[Classical, Chamber, Modern, Orthodox] Владимир Пономарёв (Vladimir Ponomarev) - Сочинения разных жанров (1980-2010)

Страницы:  1
Ответить
 

Тарантиныч

VIP (Заслуженный)

Стаж: 17 лет 6 месяцев

Сообщений: 34114

Тарантиныч · 26-Дек-10 19:50 (13 лет 9 месяцев назад)


Владимир Пономарёв - Сочинения разных жанров

Цитата:
Владимир Пономарёв - композитор, член Союза Композиторов России.
Родился в г. Красноярске в 1960 году. Окончил Красноярское училище искусств, а затем Новосибирскую консерваторию им. Глинки (класс профессора Аскольда Мурова). Проходил ассистентуру-стажировку там же.
Доцент кафедры теории музыки и композиции Красноярской Академии музыки и театра, лауреат Губернаторской премии, лауреат Всероссийского конкурса композиторов, кавалер ордена св. Даниила Московского III ст.
Творческий путь В. Пономарёва
Композитор Владимир Валентинович Пономарёв родился в 1960 году в Красноярске. Его образование вполне традиционно. После музыкальной школы он окончил теоретическое отделение Красноярского Училища искусств (ныне – Колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича) и теоретико-композиторский факультет Новосибирской Консерватории им. Глинки, проходил ассистентуру-стажировку там же. По окончании обучения вернулся в Красноярск, и с того момента по сей день преподает в Красноярском Институте искусств (ныне – Академия музыки и театра), являясь доцентом кафедры теории музыки и композиции и участвуя во многих музыкальных проектах Красноярска.
Учителями Пономарёва, по его собственным словам, всегда оказывались лучшие из тех, то мог быть в данное время в данном месте. Он учился в музыкальной школе, где в эти же годы учился Дмитрий Хворостовский. В Красноярском училище искусств его учителями были старейший композитор Сибири Федор Петрович Веселков, а также Борис Трифонович Плотников, человек энциклопедических знаний, выросший в Харбине и ставший впоследствии известным российским музыковедом, первым переводчиком на русский язык основных музыковедческих трудов Генриха Шенкера. На его уроках Пономарёв проходил музыкально-исторические предметы, но также впервые познакомился с образцами западного музыкального авангарда.
В Новосибирске Пономарёв обучался в классе профессора Аскольда Мурова, пожалуй самого значительного сибирского композитора, создавшего в Новосибирской консерватории свою школу и воспитавшего многих композиторов, ныне определяющих лицо сибирской музыки. Это, в частности, Е. Кравцов, С. Кравцов, А. Попов, В. Пешняк, Г. Гоберник, И. Хейфец и др. В классе А. Мурова Владимир Пономарёв смог получить навыки прекрасного владения оркестром (которые, собственно, и мог передать ему крупнейший симфонист Сибири), а также углублённый интерес к хоровому письму во всех его жанровых проявлениях (напомним, что Аскольд Муров сам начинал музыкальную карьеру на дирижёрско-хоровом отделении Новосибирского музыкального училища). Это позднее проявилось и в светских хоровых сочинениях Пономарева (к ним могут быть отнесены кантата «Звезды» на стихи А. Фета, хоровые циклы на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Б. Пастернака, В. Хлебникова, С. Есенина, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, и др.), и в его духовных хорах, и в хорах на народные тексты.
В числе сочинений В. Пономарёва есть музыка практически во всех академических жанрах: неоконченная опера («Белая гвардия» по М. Булгакову), несколько циклических оркестровых сочинений, принципиально не названных симфониями («Альбом гравюр»,«Театральная сюита» и др.) , а также множество камерно-инструментальных композиций для различных составов. Однако, приоритетными в творчестве композитора являются жанры вокальной и хоровой музыки. К сегодняшнему дню им написано более десятка вокальных циклов для всех голосов, и более восьмидесяти наименований сочинений для хора.
