Greamour · 05-Мар-09 12:18(16 лет 7 месяцев назад, ред. 20-Мар-09 10:05)
Верди - Дон Карлос / Giuseppe Verdi - Don Carlo [Visconti] Год выпуска: 1985 Жанр: Опера Продолжительность: 3 часа 24 мин Язык: итальянский Режиссер: Brian Large Постановка: Luchino Visconti В ролях:
Elizabetta di Valois - Ileana Cotrubas
Don Carlo - Luis Lima
Philip II - Robert Lloyd
Rodrigo - Giorgio Zancanaro
Princess Eboli - Bruna Baglioni
Grand Inquisitor - Joseph Rouleau
Tebaldo - Patricia Parker
A Royal Herold - Alan Jones
Count Lerma - John Dobson
Countess of Aremburg - Romayne Grigorova The Royal Opera Chorus
The Orchestra of the Royal Opera House Дирижёр: Bernard Haitink Описание: 5-актная моденская редакция. Великолепная постановка вердиевского шедевра Лукино Висконти. Шикарные костюмы и декорации, в главных партиях такие звёзды, как Илеана Котрубаш и Джорджио Дзанканаро. Есть несколько купюр, в частности, в 5м действии пропущен кусок дуэта Елизаветы и Карлоса.
Краткое содержание
Действие проходит во Франции и Испании около 1560 года.
Действие первое. В знак примиренья после долгой вражды монархи Испании и Франции решили сочетать браком своих детей - инфанта Дона Карлоса и принцессу Елизавету. Дон Карлос счастлив: когда-то в Фонтенбло он встретил принцессу и полюбил ее с первого взгляда. Горя нетерпением скорей увидеть невесту, он тайно оставил двор и отчизну и приехал во Францию с посольской свитой.
Да, это тот самый лес. Правда, теперь, зимой, он молчалив и пуст, но инфанту он кажется прекрасней всех садов Эдема. Однако смеркается. В темноте, пожалуй, можно заблудиться и не найти дороги к королевскому дворцу.
В это время на опушке показывается Елизавета, опирающаяся на руку пажа. Она с недоумением оглядывает незнакомца. Дон Карлос представляется: он испанец, прибывший с посольством. Знает ли он Дона Карлоса? Да, конечно. Принцесса вздыхает: вдруг она не понравится инфанту? Испанец пылко уверяет Елизавету, что Дон Карлос любит ее, он будет жить для нее одной! Кстати, вот подарок жениха - и «посол. протягивает принцессе дорогой ларец. «Здесь портрет инфанта»,- говорит он. Елизавета с любопытством рассматривает портрет и в изумлении переводит взгляд на юношу: этот пылкий и преданный испанец и есть Дон Карлос! С ним она, наверно, будет счастлива...
Вдали слышатся пушечные залпы. Мир заключен! Поляна наполняется радостным народом. Паж предупреждает Елизавету о приближении испанского посла - графа ди Лерма. И тут принцесса узнает ужасную новость. Оказывается, она предназначается в супруги не инфанту, а самому королю Филиппу. Дон Карлос и Елизавета убиты этим известием. Граф ди Лерма с нетерпением ждет ответа. Измученный кровопролитной войной народ умоляет Елизавету дать согласие: этот брак упрочит на долгие годы мир между обеими державами, - и принцесса вынуждена уступить.
Действие второе. Картина первая. Древний монастырь Сан-Джусто погружен в вечернюю мглу. Под сводами двора одиноко бродит тоскующий Дон Карлос. Инфант надеялся здесь, в тиши монастырских стен, обрести утраченный покой. Тщетно! Обаятельный облик Елизаветы непрестанно тревожит его воображение. Только появление маркиза Родриго ди Позы отвлекает принца от грустных мыслей. Дон Карлос радocтно обнимает своего благородного друга. Родриго всегда делил с ним радость и горе; ему одному доверит инфант тайну.
Маркиз советует принцу уехать намecтником во Фландрию: вдали от родины Дон Карлос скорее излечится от преступной страсти. К тому же, принцу, наверно, удастся облегчить положение бедствующего и угнетенного фламандского народа. Друзья клянyтcя отдать жизнь борьбе за справедливость. Отворяются ворота - монастырь посетил король Филипп с супругой. Заметив Дона Карлоса, Елизавета вздрагивает и бледнеет.
