intellect · 22-Мар-13 00:56(11 лет 9 месяцев назад, ред. 07-Авг-13 20:29)
Элементарный учебник физики Год: 2001 Автор: Ландсберг Г.С. (ред.) Издательство: Физматлит ISBN: 5-9221-0135-8 Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: т. 1 - 607 / т. 2 - 480 / т. 3 - 656 Описание: Один из лучших курсов элементарной физики, завоевавший огромную популярность. Достоинством курса является глубина изложения физической стороны рассматриваемых процессов и явлений в природе и технике. Для старшеклассников и учителей общеобразовательных и средних специальных заведений, а также лиц, занимающихся самообразованием и готовящихся к поступлению в вуз.
Примеры страниц
Оглавление
том 1 От издательства Из предисловия к первому изданию Введение РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕХАНИКА
Глава I. Кинематика
Глава II. Динамика
Глава III. Статика
Глава IV. Работа и энергия
Глава V. Криволинейное движение
Глава VI. Движение в неинерциальных системах отсчета и силы инерции
Глава VII. Гидростатика
Глава VIII. Аэростатика
Глава IX. Гидродинамика и аэродинамика РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТЕПЛОТА. МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА Глава X. Тепловое расширение твердых и жидких тел
Глава XI. Работа. Теплота. Закон сохранения энергии
Глава XII. Молекулярная теория
Глава XIII. Свойства газов
Глава XIV. Свойства жидкостей
Глава XV. Свойства твердых тел. Переход тел из твердого состояния в жидкое
Глава XVI. Упругость и прочность
Глава XVII. Свойства паров
Глава XVIII. Физика атмосферы
Глава XIX. Тепловые машины Ответы и решения к упражнениям Предметный указатель Список литературы том 2 Из предисловия к первому изданию Глава I. Электрические заряды
Глава II. Электрическое поле
Глава III. Постоянный электрический ток
Глава IV. Тепловое действие тока
Глава V. Прохождение электрического тока через электролиты
Глава VI. Химические и тепловые генераторы тока
Глава VII. Прохождение электрического тока через металлы
Глава VIII. Прохождение электрического тока через газы
Глава IX. Прохождение электрического тока через полупроводники
Глава X. Основные магнитные явления
Глава XI. Магнитное поле
Глава XII. Магнитные поля электрических токов
Глава XIII. Магнитное поле Земли
Глава XIV. Силы, действующие в магнитном поле на проводники с током
Глава XV. Электромагнитная индукция
Глава XVI. Магнитные свойства тел
Глава XVII. Переменный ток
Глава XVIII. Электрические машины: генераторы, двигатели, электромагниты Ответы и решения к упражнениям Приложения Предметный указатель Список литературы том 3 Предисловие к первому изданию РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ Глава I. Основные понятия. Механические колебания
Глава II. Звуковые колебания
Глава III. Электрические колебания
Глава IV. Волновые явления
Глава V. Интерференция волн
Глава VI. Электромагнитные волны РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОПТИКА Глава VII. Общая характеристика световых явлений
Глава VIII. Фотометрия и светотехника
Глава IX. Основные законы геометрической оптики
Глава X. Применение отражения и преломления света для получения изображений
Глава XI. Оптические системы и их погрешности
Глава XII. Оптические приборы РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЗИЧЕСКАЯ ОПТИКА Глава XIII. Интерференция света
Глава XIV. Дифракция света
Глава XV. Физические принципы оптической голографии
Глава XVI. Поляризация света и поперечность световых волн
Глава XVII. Шкала электромагнитных волн
Глава XVIII. Скорость света
Глава XIX. Дисперсия света и цвета тел
Глава XX. Спектры и спектральные закономерности
Глава XXI. Действия света РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. АТОМНАЯ И ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА Глава XXII. Строение атома
Глава XXIII. Радиоактивность
Глава XXIV. Атомные ядра и ядерная энергия
Глава XXV. Элементарные частицы
Глава XXVI. Новые достижения в физике элементарных частиц Ответы и решения к упражнениям Заключение Предметный указатель Список литературы
