Шел 1965 год...
В феврале того же года, когда Кимико и другие девушки открыли для себя гавайские танцы, Соединенные Штаты начали бомбить Северный Вьетнам, а в августе разгорелась война между Индией и Пакистаном. Население Японии составляло более чем 98 миллионов человек со средней продолжительностью жизни 67 лет у мужчин и 73 года у женщин.
Далеко не каждая шахтерская семья могла потянуть расходы на обучение детей в средней школе. Подруги Кимико и Санаэ - настоящая контрастная пара. Если Кимико отправляют учиться в среднюю школу, то Санаэ везет куда меньше: старшая дочь в большой семье, в свои 18 лет она уже работает на шахте. Процент учеников, поступивших в среднюю школу в 1965 году, перевалил за 70, и впервые общее число студентов университетов и колледжей с 2-летним обучением превысило один миллион человек.
В моде мини-юбка, изобретенная Мэри Квант, и прическа «бабетта» от Жака Дессанжа. Короли радиоэфира - Beatles и Rolling Stones. Сингл «I can't get no Satisfaction» в июне 1965- го становится хитом №1 по обе стороны Атлантики.
Видео на youtube
От угледобычи до гавайских танцев
Каменноугольный бассейн Джобан, простирающийся от северной префектуры Ибараки до префектуры Фукусимы, начал разрабатываться еще в период позднего Эдо (1600-1867 гг.). Второй Золотой век угольного месторождения пришелся на начало 1950-х годов. Этому способствовала Корейская война (которую рассматривают как опосредованную войну между США и их союзниками и силами КНР и СССР), в которой Япония являлась главной тыловой базой южной коалиции. Около 3,5 миллиардов долларов было потрачено американцами на приобретение японских товаров за всё время войны. Промышленный рост в стране в период между мартом 1950 года и мартом 1951 года составил 50%. К 1952 году производство вышло на предвоенный уровень, удвоившись за три года.
К 1953 году в Японии действовало 130 шахт с общей численностью рабочих 16000 человек. Объем угледобычи составлял 6,6 миллионов тонн ежегодно. Шахта города Иваки, принадлежащая угледобывающей компании Джобан, отличалась крайне тяжелыми условиями труда. Из-за пронизывающих шахту горячих источников, рабочим приходилось добывать уголь при высоких температурах и влажности. Кроме того, компания была вынуждена ежегодно тратить огромные средства на откачивание вод. На каждую добытую тонну угля приходилось 40 тонн откаченных вод. Небольшая часть из них поддерживала работу гостиниц у горячих источников города Юмото, остальное просто сливалось в реки.
Большие перемены принесла энергетическая революция 60-х годов. Нефть стала вытеснять каменный уголь из фаворитов энергоносителей, угольные шахты закрывались. В 1962 году Джобан заявила о своих планах сократить 2000 работников. Понимая, что век каменного угля подходит к концу, городские чиновники и администрация компании обратили свой взор на богатые горячие источники Иваки, которые могли спасти экономику региона от кризиса. К 1964 году была создана Туристическая компания горячих источников Иваки и Юмото, а спустя год открыла свои двери танцевальная школа Джобан.
15 января 1966 состоялось торжественное открытие Гавайского Центра компании Джобан. Первоначально планировалось, что Центр будет посещать около 1000 туристов в будние дни и около 3000 в выходные и в период отпусков. Но курорт стал настоящей сенсацией, привлекая 1,5 миллиона посетителей ежегодно. Спустя 10 лет компания погасила все долги, оставшиеся в наследство от угледобычи. А вскоре по всей Японии началось массовое строительство оздоровительных курортов. В 1990 году, существенно расширив спектр своих услуг, Центр получил новое название - Гавайский Спа-Курорт (Spa Resort Hawaiians). [
Офсайт курорта на английском]
Прототип Мадоки Хираямы
Женщину, которая преподавала гавайские танцы в танцевальной школе города Иваки, зовут Калеинани Хаякава (Kaleinani Hayakawa). С самого детства Хаякава занималась танцами. В 1956 году она отправилась на Гавайи, где несколько лет изучала традиционные полинезийские танцы. В 1965 году Хаякаву пригласили преподавать в танцевальной школе компании Джобан, где она в итоге проработала 32 года. За это время она также успела открыть свою собственную танцевальную школу (первую студию танца хулы Японии), где преподает до сих пор. В танцевальной школе Джобан Хаякава теперь занимает должность Главного советника.
