Из прилагаемого буклета:
Григорий Моисеевич Сандлер (1912-1994), выдающийся музыкант, дирижёр-хормейстер и педагог, более 50 лет был связан с жизнью Ленинграда-Петербурга. Он защищал город и участвовал в его освобождении от блокады, учился в Ленинградской консерватории, начинал здесь своё блистательное профессиональное восхождение.
В 1949 году Г. Сандлер создаёт хор студентов Ленинградского университета, получивший вскоре всемирную известность, и руководит им 45 лет.
Более тридцати лет он возглавляет и хор Ленинградского радио и телевидения. Этот прославленный коллектив долгое время был таким же музыкальным символом города, как и оркестр Ленинградской филармонии.
Хоры Сандлера поражали слушателей содержательностью программ, убедительностью трактовок, эмоциональностью, безупречностью интонации, слитностью и красивым звучанием голосов. Г. Сандлера называли «рыцарем хорового искусства a cappella, рыцарем великолепного звучания хора, рыцарем хорового bel canto». Фундаментом всех достижений хора была тщательная вокальная работа с исполнителями одарённого педагога-вокалиста Г. Сандлера.
Репертуар Сандлера включал более тысячи произведений хоровой классики и современной музыки. Наряду с выступлениями a cappella оба его хора часто участвовали в исполнении монументальных вокально-симфонических произведений, таких, как Реквием Моцарта, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Кармина Бурана» Орфа, «Патетическая оратория» Свиридова, «Александр Невский» Прокофьева, Вторая симфония Малера, в концертном исполнении опер «Франческа да Римини» Рахманинова и «Питер Граймс» Бриттена.
Сочинения западноевропейских и американских композиторов, представленные в настоящем издании, многие годы звучали в концертных программах хоровых коллективов Григория Сандлера. Записи этих хоров сохранили самобытный творческий стиль и неповторимый художественный почерк выдающегося хормейстера, исполнительское мастерство которого - эталон художественного и технического совершенства.
CD1
Нет ни одного немецкого или австрийского композитора, который не опирался бы на вековые традиции отечественной хоровой музыки. Программа первого из двух дисков «Хоры a cappella западноевропейских и американских композиторов» содержит хоровые сочинения, охватывающие более двух столетий немецкой и австрийской музыки.
Первый номер - дань Бетховена хоровой песне. Не занимая ведущего места в его творчестве, она вошла в крупные сочинения - Фантазию для фортепиано, хора и оркестра и Девятую симфонию. Четыре хоровые миниатюры Моцарта («Азбука», «Слава солнцу, слава миру», «Наш союз прекрасен, братья» и «Песенка о мёде»), покоряющие светлым колоритом и радостью восприятия жизни, благодаря простым ясным темам и несложной фактуре могли предназначаться для любительских хоров.
Излюбленным жанром песня стала для большинства немецких композиторов-романтиков XIX века; некоторые из них руководили хорами и написали немало песен не только сольных, но и хоровых. В качестве текстов обычно использовались стихотворения современников - поэтов-романтиков. Другим источником вдохновения служили тексты немецких народных песен. Любимой темой хоров становится природа: нередко возникают свойственные немецкой поэзии образы леса и ночи, воспеваемой всеми романтиками. Поэтому хоры Брамса «Лесная ночь» и «Тихой ночью», несмотря на то, что первая пьеса - поэтичная романтическая зарисовка, а вторая - обработка народной песни, находятся в русле национальной традиции. Композитор прекрасно знал фольклор: он широко использовал народные тексты, обрабатывал народные мелодии или сам писал в народном духе: хор «Горбатый уличный скрипач» написан на текст народной рейнской песни, имеются фольклорные черты и в музыке. Мелодию хора «Розмарин» на слова из сборника народных песен «Волшебный рог мальчика» также нетрудно принять за народную песню. В народном духе написана и популярная «Колыбельная» с распевной, плавно покачивающейся мелодией. В противоположность лирике «Колыбельной» хор «Прощай» -простой и краткий, с лапидарной мелодией, ясной гармонией и энергичным ритмом.
