|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
25-Май-14 15:13
(10 лет 7 месяцев назад)
shtabu писал(а):
64039168...(Бог Спинозы = природа. Следовательно - Эйнштейн: "я верю в самодостаточность природы, как в источник первопричинности и законов бытия)...
Не совсем.
Спиноза есть в этом сборнике. Понятие "природа" он толковал очень широко, т. е. не только как материя. В письме №73:
Цитата:
...я считаю Бога имманентной (как говорят) причиной всех вещей, а не трансцендентной. Вместе с Павлом и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется. ...Однако, если некоторые полагают, что «Богословско-политический трактат» основывается на той мысли, что Бог и природа (под которой они понимают некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же, то они совершенно ошибаются. Спиноза Б. - Избранные произведения в 2-х томах [1957, DjVu/PDF, RUS]
А Эйнштейн о природе по сборнику (С. 8) сказал - это письмо Филлис Райт 1936 года:
Цитата:
...всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, – Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной.
Вот как.
И вообще, о том, какой смысл вкладывали в слово "Бог" авторы из этого сборника, я уже отвечал юзеру r2017 ещё 17-Авг-12.
|
|
qqq888253
Стаж: 14 лет 11 месяцев Сообщений: 405
|
qqq888253 ·
25-Сен-14 10:02
(спустя 3 месяца 30 дней)
кстати, если какой-то ученый верит в бога, это ничего не доказывает... Вера есть вера, а не доказательство. Наука - это система объективных доказательств, безо всякой веры и предвзятостей. Отдельный человек, включая ученых, может открыть какой-нибудь объективный закон природы, и от в этом вопросе будет настоящим ученым, и он может также верить в бога, и в этом вопросе он будет не ученым, в простым смертным. А такие книги пишут ради того, чтобы потом другие верующие (а также в целом - служаки правящик классов в обществе) начали их цитировать как что-то уже доказанное.
|
|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
25-Сен-14 12:38
(спустя 2 часа 36 мин., ред. 25-Сен-14 12:38)
qqq888253 писал(а):
если какой-то ученый верит в бога, это ничего не доказывает...
Во-первых, не один "какой-то", а десятки ведущих учёных всех времён. А во-вторых, это доказывает. Это доказывает, что религия и наука совместимы.
qqq888253 писал(а):
Вера есть вера, а не доказательство.
Вера и знание тесно взаимосвязаны:
Мифология и догматика веры и знания
Цитата:
Беру «спорный» вопрос о взаимоотношении веры и знания.
Я утверждаю, что к нему можно подходить 1. диалектически, 2. мифологически и 3. догматически, и разным «спорщикам» не мешало бы расчленять эти три точки зрения. В чисто диалектическом отношении не может быть ровно никакого спора о том, какую из этих двух сфер надо предпочитать другой.
...Итак, чисто диалектически вера не только не возможна без знания, но она и есть подлинное знание, и знание не только не возможно без веры, но оно-то и есть подлинная вера. Философское Наследие - Лосев А. Ф. - Диалектика мифа [2001, DJVU, RUS]
qqq888253 писал(а):
Наука - это система объективных доказательств, безо всякой веры и предвзятостей.
Да что вы говорите! Тот самый Эйнштейн, на которого вы ссылались в самом первом посте, доказал обратное:
Цитата:
К ней [т. е. религии] же принадлежит вера в возможность, что правила, пригодные для мира сущего, рациональны, то есть доступны разуму. Я не могу представить себе подлинного учёного без этой глубокой веры. Эту ситуацию можно выразить афоризмом: наука без религии хрома, религия без науки слепа.(«Наука и религия», 1939, 1941)
qqq888253 писал(а):
...он будет не ученым, а простым смертным.
Да ну! А учёный - это не "простой смертный"?
|
|
donkingdob
Стаж: 16 лет 1 месяц Сообщений: 113
|
donkingdob ·
25-Сен-14 22:29
(спустя 9 часов, ред. 26-Сен-14 18:20)
Статистика. США: Среди всего населения Соединённых Штатов количество верующих составляет 85 %.
Среди людей закончивший вуз количество верующих составляет 65 %.
Среди рядовых учёных, количество верующих около 40%.