Спасибо за учебник. Наконец-то нормальный скан!!! К счастью, 12-е изд. повторяет в точности 10-е (1985) (и судя по описанию и 11-е тоже), с которого у меня началось знакомство с этой замечательной книгой и которое в инете болтается без обложки и выходных данных, да и качество там не очень. А вот обложка здесь не от 12-го изд., а какого-то более раннего, поскольку здесь должна быть белая обложка с кучей цветных рисунков по периметру и портретом автора в левом верхнем углу. И ещё странно, что здесь в 1-ом томе на странице с выходными данными отсутствует библиографическое описание и ISBN, которое автор раздачи поместил под спойлер. Там только аннотация и состав исполнителей... И ещё вопрос к знатокам этого учебника. Насколько последние издания (13-е и особенно 14-е) отличаются от 12-го??? Насколько я знаю, в 14-м несколько поменяли структуру учебника (абзацы с мелким шрифтом куда-то переместили и математику по-моему немного урезали) и он стал на вид тоньше, хотя количество страниц осталось примерно то же. В общем, не впечатлило!!! 13-е с зелёно-жёлтой обложкой ещё как-то напоминает "классический" вид учебника...
... в 1-ом томе на странице с выходными данными отсутствует библиографическое описание и ISBN, которое автор раздачи поместил под спойлер. Там только аннотация и состав исполнителей ...
У этих Озонов и Буксов такая путаница в описании!!! Видимо, они сами не знают и не вникали в номер издания, присобачили первую найденную обложку просто чтобы обозначить как-то книгу, а какое издание - им пофигу. Да и вообще везде в инете такая же неразбериха. Если я правильно помню (судя по тому, как книги появлялись в продаже), то порядок такой: 11-е изд. - это белая обложка с цветными рисунками и портретом автора в левом верхнем углу, 12-е - зелёно-жёлтая обложка (то, что должно быть в этой раздаче), а 13-е - это как-раз то, что у Вас в раздаче (помню, мне не очень понравилась эта обложка, когда смотрел книгу в магазине). Ну и в таком же стиле Физматлит решило сделать 14-е издание, только раскрасив обложку в разные цвета в каждом томе. Если есть у кого бумажный вариант, поправьте. Самому уже интересно стало.
А английского перевода этого 3-томника у вас нет? Вроде бы он существует, но в продаже нигде найти не могу. Было бы здорово (у меня ребёнок по-русски не читает
Моё резюме такое: лучшее из всего, что существует на сегодняшний день с точки зрения понимания школьного курса физики. Этот учебник - для всех, кто хочет понимать школьный курс физики, а не просто уподобляться инженерному калькулятору по решению математических задач с физическим уклоном.
Цитата:
Отличительной чертой созданного курса физики является то, что он содержит сравнительно мало формул и математических выкладок. Главное внимание в учебнике обращено на разъяснение сущности физических явлений, причем сделано это на высоком научном уровне и вместе с тем в форме, доступной школьнику. Достоинством курса следует признать описание большого числа применений физических законов к объяснению явлений природы и техники. В этом отношении, пожалуй, курс не имеет себе равных в мировой учебной литературе по физике.
P.S.
Непонятно только, почему Сивухина определили в шапку раздела, а лучший в мире учебник по физике под редакцией Ландсберга "болтается" среди остальных раздач.
Просьба к модераторам исправить это досадное упущение!
Ребята, я не могу много отдавать на раздачах, потому что постоянно нужен интернет, ограничен трафик и практически нет времени. Спасибо, что есть возможность скачивать такой нужный материал!
63196890Моё резюме такое: лучшее из всего, что существует на сегодняшний день с точки зрения понимания школьного курса физики.
К сожалению, это не значит, что это лучшее из всего, что можно было бы написать... Читаю вот на 40-й странице 1-го тома:
Цитата:
Установлено, что движение тел со скоростью, большей скорости света в вакууме, невозможно: скорость света в вакууме есть предельная скорость тел.