Лирическим центром программы стала духовная песня Баха «Сердце, молчи». Изданная в 1736 году под названием «Приди, сладкая смерть», она приобрела широкую известность. В нашей стране она чаще исполняется в переложении для хора без сопровождения с самыми различными текстами, например «В смерти покой» и другими. Её сдержанная скорбь, глубокое страдание характерны для многих духовных сочинений Баха.
Хоры Мендельсона «Подснежник» и «Лес» («Прощание с лесом») отличаются светлым, безмятежным настроением и безыскусной простотой хорового письма - чертами, характерными для стиля композитора в целом.
Хоровые произведения Шумана разнообразны. «В лесу» - хоровая песня балладного склада, со своеобразным эффектом эха - квартет солистов, расположенный в отдалении, подхватывает концы фраз хора. «На Боденском озере» носит иной характер - бодрый и активный. Песне «Вечерняя звезда» не случайно свойственны ясность и простота - Шуман включил её в свой фортепианный «Альбом песен для юношества». Просветлённо-мечтательные «Грёзы» - пьеса из фортепианного цикла «Детские сцены» переложенная для хора А. В. Александровым.
Цикл из шести хоровых миниатюр знаменитого немецкого композитора Хиндемита - яркий образец хоровой музыки XX века, созданный на стихи не менее известного лирического поэта Рильке. Изысканная простота и ясность музыкальной фактуры цикла носит неоклассический характер, однако подражание старинной музыке сочетается с современными средствами музыкальной выразительности.
Заканчивается программа одним из самых известных сочинений Генделя - благородным и возвышенным «Лярго» (Largo).
CD 2
Уже в эпоху Возрождения во Франции получили широкое распространение хоровые песни, в которых композиторы обращались не только к лирике, но и рисовали уличные сценки, картинки природы, охоты и войны. Автор того времени Клод де Сермизи в песне «Я долго ждал любви твоей» воспевает галантную и изысканную любовь (второй номер программы). «Гавот» придворного композитора Людовика XIV Жана-Батиста Люлли, открывающий программу, относится к инструментальной музыке. Однако эта изящная лирическая пьеса стала настолько популярной, что уже давно звучит в разнообразных переложениях, в том числе и хоровых.
Начиная с 20-х годов XIX века во Франции возникают самодеятельные хоровые общества, для которых писали многие композиторы: среди них был и Шарль Гуно. В программу вошла одна из его самых известных хоровых пьес - «Ночь». «Колыбельная» композитора-романтика Форе отличается камерностью звучания и светлым лирическим настроением. В творчестве крупнейших французских композиторов рубежа XIX-XX веков - Клода Дебюсси и Мориса Равеля хоровые жанры единичны, но это подлинные шедевры. «Три песни Шарля Орлеанского» написаны Дебюсси на стихи Шарля Орлеанского - французского поэта XV века, прославляющего красоту и радость жизни. Композитор сочетает тонкие приёмы стилизации далёкой эпохи и собственную импрессионистскую звукопись. Песня «Ночь» - спокойная, созерцательная, чувство восхищения красотой выражено строго и сдержанно. «Я тамбурина слышал звон» - более оживленная, танцевального склада: повторяющаяся мелодия поручена солистке, а изобретательно разработанная партия хора подражает звучанию тамбурина. Наиболее развернута песня «Зима». Она строится на контрасте двух образов: картина холодной зимы возникает в перекличках хора, основанных на отрывистых, подвижных, акцентированных коротких фразах, а цветущая весна обрисована протяжными, напевными мажорными мелодиями, звучащими у солистов то поочередно, то в слитных аккордах.
Три песни Равеля для смешанного хора без сопровождения (на собственные тексты, 1916) - единственное обращение композитора к хоровому жанру (другой вариант этих песен - для голоса с фортепиано). И слова, и музыка навеяны французским фольклором, которым как раз в то время Равель особенно интересовался: мелодии просты, формы напоминают варьированные куплеты, в гармонии использованы обороты народных ладов, а ритмические размеры свободны. Жанры песен также родственны фольклорным, причем в каждой песне развивается определенный сюжет, возникают диалоги и красочные характеристики нескольких действующих лиц. «Николетта» напоминает простодушную и лукавую бержеретту (пастушескую песню), но с неожиданной сатирической концовкой: здесь представлены легкомысленная героиня, злобный волк, влюблённый паж и безобразный богач. Песня «Три птицы» приближается к эпическому жанру, напоминая песни крестовых походов - полную суровой скорби мелодию интонируют солисты на фоне скупых аккордов хора. Здесь отразились впечатления от первой мировой войны, глубоко потрясшей композитора. «Рондо» - шуточная игровая песня, в которой использован приём хоровой скороговорки: первый куплет поют старухи, второй - старики, а третий - девушки и юноши, высмеивающие старое поколение.
