Alexis XV · 08-Фев-13 19:45(11 лет 10 месяцев назад, ред. 15-Ноя-19 21:12)
Преподобный Серафим: Саров и Дивеево Год: 1994 Автор: Протоиерей Всеволод Рошко Переводчик: Вайнер О. Жанр: Агиографическое исследование Издательство: "Sam & Sam" ISBN: 5-7248-0021-7 Язык: Русский Формат: PDF/DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Интерактивное оглавление: Да Количество страниц: 162 Описание: Предлагая вниманию читателей объемное исследование протоиерея Всеволода Рошко (1917 — 1984) о преподобном Серафиме Саровском, мы отдаем себе отчет, что о нем существует огромная литература. Казалось бы, стоит ли возвращаться вновь к его жизни, тем более что это исследование создано русским католиком? Несмотря на то что о преподобном Серафиме написано много книг, до сих пор еще не создано подлинно научного агиографического исследования. Этот пробел решил восполнить отец Всеволод. Исследование проливает свет на подлинные отношения, сложившиеся между преподобным Серафимом и братией Саровского монастыря, о которых даже его биограф Л. Чичагов лишь намекает. Исследование вплотную касается забот преподобного о дивеевских монахинях, а также немало рассказывает о его учениках и позднейших биографах. Благодаря исследованию отца Всеволода становятся ясными многие предсказания преподобного Серафима, которые и поныне толкуются вкривь и вкось, в отрыве от подлинных событий и исторического фона.
Примеры страниц
Оглавление
С. Бычков. Вступление ....................................................................3
Предисловие .................................................................................... 12 Первая часть. ИСТОРИЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА..............15
I. СВЯТОЙ СЕРАФИМ И ИСТОРИЯ. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ..... 15
Метод .................................................................................... 16
Саровский монастырь и Дивеевская община ...................19
Иоасаф, мнимый ученик .....................................................20
Борьба наследников преподобного Серафима ..................21
Редактирование свидетельств и их публикация............... 23
II. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА И ИСТОРИЧЕСКАЯ КРИТИКА..25
Человеческая сторона жизни преподобного Серафима ... 26
Недоверие к преподобному со стороны Саровской общины.........................26
Дивеево, духовное наследие преподобного Серафима 27
Создание архива ............................................................ 27
Час истины..................................................................... 28
История жизнеописаний преподобного Серафима .......... 29
Первые биографии .........................................................29
Разбор архивов ...............................................................31
О канонизации................................................................ 33
Последние работы .........................................................34
Апокрифы, опубликованные Сергеем Нилусом............... 34
Текст «Беседы»..............................................................35
Другие записи, опубликованные Сергеем Нилусом .... 36
Задача исторической критики ............................................ 38 Вторая часть. ЖИЗНЬ СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ..... 39
Хронологическая таблица жизни и подвигов святого Серафима Саровского........... 39
III. ЭТАПЫ ЖИЗНИ СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО .........42
Здоровье преподобного Серафима .....................................45
Призвание преподобного Серафима к исихазму..............46
Жизнь преподобного Серафима в общине........................48
Отшельнический период .....................................................50
Слава преподобного Серафима ..........................................51
Старец Серафим ...................................................................52
Период столпничества .........................................................53
Преподобный Серафим и ученики Паисия Величковского ....................... 54
Иларион, ученик Назария ............................................ 54
Братья Путиловы .........................................................55
Сестры святого Алексия Арзамасского ......................56
Возвращение преподобного в монастырь и его жизнь в затворе .........................58 Третья часть. СВИДЕТЕЛИ И СВИДЕТЕЛЬСТВА............................. 64
IV. СВИДЕТЕЛИ СВЯТОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА..64
Донес ли до нас Леонид Чичагов содержание архивов полностью? ... 65
Свидетели преподобного Серафима и их характеристики................... 68
Михаил Васильевич Мантуров ......................................68
Протоиерей Василий Никитич Садовский ................. 71
Николай Александрович Мотовилов..............................73
Свидетельство сестер......................................................77
V. ДИВЕЕВСКИЕ СЕСТРЫ, ЗНАКОМЯЩИЕ НАС СО СВЯТЫМ СЕРАФИМОМ....79
Основание общины матерью Александрой ........................ 79
Преподобный берет на себя заботу о дивеевских сестрах.... 80
Мельничная община ................................................................ 81
Сестры-основательницы ..........................................................83
6-я тетрадь архивов ..................................................................84
Сестры-основательницы и свидетельницы ..........................86
Другие сестры-свидетельницы ...............................................87
VI. СОПОСТАВЛЕНИЕ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ......... 90
Первый эпизод. Торжественная закладка канавки...........91
Второй эпизод. «Все сестры спасутся» ............................. 94
Третий эпизод. Предсказание о лавре и революции .......98
VII. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ ........................................................... 105
Эпизод с кротом .................................................................... 106
