Борис Новиков родился 13 июля 1925 года на станции Ряжск-1 в Рязанской области.
Юный Борис Новиков воевал на фронтах Великой отечественной войны, а после окончания войны он был принят в Школу-студию Юрия Завадского, которую окончил в 1948 году.
В 1948 году Борис Новиков стал актером Театра имени Моссовета.
В день премьеры в театре Моссовета после исполнения роли Теркина к актеру сразу пришло зрительское признание. Бывшие фронтовики в зале плакали, а Твардовский радостно обнимал Новикова за кулисами, приговаривая строчку из собственной поэмы: "Это был, конечно, он!".
"Актер удивительно виртуозно балансирует на грани "легенды" и "были", он вводит на сцену подлинную русскую народность, которой так не хватало нашему театру в годы культа личности. Ведь изображение народных типов часто сводилось к показу "массовидных простачков", рядом с которыми монументально возвышались "передовики" цельнометаллической ковки" - так в 1961 году писал Григорий Бояджиев о роли Теркина в исполнении Бориса Новикова.
Новиков мог получить государственную премию за эту роль, но главный режиссер Юрий Завадский был против: "У меня нет Ленинской, еще ни Вера, ни Слава не имеют..." Подразумевались Марецкая и Плятт - актеры старшего поколения.
Премии Новиков не получил, но ревность партнеров себе обеспечил. Его вдова, вспоминая те годы, называла происходившее не иначе, как травлей. Один из актеров театра и тайных "доброжелателей", когда Новиков двумя годами позже уходил из театра Моссовета, не погнушался обзвонить театры, и дискредитировать Бориса Новикова. Таким образом, была разрушена договоренность Новикова с Михаилом Царевым о переходе в Малый театр, но Валентин Плучек оказался не восприимчив к наветам и взял Новикова в труппу Театра Сатиры, где актер прослужил с 1963-го по 1972-й год. Когда Высоковский вслед за Новиковым вводился на роль аптекаря в спектакле "Интервенция", то попросил разрешения играть с теми репликами, которые Борис Кузьмич сам для себя досочинил. Новиков был не против.
В начале 1960-х годов был признан театральной легендой столицы, а кинематограф принес ему еще и всесоюзную славу. Новиков дебютировал у Юлии Солнцевой в 1955-м году в фильме "Ревизоры поневоле", после чего Владимир Басов без пробы утвердил его на роль Витеньки Шубникова в дилогии "Первые радости" и "Необыкновенное лето". Но своими настоящими киноуниверситетами сам Новиков считал съемки у Герасимова в "Тихом Доне".
В молодости Новикову доставались чаще роли отрицательных персонажей — пьяниц, шпаны, бандитов и иностранных шпионов. Он снялся в фильмах "На графских развалинах", "Голубая стрела", "Девушка с гитарой", "Испытательный срок", "Друг мой, Колька". Однако герои в исполнении Бориса Новикова не выглядели опасными негодяями, и жесткие решения не шли персонажам артиста. Скорее, он выглядел ехидным комментатором происходящих вокруг событий.
Зинаида Кириенко снималась с Борисом Новиковым в двух картинах – в "Казаках" и "Тихом Доне". Она вспоминала: "57 градусов жары было на хуторе Дичинском, где Герасимов снимал "Тихий Дон". Боря играл моего брата – Митьку Коршунова. И вот мы снимаем сцену в церкви. Я в жаркой суконной юбке, в теплой кофте должна пройти сквозь строй казачков, в это время они меня обсуждают: "Гутарят, Натаха спуталась с Пантелеем хромым, вот ее Григорий и бросил". За мной в храм входил Боря, бил по загривку казачка и произносил слова: "Ты говори, да откусывай". Всю эту сцену режиссер решил снять без последующего озвучания, с местным колоритом и говором актеров из массовки. А они, как назло, никак не могли точно произнести нужные фразы. И вот когда после утомительных дублей под палящим солнцем у них уже все получилось, тут Новиков дал маху. Вместо своих слов он произнес: "Ты говори, да закусывай". Герасимов накинулся на него с упреками. Ведь он профессионал, а тут оплошал, зная, что все пишется вчистую на дорогую пленку. Пришлось еще помучиться и отснять точно".
