиться под него. Вот так это было!
– И John Scofield даёт вам такую возможность?
– Да, Джон даёт нам такую возможность. Это замечательная черта Джона! Когда ты работаешь у него в группе, он не любит говорить, что тебе делать. Он приносит какую-то вещь и говорит, что ему нравится. Он говорит: «Хорошо бы так». А иногда он говорит: «Может быть, попробовать это». Впрочем, он это делает очень редко. Я даже и не вспомню. Обычно он просто приносит свои мелодии и говорит: «Вот мелодия, вот тут акценты. Мы разучим вещь». И всё! Он просто нам доверяет! Это имеет большой смысл, по-моему. Если вы работаете в группе, и если руководитель Вам доверяет, он позволяет Вам играть так, как вы считаете нужным, в этом есть смысл. Это похоже на то, как Вам, например, дали эскиз картины и Вам нужно её раскрасить.
16. Композиция «Blues matter»
17. Композиция «Blues matter» (партия баса и ударных)
– Очень многие думают, когда слышат, как я исполняю триоли на бас-барабане, что я позаимствовал их у Джона Бонэма /John Bonham/, поскольку впервые они услышали их у него, вероятно. Но для меня первым, кто делал это Тики Фулвуд /Ramon «Tiki» Fulwood/ в Funkadelic, а уже вторым был Джона Бонам. Джон Бонэм сделал этот приём знаменитым, потому что все увлекались роком. Ещё я услышал такие триольные конфигурации на бас-барабане в исполнении
Гени Даймонда / ? /. Этот барабанщик играл с
«Хау плэйерс», он показывал что-то такое: *играет*. Конечно, темп был побыстрее, песня была побыстрее. Это стало для меня ориентиром в этом направлении, и я стал этим заниматься.
– Вы говорили о барабанщиках 60-70-х, которые повлияли на вас. Интересно, когда вы впервые услышали Винни Колайута /Vinnie Colaiuta/?
– Я услышал Винни, когда я работал в P-Funk. И первое, что я услышал, это была запись «Joe's Garage». Когда я услышал это, я был абсолютно поражён его игрой! Сегодня у меня огромное количество влияний, серьёзный диапазон – от джаза до фанка – самые разнообразные влияния. «Смитти» Смит /Marvin «Smitty» Smith/ является одним из моих любимых барабанщиков. Его игра в стиле бибоп потрясающая! Есть и другие потрясающие вещи, которые он делает, его игра ритма замечательна! Джефф Вотс /Jeff «Tain» Watts/ – один из моих любимых барабанщиков. Томми Кэмбл /Tommy Campbell/, Дэв Векл /Dave Weckl), Стив Гэдд /Steve Gadd/,
Билли Стил /Billy Still ?/, Тони Вильямс /Tony Williams/ один из моих любимых барабанщиков. Есть ещё два барабанщика, которых я должен упомянуть. Я не знаю, многим ли они известны. Это Гари Хазбенд /Gary Husband/. Он играет сейчас в группе «Level 42». Раньше он играл с Алланом Холдсворсом /Allan Holdsworth/. Тогда он напоминал мне Тони. А другой барабанщик – его зовут Марк Мандезир /Mark Mondesir/. Оба эти барабанщика из Великобритании. Марк Мандезир – феноменальный исполнитель в стиле бибоп! Ещё есть Уил Кеннеди /Will Kennedy/, который играл с «Yellowjackets» и мне очень нравилась его игра. Вообще есть столько барабанщиков! Столько барабанщиков в Нью-Йорке!
– Когда вы приезжаете в Нью-Йорк вы ходите по клубам, слушаете барабанщиков?
– Да, я хожу прослушиваю ребят. Есть ещё человек, которого я должен упомянуть – это Ленни Уайт /Lenny White/. Как он настраивает свои барабаны, как он на них играет! Я просто «убит» его игрой! И Джэк ДеЖанет /Jack DeJohnette/. Это мои любимые барабанщики. Вы можете знать тех, кто постарше –
Вуд Максвелл /Wood Maxwell ?/, Элвин Квин /Alvin Queen/, Фили Джо Джонс /Philly Joe Jones/, Папа Джо /Papa Jo Jones/, Биг Сид Кэтлет /«Big» Sid Catlett/, Луи Белсон /Louie Bellson/, с которым у меня была возможность поиграть. Мне самому не верится, что я был с ним на одной сцене!
– Меня впечатляет, что вы очень открыты, готовы воспринимать всё! Вы как-то упомянули Джои Бэрона /Joey Baron/ – это совсем другая сторона джаза…
– Это тоже один из моих любимых барабанщиков. Когда я вижу кого-то вроде него, мне хочется бросить барабаны! У него настолько тонкий подход к игре, что хочется, глядя на него, что бы все играли так как он! Тоже самое, когда играет Ленни и Джои и многие другие. Глядя на них мне хочется уйти домой! Глядя на них я думаю, что нужно уходить в другую область и заниматься чем-нибудь другим. Может быть это странно, но некоторые разделяют эти мои чувства и, глядя на мою игру, тоже думают: «Пошёл-ка я отсюда».
19. Композиция «Loud jazz»
20. Соло + титры
Конец
Наборщик этого текста благодарит алфавит и клавиатуру за любезно предоставленные буквы.
Информационная поддержка:
http://www.drummerworld.com :: http://en.wikipedia.org