Флоровский Г.
Пути русского богословия
Год выпуска: 2003
Автор: Протоиерей Георгий Флоровский
Жанр: Православная литература
Формат: DOC
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: часть I - 183, часть II - 230
Описание:
Издание второе, исправленное и дополненное, 2003 год.
Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.
Предисловие.
(К репринту 1983 года, YMKA-PRESS, Paris)
Книга “Пути Русского Богословия” протоиерея Георгия Флоровского, плод его огромной эрудиции и выражение церковно-исторического мировоззрения, справедливо признается — и, вероятно, всегда будет признаваться — его главной научной заслугой. Книга была написана в последние предвоенные годы в Париже и явилась завершением работы над полной историей православного Предания, начиная с раннего христианства и кончая нашей эпохой. Его книги “Восточные Отцы Четвертого Века” и “Византийские Отцы,” т. е. первая часть его главного труда, вышли за несколько лет до “Путей Русского Богословия” и в свое время могли считаться замечательным введением в святоотеческую мысль с православной точки зрения. Однако, ни по оригинальности подхода, ни по новизне содержания, ни по объему информации книги отца Георгия об отцах древней Церкви не обладают той силой и исчерпывающей глубиной, с какими написаны “Пути.” От древних отцов Флоровский воспринимал нормы и критерии суждения, а обращаясь к истории русского Православия, он прилагал эти нормы к живой реальности, к опыту той культуры, к которой он сам принадлежал и к которой принадлежим все мы.
Часть I. История русского богословия. Его становление.
Оглавление.
Предисловие.
Предисловие автора.
I. Кризис русского византинизма.
1. Молчание или раздумье?
2. Синтез византийской “сухости” и славянской “мягкости.”
3. Русский эллинизм.
4. Апокалиптические мотивы в русском богословии XIV-XV веков. Взгляд в сторону Запада.
5. Борьба с ересью “жидовствующих.” Еще больший поворот к Западу.
6. “Осифляне” и “заволжцы” — два религиозных замысла, два религиозных идеала.
7. Победа “западничества” — под знаком “старины” и “собирания.”
II. Встреча с Западом.
1. На распутье.
2. Старец Артемий и князь А. М. Курбский.
3. Начало печатания богословской литературы на Западной Руси.
4. Против Унии.
5. Петр Могила.
6. Эпоха западно-русского богословия.
7. Заключение.
III. Противоречия XVII-го века.
1. Не спячка, скорее оторопь...
2. “Книжная справа.”
3. Реформы патриарха Никона.
4. Трагедия раскола.
5. Иноземцы.
7. Начала регулярного образования.
IV. Петербургский переворот.
1. Смысл церковной реформы Петра Великого.
2. Программа Русской реформации.
3. “Реформаторство” Феофана Прокоповича и борьба против протестанства.
4. Духовное образование по форме — двоеверие по сути.
5. Век ХVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях.
6. Масонство.
7. Собирание духа в ответ на рассеяние Просветительского века.
V. Борьба за богословие.
1. Пробуждение сердца, но не пробуждение мысли. Теократический утопизм.
2. Император Александр — символ своей эпохи, эпохи религиозно-утопической.
3. Возрождение мистицизма.
4. Преобразование системы духовного образования.
5. Российское Библейское общество.
6. Русский перевод Библии.
7. Святитель Филарет, митрополит Московский.
8. Богословские воззрения святителя Филарета.
9. “Сердечное богословие” и “неологизм.”
10. Немецкое направление — “облегченное, уклончивое и зыбкое бословие.”
11. Пути реформирования духовного образования.
12. Итоги Александровско-Николаевских преобразований в духовно-образовательной сфере.
Часть II. На пути к катастрофе. (Кризис церковной культуры).
Оглавление.
VI. Философское пробуждение.
1. Начало “великого ледохода” русской мысли.
2. Рождение “русского любомудрия.”
3. Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
4. Историософия русской судьбы.
5. Западничество в среде славянофилов.
6. Религиозные воззрения Гоголя.
7. А. С. Хомяков — идеолог славянофильства.
8. О месте и роли Церкви.
9. Три периода русской философии.
10. Религиозный кризис “возбужденных семидесятых.”
11. Владимир Сергеевич Соловьев — трехчленная схема “вселенской теократии.”
12. Николай Федорович Федоров — “блеск мечты не есть пламень благодати...”
13. Заключение.
VII. Историческая школа.
1. Общие предпосылки церковных преобразований.
2. Русская духовная журналистика и подготовка общественного мнения к восприятию церковной реформы.
3. Столкновение косности и мечтательности.
4. Новые попытки перевода Библии на русский язык.
5. Реформа духовной школы.
6. Начало научного осмысления Истории Церкви.
7. Исторический метод систематического богословия.
8. Влияние философского кризиса 60-х годов на богословие. Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский.
9. Религиозный кризис 60-70 годов. Лев Толстой, как зеркало русской интеллигенции.
10. Эпоха Победоносцева.
11. Проблематика христианской совести. Антоний Храповицкий.
12. Морализм в русском богословии. Михаил Михайлович Тареев.
13. Опыт антропологического построения богословской системы. Виктор Иванович Несмелов.
14. Заключение.
VIII. Накануне.
1. Время искания и соблазнов.
2. 90-е годы Соловьева. (От религиозной мысли к религиозной жизни).
3. Петербургские “Религиозно-философские Собрания” 1901-1903 годов.
4. Планы церковной реформы.
5. Религиозная философия начала века.
6. Заключение.
IX. Разрывы и связи.
1. Русская душа на роковом перекрестке. Завязка русской трагедии культуры.
2. Ересь новых гносимахов. Ненужное богословие.
3. Выпадение из богословского преемства — трагедия Русского Православия.
4. Кризис обличительного богословия. “Православие призывается во свидетельство.”
5. Новое богословское исповедание.
6. Подвиг свидетельствовать, творить и созидать.
Доп. информация: Релиз РГ