Nintendo растянула жизнь своей 16-битной консоли так долго, насколько смогла. Их изначальная попытка выйти на рынок 32-битным CD дополнением так и не увидела свет. После выхода 32-х битных систем Sony и Sega, Nintendo начала распространять сообщения о начале разработки новой консоли. Прыжок в 64-битную консоль стал известен как Project Reality. Система была совместным предприятием Nintendo и Silicon Graphics. Nintendo захочет позже изменить имя на ’Ultra 64’.
Nintendo шокировала производителей и геймеров своим решением оставить формат картриджей вместо CD, которые проявили себя как наиболее подходящий носитель для игр. Это заставило отвернутся многих третьих производителей игр, считали, что картридж не имеет достаточного объёма памяти для их игровых проектов (это слабое место причинило серьёзный ущерб Atari Jaguar). Nintendo остановилась на формате картриджей, говоря, что это лучший носитель для использования с Ultra 64, и что CD будут доставлять много головной боли со своими "загрузками". Я придерживаюсь того же мнения. Так же карты были долговечнее CD, которые имели склонность царапаться и быстро выходить из строя. В конечном счете Nintendo отбросила все сомнения в 1995 с показом игры Super Mario 64 на Японском торговом шоу. Пышных 3D видеоэффектов Super Mario 64 было достаточно, чтобы вернуть интерес к новой консоли Nintendo.
20 Июня 1996 года, снова переименованная Nintendo 64 была выпущена в Японии вместе с Super Mario 64 и двумя другими играми. В том же году, 26 сентября, она вышла и в США, а позже и в остальных странах. Консоль моментально стала хитом, но ограничения в качестве игр сильно замедляли продажи системы. Игры появлялись медленно. Производители игр жаловались на ограничения формата картриджей. Эффекты, такие как Full Motion Video и огромные количества музыки, голосов и звуковых эффектов можно было воспроизвести, но в пределах ёмкости картриджа (вспомним, что N64 мог воспроизводить звук качества CD). Геймеры так же заметили, что некоторые игры N64 вышли дороже, чем у конкурирующих консолей CD формата (Картриджи имеют высокую стоимость производства). Кроме того, чем больше игра, тем она получалась дороже (большее количество Мегабит стоило дороже).
Несмотря на то, что игр было мало, Nintendo управляла выходом игр, главными героями которых были, в основном персонажи с приставок NEs и SNES. Так же при помощи фирмы RARE, компания дала новую жизнь SuperNES с "Donkey Kong Country", Nintendo 64 имела в своём арсенале несколько великолепных эксклюзивных игр, что делало счастливыми обладателями этой системы. Пока выходили 64-ти битные релизы популярных игр с SuperNES, ещё и создавался стереотип, что Nintendo 64 - детская консоль (многие детские игрушки невероятно смешные). Nintendo конечно понимала, что вместимость картриджей сильно ограничивает независимых производителей игр. В 1997 Нинтендо анонсировала устройство, названное Nintendo 64 Disk Drive или короче - N64DD. Это должен был быть магнитный дисковод, подключающийся к N64 через порт расширения. Устройство должно было добавлять ещё 4 мегабайта памяти к ОЗУ N64 и предоставляло 64 мегабайта дополнительной памяти для производителей игр. Диск мог использоваться для добавления дополнительных уровней, карт, сохранений и многого другого для уже вышедших игр. Выпуск устройства несколько раз задерживался, и в конце концов оно вышло, но только в Японии. Другие страны однако получили N64 Expansion Pack. Это устройство вышло в 1998 году. Оно добавляло дополнительно 4 мегабайта RAM. Игры, специально разработанные для использования этого устройства могли увеличить разрешение экрана, улучшить графику, сделать уровни больше и.т.д. На остальные игры оно никак не влияло. В конце хочется сказать, что Nintendo 64 была потрясающей машиной, принесшей такие инновации, как эффекты контроллера ’rumble’, и аналоговые/цифровые контроллеры. Консоль хорошо поддерживалась до 2002 года. В мире было продано более 30 миллионов приставок. Так же N64 завершила "Эру Картриджей".
Интересно, что N64 имела буйный ассортимент расцветок. Вышла даже специальная редакция Pikachu
Технические характеристики:
CPU: Центральный 64-бит MIPS R4300i-класса RISC процессор
Частота процессора: 93.75 МГц, 93 MIPS
RAM: 4 Mб
Видео RAM: Нет
Разрешение экрана: 640x480
Цветов на экране: 32000 из 16 миллионов
Полигоны: 150,000
Носители: Картриджи
Стартовая цена: $199USD