Язык танца
Хула – душа Гавайев, выраженная в движении. Это единственный в своём роде, не похожий на другие, полинезийский танец. В давние времена хула сопровождала главные религиозные церемонии на Гавайях.
Каждое движение в этом танце имеет огромное значение, каждый жест, произведенный ладонью – это рассказ. В движении танцор может имитировать жизнь растений, океана, гор, земли и неба. Танец может повествовать о надвигающейся непогоде или рассказывать о сказочных красотах Гавайских островов.
В 18 веке искусство хулы было практически утеряно из-за наплыва миссионеров с материка, которые объявили танец грязным и греховным. От окончательного исчезновения танец спас полинезийский король David Kalakaua, который основал школу древнего танца и возродил национальные традиции. Сегодня хула приобрела всемирную популярность. В одной только Японии насчитывается около 500 тысяч поклонников этого танца.
«Гавайи» на угольном руднике
Художник-постановщик фильма Ёхей Танеда стремился объединить два таких контрастных мира, как шахтерский городок и Гавайские острова, не забывая при этом об эстетике 60-х годов. Дома шахтеров напоминают открытые гавайские хижины «тики» с треугольной крышей, лежащей на сваях; а возвышающаяся над городом гигантская гора из бракованного угля повторяет форму кратера знаменитого вулкана Гонолулу - Алмазная Голова. Кроме того, создатели решили не использовать в съемках некоторые популярные искусственные материалы. Вместо этого они широко применяли древесину и прочие природные материалы, воссоздавая настоящие «Гавайи» посреди шахтерского города.
Алоха!
«Алоха» — слово гавайского происхождения. Обозначает одновременно «привет», «здравствуйте», «до свидания», «добро пожаловать», «я люблю тебя» и просто пожелание мира и радости. (Википедия)
На первом уроке танцев звучит песня «To You, Sweetheart, Aloha» («Алоха, дорогая»), в тексте которой обыгрывается несколько значений слова:
To you sweetheart, aloha
(Здравствуй, дорогая / Я люблю тебя, дорогая)
Aloha from the bottom of my heart
(Люблю всем своим сердцем)
Keep that smile on your lips
(Пусть эта улыбка не сходит с твоих губ)
Brush the tears from your eye
(Вытри слезы со своих глаз)
One more aloha then it's time for goodbye
(И снова «алоха», настало время прощаться)
«Где мои ули-ули?»
Ули-ули ('Uli 'Uli) - погремушки из тыквы и цветных перьев, используемые в гавайских танцах.
[
Фото]
«Интересно, она такая же симпатичная, как близняшки «Пинатс»?»
The Peanuts - это сестры-близнецы Хидейо и Цукико Ито, ставшие самыми известными японскими
исполнительницами 60-70х годов XX века. Дуэт был назван в честь одноимённого комикса Чарльза Шульца - «Пинатс» (Peanuts), впервые опубликованного в 1950 г. в США. (Last.fm)
Популярную советскую песню «У синего моря» в оригинале исполнял именно этот дуэт.
Видео на youtube
[
Дискография на rutr.life]
«Она выступала в Эс Кей Ди. Это самая престижная танцевальная труппа в Токио».
SKD (Shochiku Kageki Dan) - известная женская танцевальная труппа, была образована в 1928 году. SKD стала одним из многочисленных клонов музыкальной театральной труппы The Takarazuka Revue, основанной 13-ю годами ранее. И хотя SKD не была самой престижной труппой страны, тем не менее, выступать в ней было очень почетно. [
Фото]
Все роли (танцевальные партии), как мужские, так и женские, исполняли девушки. Танцоры из SKD участвовали в съемках фильма
Sayonara.
Судя по сканам программок выступлений, найденных в Сети, SKD делилась на несколько групп. Одной из них была группа «8 персиков», в которой выступала Мадока Хираяма. [
Фото 1 (сверху) /
Фото 2 (сверху)]