Маленький исторический экскурс.
Пока SEGA довольствовалась успехом SG-1000 и SC-3000, прогресс не стоял на месте. Компания Nintendo решает создать свой собственный персональный компьютер для Японского рынка. Famicom (сокращение от "Family Computer") родился в Июле 1983 года и продавался по цене 14800 Йен, однако.. популярности в первый год приставка не имела. Хиты, портированные с игровых автоматов приносили свои бонусы, но идея игрового компьютера была провальная изначально. В это время, Atari окончательно убивает рынок видеоигр в США и Nintendo направляют туда свой взор. 1984 год стал историческим. игровой рынок переживал полосу тяжелейшего кризиса. Компания SEGA смогла выжить только благодаря тому что часть акций выкупил японский предприниматель Hayao Nakayama, (ранее он был дистрибьютором продукции SEGA на японском рынке), а контрольный пакет акций приобрел японский холдинг CSK. Этот момент принято считать рождением такой SEGA, какой мы видим ее и сейчас. Hayao Nakayama стал президентом, в компании осознали, что любое "железо" имеет свой жизненный цикл, и нельзя зацикливаться на чем то одном.
Официально Nintendo Entertainment System (NES) появилась в США в начале 1985 года и фантастически быстро набрала популярность благодаря новаторским играм и ценовой политике!
SEGA MARK III
Sega SG-1000 Mark III, или просто Sega Mark III, была третьим и последним усовершенствованием линейки консолей SG-1000. Создали консоль на останках провалившейся SC-3000 и 20 Октября 1985 года она появилась как ответ Sega на Nintendo с её Famicom, правда по цене 15000 Йен. В течение последующего года искались пути выхода на рынок Гонг Конга и оттуда на западные рынки, однако, это происходило уже спустя 3 года после появления Famicom, и SEGA полностью прочувствовала всю серьёзность конкуренции с Nintendo!
Внешне Sega Mark III сильно напоминала Mark II, тот же порт картриджей и разъём для карт. Дополнительно можно было подключать клавиатуру SK-1000, уменьшенную версию принтера и графическую доску для рисования. Как и SC-3000, Sega Mark III была сконструирована по стандарту MSX с "удовлетворяющим всем требованиям" 3.6 Мгц Zilog Z80 в качестве центрального процессора. Некоторые улучшения коснулись графики (64 спрайта вместо 32). Вот чем может похвастаться Sega Mark III, так это первым встроенным PCM звуковым синтезатором, выдающим 4-х канальный звук, а не жалкое попискивание стареньких 8-ми биток! В довершение к этому, был ещё и FM синтезатор, Yamaha YM-2413 FM, позволяющий добиться поистине качественного звучания! Ещё 9 каналов, 15 запрограммированных музыкальных инструментов делали Mark III очень крутым компьютером. Card Catcher всё-таки был встроен в приставку, так что можно было играть как в игры на картриджах от SG-1000, так и в игры на Game Card, целых 2 игровых порта! И ещё, Sega Mark III стала первой приставкой, в которой была задумана идея виртуальной реальности (3D очки).
Однако Sega не смогла сдержать натиск Nintendo на рынок видеоигр. После начала продаж Famicom, прибыли Sega начали планомерно снижаться. Нет сомнения, что Mark III был лучше во всех отношениях, но Famicom был дешевле и к тому времени УЖЕ обладал богатой библиотекой игр. Следуя по стопам Nintendo, Sega издаёт Mark III в новом исполнении. Обрезаются все порты и навороты, приставка становится просто 8-ми битной консолью. Порт Card Catcher сохранили, как и порт картриджей, порты джойстиков и A/V порты. FM синтезатор был интегрирован в Японскую версию приставки, но отсутствовал в экспортных вариантах, в целях снижения цены. Первое время все приставки комплектовались световыми пистолетами.
Sega Master System
Переизданная приставка, с уже привычным названием Sega Master System, была готова потеснить Nintendo на игровом рынке. По свежей идее, новую приставку сначала экспортировали в США, а уже потом планировалось выпустить её и в Японии.