Картина вторая. В ожидании королевы принцесса Эболи, придворные дамы и пажи решают немного поразвлечься. Принцесса сама подает пример, запевая - под аккомпанемент мандолины пажа - веселую песенку. Придворные дамы подхватывают знакомый мотив. Но только показывается королева, хор мгновенно смолкает: Елизавета так печальна... Маркиз ди Поза вручает королеве послание от матери из Парижа. Вместе с посланием он незаметно передает записку Дона Карлоса. И пока ди Поза занимает присутствующих рассказом о том, как живут во французской столице, королева успевает прочесть записку. Там всего несколько слов: Елизавета во всем может довериться маркизу ди Поза. Королева спрашивает, какой награды хочет маркиз за услугу? О, никакой. Он просит не за себя, а за принца. Несчастный юноша чем-то угнетен. Королева, как мать, может его утешить, и ей он, наверно, откроет причину грусти. Эболи взволнована. Она давно любит принца; ей кажется, что и он к ней неравнодушен, но не решается открыть свое чувство. Несомненно, это его и мучает.
Появляется Дон Карлос. Почтительно склоняется он перед королевой. Не согласится ли она походатайствовать за него перед отцом? Инфанту хотелось бы покинуть Испанию и отправиться во Фландрию... Чтобы не мешать беседе, придворные тихонько расходятся по саду. Сгорая от страсти, Дон Карлос падает к ногам королевы. Неужели она не найдет слов, способных облегчить его страдания? Но Елизавета говорит о долге, чести, призывает к покорности... В отчаянии Дон Карлос покидает монастырский сад. «Король!» - встревоженно предупреждает паж. Филипп разгневан: нарушен этикет - королеву оставили одну. Кто сегодня дежурная придворная дама? Графиня д'Аланбер? Пусть завтра же возвращается во Францию! Филипп переводит взгляд на Родриго. Почему, бывая при дворе, маркиз никогда не искал случая быть представленным королю? Филипп знает, что ди Поза - преданный слуга испанской короны, отважный рыцарь и честный солдат, и хочет что-нибудь сделать для него. Но Родриro не нуждается в наградах. Единственное его желание - рассказать монарху то, что тщательно скрывается от него льстецами вельможами: Фландрия вконец разграблена и разорена. Король мог бы превратить страну в цветущий сад; творя народу добро, он приобрел бы любовь своих подданных. Однако Филипп привык в завоеванных странах наводить порядок огнем и мечом. Маркизу лучше не касаться этой темы. Прямой и честный гранд пришелся по сердцу королю. Изнуренный ревностью и вечной подозрительностью монарх поверяет маркизу свою тревогу: Елизавета и Дон Карлос любят друг друга. «Я их судьбу вверяю вам »,- говорит Филипп, предоставляя маркизу право без доклада входить к королеве.
Действие третье. Картина первая. В полночь в саду у фонтана Дон Карлос поджидает королеву - кто же, кроме нее мог вызвать принца запиской на это свидание! Юноша не знает о чувстве Эболи; не знает и того, что уставшая от придворных празднecтв Елизавета сама упросила принцессу надеть королевский наряд и маску - лишь бы на время остаться одной. Заводя женщину в одежде королевы и в маске, принц, упоенный своим чувством, пылко говорит ей о любви. Эболи в вocтopгe: она любима Доном Карлосом! И она снимает маску. Инфант в ужасе отступает... Принцесса поражена: значит, Дон Карлос любит не ее, а королеву Елизавету! Разъяренная Эболи уходит, поклявшись отомстить обоим... Появляется Родриго. Он просит друга отдать ему на сохранение свои секретные бумаги, - так будет надежней. Дон Карлос колеблется: ведь с недавнего времени маркиз стал близким другом короля. Однако возмущение Родриго столь искренно, что инфант решается доверить ему бумаги.