и думаю: кем, где и когда это было установлено??? А детки верят. И зомбируются... Или вот ещё один "ляп". На 27-й странице того же 1-го тома сказано, что:
Цитата:
Путь, обозначаемый обычно буквой s, всегда выражается положительным числом.
Это верно. Далее на 37-й странице приводится формула скорости 10.1 как отношение модуля разности координат к разности временных отрезков.
И это, опять-таки, верно, т.к. путь, как было указано выше, не может быть отрицательным. При этом сказано, что
Цитата:
разность t2 - t1 всегда положительна, так как t2 (более поздний момент) выражается бо́льшим числом
Спрашивается, может ли быть отрицательной величина, если она определяется как отношение двух заведомо положительных величин? Любой здравомыслящий человек ответит: не может, и будет совершенно прав. Откуда же тогда берётся представление об "отрицательной скорости"? Смотрим. Далее приводится аналогичная формула 10.2, в числителе которой модуль уже отсутствует (!) и провозглашается:
Цитата:
Определяемая этой формулой величина v оказывается алгебраической.
т.е. может принимать отрицательные значения. Правда, в данном случае мне не удалось поймать авторов "за язык" и уличить их в подмене понятий (думаю, удастся сделать это позже), т.к. они прямо не называют эту величину скоростью, а пишут просто "величина v". Однако о том, что это уже другая "величина v", чем та, что определяется формулой 10.1, авторы всё же умалчивают. Какая из этих двух формул (10.1 и 10.2) является формулой скорости, а какая нет - вопрос риторический. А детки снова зомбируются и продолжают верить в существование "отрицательных скоростей", "центростремительных ускорений" и прочих математических прелестей...
63174682Спасибо! Говорят, это лучший из учебников, для самостоятельного изучения физики.
Да, некоторые, возможно даже многие, так говорят.
Только я в жизни не встречался ни с одним человеком, который изучал бы физику изначально по этому учебнику.
И, насколько мне известно, этот учебник никогда не был ни утверждён, ни просто рекомендован как школьный учебник. Причины того различны.
Моё мнение: эта книга - неплохое учебное пособие. Которое можно изучать по своему желанию. Но лучше - после основного учебника.
Трёхтомник под редакцией Ландсберга - довольно удачная попытка рассказать просто о сложном. Во многом авторы достигли цели.
Читая эту книгу после школьного учебника, можно лучше уяснить, "прочувствовать" многие понятия. В этом, на мой взгляд, основное достоинство книги.
В то же время, трёхтомник содержит много материала, не входящего в школьную программу. Не в силу сложности этого материала, а просто в силу ограниченности школьной программы по физике. Следовательно, абсолютному большинству школьников "Ландсберг" просто не нужен. Им проще готовиться по своему школьному учебнику.
Таким образом, книга ориентирована лишь на школьников, всерьёз интересующихся физикой, готовых изучать её самостоятельно в объёме, не соответствующем школьной программе.
Но тогда следовало бы ожидать и более серьёзного отношения к задачам по физике. Учебник должен быть насыщен большим количеством задач различной степени трудности. И должен содержать разбор решения десятков сложных задач. Ничего этого, однако, нет. Есть лишь простенькие вопросы в конце разделов (используя сегодняшний жаргон, задачи группы А).
Местами стиль авторов вообще напоминает стиль Перельмана с его попытками рассказать о сложном просто и занимательно, но, по возможности, без формул.
Конечно, подобный подход вполне имеет право на существование. Но он вряд ли годится для учебника. Для учебного пособия - другое дело.
Поэтому, не годясь на роль учебника для общеобразовательных школ, "Ландсберг" одновременно серьёзно уступает и учебникам, написанным для физико-математических школ (для изучения физики на "профильном" уровне).