Итак, в Июне 1986 года SMS появилась в США и за первые четыре месяца было продано около 125000 консолей по цене 200$ за штуку, а в Ноябре 1987 года приставка "вернулась" и в Японию. Однако, в США всё было давно уже схвачено и за всё заплачено. Nintendo владела 90% рынка, тогда как Master System, INTV, и Atari 7800 довольствовали 10 процентами. За этот же период времени Nintendo продала 2 миллиона NES, это в 16 раз больше чем SMS! Всё это не льстило репутации Hayao Nakayama, автору идеи покорения Запада, и в 1988 году, всё, что касается Master System в США отдали компании Tonka, которая должна была поднять продажи и популярность приставки. Это было роковой ошибкой, повлекшей за собой полный провал и многие геймеры просто не узнали что есть такая приставка - Sega Master System. Напомню, что позиция NES к этому времени была уже гипер-популярной, а хитрая политика лицензирования игр просто не оставила поддержку от независимых производителей игр на территории Америки.
Глупая маркетинговая деятельность Tonka вынудило Sega of America в 1990 году отозвать у неё все права на SMS. Приставку основательно пересмотрели и издали как Sega Master System II. (напомню, что к этому времени Sega Genesis уже начала вгрызаться в мир NES). SMS 2 стала просто игровой консолью и ничем более. Были обрезаны: слот Game Card, лишние лампочки, кнопка reset, порт расширения, чудаковатый BIOS (со встроенными инструкциями и мини-игрой). Sega старалась наверстать то, что в своё время упустила Tonka, но на закате 8-ми битной эры это было уже не нужно никому.
Несмотря на обидный провал в США, SMS вскоре воскреснет в другой реинкарнации и в другом виде. К этому мы ещё вернёмся, а пока отмечу, что кое-где приставка имела хороший, а кое-где даже оглушительный успех!
Европа
Если в Америке царствовала Nintendo со своим 8-ми битным детищем, то в Европе правила Sega. Master System появилась в Старом Свете в Сентябре 1987 года. До 1990 года (появления Sega MegaDrive), приставка расцвела, её поддержали многие производители игр, в том числе и такие известные, как: Absolute, Activision, Acclaim, Codemasters, Core, Domark, Flying Edge, Image Works, Sony Imagesoft, TecMagik, Tengen (она же Atari), U.S. Gold и Virgin. Хвалённая NES не смогла превозмочь популярность SMS в Европе, несмотря на то, что побила её в Азии и Америке! Никакие методы не помогали. Даже унизительное лицензирование популярных игр SMS для их выхода на NES не принесло плодов. Успех SMS в Европе был настолько огромен, что Sega официально признаёт третий главный рынок видеоигр и открывает Европейские корпоративные офисы в следующем году. С другой стороны, доминирование SMS не дало возможности Nintendo открыть Европейские офисы для поддержки NES. Официально 8-ми битная технология от SEGA поддерживалась вплоть до 1996 года, уступив место новой консоли - Sega Saturn.
Но успех SMS был бы не полным, если не упомянуть ещё об одном, очень необычном рынке, где приставку приветствовали просто на УРА! Компания Tec Toy выпускает третью и последнюю официальную реинкарнацию SMS где бы вы думали? В Бразилии, в 1989 году. Вновь наречённая приставка Sega Master System III, была несколько модифицированной SMS 2 и имела встроенные игры (Alex Kidd In Miracle World, Hang-on / Snail Game, Hang-on / Safari Hunt, Sonic The HedgeHog). В небогатой стране это сыграло главную роль и геймеры с благодарностью раскупили более 2 миллионов приставок в течение 8 лет (1989-1997). Tec Toy поступила очень грамотно, локализуя многие игры, переводя их на Португальский язык и переименовывая главных персонажей в известных Португальских героев комиксов. За это время было конвертировано и несколько игр от Game Gear (например Sonic Blast). Не так много хитов было выпущено под лицензией Tec Toy, но один известный назову - Street Fighter 2. И это без пиратства!!
Технология Master System воскресла в Game Gear, которая по сути была портативной SMS с некоторыми улучшениями. Так же Сега выпустила переходник "Power Base Converter", позволяющий играть игры SMS на Genesis.
А почему же всё-таки такая отличная портативная приставка потерпела сокрушительный провал в США?
Nintendo пришла на этот рынок годом раньше (согласитесь, это много значит).
Эксклюзивное лицензирование. Nintendo владело 90% рынка видеоигр и навязывала соглашения, по которым игры, производимые для NES не выпускались больше ни для одной другой платформы без согласия Nintendo.
