Эротикон / Erotikon
Год выпуска: 1929
Страна: Чехия
Жанр: Драма / Немое кино
Продолжительность: 01:24:50
Перевод: Субтитры
Русские субтитры: есть
Режиссер: Густав Махаты / Gustav Machatý
В ролях: Карел Шляйхерт, Ита Рина, Олаф Фьорд, Теодор Пистек, Богумил Ковар
Описание: Чешский режиссер Густав Махаты смотрел свой фильм "Эротикон" 500 раз, прежде чем принял окончательное решение о том, как он будет выглядеть в финальной версии. Мелодрама, снятая по сюжету выдающегося чешского поэта Витеслава Незвала, в свое время шокировала зрителей откровенностью в показе отношений полов.
Фильм Махаты близок по сюжету к пабстовской классике – "Дневник падшей" рассказывает почти ту же самую историю соблазненной и брошенной девушки, которая, однако же, находит в себе силы начать новую жизнь. Итак, Андреа в фильме Махаты – дочь начальника железнодорожной станции. Однажды вечером к ним в дом стучится незнакомец, опоздавший на последний поезд. На улице бушует ненастье, и, после некоторых колебаний, станционный смотритель соглашается оставить запоздалого гостя на ночлег. С неизбежностью происходит страшное – гость знакомится с юной дочерью смотрителя, дарит ей флакон духов под названием Эротикон, соблазняет и первым утренним поездом отправляется в Прагу. Там он введет развеселую жизнь с красивой любовницей, в то время как беременная Андреа оставляет отца и перебирается в Прагу, не решаясь встретиться с оставившим ее любовником. Андреа мечется по постели в горячке, и, как в дурном сне, на это изображение наплывает другое – пылкие объятия влюбленных в их единственную ночь. Она разрешается от бремени в городских трущобах, но ее ребенок родился мертвым. В конце концов она лишается крыши над головой и обреченно бродит по улицам, до тех пор, пока к ней не пристает прохожий забулдыга…
Если мы оборвем этот сюжет сейчас, на середине, этого будет вполне достаточно, чтобы почувствовать бульварный вкус истории, рассказанной Махаты. Впрочем, его киностиль приземленным не назовешь – интерьеры небогаты, но тщательно продуманы, в фильме видны заимствования из европейского кино, в отдельных случаях используются даже приемы, похожие на эйзенштейновский монтаж. Конечно, можно сказать, что этому кино недостает пабстовского размаха, многофигурности, или, например, трагического финала, но и этот фильм доставляет большое удовольствие – в первую очередь, за счет очень продуманной визуальной части. Очень запоминается коротенькая сценка, в которой ловелас утешает Андреа по телефону, а на заднем плане, через бамбуковую штору виден силуэт любовницы, которая зажигательно отплясывает на кровати. Удивительно забавны и сцены, рисующие жизнь пражского света. Где бы ни происходило действие, на танцах, в ателье портного, или вокруг шахматной доски – фильм радует зрителя точностью нюансов. Если напрямую сравнивать "Дневник падшей" и чешскую картину, то заметно - тогда, в конце 20-х, Пабст переходил от экспрессионизма к реализму. Махаты двигался в другом направлении - за несколько лет до явления французского поэтического реализма он сделал его моментальный снимок в фильме "Эротикон".
(Виктор Зацепин)
Доп. информация: Диск с
KG. Источником послужила лицензия R5 от Видеоимпульс, с которой было удалено всё (включая меню и русскую дорожку) и добавлены английские субтитры. Видео не пережималось. Русские субтитры нашел в сети (спасибо
Herbst) и прикрутил их обратно. Английские, на всякий случай, тоже оставил. Интертитры - чешские.
Качество: DVD5
Формат: DVD Video
Видео кодек: MPEG2
Аудио кодек: AC3
Видео: PAL 4:3 (720x576) VBR
Аудио: Czech (Dolby AC3, 2 ch) - музыкальное сопровождение