Среди членов Национальной академии наук количество верующих около 7 %. Россия (Петербург): Среди лиц с неполным средним образованием количество верующих 88 %
Среди лиц со средним образованием количество верующих 67 %
Среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием количество верующих 52 % Ну и конечно наибольшее количество атеистов того или иного только в самих развитых странах Европы: Швеция, Исландия, Норвегия, Финляндия, Дания. Выводы очевидны и в комментарии не нуждаються.
|
|
zvedachiot2
Стаж: 11 лет 5 месяцев Сообщений: 338
|
zvedachiot2 ·
26-Сен-14 13:15
(спустя 14 часов)
|
|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
26-Сен-14 17:53
(спустя 4 часа)
donkingdob
«Есть три вида лжи: ложь, гнусная ложь и... статистика» ©
zvedachiot2
Да, это смешно. Но дело в том, что это всё только плод невежества людей, и понятия не имеющих о логике
Что такое логика? Это "наука о законах мышления" или "наука об обоснованном умозаключении". Логика делится на два вида: формальная (она же "традиционная", она же "двузначная") и символическая (она же "математическая", она же "многозначная"). Т. е. никакой такой "нормальной" и т. п. логики нет
Логика и религия, точнее религиозная философия, какая между ними связь? — Древнейшая и глубочайшая связь Формальная логика родилась сначала в Греции - в трудах Аристотеля, а позже в Индии в школе ньяя. Их отношение к такой проблеме как "Бог"? Самое прямое: они создали системы доказательств бытия Бога К Аристотелю восходит космологическое доказательство (т. е. Бог как Первопричина вселенной, как её Перводвигатель), а у ньяя аж 10 доказательств
Символическую логику создал Лейбниц. Его отношение к такой проблеме как "Бог"? Тоже самое прямое: Лейбниц доказывал существование Бога с помощью им же открытого закона достаточного основания.
В этом сборнике тоже есть Лейбниц (Ч. IV. 14).
Вот так.
|
|
donkingdob
Стаж: 16 лет 1 месяц Сообщений: 113
|
donkingdob ·
26-Сен-14 18:21
(спустя 27 мин.)
максим-2010
Другого ответа я и не ожидал.
|
|
zvedachiot2
Стаж: 11 лет 5 месяцев Сообщений: 338
|
zvedachiot2 ·
27-Сен-14 02:36
(спустя 8 часов)
XI век. есть над чем подyмaть. «Тем, которые всемерно стараются заводить споры и толки о неиз- глаголанной тайне воплощения Спасителя нашего и Бога, кои силятся дознать, каким образом сам Бог Слово, соединившись с человеческим брением, обожил принятую им на себя плоть, и дерзают посредством диалектических умствований и школьных оборотов слова слагать и различать
преемственное соединение двух естеств в Богочеловеке,— анафема!
Тем, которые выдают себя за православных, а
между тем бесстыдно,
или паче нечестиво, привносят в учение православной кафолической церкви нечестивые мнения греческих философов о душах человеческих, о небе, о земле и прочих тварях,— анафема!
Тем, которые слишком высоко ценят так называемую мудрость языческих
философов и вслед за ними принимают переселение душ человеческих
или думают, что они, подобно душам бессловесных животных, разрушаются и обращаются в ничто, а за сим уже отметают воскресение
мертвых и суд и последнее решительное воздаяние за дела настоящей
жизни,— анафема!
Тем, которые умствуют, что материя безначальна, равно как и идеи, или собезначальна Творцу всего богу, которые явно, вопреки рекшему: «Небо и земля пройдут, словеса же моя не пройдут», полагают, что небо
и земля и прочие творения вечны и безначальны, и останутся неизменными,
тем, говорим, которые, вознося от земли такие безумные глаголы,
сами наводят на главы своя проклятие божие,— анафема!
Тем, которые утверждают, будто греческие мудрецы и первые из ересеначальников, святыми седьмью вселенскими соборами и всеми просиявшими
в православии отцами преданные анафеме, как чуждые кафолической
церкви по множеству ложного и нечестивого в их мнениях, — и здесь были и на будущем суде явятся добродетельнее тех мужей, которые
хотя были благочестивы и православны, но по слабости человеческой или по неведению согрешили,— анафема!
