Романов Б. А. - Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.) 2-е издание [1966, DjVu]

Страницы:  1
Ответить
 

Faunus

Top Seed 05* 640r

Стаж: 16 лет 8 месяцев

Сообщений: 964

Faunus · 08-Окт-08 23:18 (16 лет 2 месяца назад)

Люди и нравы Древней Руси (Историко-бытовые очерки XI-XIII вв.)
Год выпуска: 1966
Автор: Романов Б. А.
Жанр: Сборник очерков
Издательство: Москва - Ленинград, "Наука"
ISBN: --
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 240
Описание: Очерки ленинградского профессора Бориса Александровича Романова (1889—1957) — книга примечательная и оригинальная. Она посвящена рядовому человеку древней Руси, с его житейскими невзгодами и радостями, мытарствами и раздумьями, человеку, как он есть — во всем его прозаическом обличье.
Образцы сканов:

Из вступления:
скрытый текст
"... это была эпоха не только великих дел, но и великого драматизма, эпоха, когда происходило становление древнерусского феодального государства, когда впервые со столь страшной всепоглощающей силой развернулся на Руси процесс классообразования, когда складывающиеся феодальные отношения охватывали все новые слои русского общества, все глубже раскалывая его на два антипода — трудящихся и господ. И именно в это время русский человек впервые пытается осознать происходящие вокруг него события, понять неуклонный и стремительный ход истории, который представляется ему то «промыслом божьим», то иронией злой судьбы. И именно в этот период, когда утверждаются на Руси освященные христианской церковью нравственные и моральные устои феодализма, рождаются и зачатки того житейского критицизма, который всегда был живым родником народного свободомыслия.
Тонко, ярко, с исключительным мастерством, почти художественно рассказывает Б. А. Романов о жизни той эпохи, помогая читателю не только понять, но и почувствовать ее биение, ее ход. Перед ним один за другим встают образы людей древней Руси. То это князья и бояре, их дружина и «вой», то это простые смерды и холопы, то, наконец, «отцы духовные». По всем, даже самым затаенным, самым интимным уголкам русской жизни XI—XIII вв. проводит автор читателя; вся жизнь человека того времени от рождения до смерти встает перед ним. И все это сделал автор, руководствуясь одним критерием — исторической правдой. И как иногда ни кажутся суровы и даже дики изображаемые автором картины быта и нравов той отдаленной эпохи, они всегда сохраняют на себе живые следы реальной жизни. И достигается это в первую очередь весьма оригинальным научно-литературным приемом — попыткой автора «заставить» людей той эпохи самих рассказать о себе. «Я ставил перед собой задачу, — пишет об этом Б. А. Романов, — написать не столько „специальное исследование", сколько научно-популярную книгу, которая помогла бы читателю почувствовать и понять далекую, хотя и родную ему эпоху через знакомство с ее людьми, — а для этого взял на себя, как толмач, перевести старинные слова, которыми они сами про себя когда-то рассказывали, на язык моего читателя и сделать это в той последовательности и в таких сочетаниях, какие подсказывались мне требованиями исторической правды» (стр. 15 —16).
/…/
Б. А. Романов поставил перед собой задачу не упростить историческую науку до уровня познаний не искушенного в истории, по любознательного читателя, а, наоборот, подтянуть, приобщить этого читателя (особенно молодого, начинающего) к исторической науке, сделать его сообщником историка в изучении своей родины, своего прошлого. Иначе говоря, Б. А. Романов поставил целью создать такую книгу, которая, хотя и была бы доступна для широких кругов читателей, однако не упрощала бы наши представления о прошлом, а как бы вводила ее читателя в жизнь прошлого через сложный и тернистый путь исторического познания, и вводила отнюдь не через парадный ход. Тем самым автор как бы раскрывает перед своим читателем всю кухню настоящего исторического исследования, показывая, как, почему, откуда познает историческая наука подлинную правду жизни тех отдаленных эпох. Раскрытие правды жизни, правды о наших предках — вот основная цель труда Б. А. Романова, который хотел не только рассказать, но и доказать, убедить читателя в достоверности того, о чем он пишет. /…/ Мы уверены, что, прочитав книгу Б. А. Романова, любознательный читатель (а именно, мы еще раз повторяем, для такого читателя писал автор) не только узнает много нового, интересного и важного, но и убедится, что историческая наука — это отнюдь не собирание просто фактов и создание занимательных новелл о прошлом (и, по мнению современного «мизантропа», очень субъективных), а сложное и трудное дело познания человека и его борьбы за свое будущее. И что историческая наука — тоже очень точная наука и даже, быть может, не менее точная, чем науки естественные. ..."
(Из вступительной статьи Н. Е. Носова "О книге и её авторе")
Содержание:
скрытый текст
О книге и ее авторе (Н. Е. Носов]
От автора
Глава первая. «Мизантроп» XII—XIII веков
«Слово» Даниила Заточника. Свободный муж в беде (стр. 17). Князь X в. и князь XII в. (стр. 20). «Послание» Заточника XIII в. и «Русская Правда». «Дворянин» XIII в. (стр. 24). Он верный сын церкви, но чернечество не для него (стр. 31). Неравный брак тоже не для него. «Злая жена» (стр. 32). Внутренняя цельность афоризмов Заточника (стр. 38).
Глава вторая. Феодальная «челядь»
Чага и кощей «Слова о полку Игореве» (стр. 39). Челядин и холоп X в. «Челядь» и «скот» (стр. 41). Холоп в быту господ (стр. 45). Дифференциация холопства. «Челядин полный» и «челядин наймит». Церковь и холопство (стр. 50). Освобождение холопов. По-рабощение через закабаление (стр. 55). Холоп в бегах. «Переимщики». Холоп на воле по делам господина. Холоп «в бегах» меняет фирму и расширяет свои операции. Холоп бежит, покрав соседей (стр. 58). Жена холопа. «Роба» (стр. 64). Бедняк продается в холопы. Свободный милостыник (стр. 66). Закупы: побежал — холоп, продан — волен уйти (стр. 69). Закуп на своем дворе. Он на дворе господина. Закуп и живой господский инвентарь (стр. 71). Его жизненный уровень. Он не платит продаж, как и холоп (стр. 77).
Глава третья. «Свободные» смерды
«Продажа». Виры (стр. 80). Убийство — бытовое явление. Убийство — источник государственного дохода (стр. 84). «Продажа» и вервь. «Творимые» виры и продажи (стр. 87). Смерд — это как бы и не человек. «Правда» Ярославичей подымает его до холопа. Ян Вышатич на Велоозере (стр. 90). Полемический характер рассказа 1071 г. (стр. 96). Смердолюбие Мономаха в летописных записях 1103 и 1111 гг. (стр. 101). «Протокольная» трактовка этих текстов у Б. Д. Грекова и С. В. Юшкова (стр. 107).
Глава четвертая. Светские феодалы
Дружинные нравы. Дифференциация в княжом «огнище» (стр. 111). Предания о дохристианских князьях и дружинниках:
Игорь, Святослав, Ольга, Святославичи, Владимир (стр. 119). Святошины бояре. Дружина Игоря Ольговича (стр. 124). «Ловы» (стр. 126). Мономах в своем «Поучении». Его советы в сфере личной жизни. Политические. Клятвы и крестоцелования. «Устранение» от церкви (стр. 127). Князь в своем «доме». На походе. «Труды» Мономаха. Читатели Заточника и Мономаха (стр. 136). Приемы междоусобной борьбы (стр. 141). Эпизод из феодальной борьбы 1194—1196 гг. «Слово о полку Игореве» продолжает традицию Мономаха. Заточник стоит вне ее (стр. 146).
Глава пятая. «Отцы духовные»
Епископы XI—XII вв. (стр. 150). Низы черноризчества (стр. 154). Печерский монастырь. Феодальный быт и «Студийский» устав. Феодосии в жизни и хозяйстве монастыря (стр. 156). Печерскис иноки (стр. 161). Монастырь под напором искушений извне. Церковники на мирских ассамблеях (стр. 165). Поп, какой он есть и каким должен быть (стр. 168). Поп в своем домостроительстве. Среди прихожан (стр. 172). Его борьба с язычеством. Поп и женщина — духовная «дщерь». Епитимья. Исповедь. Причащение (стр. 173). Грех в личной жизни попа (стр. 178).
Глава шестая. «Жизнь человека»
Рождение. Кормление. Крещение. Причащение. Дети «язычной девицы». Христианские дети, не надлежаще зачатые. Младенец, неродившийся: а) по вине церкви; б) по вине матери (стр. 182). Дети в великом посту. Продажа детей. Пробуждение пола (стр. 186). Отрок холостой. Девица в лоне семьи. Венчальный брак любой ценой (стр. 189). Единобрачие и многобрачие. «Мужеска жена», «чужая жена». Жена «злая» и жена «добрая» (стр. 192). Вопрос о разводе. Многоженство. Параллельная семья. Моногамия (стр. 198). Имущественные отношения в семье (стр. 204). Семья как основная ячейка древнерусского общества (стр. 209).
Глава седьмая. На распутье
Заточник за чтением «Слова о полку Игореве» (стр. 213). Работное ярмо в «Послании» Заточника. Общественная формула Заточника (стр. 215). Законодательные тревоги XII в. Церковь и «По-слание» Заточника (стр. 217). Заточник в закупах. «Устав о закупах» не удовлетворяет господ. «Устав о холопах» вскрывает их маневры (стр. 219). Мнение об этом уставе В. О. Ключевского и А. Е. Преснякова. Основная тенденция «Устава о холопах» (стр. 223). Две ситуации в ст. 110 «Пространной Правды». Милостыники 111-й статьи ее. Заточник в милостыниках (стр. 226). Заточник на распутье (стр. 230). «Поучение исповедающемуся» учит его смириться и принять жизнь, как она есть (стр. 232).
Список сокращений
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

