MinimalBoy · 30-Июн-10 22:30(14 лет 4 месяца назад, ред. 01-Июл-10 00:44)
Нас мало / Few of usГод выпуска: 1996 Страна: Португалия, Франция, Германия, Литва Жанр: драма Продолжительность: 01:33:35 Перевод: Не требуется Русские субтитры: нет Режиссер: Шарунас Бартас / Sharunas Bartas В ролях: Катерина Голубева, Сергей Тулаев, Перт Киштеев, Минору Гидешима, Юлия Иноземцева. Кто эта девушка, которая так пристально смотрит в окно вертолета на дикий, бескрайний пейзаж Саян? Что она ищет на этой земле, нетронутой цивилизацией, на земле, где обитают тофолары - люди, о которых забыл даже Бог? Оператор-постановщик: Шарунас Бартас Звук: Владимир Головницки Музыка: Виктор Копыцко Монтаж: Мингайле МурмулайтенеСергей Кудрявцев:
Когда возникают первые кадры фильма «Нас мало», то трудно отделаться от ощущения, что вовсе и не покидал пространство предшествующих картин «Три дня» и «Коридор», поскольку и в Сибири снова видишь тот же индустриальный пейзаж на фоне реки, который неотвратимо трогает душу, даже если готов порой его возненавидеть (получается, как в анекдоте: «Это наша родина, сынок!»). Но подобная «обманка» нужна литовскому режиссёру Шарунасу Бартасу (кстати, он впервые выступал и как потрясающий оператор!) не только для того, чтобы подчеркнуть кинематографическим рефреном внутреннюю связь всех своих произведений. Это оказывается своеобразным напоминанием о том аде, куда мы спустились и тут же захотели вырваться куда-то прочь, в неведомые пределы. Бегство в никуда становится желанной альтернативой для мучающейся души, которая устремляется в далекий край, надеясь хоть там найти ускользающий рай (интересно, что в Италии ленту назвали так: «Далеко от Бога и людей»).
В картине «Нас мало» (также встречается иной вариант перевода - «Нас немного») есть поразительный момент, когда долго-долго вертолёт с главной героиней на борту снижается среди саянских сопок, но это, как ни странно, воспринимается буквально наоборот - словно вознесение на небеса, освобождение из затхлого и унылого земного плена, полёт наяву, ранее грезившийся лишь во сне. И то, что в первый и пока что в последний раз в качестве альтер-эго постановщика выступает именно женщина (хотя Катерина Голубева снималась в двух прежних фильмах, а потом была соавтором сценария «Дома»), косвенно свидетельствует о своеобразном «спасении Эвридики», которая, как человеческая душа, согласно поэту, «Огнём, как спирт, без тени // Уходит по земле...».
Мы ничего не узнаем о том, почему эта девушка очутилась в столь отдалённых местах, среди вымирающего народа тофаларов (вот вам и перекличка с платоновским «Джаном»!), который кажется придуманным и нафантазированным «литовским отшельником», если не ведать, что в юности он сам путешествовал по большой стране под названием СССР. И во время одной из таких поездок снял на плёнке 16 мм ещё в 1983 году любительскую ленту «Тофалары» об исчезающей народности в Восточных Саянах (по энциклопедии, тофаларами или по-старому карагасами называют себя жители Нижнеудинского района Иркутской области, которых в 1992 году насчитывалось всего 700 человек). Тогда вдвойне знаменательно, что собственную историю бегства из привычной и даже надоевшей среды, юношеского поиска некоего рая на Земле он отдаёт субтильной героине, которая существует на экране как молчаливый наблюдатель, посредник между зрителем и незнакомой реальностью, стараясь остаться почти незаметной, словно раствориться в этой суровой, несмотря на внешние красоты, действительности. Не получается!