Картина вторая. Большая площадь перед собором полна народа: ожидается казнь преcтyпников и еретиков. Монахи раскладывают большой костер. Ведут осужденных... Неожиданно перед королем оказываются шесть скромно одетых мужчин. Это делeгaты из Фландрии,- говорит, представляя их, Дон Карлос. Фламандцы просят Филиппа спасти их отчизну от поругания и разорения. Но король не желает говорить с бунтовщиками; они должны понести кару. На том же настаивают и монахи. Дон Карлос умоляет отца разрешить ему ехать во Фландрию он спасет и успокоит истерзанную страну... Филипп разгневан: его сын, наследник испанского престола, - заодно с мятежниками! Обнажив шпaгy, Дон Карлос клянется - Фландрия получит свободу! Король повелевает обезоружить инфанта, однако никто из грандов не осмеливается выполнить приказ. И тут вперед выступает Родригo. «Дайте шпaгy!» - твердо говорит он принцу. Пораженный изменой лучшего друга, Дон Карлос вручает ему свое оружие.
Действие четвертое. Картина первая. В глубине сумрачного кабинета перед оплывающими свечами неподвижно сидит король Филипп. Безотрадны его думы: Елизавета не любит супруга... Верна ли она долгу? О, если бы королевский венец давал власть читать в людских сердцах! Отворяется массивная дверь, и два монаха вводят Великого инквизитора, слепого девяностолетнего старца. Король ждет его совета: что делать с непокорным сыном? Во имя спокойствия в стране мятежника необходимо казнить, - следует ответ. Но даст ли церковь отпущение страшному греху? Разумеется, она может простить любой человеческий грех. Заодно же с инфантом надо казнить и опасного вольнодумца - маркиза ди Позу. Нововведения этого сановника возбуждающе действуют на умы благочестивых католиков. Король протестует. Он не позволит клеветать на своего фаворита! Однако Великий инквизитор настаивает, и Филипп сдается. Не успевает Великий инквизитор удалиться, как в кабинет вбегает смятенная Елизавета. Она встревожена пропажей своего драгоценного ларца. Филипп, испытующе глядя в глаза жены, подает ей похищенный ларчик. Королева, кажется, боится открыть шкатулку? И взбешенный монарх взламывает замок... Так и есть - портрет Дона Карлоса! Разве это преступление? - недоумевает Елизавета. - Ведь с инфантом она была обручена. А став женой короля, она верна своему супругу. Но грозный деспот не желает слушать оправданий. В пылу ревности он оскорбляет жену. Елизавета падает в обморок. «Помогите королеве!» - произносит Филипп, открывая дверь. Показываются Эболи и Родриго... Оставшись наедине с очнувшейся королевой, Эболи признается в своем преступлении: это она передала королю ларец. Любовь к Дону Карлосу наполнила ее сердце ядом вражды к невинной Елизавете...
Картина вторая. Мрачное подземелье. Дон Карлос сидит в глубокой задумчивости, охватив голову руками. На пороге появляется какая-то тень. Принц вздрагивает: Родригo! - и порывисто обнимает навестившего его друга. Родригo рассказывает, что всю вину он принял на себя. Тайные бумаги, принадлежавшие инфанту, найдены у маркиза. Дон Карлос свободен от подозрений в политической измене, теперь он может спасти Фландрию. Неожиданно раздается выстрел, и маркиз падает, сраженный пулей неизвестного, прокравшегocя за ним в темницу. Умирающий успевает предупредить друга: Елизавета будет ждать его в монастыре Сан-Джусто. В подземелье появляется Филипп. Он сообщает сыну радостную весть - инфант признан невиновным - и возвращает ему шпaгy. Но Дон Карлос отшатывается от короля: он не хочет быть сыном кровавого палача! Король погубил лучшего из рыцарей Испании. Слышен протяжный гул набата. В Мадриде восстание: народ требует освобождения своего любимца - инфанта. Горожане врываются во дворец. Однако звучит повелительный голос Великого инквизитора: «На колени!» - и охваченные религиозным ужасом католики покорно склоняются перед королем...