bobris600

Стаж: 16 лет 10 месяцев

Сообщений: 2


bobris600 · 25-Ноя-09 21:09 (спустя 1 год 1 месяц)

Спасибо за книгу теперь не придется сидеть в историчке
[Профиль]  [ЛС] 

victous

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 20


victous · 27-Ноя-09 23:55 (спустя 2 дня 2 часа)

Какая прелесть эта книга! Спасибо.
[Профиль]  [ЛС] 

agurets

Стаж: 16 лет

Сообщений: 215

agurets · 21-Апр-12 10:13 (спустя 2 года 4 месяца)

Это не искусствоведение и не культурология, это нормальная монография по истории Древней Руси. Ей здесь не место.
[Профиль]  [ЛС] 

marysch

Стаж: 11 лет 3 месяца

Сообщений: 6


marysch · 01-Окт-14 11:08 (спустя 2 года 5 месяцев)

agurets писал(а):
52660683Это не искусствоведение и не культурология, это нормальная монография по истории Древней Руси. Ей здесь не место.
Почему же не искусствоведение или культурология? Монография-то по менталитету.
[Профиль]  [ЛС] 

Skaramusch

Top Seed 08* 5120r

Стаж: 16 лет 9 месяцев

Сообщений: 15346

Skaramusch · 24-Янв-16 17:00 (спустя 1 год 3 месяца)

Перенесите в историю России.
Укажите в оформлении, что это 2-е издание.
Было бы также неплохо обновить скриншоты.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error