Душа, взыскующая мира и покоя, уповающая на обретение утраченной гармонии с собой, другими людьми и окружающей природой, не только испытывается вдали от цивилизации, но и подвергается новым пыткам, унижениям и оскорблениям. Искомый рай оказывается на поверку никуда не исчезнувшим адом. Географическое перемещение по свету не избавляет от присутствия в человеческой жизни разлагающих, губительных процессов «расчеловечивания», что в равной степени свойственно и жителям больших городов, и обитателям затерянных в тайге посёлков. И самая страшная проблема заключается не столько в сокращении численности того или иного народа, сколько в нравственном и духовном вырождении любой популяции вне зависимости от ареала.
Нас мало, и в то же время это может быть понято иначе - немногие из нас. Тем более что англоязычное название Few of Us как раз позволяет так интерпретировать смысл послания Бартаса. В качестве дополнительного подтверждения стоит привести слова из авторской аннотации к следующей работе «Дом»: «Немногие из нас живут в нём до сих пор». Это звучит будто вольный парафраз библейской истины о том, что не все из нас попадут в рай. И фильм «Нас мало», знаменуя путь человека по его выходе из Ада, таким образом представляет собой своеобразное Чистилище, где действительно следует очиститься от земной скверны, отправившись как бы к первоосновам бытия, припав к природным источникам жизни. Хотя уже в рамках происходящего на экране становится ясно с очевидной непреложностью, что эта надежда иллюзорна, и Рай на самом деле является давным-давно и, возможно, навсегда уже потерянным.Издание: Les Films du Paradoxe Релиз: alfons416 (Thank you!)
Описание: mariannah Дополнительные материалы: интервью с режиссером (англ. язык + франц. субтитры)Качество: DVD9 Формат: DVD Video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR Аудио: Not specified (Dolby AC3, 2 ch, 256 kbps)
Скриншоты
DVD Инфо
Size: 5.53 Gb ( 5 797 196 KBytes ) - DVD-9
Enabled regions: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 VTS_01 :
Play Length: 00:00:18
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR VTS_02 :
Play Length: 01:33:35
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
Not specified (Dolby AC3, 2 ch) VTS_03 :
Play Length: 00:12:56
Video: PAL 4:3 (720x576) VBR
Audio:
English (Dolby AC3, 2 ch)
Subtitles:
Francais Menu Video:
PAL 4:3 (720x576) VBR
Menu Subtitles:
Not specified
Menu Francais Language Unit :
Root Menu
MinimalBoy Спасибо. Хороший фильм. Гимн одиночества и тоски. Человеческий тупик.
Другой вопрос, что для создания подобного ощущения можно не ездить в Сибирь.
Достаточно немного от Москвы отъехать.
Спасибо!
Сильная сторона автора - в способности к созерцанию. При, скажем так, очень простой драматургии.
Шарунас Бартас, как оператор - действительно очень силён.
И про "тупик"... Красота земли, природы раскрывается полнее всего в созерцании, когда между вами постепенно устанавливается внутренняя связь, скрытое родство. В сердце, уме и более того...
Внешние обстоятельства и внутренняя реальность - стороны единой реальности, ещё не распознанной. Потому, развитие идёт в опоре на обе.
Тупик - не более, чем знак критического момента в развитии - пока ты не начал вырастать за собственные рамки, тупик не ощущается. Тупик - знак потенциального нового пространства. Вызов.
Нужна вера - скрытое знание о том, чего ещё нет. Вера и... упорное изгнание пораженческих настроений.
Я извиняюсь! Помогите скачать, сиды милые! ( вернитесь на раздачу - мой комп. вмиг бы скачал!)
Не повезло мне увидеть фильмы Шарунаса Бартаса раньше.. хотя несколько лет и живу в Литве. Жестокая правда жизни снята им пронзительно. Шарунас - великий мастер психологизма и проникновения в суть вещей. Потрясающие кадры его фильмов - это всё наследство великолепного фотоискусства Литвы. Литовские фото-художники всегда поражали своим высоким творчеством.
Жаль.. не застать сидов. Хотелось бы взять в фильмотеку этот шедевр. И в любом случае моя глубочайшая благодарность за эту раздачу.
Такие края всегда были местом ссылок – человек там теряет ориентиры, и жизнь превращается в простое удовлетворение физиологических потребностей. Но и там происходят свои первобытные драмы.