На кинематографическом счету актера было свыше ста ролей. Публика запомнила оборотня Тараса - Илью из сериала "Тени исчезают в полдень". Присказка Новикова "загремим под фанфары" вошла в поговорку. Но сам Борис Кузьмич был скромен, даже если ему случалось вместе с группой представлять картину публике. В зале при его появлении обычно возникало оживление, раздавались хохот и выкрики в его адрес, а он, стесняясь своей славы, прятался за спины коллег. Легендарный персонаж из "Теней..." артист придумал его от "А" до "Я". Его мимика на крупных планах поразительно разнообразна, он был абсолютно органичен в своих придумках - не боялся отвернуться от камеры, почесатъся, передернутъся. На площадку Новиков приносил не только досочиненные реплики, но порой и режиссерское решение сцены. И сожалел, что не занялся режиссурой.
Актерская натура Бориса Новикова преобладала даже над инстинктом самосохранения: он готов был, если нужно, лезть в холодную воду или ползти по снегу, не щадя себя. Он умел в рамках острохарактерного рисунка роли сыграть драму, пользуясь полукрасками и полутонами. Именно поэтому одной из находок телесериала "Адъютант его превосходительства" стал пятиминутный монолог ювелира Либерзона - маленький шедевр большого артиста. Нелепой внешностью и характерным выговором старого еврея, к которому обобравшие его же чекисты приходят за советом, Новиков подчеркнул безысходную драму этого человека. Большевики ликвидировали дело его жизни, петлюровцы походя убили сына, впереди - старческая немощь, скорая смерть в нищете. И жив-то он только остатками нежности и сострадания к жене, сознанием необходимости скрасить ей безрадостный закат. Пронзительная и безусловная работа - человек просто сидит и разговаривает в кадре, а его прошлое и будущее проступают перед зрителем, как на ладони.
Новиков никогда не подводил режиссеров на площадке. Хотя, будучи под шофе, он мог позвонить Краснопольскому: "Аркадьич, пойдем, с собакой, что ли, погуляем". Учитывая московские расстояния, Владимир Аркадьевич отвечал: "Да пока я доеду, твоя собака описается..."
– Он хотел, чтобы все вокруг улыбались и смеялись, – говорила народная артистка Зинаида Кириенко. – Мы его называли "массовик-затейник". При этом никого своими шутками не обижал. Ведь он был безумно добрым и непосредственным человеком.
В 1971 году у актера случился инфаркт. Кроме того, более двадцати лет Новиков страдал диабетом, и вынужден был уйти из-за болезни из театра. Последние годы жизни Борис Кузьмич был почти прикован к постели, не выходил из дома и даже старался не говорить по телефону. В последние годы Борис Кузьмич и его семья сильно нуждались. Леонид Ярмольник ежемесячно присылал от "L-клуба" по 200 долларов, но этого хватало только на питание. Для лечения средств у Новикова было недостаточно.
Борис Кузьмич Новиков жил тихо, не навязывая себя никому. А о том, что у него не было денег на сантехника, не знали даже соседи в сталинской высотке. Долгое время семья ходила за водой в подвал.
– Почему у нас артисты живут в нищете, надо спросить в правительстве, – говорила актриса Людмила Чурсина. – Борис Кузьмич был человеком, очень чутко ощущающим фальшь, лицемерие и ложь. Его трудно было обмануть. Он был безумно талантливым актером с очень сложным характером. Гении простыми не бывают.
Пока актер был здоров, он часто озвучивал анимационных персонажей. Его почтальон Печкин в мультфильме "Трое из Простоквашино" стал одним из любимых героев детей и их родителей в России и за ее пределами.
Свою последнюю роль в кино Новиков сыграл за год до смерти в фильме "Возвращение броненосца".
Его ухода 25 июля 1997 года никто не заметил - в Москве проходил Международный кинофестиваль. Когда актер умер, в семье не было денег на похороны, а чиновники от кино отказались помочь семье. Вдова хоронила знаменитого актера практически одна. Пришли только три пожилых родственника. Когда из машины нужно было выносить гроб, не нашлось четвертого человека, чтобы его поддержать. Тогда Надежда Антоновна сама решила в последний раз подставить плечо любимому супругу. К счастью, на помощь ппришел шофер.
Борис Новиков был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. Читатели "Комсомольской правды" собрали деньги на памятник Борису Новикову.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=799