Тема экологии поверхностна и второстепенна. В сюжете зашифрован совсем другой и более глубокий месседж. Наступлении индустрии на природу и природный ареал - это намек на нависшую над Японией угрозу потери своей самоидентификации и вековой культуры и, прежде всего, угроза хрупкому сельскому миру, как хранителю вековых народных устоев и традиций.
Угроза исходит от капитализма, который пожирает не только ланшафты страны, но и разрушает народную душу, духовность, веру, целостность и единение человека с природой. Старая вековая Япония тихо погибает по ковшами эксковаторов, асфальтом и бетонном, погибает в обвешалости старых храмов и миграции крестьян в поисках лучшей доли в пыльных и враждебных сельскому духу горадах...
Старый мир не желает так просто сдаться без борьбы, уйти, исчезнуть без решающей схватки с коварным и сильным врагом. Об этой борьбе идет речь в фильме. Старая культура, опирающаяся на духовность и традиции, не может противостоять материальному рациональному миру расчета и чистогана. Увы, шансы в борьбе сторон изначально не равны...
Однако, проиграв, духовность и традициональность японского духа время от времени проявляются в желании послать всю эту цивилизацию к чертовой матери, сбросить с себя тесный прикид офисного планктона и убежать хоть на время к своим корням, к своим истокам. И это дает нам надежду, что мир чистогана пришел к нам не навсегда...
Об этом, собственно и фильм.
Над "Pom Poko" работали две личности в мире японской анимации Миядзаки, он выступил сценаристом, и Исао Такахата. Два давних друга, знакомых еще со студенческой скамьи. А в 60-тые оба исповедовали левацкие взгляды. Эта социальная динамика видна в их первом совместном полноэкранном проект - "Принц Севера". Только этим одним контекстом "Принц Севера" был обязан успеху у молодежи левых убеждений.
Причем социальная составляющая Миядзаки и Исао Такахата никуда не исчезла, она незримо присутствует в его работах, часто оставаясь за гранью других сюжетных коллизий.
А некоторые вещи в этих историях вообще легко узнаваемые и понимаемые для инсайдеров. В данном случае представителю развитого индустриального общества. Чтобы мне не писать многобукв, укажу лишь на один частный пример. Дальнейшие феномены угадаете сами.
Взять, хотя бы, искусство превращения Тануки, которым, увы, в полной мере овладеть может не каждый... Как в любом обществе это тот один из бесполезных талантов, но который позволяет его обладателю в новых условиях вдруг стать успешным. Под способностью к мимикрии понимается способность быстро овладеть элементами западной культуры, овладеть навыкам современных профессий. И эти способности доступны не всем в одинаковой степени. Не каждый ведь может приспособиться и стать высококлассным спецом - менеджером или юристом. Другим остается печальная участь лишних людей, прозябать и страдать от конкуренции.
Кстати, кто такие Тануки и чьими выразителями культуры они должны соответствовать, думаю ясно. А кто подразумевается под лисами, под этими циничными и эгоистическими индивидуалистами?