Перед вами записи уникального коллектива - хора студентов Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) университета, основанного в 1949 году выдающимся мастером хорового искусства
Григорием Моисеевичем Сандлером.
Родившийся в 1912 году в Витебской губернии, Григорий Сандлер начал своё профессиональное образование в Московской консерватории, которое прервала Великая Отечественная война. Будущий хормейстер, а тогда командир стрелкового взвода, самоотверженно сражался на Ленинградском фронте, где был дважды тяжело ранен. В 1949 году Григорий Сандлер заканчивает Ленинградскую консерваторию по специальности "хоровое дирижирование" и в том же году основывает в Ленинградском университете студенческий хор.
Этот коллектив, деятельность которого поддерживали все современные ему ректоры университета (А.Д. Александров, К.Я. Кондратьев, С.П. Меркурьев, Л.А. Вербицкая), завоевал не только всесоюзную, но и международную славу, выступая на различных престижных фестивалях страны и Европы в 1950 — 80-е гг., покоряя слушателей содержательностью программ, убедительностью трактовок, эмоциональностью, безупречностью интонации, слитностью и красивым неповторимым звучанием. Фундаментом всех достижений хора была тщательная вокальная работа с исполнителями одарённого педагога-вокалиста Григория Сандлера.
Уникальность университетского хора в том, что хотя каждый год по естественным причинам происходило обновление его состава, он, при этом, не терял высочайшего
профессионализма и с успехом выступал в ответственнейших филармонических концертах, в том числе и с оркестрами Ленинградской филармонии. Хор под бессменным руководством Григория Сандлера в течение 45 лет исполнил около 2000 произведений a'capella русской и зарубежной классики, народных и современных песен, монументальных шедевров вокально-симфонической музыки, и по праву может считаться национальным достоянием. Его искусство высоко оценили такие выдающиеся музыкальные деятели, как К. Орфф, И. Козловский, Г. Эрнесакс, К. Зандерлинг, К. Элиасберг, К. Иванов, Г. Рождественский, И. Маркевич, Г. Свиридов, Д. Китаенко, Е. Светланов, Ю. Темирканов и многие другие, сотрудничавшие с хором Ленинградского университета.
По статусу самодеятельный, по сути это был высокопрофессиональный коллектив, который мог исполнять хоровые сочинения любой трудности, будь то народные песни или труднейшие акапельные произведения Баха, Танеева, Рахманинова или Шостаковича. На данном компакт-диске запечатлены раритеты хорового репертуара — Месса ля мажор Франка и кантата "Иоанн Дамаскин" Танеева.
Месса - раннее произведение (1858 г.) классика французской музыки, бельгийца по происхождению,
Сезара Франка. Его творческий облик сочетал, с одной стороны, высочайшую и наивно-трогательную религиозность, с другой — страстную чувственность вагнеровского типа. Все это "единство противоположностей" содержится в Мессе, которая менее всего предназначена к исполнению в церкви.
При всей искренней религиозности автора это, несомненно, светское произведение. Месса делится на 5 традиционных частей - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei, которые, однако, звучат не вполне традиционно: пение хора сопровождает нестандартный камерный ансамбль — орган, арфа, виолончель и контрабас, что придаёт музыке Франка лёгкость и прозрачность. Российская премьера произведения состоялась примерно 120 лет тому назад, после чего сочинение Франка исчезло из концертных репертуаров почти на столетие. Хор студентов Ленинградского университета под управлением Г. Сандлера возродил Мессу для слушателей и стал единственным из отечественных хоров, который включил Мессу в свой репертуар и сделал её запись.
"Иоанн Дамаскин"
Сергея Танеева (1884 г.) - первая в истории русской музыки кантата, написанная не на "случай" (по поводу военной победы, коронации, юбилея и т.п.), а, что называется, "по зову сердца". Её текст взят из одноимённой поэмы А.К. Толстого.
Иду в неведомый мне путь,
Иду меж: страха и надежды;
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды;
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье;
Но вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает,
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь! В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье,
Прийми усопшего раба
В твои небесные селенья!
Философское произведение, посвящённое теме бренности мира и неизбежному приятию смерти, навеяно безвременной кончиной учителя Танеева — Н.Г. Рубинштейна и посвящено его памяти. Кантата-реквием основана на каноническом напеве православной заупокойной службы "Со святыми упокой" (позднее его введёт П.И. Чайковский в 1-ю часть своей последней, Шестой симфонии). Танеев скромно обозначил своё гениальное детище как "opus 1", хотя его мастерски сделанное произведение говорит не о первом композиторском опыте, а о творческой зрелости. Исполнение кантаты требует от его участников не только высочайшего профессионализма, но и глубокого проникновения в её содержание. Хор студентов Ленинградского университета под руководством Григория Сандлера превосходно справляется с этими задачами. И вновь он едва ли не первый, кто после более чем полувекового перерыва обратился к этому шедевру русской музыки.
Представленные на этом компакт-диске записи убеждают, что существование университетского коллектива во главе с таким музыкантом - золотая страница в музыкальной культуре не только нашего города, но и всей России.
Андрей Петропавлов
(Из прилагаемого буклета)
Другие альбомы из серии "Дирижирует Григорий Сандлер":
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2993723,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2920097,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2920632,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2993704,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3447648.