По сути, он так и остаётся в стороне. Как учебник, он не подходит никому, кроме, пожалуй, людей, занимающихся самообразованием. Как учебное пособие подходит многим. Но большинство учащихся его всё-таки не читает - некогда. Успеть бы прочитать учебник да решить задачи... А "Ландсберга" потенциальные читатели обычно бережно хранят на книжной полке, иногда снимая с полки и бегло пролистывая. Отдельные страницы не просматривают, а читают. Но целиком, подряд - почти никто и никогда.
Всё это не говорит о том, что книга неважная. Наоборот, книга написана здорово. Вот только целевая аудитория у неё всё-таки небольшая.
64363628Только я в жизни не встречался ни с одним человеком, который изучал бы физику изначально по этому учебнику.
Т.е. Вы каждому, кто встречается Вам в жизни, задаёте вопрос, по какому учебнику он изучал физику?
ВладВА писал(а):
64363628Моё мнение: эта книга - неплохое учебное пособие. Которое можно изучать по своему желанию. Но лучше - после основного учебника.
Моё мнение прямо противоположно: сначала необходимо увидеть слона целиком, а уж затем разбирать его по косточкам. Сначала изучается качественная сторона явления, затем - количественная. Исключений из этого правила я не знаю (кроме намеренно перекрученного подхода современных "учебников"). Но это не означает, что надо сначала целиком изучить трёхтомник под ред. Ландсберга, а затем приступать к изучению других учебников. Достаточно применить параллельное изучение.
ВладВА писал(а):
64363628Читая эту книгу после школьного учебника, можно лучше уяснить, "прочувствовать" многие понятия.
А читая эту книгу до учебника, уяснять и "прочувствовать" ничего не придётся: всё уже будет уяснено и "прочувствовано".
ВладВА писал(а):
64363628Учебник должен быть насыщен большим количеством задач различной степени трудности. И должен содержать разбор решения десятков сложных задач. Ничего этого, однако, нет.
javalove писал(а):
63542036А что же вы только учебник хвалите? К нему еще сборник задач написан! Физику без задачника учить невозможно.
ВладВА писал(а):
64363628Как учебник, он не подходит никому, кроме, пожалуй, людей, занимающихся самообразованием.
Хорошим тоном считается говорить за себя и от своего имени. Если он не подходит Вам, это не означает, что он не подходит всем (никому).
ВладВА писал(а):
64363628Успеть бы прочитать учебник да решить задачи...
Ну, если целью образовательного процесса является "прочитать учебник да решить задачи"...
Господа! С физикой всё ясно! Но, что делать, если основательно подзабыл математику? Вопрос: какое пособие по восстановлению школьных знаний по математике взять? Ну не начинать же со школьного учебника для 1 класса. Наверняка что-то такое есть для взрослого самообразования.
66362629что делать, если основательно подзабыл математику? Вопрос: какое пособие по восстановлению школьных знаний по математике взять?
Yana_2783 писал(а):
66426486тоже интересует и математика школьного уровня
Я бы порекомендовал справочник по элементарной математике М.Я. Выгодского. Его вполне можно использовать как учебное пособие для взрослого, поскольку он содержит наряду с обычным справочным материалом также и способы решения задач, и примеры-иллюстрации к этим способам.
Ну, а если речь идёт о подготовке абитуриента, то, на мой взгляд, лучшее пособие для этой цели: В.В. Ткачук. Математика - абитуриенту.
Так ведь учебники для взрослых, как специальной категории читателей, никто не пишет (вечерние школы я не имею в виду).
По-моему, справочник с примерами решения задач - это оптимальное пособие для повторения уже изученного. Если, конечно, Вы частично помните школьный материал, так что есть на что опереться.