Возмущение источника и декабрист ..................................108
Эпизод с медведем ................................................................ 111
Эпизод с медведем, полная версия ............................. 112
Преподобный Серафим и епископы ................................. 114 Приложение 1. К читателю ............................................................ 125
Приложение 2. Алфавитный список дивеевских сестер — современниц преп. Серафима.130
Приложение 3. Настоятельницы двух Дивеевских общин ..... 154
Библиография .................................................................................... 156
Доп. информация: «Я вскоре встречу преп. Серафима, и он спросит меня: «Верно ли ты говорил обо мне?» Вот в чем вопрос. Всю жизнь я боялся ложных мыслей ничуть не меньше, чем дурных поступков. В самом деле, ведь Бог — это не только любовь, но и Истина.» Скан и обработка: anthropos75, Alexis XV. Духовные и религиозные книги на rutr.life
Читая эту книгу становится очевидно, что писавший ее, имеет очень отдаленное представления о монашеских православных традициях и о монашеской жизни вообще. Автор при этом, претендует на объектный и беспристрастный анализ, хотя никогда не был в православном монастыре, от этого описание и оценка тех событий имеет характер совершенно светский- человека, живущего в миру и о предмете своего повествования имеющего представление такое, каким его рисует воображение. Например: стр.26.-
"Следует отметить, что при погребении его не произносились славословия, хотя к тому времени он давно уже был одним из наиболее заметных монахов." Что имеет ввиду автор- можно только догадываться, наверное, надгробные дифирамбы. Видимо, автор считает, что погребение известного старца должно было сопровождать похвальными речами... Агиографическая часть построена на материалах свт. Серафима (Чичагова), Концевича, поэтому ничего не добавляет к уже известному портрету святого. Единственно, над чем потрудился автор, так это над сопоставлением различных фактов и событий из летописи с авторскими комментариями. Общее впечатление от книги- великий святой на фоне бездуховной административной машины Русской Православной Церкви. Следующей книгой, следуя вектору направленности подобных трудов, можно ожидать: преподобный Амвросий Оптинский. Оптина и Шамордино... При этом возникает вопрос, каким образом в мертвой, своей бездуховностью Православной Церкви могут рождаться святые? «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду».Мф. 12:33
Знакомя отечественного читателя с исследованием русского католика протоиерея Всеволода Рошко, необходимо сделать несколько предварительных замечаний. Работу отца Всеволода можно уподобить кропотливому труду реставратора иконы, который делает осторожные промывки, добираясь сквозь позднейшие записи до первоначального образа. Преподобный Серафим Саровский, один из величайших русских святых, почил в 1833 году. И тем не менее к моменту его канонизациии в 1903 году оказалось, что его облик затемнен всевозможными легендами. К счастью, за несколько лет до канонизации его почитатель, впоследствии епископ, мученически окончивший свою жизнь в 1937 году, гвардейский офицер Леонид Чичагов, проделав кропотливую работу над архивами Дивеевской общины, опубликовал в 1897 году труд с Летопись Серафимо-Дивеевской обители». Первое издание вышло в конце XIX века, и поэтому в своем исследовании Л. Чичагов многого не мог сказать прямо. В это время властвовал всесильный обер-прокурор Святейшего Синода, воспитатель Александра III — К. П. Победоносцев. Духовная цензура довлела над церковными историками и богословами, и невозможно было помыслить, что в житии могут быть упомянуты какие-либо внутримонастырские конфликты. Поэтому труд Л. Чичагова как в первом, так и во втором издании (1903) полон умолчаний. (...) Все глубже вовлекаясь в работу, отец Всеволод попутно изучает биографии С. А. Нилуса, которого весьма удачно определяет как «мифомана», оптинского старца Варсонофия, которого удалил из Оптиной пустыни тот же самый епископ Серафим Чичагов, добившийся незадолго до этого удаления из Оптиной самого С. А. Нилуса, проживавшего неподалеку от монастыря вместе с женой и прежней любовницей. Немало вопросов у отца Всеволода возникает в связи с публикацией Нилусом знаменитой «Беседы преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым». Он пишет: «Без сомнения, идея “Беседы” гениальная, хотя и порочная в своем изложении. Это учение св. Макария Великого. Сама церковь начинает всякий обряд тропарем “Царю Небесный”. Откуда появился этот документ? Ответ — вместе с “Протоколами Сионских мудрецов”. Его опубликовал человек, который обнародовал “Великую Дивеевскую тайну”. Значит, источник более чем подозрительный. Его объяснение о находке рукописи — нелепая басня. ...В сущности “Беседа” — это богословский трактат, который написан человеком, отлично знающим учение исихастов, но забывшим православные догматы. Все строится на том, что только дуновение Духа Святого отличает человека от животного. Ужас охватывает, когда стараешься вывести следствия из подобного основания... А между тем преподобный Серафим особо чтил Учителей Православия и “на память пересказывал о них целые отделения” (Летопись, с. 198). И не Нилус, конечно, написал этот документ, как не он сочинил “Протоколы”. Но в стилистике начала и конца "Беседы” чувствуется перо Нилуса — профессионального журналиста. Неплохо написано! А у Мотовилова бесцветный слог. Его выдающаяся черта — бесцветная объективность... ...О “Беседе” я начну писать только в том случае, когда окончу разбор всех доступных мне источников. Первая моя статья будет об источниках, кроме Чичагова и Нилуса. Вторая — о Чичагове и архивах. Но для этого мне нужно сделать полный разбор Чичагова... Не знаю, кто рискнет опубликовать мои разыскания? Получится целая книга, которая наверняка вызовет такой шум! Если Богу угодно, батюшка Серафим поможет! Преподобного Серафима весьма чтут католики».