Тем, которые вместо того, чтобы с чистою верою, в простоте сердца и от всей души признавая за несомненные события великие чудеса, совершаемые
Спасителем нашим и богом, нетленно родившего его Владычицею
нашею Богородицею и — прочими святыми, силятся посредством мудрований софизмов выставлять оные невозможными или перетолковать
так, как им кажется, и упорствуют в своем мнении,— анафема!
Тем, которые слишком дружелюбно приемлют языческие науки и изучают их не для одного только образования себя, а следуют и преподаваемым
в них ложным мнениям, принимая их за истинные; и кои до
такой степени прилепляются к сим мнениям, как к имеющим какое-нибудь
твердое основание, что увлекают к ним и других — тайно, а иногда и явно научают тому, не обинуясь,— анафема!
Тем, которые между иными нелепыми выдумками сами от себя измышляют
и образ нашего происхождения и, принимая Платоновы идеи за истинные, утверждают, что материя как нечто самостоятельное образовалось
посредством идеи, и таким образом явно посягают на независимость
власти Творца, который из небытия все привел в бытие и как виновник всего сам, самовластно и господствечно, положил всему нича- ло и конец,— анафема!
Тем, которые утверждают, что в последнее и общее воскресение мертвых
люди предстанут на суд с другими телами, а не с теми, в коих проводили
настоящую жизнь, потому якобы сии последние тела уже истлели и погибли и таким образом безумно допускают сущую нелепость вопреки самому Иисусу Христу и богу нашему и его ученикам и нашим учителям,
учившим, что люди будут судимы с теми же телами, в коих они жили здесь, особенно вопреки великому апостолу Павлу, который в слове своем о воскресении со всею точностию изложил сию истину, объяснив ее примерами и подобиями, и думающих о сем иначе обличил как неразумных,
всем таковым противоумствующим сему догмату — анафема!
Всем, которые принимают и преподают другим ложные и языческие мнения, будто есть предсуществование душ и будто все сотворенное произошло
не из ничего; также будто мучению грешников в будущей жизни будет конец, и будто творению и человечеству предстоит вообще восстановление;
и таким образом царство небесное представляют разрушимым и преходящим, тогда как сам Иисус Христос и бог наш предал нам учение,
что оно вечно и неразрушимо, и мы на основании Священного писания,
как Ветхого, так и Нового завета, веруем, что муки будут нескончаемы
и царство небесное вечно; тем, которые таковыми своими мнениями
и себя самих погубляют и других творят общниками вечного осуждения,—
анафема!
Неправо изъясняющим богомудрые изречения святых учителей церкви
божией и покушающимся перетолковать и извращать смысл учения, ясно и определенно благодатию святого духа изложенного,— анафема!»
|
|
Xobat
Стаж: 15 лет 9 месяцев Сообщений: 20
|
Xobat ·
27-Окт-14 04:27
(спустя 1 месяц, ред. 27-Окт-14 04:27)
zvedachiot2
харош пургу гнать, анафема
|
|
Раra-noir
Стаж: 10 лет 4 месяца Сообщений: 38
|
Раra-noir ·
21-Ноя-14 10:15
(спустя 25 дней)
donkingdob писал(а):
65262461Выводы очевидны и в комментарии не нуждаються.
ну почему, прокоментируй
|
|
donkingdob
Стаж: 16 лет 1 месяц Сообщений: 113
|
donkingdob ·
22-Ноя-14 12:31
(спустя 1 день 2 часа)
Раra-noir
Цитата:
ну почему, прокоментируй
Пожалуйста. Религиозность зависит от уровня оброзования.
|
|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
22-Ноя-14 13:00
(спустя 28 мин.)
donkingdob писал(а):
65923702...зависит от уровня оброзования.
Это правда
|
|
donkingdob
Стаж: 16 лет 1 месяц Сообщений: 113
|
donkingdob ·
22-Ноя-14 15:41
(спустя 2 часа 40 мин.)
