- играю, сочиняю, аранжирую, участвую в фестивалях. Несмотря на то, что мой основной инструмент, гитара-бас, вовсе не джазовый, я использую в игре навыки работы над полифонией, над фугами Баха, которые способствововали развитию техники левой руки. Это очень помогает улучшить исполнительские возможности моего инструмента. Если ты обратишь внимание, то функция баса, который я играю в песнях «Каверет», не ограничивается одними аккордами типа «умпа-умпа», бас у меня мелодичен, наполнен подголосками. Иногда я играю на фортепиано, но здесь мне нехватает виртуозности. Я использую фортепиано в основном для себя, для поисков вариантов, выступаю с ансамблем, который исполняет мою музыку. Еще до моего обучения в Америке, в начале 70-х годов, я играл на бас-гитаре в ансамбле «Платина» вместе с саксофонистом Романом Кунцманом и контрабасистом Авраамом (Ареле) Камински. Они оба были старше меня и многому меня научили. Меньше всего меня волнует направление, стиль, мода, главное – качество музыки. Музыканты моего поколения были снобами, мы израильскую музыку вообще не воспринимали, о чем ты говоришь?! Армейские ансамбли, песни Эрец-Исраэль, «Компаньон де ла шансон»? Да у моего отца еще в Польше были пластинки Джона Леннона. Мы все: Гиди, Дани, Эфраим, остальные признавали только музыку из Америки и Англии. Вот разве что Шалом Ханох, Шмулик Краус, Ариэль Зильбер были для меня исключениями.
- Я очень люблю джаз. В моем джазовом альбоме «Однажды в Галилее» много влияний как раз израильской музыки 50-х годов, свинга. Ритм легкий. Я выступаю с замечательными музыкантами. Это вообще мне ближе, идет от души, у меня нет желания заниматься ни электронной, ни заумной музыкой. Ищу живые звучания, меня интересует речь, экспрессия музыканта, самовыражение. К некоторым песням я пишу тексты, но я не поэт. Хотя пишу от сердца. Я думаю, что мне повезло в творческой жизни.
полный тест большой статьи
http://marina-yano.livejournal.com/4854.html#cutid1