Френсис Пуленк - один из виднейших участников французской «Шестерки», группы, образовавшейся в 20-х годах прошлого столетия. В хоровом жанре Пуленк писал на стихи известных французских поэтов-современников, особенно часто его привлекали Поль Элюар и Гийом Аполлинер. Среди наиболее характерных сочинений композитора - кантата «Лик человеческий» для двойного хора без сопровождения (1943). Написанная в дни фашистской оккупации и содержащая мощный двойной хор на текст знаменитого стихотворения Элюара «Свобода», кантата стала ярчайшим документом французского Сопротивления. Части сочинения чередуются по принципу контраста настроения. «Ты терпелива» (№ 4) - светлый лирический хор; это обращение к страдающей родине полное тёплого, сыновнего чувства. «Страшна мне ночь» (№ 6) - одна из самых мрачных частей кантаты, воплощающая безысходное отчаяние, подавленность, страх: хор поёт приглушенно, словно шепотом, по ремарке композитора, последние аккорды едва слышны.
В семи песнях для смешанного хора без сопровождения на стихи Аполлинера и Элюара (1936) запечатлены лирические образы. В программу диска включены три номера: «Белый снег» и «Мари» на слова Аполлинера и «Свети!» на слова Элюара. «Белый снег» поэтическая миниатюра, тонкая и изящная картина природы. В песне «Мари» светлые воспоминания сменяются грустью, которая переходит в надежду. Это отражено в контрастах звучности, смене мелодий - то легких, подвижных, то более напевных, пылких, то неясных, меланхоличных. Завершающая
сборник песня «Свети!», с её мощными унисонными возгласами хора, простыми, ясными аккордами, образует ликующий финал, полный уверенности, радости и силы.
Композитор Рамон Гутиеррес, испанец по происхождению, связан тесными узами с аргентинской музыкой. Он собирал и изучал богатейший аргентинский музыкальный фольклор, привозил в Европу аргентинских композиторов и исполнителей и устраивал концерты аргентинской музыки. «Аргентинская сюита» для хора a cappella основана на интонациях и ритмах национальной музыки этой латиноамериканской страны. Четыре части сюиты рисуют в первом номере яркий и пестрый «Новогодний карнавал», во второй части суровый горный «Пейзаж», в третьей -фольклорную по характеру, незатейливую «Песню погонщика» и в финале энергичный аргентинский народный танец «Гато» (в переводе на русский «Кот»).
Знаменитый бразильский композитор Эйтор Вила Лобос был и активным музыкальным общественным деятелем, создавшим на родине ряд учебных музыкальных заведений, а также оркестры и хоры, которыми он сам дирижировал и писал для них музыку. В своей миниатюрной «Бразильской сюите» автор чередует лирическое адажио, подвижное песенное андантино и весёлое танцевальное аллегро, в котором ярче всего проявляется близость к народной музыке.
Последний номер программы представляет музыку уже не Южной, а Северной Америки. Композитор из США профессор Гарвардского университета Рэндалл Томпсон
был известен как автор опер, симфоний и вокальной музыки различных жанров. В программу диска включена его самая известная работа - Аллилуйя (Hallelujah). Этот торжественный стройный хоровой антем (церковный гимн) был написан по заказу знаменитого дирижёра Сергея Кусевицкого.
Татьяна Маркелова
Записи Петербургской Студии Грамзаписи 1976-1978гг.
Звукорежиссёр Феликс Гурджи - CD 1 (1,6-19), CD 2 (1-15) и из архива Григория Сандлера.
Другие альбомы из серии "Дирижирует Григорий Сандлер":
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2993704,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2920097,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=2920632,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3515819,
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=3447648.