Молодой студент Андрея Донатовича Синявского в студии МХАТ - Володя Высоцкий, еще своих песен не писал, но лихо исполнял блатняк и устные одесско-еврейские хохмы. Прознав о привязанности Синявского и Марии Розановой к этому жанру, Владимир стал частенько захаживать в гости и с удовольствием исполнял разную "Мурку" не стесняясь употреблять родной матерок.
Синявский в технике ничего не понимал, а вот Мария Розанова записывала Владимира Высоцкого и с её слов, его самые первые магнитозаписи были сделаны на стареньком магнитофоне именно на их квартире -
"Высоцкий в нашем доме пел еще тогда, когда он своих песен вообще не писал и пел только разные блатные, дворовые. Студенты пронюхали, что Синявский обожает блатные песни, а мы с ним, между прочим, на этом и сошлись, на любви к такой вот всякой странной словесности. «Параллельная словесность» – обычно я ее так называю. И вот, как-то привалила целая куча студентов, и среди них Высоцкий был главным певуном. А потом, когда Высоцкий начал сочинять собственные песни, он поначалу ужасно стеснялся, не мог даже сказать, что это песни его, и говорил, что просто где-то их слышал. Но потом, правда, все-таки признался. У нас был, знаете, такой старый магнитофон, с большими катушками. И первые записи Высоцкого были сделаны в нашем доме. Это было очень давно." (М.Розанова)
"...Синявского арестовали на улице, и когда пришли с обыском,– я даже не знала, что он арестован, хотя внутренне давно была к этому готова. ...Представьте себе, вот они делают обыск, три дня. Так вот, когда уже кончался обыск, они вдруг загребли Высоцкого. И тут я не выдержала и стала спорить: ордер же по делу Синявского, а к магнитофону Синявский никакого отношения не имел. Он вообще был полный технический кретин, ничего в этом не понимал… Но они все равно пленки унесли, со словами: «Мы только послушаем и вернем. И с концами… Это все были «опера». И вот, когда со мной стал работать следователь, допрашивать, я тогда его и спрашиваю: «А где же опись?». Следователь меня опять стал уверять, что у них ничего не пропадает, и опись обязательно будет. Наконец, на одном из допросов мне эту опись дают, а я ее прочитала и говорю: «А опись-то неполная. Не хватает трехтомника Пастернака!» (Трехтомник был потихоньку перепрятан Марией Розановой нарочно). Тут началось: ай-яй-яй, почему, что… Как они меня стыдили! И мне действительно было стыдно, потому что они старались делать обыск вежливо, не грубили, не хамили, короче, все делалось «в белых перчатках». Кто-то из них мне, помню, даже сказал: «Ведь мы с вами даже вместе чай пили, так все было мирно, так по-комсомольски все было. А вы на нас такое!» Я понимала, что я сволочь, их оклеветала, но что поделаешь – на войне как на войне! Мы же находились с ними в состоянии войны… В общем, в конце концов я согласилась забрать назад свое заявление, если они вернут пленки Высоцкого. И получила их обратно." (
https://femme-terrible.com/abroad/maria_rosanova/)
Несколько десятилетий эти пленки Мария Розанова никому не давала, пока они не перекочевали из её рук на хранение в Гуверовскую библиотеку Стенфордского университета. Правда, частично, записи публиковались на виниле в серии «Светлой памяти Владимира Высоцкого»
Я мало что знал об этой истории, пока сегодня мне не позвонил добрый знакомый "Д" знаток и исследователь творчества и жизни Владимира Высоцкого и в разговоре, он напомнил мне, как однажды я разыскал неизвестные кадры кинохроники похорон Бориса Пастернака в Гуверовской библиотеке, и по просьбе уже Елены Владимировны Пастернак, Стенфорд прислал запись и это, в свою очередь, подтолкнуло "Д" и его коллег обратиться туда же, с просьбой прислать копии Розановских записей Владимира Высоцкого.
Он рассказал где я могу их найти, и вот сейчас, у вас есть возможность прослушать эти записи.
Вкратце даю список того, что никогда не публиковалось ранее, среди части вещей уже известных специалистам -
"На пластинках серии «Светлой памяти Владимира Высоцкого» не были опубликованы следующие песни из фонограммы 00_0010 :
2, 5, 10, 11, 12 и устный рассказ 18. При этом чужие песни 10, 11 и 12 нигде и никогда более в исполнении Высоцкого не встречаются. 11 и 12 это понятно песни Булата Окуджавы, песня 10 - это довольно известный «белогвардейский» романс"
Примечательны устные рассказы - никогда не доводилось слышать ранее:
18. Устный рассказ: 'За смерть Костика Капитанаки' (2:23)
19. Устный рассказ: 'Двое блатных обсуждают Анну Каренину' (1:36)
20. Устный рассказ: 'Почему Мотя Рабинович не пришёл в школу' (1:31)
21. Устный рассказ: 'В одном провинциальном городе' (Фауст) (1:46)
17. Устный рассказ: 'Имею ли я право быть космонавтом' (1:25)
18. Устный рассказ: 'В ресторане к полковнику подходит человек' (1:29)
19. Устный рассказ: 'Шалава с собачкой' (2:38)
24. Устный рассказ: 'Рекс - собака полковника' (3:06)
26. Устный рассказ: 'Однажды я пошёл в ВТО' (4:36)
27. Устный рассказ: 'О Валентине Терешковой' (0:44)
И еще редкость - Последний троллейбус идёт по Москве (с А.Синявским) (1:45)
Ты сидишь одиноко и смотришь с тоской (А.Синявский) (2:26)