Если же помните очень немногое, то просмотрите (хотя бы бегло) школьные учебники, чтобы понять, откуда следует начать повторение. И повторяйте с этого места, обязательно решая хотя бы часть предложенных в учебнике задач. При необходимости "спускайтесь" к более младшим классам. Иного пути нет. Если, конечно, не предпочтёте нанять репетитора. Хотя, может быть, Вас интересует другое? А именно: более глубокое осмысление элементарной математики при имеющейся неплохой базе? Тогда могу порекомендовать следующие книги:
П.С. Александров и др. Энциклопедия элементарной математики (кажется, 5 томов)
Ф. Клейн. Элементарная математика с точки зрения высшей (2 тома)
Л. Феликс. Элементарная математика в современном изложении
Какая из них Вам больше подойдёт, Вы можете определить только сами. Любое из этих изданий найти в Интернете нетрудно.
66362629Господа! С физикой всё ясно! Но, что делать, если основательно подзабыл математику? Вопрос: какое пособие по восстановлению школьных знаний по математике взять? Ну не начинать же со школьного учебника для 1 класса. Наверняка что-то такое есть для взрослого самообразования.
Зельдовича качай, Высшая математика для начинающих, отлично написано )
Господа! С физикой всё ясно! Но, что делать, если основательно подзабыл математику? Вопрос: какое пособие по восстановлению школьных знаний по математике взять? Ну не начинать же со школьного учебника для 1 класса. Наверняка что-то такое есть для взрослого самообразования.
63196890Установлено, что движение тел со скоростью, большей скорости света в вакууме, невозможно: скорость света в вакууме есть предельная скорость тел.
и думаю: кем, где и когда это было установлено??? А детки верят. И зомбируются...
На момент написания учебника действительно наука не имела примеров и, самое главное, доказательств движения каких-либо объектов нашей Вселенной со скоростью выше "це". Ни на Земле, ни по наблюдательным данным астрономов. А потом, заметьте, ключевое слово здесь "тел", а не частиц. То что в последнее время наработали в БАКе, тогда ещё не знали. Но раз есть такая уверенность, что нечто "оттуда" обгонит свет или может это сделать, приведите пример Скорость с - это не просто физическая константа, а некий порядок этого мира, т. е. если триста тысяч - это предел, то в мире существует заданный порядок вещей, устойчивая структура, грубо говоря, "так надо", поэтому это так.
63196890Установлено, что движение тел со скоростью, большей скорости света в вакууме, невозможно: скорость света в вакууме есть предельная скорость тел.
и думаю: кем, где и когда это было установлено??? А детки верят. И зомбируются...
На момент написания учебника действительно наука не имела примеров и, самое главное, доказательств движения каких-либо объектов нашей Вселенной со скоростью выше "це". Ни на Земле, ни по наблюдательным данным астрономов. А потом, заметьте, ключевое слово здесь "тел", а не частиц. То что в последнее время наработали в БАКе, тогда ещё не знали. Но раз есть такая уверенность, что нечто "оттуда" обгонит свет или может это сделать, приведите пример Скорость с - это не просто физическая константа, а некий порядок этого мира, т. е. если триста тысяч - это предел, то в мире существует заданный порядок вещей, устойчивая структура, грубо говоря, "так надо", поэтому это так.
Вопрос, относительно чего меряется скорость света в вакууме, когда говорят, что это есть предельная скорость тел. Теория относительности говорит, что относительно чего угодно. Ну вот далёкие галактики в результате расширения Вселенной удаляются от нас быстрее скорости света. Значит формулировка уже неверна?
Теория относительности говорит, что к свету не применим доплеровский эффект, т. е. с какой бы скоростью ни неслись навстречу друг другу или удалялись два объекта, скорость света при этом не увеличится и не уменьшится, она сама по себе. Даже если Вы сторонний наблюдатель, для Вас скорость света останется триста тысяч. Так что она предел мечтаний движения для всех тел!!!
67588831Теория относительности говорит, что к свету не применим доплеровский эффект
Ошибаетесь.
Просто количественная сторона эффекта Доплера для света рассматривается на основе преобразований Лоренца (а не преобразований Галилея).
Вот и вся разница. P.S. Суть эффекта Доплера - в изменении воспринимаемой частоты волны в движущейся системе отсчёта (а не скорости этой волны).