Nintendo влилась в жизнь страны, в её быт, став именем нарицательным (как Ксерокс, который правильно было бы называть копировальным аппаратом, Nintendo называли все игровые приставки).
Ужасная библиотека игр у SMS. Именно такой она появилась перед взорами игроков. Позже были сделаны некоторые хиты, например Phantasy Star, однако библиотека всё равно была скудной, в отличии от NES.
Слабая раскрутка приставки. Это обсуждалось выше.
Слабая поддержка производителей игр. Их почти не было (Activision и Parker Brothers скорее исключение из правил).
Клоны Master System / Mark III
В стенах Sega SMS носило кодовое имя Power Base. На всех оригинальных SMS можно найти буковки PCB. Признаться, клонов SMS было выпущено предостаточно и они выпускаются до сих пор, так что назовём только основные из них.
Официальные реинкарнации Sega Mark III:
- Sega Mark III (Япония, 1986)
- Sega Master System (Весь мир, 1987)
- Sega Master System II (США и Европа, 1990)
- Sega Master System III (Бразилия, 1987)
- Sega Master System Compact (Бразилия, 1992)
- Sega Master System Girl (Бразилия, 1992).
Известные клоны Sega Mark III/SMS:
- The Grandstand Programmable Computer (Европа и Автралия, 1986)
- The Mark III Game System (Новая Зеландия, 1986)
- The Mark Video Game System (Финляндия, 1986)
- The Samsung Gam*Boy (нелицензионный клон из Южной Кореи, 1987).
Интересно, что:
- Sega Master System до сих пор производится в Бразилии. Последняя её версия называется "Master System III Collection". Внешне она похожа на Master System III, только белого цвета и выпускается в двух вариантах. Первый вариант приставки имеет 74 встроенные игры, а второй 105.
- Картриджи от Sega Master System, выпущенный за пределами Японии имели другую форму и раскладку контактов (50 контактов), а у Японских картриджей 44 контакта (Master System/Mark III). Наверно это один из способов региональной защиты
- всего 7 игр на Game Cards вышло для рынка США. Среди них Spy vs. Spy и Transbot.
- SMS был первым продуктом Sega, в рекламе которого появилось слово "mega". Наверно не стоит рассказывать, какую важную роль оно потом сыграло.
- SMS имела большую склонность к спортивным играм и играм жанра action. Но по иронии судьбы лучшие игры для этой системы были RPG.
- Sega Master System имела встроенную секретную игру. Для её запуска надо было запустить приставку без картриджа, затем нажать D-pad и удерживая его нажать кнопки 1 и 2. В игре вашей целью было провести маленькую улитку через несколько уровней лабиринтов. Игра была не очень длинной, но, поверьте, как приятно было её иметь, нашару! На SMS 2 и SMS 3 этой игры уже не было.
- Известно, что Game Gear мог запускать игры SMS посредством переходника, Master Gear, однако, переходника в другую сторону не существует. Некоторое время появлялсь заявления о том, что вот-вот и он появится, однако, камнем преткновения стала проблема перевода 4,096 цветовой палитры Game Gear в ограниченную 256-цветную палитру SMS. Кстати. Согласно технической документации, именно в количестве цветов и есть главное различие между SMS и Game Gear.
Технические характеристики Sega Mark III / Master System
Центральный процессор
- Zilog Z80 CPU 8-бит, 3,579545 Мгц (NTSC), 3,546893 Мгц (PAL/SECAM)
Графика
- Texas Instruments TMS9929A VDP совместимый заказной контроллер (более продвинутый). TMS9929A стоял в SG-1000.
- 16Кб VRAM
- Две 16-цветные палитры, 32 цвета на экране из 64 возможных.
- Разрешения экрана 256x192 (SC-3000) и 256x224, 256x240 (PAL/SECAM)
- 32x28 символов в текстовом режиме
- 8х8 - размер символа, максимально 488 символов
- 8х8 или 8х16 размеры спрайтов, максимально 64
- горизонтальный, диагональный, вертикальный и частичный скроллинг экрана!