Действие пятое. Монастырь Сан-Джусто. Возле гробницы Карла V молится Елизавета. Тяжело у нее на душе. Сейчас сюда явится Дон Карлос - это будет их последняя встреча: принц должен отправиться во Фландрию. Бесшумно входит Дон Карлос. Он тоже cтpaдaeт: нелегко решиться на разлуку с любимой. Елизавета напоминает о Родриго - маркиз отдал жизнь за дело освобождения Фландрии. О да! Принц не забыл о своем долге, он спасет фламандский народ. Во имя этого он навсегда прощается с Елизаветой... «Да, навеки!» - внезапно раздается голос короля Филиппа. «Наш трибунал приговор изрек!» - вторит ему Великий инквизитор. Инфанта и Елизавету окружает cтpажа. Но тут склеп медленно открывается, и показывается вышедший из гроба император Карл V. Он явился спасти своего внука Дон Карлоса. Король и Великий инквизитор в ужасе отступают...
Доп. информация:
DVD-9 https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=1650364 Качество: DVD5 (сжатый) Формат: DVD Video Видео кодек: MPEG2 Аудио кодек: AC3 Видео: MPEG2 Video 720x540 (4:3) 29.97fps 8000Kbps Аудио: Dolby AC3 48000Hz stereo 384Kbps Субтитры: английские, французские, немецкие, итальянские, португальские, испанские, японские
слава01
У меня одна из любимых)) Ещё очень люблю с Френи и Доминго, она тоже есть на трекере.
Не буду спорить насчёт Лимы, я немного не поняла тот образ, который он создал... Если взять в руки книги по истории, да, он изобразил того инфанта, но если трагедию Шиллера, то... У меня немного другое восприятие образа Карлоса.
Во всяком случае он даёт образ живой и трогательный(это про Лиму)!Конечно с Френи и Доминго тоже шедевр,но тут Висконти и видно ,что от него много чего осталось!))
Greamour, с первой раздачей Вас! И - спасибо большое! Поставил в очередь.
Конечно, для 3-х с половиной часов ДВД-5 маловато, но всё же гораздо лучше, чем ничего.
AVV_UA, luisa11 Да, я тоже с боем доставала эту запись)) С остальными "Карлосами" как-то попроще, хотя я прочитала на одном сайте, что есть "Дон Карлос" с Райной Кабаиванской... Интересно, его реально найти? На подходе ещё "Богема" Дзеффирелливская со Стратас, Каррерасом и Скотто, "Симон Бокканегра" с Френи и Каппуччилли, "Андре Шенье" с Доминго и Дзанканаро. Интересно, с чего начать?
Анекдот такой есть: "Вано, ты памыдоры лубыш?" - "Толка кушат, а так вабшэ нэт". Чего их любить-то, двучлойки? Нужно ими просто пользоваться! Другое дело, если дорого. У меня уже несколько приятелей посчитали - и теперь хранят скачанные 9-ки на жёстких дисках (успели до кризиса накупить себе террабайтников). А я вот люблю... то есть, кушаю двуслойки.
Так у меня много чего есть на девятках из представленного на форуме в "пятёрках" + свои запланированные релизы. Вопрос задал, почувствовав его актуальность в данной теме. После раздачи несжатого Гала-Концерта в Метрополитен Опера выкладываю "Адриену Лекуврёр" с Каррерасом и Кабалье (давно обещал), а потом - несжатого "Дон Карлоса" Висконти.
alexworon: Спасибо большое за ссылку! В запарке мог и прозевать. Greamour (на всякий случай): Не вздумайте расстраиваться! Наоборот, радуйтесь, что стимулировали выкладывание 9-ки! Ровно то же самое было у меня: я стал раздавать 5-ку "Жизнь за царя", после чего была выложена и 9-ка, которую я тоже скачал.
Главное, не терять ощущения свежести жизни! Выкладывайте, чего у Вас там ещё есть! Благодарные мы - ждём!
опа, все хотел посмотреть оперы, которые ставил Висконти правда в 85-м году он уже был почти как 10 лет мертв, наверно постановка сама раньше была[/quo Это знаменитая постановка 1958 года, в создании которой учавствовали Б. Христов, Т. Гобби, Ф. Барбьери и Дж. Викерс, а дирижировал Джулини. Т. Гобби в своей книги "Мир итальянской оперы" описывает работу над этим спектаклем.
minsk1957, видео, к сож. не существует, тогда вообще не часто записывали живые спектакли на видео. Существует аудио запись этого спектакля и фотографии, которые я видел в буклете EMI-ской записи Дона Карло 1954 г. Там на обложке Христов в том же гриме, в каком здесь Ллойд.