максим-2010 Для человека, живущего не в русскоязычной стране и не являющимся русским, уровень знания русского языка не есть определитель знаний и оброзования. А в остальном приятного вам тролля.
|
|
Sacramoni
Стаж: 13 лет 7 месяцев Сообщений: 67
|
Sacramoni ·
17-Май-15 20:59
(спустя 5 месяцев 25 дней)
Вся проблема верующих во что бы то ни было- это полное отсутствие объекта верования. Невозможность описания бога начисто лишает его вообще каких либо качеств и свойств. По существу бог- это ничто. А вера- упорное нежелание это ничто хоть чем нибудь заполнить.
|
|
Иван Bdfyjdbx
Стаж: 16 лет 1 месяц Сообщений: 483
|
Иван Bdfyjdbx ·
17-Сен-15 12:59
(спустя 3 месяца 30 дней)
Тут вот какая вещь, господа. Не совсем ясна постановка проблемы в виде вопроса "наука и религия совместимы или нет?"
И есть тут такая тонкость. Профессиональные занятия наукой вполне совместимы с верой в Бога, даже в Бога теистов - Бога как личность. И примеров тому много (хотя все же большинство современных ученых, работающих в области естествознания - атеисты или агностики). Никто не мешает, скажем, специалисту в области электродинамики или океанологии, ходить в церковь, ставить свечки и пр. Другой вопрос - совместима ли религия и научная картина мира. И здесь ответ, по-видимому, нет. И не потому что все ученые сплошь воинствующие атеисты. Дело проще. Гипотеза о существовании Бога и его творческой деятельности, участии в судьбах мира и человека, ненаучна по существу. Подавляющее большинство фактов о природе прекрасно объясняются исходя из законов естественного мира и не требуют никакого сверхъестественного агента. Это, как говаривал Остап Бендер, медицинский факт. Научная картина мира, по крайней мере начиная с Лапласа, атеистична, и если верующий физик или геолог будет использовать в своей профессиональной деятельности гипотезу Бога или любого другого супранатурального агента (чорта и т.п.) его, мягко говоря, не поймут. Конечно, можно помещать Бога где-нибудь за пределами Вселенной, а во времени - до момента Большого взрыва, но это все будет уже не наука, а теология или философия, которые живут и работают несколько по иным правилам, чем естествознания.
Поэтому сколько бы верующих в Бога Нобелевских лауреатов ни приводить, это все не будет доказательством о "совместимости" науки и религии иначе как в голове отдельно взятого человека. Вот если бы 50 или сколько там их Нобелевских лауреатов стали доказывать, что современная космология, биология и геология прекрасно совместимы с буквально понимаемым библейским мифом о творении Земли и человека, это было бы нечто. Но мне пока подобных фактов неизвестно.
|
|
shtabu
Стаж: 15 лет 3 месяца Сообщений: 24
|
shtabu ·
07-Окт-16 10:31
(спустя 1 год)
максим-2010 писал(а):
64044215
shtabu писал(а):
64039168...(Бог Спинозы = природа. Следовательно - Эйнштейн: "я верю в самодостаточность природы, как в источник первопричинности и законов бытия)...
Не совсем.
Спиноза есть в этом сборнике. Понятие "природа" он толковал очень широко, т. е. не только как материя. В письме №73:
Цитата:
...я считаю Бога имманентной (как говорят) причиной всех вещей, а не трансцендентной. Вместе с Павлом и, быть может, вместе со всеми древними философами, хотя и иным образом, я утверждаю, что все находится в Боге и в Боге движется. ...Однако, если некоторые полагают, что «Богословско-политический трактат» основывается на той мысли, что Бог и природа (под которой они понимают некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же, то они совершенно ошибаются. Спиноза Б. - Избранные произведения в 2-х томах [1957, DjVu/PDF, RUS]
А Эйнштейн о природе по сборнику (С. 8) сказал - это письмо Филлис Райт 1936 года:
Цитата:
...всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, – Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной.
Вот как.
И вообще, о том, какой смысл вкладывали в слово "Бог" авторы из этого сборника, я уже отвечал юзеру r2017 ещё 17-Авг-12.