Звук
- Texas Instruments SN76496 (хотя принято указывать SN76489, они совместимы) аудио процессор
- 4 канала моно звука
- 3 звуковых генератора по 4 октавы каждый, 1 генератор шума
- Yamaha YM-2413 OPL-3 FM синтезатор (для Sega Mark III)
- 9 каналов моно FM звука
Память
- 8 - 256 Кб ROM (зависит от встроенной игры)
- 8 Кб системная RAM
Подключения
- 1 порт расширения (не используется)
- 1 порт картриджей
- 1 слот Game Card
- 2 порта джойстиков
- A/V порт в стиле Commodore и внутренний RF адаптер
Носители
- картриджи в стиле SG-1000 ( от 128 Кб до 4 Мб)
- Sega Game Cards (от 32 до 256 Кб)
Питание: DC9V / 850mA
Размеры: 365(Ш) х 170(Д) х 70(В) мм
Аксессуары SMS / Mark III
Pro Action Replay был выпущен в Европе и представлял собой почти то же самое, что и Game Genie (коды отличались). Много об устройстве не известно, создала его компания Datel и, видимо с его помощью можно было не только вводить коды, но и находить их самостоятельно. Коды для PAR в данный момент достаточно распространены в сети, так что их можно использовать наравне со стандартными кодами и читами.
Sports Pad (Power Ball) Контроллер роллербола, выпущенный для ранних спортивных игр (Sports Pad Football и Great Ice Hockey возможно тоже были).
Light Phaser, световой пистолет, похожий на NES Zapper, но лучшего качества. Гладкий, чёрный и блестящий, рука так и тянется взять его в руку и пострелять! Под него было выпущено около 10 игр, Gangster Town, Marksman, Missile Defense 3-D, Poseiden Wars 3-D, Rescue Mission, Shooting Gallery, Trap Shooting, Space Gun, Wanted! и Rambo 3.
3-D Очки. Самым интересным аксессуаром для SMS были 3D Очки, которые были достаточным новшеством в то время. Геймеры мечтали о них (и до сих пор мечтают), потому что в них эффект погружения в игру был полным! К сожалению, было выпущено только шесть 3D игр (Blade Eagle 3D, Maze Hunter 3D, Missile Defense 3D, Space Harrier 3D, Poseiden Wars 3D, и Zaxxon 3D), и очки работали только с первой версией SMS (SMS I). Они так и не получили большого распространения, потому что SMS в начале не была популярна. Интересно, что в эти игры можно было играть и без очков, но для этого надо было отключить 3D эффекты.
Control Stick - джойстик, с управлением под правую руку (как правило, оно идёт под левую руку. Продавался он по 20-25$, а в комплекте с игрой Outrun по $45-65). А ещё он продавался с Rapid Fire Unit.
Rapid Fire Unit - маленькое устройство, вставляемое между двух кнопочным контроллером и приставкой. Очень здорово помогает продлить жизнь кнопок, особенно в таких играх, как Astro Warrior. Частота стрельбы для каждой кнопки может устанавливаться независимо. Стоила штучка 8,5$.
Control Pad - стандартный джойстик, поставляемый с приставкой. Напоминает 1 поколение джойстиков NES pads и существовал в трёх версиях:
1. Трёх кнопочный мини-джойстик. Можно было вставлять палочку, наподобие джойстика.
2. Трёхкнопочный. Третья кнопка находилась его в центре, но в процессе игры не участвовала.
3. Двухкнопочный. Стандартный джойстик, который часто можно было увидеть рядом с SMS II.
Paddle Controller в США так и не появился.
Sega анонсировала "Graphics Board" (рисовальная доска, с изображениями, появляющимися на экране телевизора) и 3.5" дисковод ещё при начале выпуска SMS, но они так никогда и не вышли. В Японии TV Draw (Terebi Oekaki) всё-таки появилась и представляла собой графическую доску, на которой юные дарования могли рисовать. Естественно, всё нарисованное тут же отображалось на экране. Я бы и сам с удовольствием прикупил себе такую штуку, но выпускалась она только на территории Японии...
Для Sega Mark III был выпущен специальный FM Sound Unit, добавляющий потрясающие возможности для создателей игр (качественный 9-ти канальный звук, 15 музыкальных инструментов)
А закончим мы всякими странностями и не вышедшим оборудованием:
Шлем StuntMaster (псевдо-VR экран), который можно было подключить к SMS-1 как обычный TV.
Tonka анонсировала: "Arcade Command Stick" (вроде не появился), "Mega Phaser" (появился), Light Tablet (графическая доска) и 3.5" дисковод (не появились).
Два SMS card -> SMS II/Master Gear конвертера (карта -> порт картриджа) были известны только в прототипах.