Крушение позиций философов Год: 2007 Автор: Абу Хамид аль-Газали Переводчик: Перевод с арабского: И. Попов Издательство: М.: Издательский дом «Ансар» ISBN: 5-98443-028-2 Тираж: 3000 экз. Серия: Золотой фонд исламской мысли Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 277 Описание: Этапный труд в развитии мысли на средневековом мусульманском Востоке, посвященный полемике выдающегося мыслителя и теолога Абу Хамида аль-Газали, отстаивавшего позиции исламской ортодоксии, с последователями аристотелизма и неоплатонизма. Подробно изучив системы взглядов философских школ (аль-фалсафа), автор пользуется логическими методами своих же оппонентов и в форме диспута подвергает критике необоснованные попытки приспособить искания философов к доктринам Ислама. Это делает "Крушение позиций философов" ценнейшим источником по истории философии и выдающимся памятником средневековой мусульманской культуры.
На русском языке издается впервые. Книга адресована специалистам, занимающимся вопросами Ислама и арабо-мусульманской философии, а также всем интересующимся данной проблематикой.
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие к изданию 1947 года 6 КРУШЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ФИЛОСОФОВ 28
Предисловие первое 33
Предисловие второе 35
Предисловие третье 38
Предисловие четвертое 39
Список обсуждаемых тем 41 [Раздел I. МЕТАФИЗИКА] 44
Глава I. Опровержение утверждения [философов] об извечности мироздания 45
Глава II. О несостоятельности утверждения [философов] о вечности мироздания, времени и пространства 85
Глава III. Об ошибочности рассмотрения постулата «Аллах - Устроитель и Творец мироздания, и мир - Его творение» как иносказания 95
Глава IV. О неспособности [философов] доказать существование Творца мироздания 120
Глава V. О неспособности [философов] предоставить доказательства единственности Аллаха и недопустимости существования двух существ, бытие которых необходимо и ни одно из которых не является результатом воздействия причины 127
Глава VI. [Об отвержении философами Божественных атрибутов (сифат)] 141
Глава VII. Опровержение постулата «Аллах не может иметь подобия без отличий» 156
Глава VIII. О несостоятельности утверждений [философов] о том, что бытие Аллаха не имеет сущности и истинности 163
Глава IX. О несостоятельности попыток [философов] доказать, что Аллах не есть тело 166
Глава X. О бессилии [философов] доказать наличие Творца и первопричины 170
Глава XI. О заблуждениях [философов], которые считают, что Аллах знает виды и классы всецело, но не знает прочего 172
Глава XII. О бессилии философов доказать, что Аллах знает Свою сущность 178
Глава XIII. Опровержение утверждения [философов] о том, что Аллах (превыше Он всех наговоров их!) не знает частностей, разделяющихся во времени на то, что было, есть и будет 181
Глава XIV. О бессилии [философов] изыскать доказательство того, что небо является живым существом, покорность которого перед Всевышним Аллахом выражается в его круговом движении 191
Глава XV. Опровержение суждений [философов] о цели, движущей небом 196
Глава XVI. Опровержение утверждений о том, что под «Хранимой Скрижалью» подразумеваются души небес и что они знают всю совокупность частностей, происходящих в этом мире 200 [Раздел II. ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ] 208
Глава XVII. [О причинах, следствиях и чудесах] 215
Глава XVIII. О бессилии [философов] доказать, что человеческая душа - особая духовная субстанция 227
Глава XIX. Опровержение утверждения [философов], что человеческие души не в состоянии уйти в небытие 250
Глава XX. О несостоятельности отрицания воскрешения тел и возврата душ в тела, а также Ада, Рая и всего, что обещано людям 257 Заключение 276
Альгазель (латинская средневековая транскрипция) - величайший мусульманский мыслитель усех времен. А это - его самая философская книга, потому что "Восстановление наук о вере" суть теологическая энциклопедия, где нет места собственно логической аргументации и где в полную силу работает принцип авторитета.
Положение аль-Газали уникально тем, что он, в ипостаси философа (одной из многих своих ипостасей и не самой главной, кстати), сделал всё, чтобы философия в исламском мире была уничтожена. И это ему удалось: несмотря на героическое противодействие Аверроэса, после него философов в исламе больше не было, только мистики или теософы. Также есть мнение, что здесь предвосхищены некоторые моменты философии Юма (например, критика понятия причинности).
Уважаемые коллеги книгу читать практически невозможно. Пока мне сложно судить, как сам Аль Газали в качестве суфия, но то, что он кричит с "трибуны" этой книги кроме как желания закрыть окно, чтобы не слышать шума не появляется. Я давно уже был уверен в том, что четать полемику направленную лишь против чего-либо бесполезное занятия, но эта книга меня удивила своей явной запутанной бездарностью к делу. Приведу интересный пример из книги: [25] В случае возражения: «Верна лишь позиция Платона, согласно кото¬рой душа - предвечна и едина, в телах она разделяется, но после выхода из них возвращается в свое изначальное состояние и объединяется», мы ответим: «Это еще более омерзительно, отвратительно и еще более противоречит логической необходимости. Тогда получается, что душа [некоего] Зейда - та же самая, что и у Амра, и у прочих?! Если она одна и та же, значит, это суждение лживо по логической необходимости, ибо каждый осознает себя самого и знает, что не является другим. Будь они едины, то сравнялись бы в знаниях, которые являются индивидуальными свойствами душ, образующими душу наряду со всеми ее прочими составляющими». Не знаю, как вам, а мне здесь очень даже понятно, что именно имел в виду Платон, а именно то, что человечество обладает общим духом, который пронизывает, каждый субъект с его уникальностями и прочее, после смерти любого конечного все возвращается в общее, откуда и пришло. И что здесь сложного? Газали же раскричался, как ребенок со своей уникальностью каждого индивида, даже не понимая самого простого, что вся эта уникальность УЖЕ ДАНА, как ВСЕОБЩЕЕ, в ее изначальной форме, еще до появления какого-либо субъекта.