Совсем-совсем. Толковал широко, да, об этом то и речь. Последняя фраза, что те, кто полагает что ""Бог и природа (под которой они понимают некоторую массу или телесную материю) суть одно и то же - совершенно ОШИБАЮТСЯ"" - означает лишь то, что у Спинозы "Бог" и "природа" это одно и то же. Термин "природа" был переопределен. У Спинозы "Бог=природе" не как природе natura extensa (телесной природе) и не cogitans, а равен природе порождающей (natura naturans). Она и есть Бог и субстанция. Просто обобщил природу чуть выше материи и духа. Но все это : Бог, субстанция, природа - ОДНО И ТО ЖЕ.
А Эйнштейн пантеист. Причем действительно спинозовский. У Спинозовского Бога нет воли, нет персоны. Он имманентен (то есть его можно познавать). Он (точнее даже "оно") является сверхобщей сущностью. Религиозные чувства Эйнштейн делил на три импульса. Страх, мораль и космическое чувство единства, целостности. Причем личностный Бог возникает, как правило. от первых двух. Третье же ("более зрелое") он объяснял как рациональное чувство, которое тоже опирается на некие предпосылки разума, на понятие "истины", но по сути разительно отличается от примитивных вариантов веры.
Ну и опять же возвращаемся к тому, что Эйнштейн не верил в общепринятого Бога. А делал высказывания о вере в спинозовскую солянку из субстанции. Даже чувствовал по-другому.
Есть и высказывания, где он вообще называет себя агностиком.
При этом он на обложке красуется как яркий и безусловный представитель некой общепринятой религии.
|
|
Antigone2012
Стаж: 12 лет 5 месяцев Сообщений: 537
|
Antigone2012 ·
10-Окт-16 18:15
(спустя 3 дня, ред. 10-Окт-16 18:15)
Подпишусь на тему, перечитаю...
И да, очень рада что по одну сторону баррикад со своим кумиром Паскалем)))Впрочем, я это знала)
Обожаю Блеза Паскаля, жаль что во времени разошлись))
==============
Кстати, пришла по ссылке из Ньютоновской темы)
|
|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
13-Окт-16 17:51
(спустя 2 дня 23 часа, ред. 09-Янв-17 22:55)
shtabu
shtabu писал(а):
71560515А Эйнштейн пантеист.
Ну наконец-то! А то уже 4 года прошло, как я отметил:
максим-2010 писал(а):
54715055Эйнштейн был не атеистом, а пантеистом...
Antigone2012
Спасибо.
Блез Паскаль также стал "ученым номера" в первом выпуске газеты Разумный Замысел - (23 номера) (креационизм) [2006-2013, PDF, RUS].
|
|
максим-2010
Стаж: 14 лет 4 месяца Сообщений: 960
|
максим-2010 ·
02-Июл-18 20:09
(спустя 1 год 8 месяцев)
flashxl2001 писал(а):
57400008
GPU3 писал(а):
Реально тогда что?
А вот этот вопрос интересен!..
Это т. н. вечный вопрос. И хотя все вопросы в философии открыты давным давно, люди всё равно будут спорить - такова уж природа "свободы воли"...
Итак, выдающийся философ XX века С. Л. Франк об отношении "реального" и "идеального":
С. Л. Франк писал(а):
Идеальное и реальное бытие. Неизменное и изменчивостьДля философски неподготовленного и непроясненного сознания идеального (вневременного) бытия совсем нет; существуют лишь единичные явления реальности, протекающие во времени... Первым мыслителем, открывшим и описавшим идеальное бытие был Платон. Как бы многообразно-мифологического элемента не было примешано к учению Платона, существо этого учения навсегда сохраняет силу: платонизм в течении веков и доселе был и есть основа всей творческой философской мысли. Основная мысль Платона неопровержима: так как наши общие понятия, поскольку они истинны, имеют объективное содержание, то, следовательно, кроме единичных вещей, есть и бытие общее (идеальное или бытие идей)... Вопреки распространенному мнению, Аристотель не оспаривает учение об идеях по существу, он не согласен лишь с формой, которую ему придал Платон... Мы увидим ниже (при анализе идеи законов природы), что вся современная наука (по большей части бессознательно) опирается на платонизм... Введение в философию в сжатом изложении. 1993
|
|
banglight
Стаж: 13 лет 2 месяца Сообщений: 24
|
banglight ·
12-Фев-24 13:46
(спустя 5 лет 7 месяцев)
У науки и религии разные боги, т.е. он один но понятия они вкладывают разные.
|
|
|