s10241875 ·
08-Дек-23 01:15
(спустя 3 месяца 3 дня)
Предки наши троянцы
Издание "Литературные памятники" РАН.
Произведённые создающее национальный миф британцев.
Народ, поднимаясь на вершины исторического самосознания, стремится заложить основы, которая бы показала его место в мире, показала, что он не менее велик, чем соседи, а скорее всего превосходит их. Обычно степень фантазии здесь обратно пропорциональна реальному политическому могуществу. Греки могли легко показать своё происхождение от богов и поэтому для них из мифы имели другое значение, чем для нас - посторонних варваров. Римляне доказали, что они потомки великих противников греков - троянцев и тоже происходят от богов, а значит их покорение ойкумены - это такой троянский реванш и вообще мы круче греков. Северные народы, жившие на периферии римского мира должны были уже что-то изобретать на этой основе. И обосновать как они не хуже, а скорее лучше римлян.
"История бриттов" Гальфрида Монмутского повествует о том, что бриты произошли от рода Энея и римлянам двоюродные братья. только более здоровые и сильные, просто более склочные, поэтому мир не захватили. Отсюда вывод: кельты типа галлов, ирландцы шотландцы нам, бриттам, не братья (про языковое единство тогда не знали) и вообще сброд. Зато бриты, валийцы и в некоторой степени корнцы и бритонцы - нормальные троянские троянцы. Бритонцы даже больше сохранили древнюю бриттскую культуру, а валийцы несколько одичали, хотя прямы потомки Энея. Здесь замучу, что саксы и прочие англы в книге враги и захватчики. Поэтому сугубо про-английские авторы, как Толкин, чувствовали некоторое отторжение всей артурианской мифологии, несмотря на ассимиляцию бриттов саксами. Гальфрид заметный классицист и к греко-римским богам (но не германским) относится скорее серьёзно и богобоязненных язычников-бриттов скорее уважает. Можно подумать, что мы читаем работы языческого античного автора. Книга служила для последующих поколений английских авторов и художников источником сюжетов, так что кто хочет видеть оригинального короля Лира - то это к Гальфриду. Тут надо сказать ещё об одно источнике национальной мифологии - "Деяния Данов" Саксона Грамматика, но там больше нордической суровости и стилистически она читается бодрее. По артуровской мифологии любят приводить рыцарский роман Мелори "Смерть Артура" - гороздо более унылое (я нашёл его скучным, а язык бедным) проведение, чем фантастическая хроника Гальфилда: даже мифологизированная история лучше, чем плохой компендиум рыцарских романов Мелори, но Томас ценим за энциклопедию артурианы. Гальфрид жесток: тольное истребление чужого народа вместе с женщинами и детьми здесь доблестное деяние виликого короля. Бритты сидели на своих островах и резали всяких великанов, пока часть народа не увёл часть народа завоёвывать Рим (и грецию) - Бренн естественно британец. Потом римляне пришли мстить и если бы не раздоры бриттов - не видать им островов. Соседние Ирландия и Шотландия оказались заселены всякими скифскими беженцами от которых пошли ирландцы и шотландцы. Британия вошла в римскую державу скорее как равноправный партнёр и быстро была крещена а ещё все лучшие императоры Рима были Бритты, как Константин. Бритт Магн Максим Максимиан увёл цвет бриттских воинов покорять рискую державу и хотя он там всех покорил, его коварно убили, а воины рассеялись. Корнцы заселились в Арморику и там привили высокую бриттскую культуру. На родине осталась же одна деревенщина и мужичьё, которое не может воевать (феодальное же общество) и свою "помощь" по защите островов быстро предложили Хенгист и Хорса - короли саксов. Тут бы и конец бриттам, но родился Артур и всех победил. Там ещё был чёртов сын (буквально) Амвросий-Мерлин, который много всего напррочил. Артур здесь не "вечный король" без времени, как у Мелори, а активно восстанавливает римскую империю, но уже на бриттских началах и уже готовится, видимо, захватить Восточный Рим, когда его предают и он уезжает восстанавливаться на Авалон. Бритты ещё пытались отбиться от саксов после при Кадваллон и почти получилось, но вечные склоки и погибла бриттская земля. Так заложена национальная мифология. Только чья? Скорее валлийцев и бритонцев.
"Жизнь Мерлина" латинская гекзаметрическая поэма про Мерлина Амвросия. Возможно в оригинале не совсем гладкая, но в переводе просто замечательна. Содержит обширные знания средневековых бестиариев и этимологий Исидора. Широкими описаниями мира напоминает "Щит Геракла" из Гомера. "Предсказания" о современных автору событиях. В отличие от Хроники - не была популярны до "переоткрытия" в 19 веке. Мерлин здесь король и отшельник.
Ненний. История Бриттов. Архаичный труд валлийского монаха Ненния - один из первых источников знаний об Артуре и пост-римской Британии. Ненний кажается более привержен библейской истории и генеалогии героев от Ноя, а не от Энея. Труд много переписывался и справлялся, так что Юпитер оказывается потоком Хама. Большое место уделено историям о святых. Историческая часть менее фантастична и автор не так возвеличивает бриттов. Это бессвязное , но более "средневековое" произведение. В конце повесть о природных "чудесах" Британии. Один из главных исторических источников Гальфрида Монмутского.
Небольшое посвящение в духе учёной средневековой поэзии на хронику Гальфрида от Мадока Эдейрнского.
Это интересная книга для: любителей средневековой литературы, изучающих национальную мифологию британцев, желающих познакомиться с артурианой до рыцарских романов. Я получил гораздо больше удовольствия от чтения, чем от однообразного сочинения Мэлори.
glarus63, благодарю!