Но это еще половина беды, сам язык агонии Газали, это конечно читать просто невозможно, Гегель после него покажется просто школой для отставших, где разжевывают и на ложечке подают истину.
Вот пока такое мнение
74706574Уважаемые коллеги книгу читать практически невозможно. Пока мне сложно судить, как сам Аль Газали в качестве суфия, но то, что он кричит с "трибуны" этой книги кроме как желания закрыть окно, чтобы не слышать шума не появляется. Я давно уже был уверен в том, что четать полемику направленную лишь против чего-либо бесполезное занятия, но эта книга меня удивила своей явной запутанной бездарностью к делу. Приведу интересный пример из книги: [25] В случае возражения: «Верна лишь позиция Платона, согласно кото¬рой душа - предвечна и едина, в телах она разделяется, но после выхода из них возвращается в свое изначальное состояние и объединяется», мы ответим: «Это еще более омерзительно, отвратительно и еще более противоречит логической необходимости. Тогда получается, что душа [некоего] Зейда - та же самая, что и у Амра, и у прочих?! Если она одна и та же, значит, это суждение лживо по логической необходимости, ибо каждый осознает себя самого и знает, что не является другим. Будь они едины, то сравнялись бы в знаниях, которые являются индивидуальными свойствами душ, образующими душу наряду со всеми ее прочими составляющими». Не знаю, как вам, а мне здесь очень даже понятно, что именно имел в виду Платон, а именно то, что человечество обладает общим духом, который пронизывает, каждый субъект с его уникальностями и прочее, после смерти любого конечного все возвращается в общее, откуда и пришло. И что здесь сложного? Газали же раскричался, как ребенок со своей уникальностью каждого индивида, даже не понимая самого простого, что вся эта уникальность УЖЕ ДАНА, как ВСЕОБЩЕЕ, в ее изначальной форме, еще до появления какого-либо субъекта.
Но это еще половина беды, сам язык агонии Газали, это конечно читать просто невозможно, Гегель после него покажется просто школой для отставших, где разжевывают и на ложечке подают истину.
Вот пока такое мнение
Надо бы посмотреть, с какими переводами с греческого мог быть знаком Газали, и с какого арабского текста делался данный русский перевод - возможно, мы вообще все превратно понимаем?
Кстати, то, что написано в Коране по поводу душ, гораздо больше коррелируется с позицией Платона, чем с позицией Газали. Так что все суфии, так или иначе, спорят с Кораном.
74706574Уважаемые коллеги книгу читать практически невозможно. Пока мне сложно судить, как сам Аль Газали в качестве суфия, но то, что он кричит с "трибуны" этой книги кроме как желания закрыть окно, чтобы не слышать шума не появляется. Я давно уже был уверен в том, что четать полемику направленную лишь против чего-либо бесполезное занятия, но эта книга меня удивила своей явной запутанной бездарностью к делу. Приведу интересный пример из книги: [25] В случае возражения: «Верна лишь позиция Платона, согласно кото¬рой душа - предвечна и едина, в телах она разделяется, но после выхода из них возвращается в свое изначальное состояние и объединяется», мы ответим: «Это еще более омерзительно, отвратительно и еще более противоречит логической необходимости. Тогда получается, что душа [некоего] Зейда - та же самая, что и у Амра, и у прочих?! Если она одна и та же, значит, это суждение лживо по логической необходимости, ибо каждый осознает себя самого и знает, что не является другим. Будь они едины, то сравнялись бы в знаниях, которые являются индивидуальными свойствами душ, образующими душу наряду со всеми ее прочими составляющими». Не знаю, как вам, а мне здесь очень даже понятно, что именно имел в виду Платон, а именно то, что человечество обладает общим духом, который пронизывает, каждый субъект с его уникальностями и прочее, после смерти любого конечного все возвращается в общее, откуда и пришло. И что здесь сложного? Газали же раскричался, как ребенок со своей уникальностью каждого индивида, даже не понимая самого простого, что вся эта уникальность УЖЕ ДАНА, как ВСЕОБЩЕЕ, в ее изначальной форме, еще до появления какого-либо субъекта.
Но это еще половина беды, сам язык агонии Газали, это конечно читать просто невозможно, Гегель после него покажется просто школой для отставших, где разжевывают и на ложечке подают истину.
Вот пока такое мнение
Надо бы посмотреть, с какими переводами с греческого мог быть знаком Газали, и с какого арабского текста делался данный русский перевод - возможно, мы вообще все превратно понимаем?
Кстати, то, что написано в Коране по поводу душ, гораздо больше коррелируется с позицией Платона, чем с позицией Газали. Так что все суфии, так или иначе, спорят с Кораном.
А что Вы там прочитали и поняли в Коране про душ что как Вы говорите "противоречит" суфизму?