Причины преобладания хоровых опусов в творчестве композитора есть как внешние, так и внутренние, глубинные, связанные с убеждениями Пономарёва, позиционирующего себя как русского композитора. Из внешних причин следует назвать то обстоятельство, что сам Владимир Пономарёв с детства пел в хоре, любит вообще всякое пение и в настоящий момент, помимо основной работы, руководит небольшим хоровым ансамблем в красноярском Свято-Троицком храме. К внутренним причинам можно отнести убеждение в том, что хоровой жанр, исконный для русской музыки, не потерял актуальности в культуре России и продолжает оставаться жанром «живым».
В частности, на задаваемый В. Пономарёву вопрос, почему он не пишет симфоний, композитор отвечает так: «я не судмедэксперт, и не занимаюсь эксгумацией трупов! Симфония, некогда завезенная к нам с Запада, сегодня не просто умерла, но и труп ее разложился! Уже в конце ушедшего столетия симфонией стали называть все, что угодно, а сегодня писать какую-то новую симфонию означает ковыряться в трупной слизи разложившегося жанрового архетипа! Я хочу писать живую музыку». Это высказывание, звучащее несколько резко, очень характерно для Пономарёва, как человека и музыканта.
Следует добавить, что В. Пономарёв не обошел вниманием и вокально-ансамблевое пение. В 90-е годы XX века он сам работал в Красноярской филармонии с вокальным квартетом, для которого написал две «Тетради мадригалов» на стихи сибирских поэтов и некоторые другие сочинения (в частности, «Три мадригала на стихи А. Деменюка») а также серию аранжировок «Jazz in vocal», опубликованных новосибирским издательством «Окарина». Помимо сочинений в «чистых» академических жанрах, в творческом портфеле композитора есть сочинения, условно говоря, «фольклорно-этнографические» ( «Пять сибирских песен», «Две енисейские свадебные», «Сибирская прибаутка» и др. для хора, «Шотландская рапсодия» для аккордеона и оркестра) и сочинения «третьего течения», например «Fusion-концерт» (джазовый) для аккордеона с оркестром. а также бесчисленное количество аранжировок.
Сегодня в Красноярске (и вообще в Сибири) Владимир Пономарёв известен не только как плодовитый композитор (- а его церковные песнопения поются в храмах по всей России), его хорошо знают также и как аранжировщика музыки в самых разных жанрах и стилях. Большая их часть (около полутора сот) была сделана им для его друга, засл. арт. России, аккордеониста Александра Шендрика.
Нужно сказать, что это непросто аранжировки. Многие из них представляют собой партитуры точно «снятые» с аудиозаписей и аранжированные для того или иного ансамбля (а в последние годы – для симфонического оркестра). Начиналась эта работа в экономически тяжелые 90-е годы XX века и была первоначально «способом зарабатывания денег», но постепенно встроилась общее русло устремлений композитора. В частности, он любит говорить, что ему хочется, чтобы в концертных залах всегда звучала только хорошая и достойная музыка, а не повторялось одно и то же, надоевшее до тошноты. И если есть хорошее произведение, которое можно играть, но нет его партитуры – эту партитуру нужно написать. В числе наиболее известных произведений и «горячих хитов», «снятых» и аранжированных В. Пономарёвым следует назвать «Adios Nonino», «Libertango» «La muerte del Angel», «Decarissimo» и «Концерт для квинтета» Астора Пьяццоллы, «New country» и «Bowing bowing» Жана-Люка Понти, «Three views of a secret» Жако Пасториуса и др.
Музыка красноярского композитора Владимира Пономарёва записана как минимум на двенадцати CD, среди которых есть и диски, вышедшие за рубежом. Основные нотные издания: «Хоровые произведения композиторов России» («Композитор», 2010), «Jazz in vocal», аранжировки для вокального ансамбля («Окарина», 2001), «Тетрадь мадригалов» для вокального ансамбля («Окарина», 2002), «Прелюдии» для фортепиано («Окарина», 2003), «В. Пономарёв. Церковные песнопения» (Красноярск, Православный фонд, 2006), «Хоровые циклы на стихи русских поэтов» («Окарина», 2010), «Мадригалы и хоры на стихи сибирских поэтов» (Красноярск, «Дом искусств», 2010) и др.
Знаки внимания: Губернаторская Премия за циклы хоров на стихи А. С. Пушкина (1999), звание Лауреата Всероссийского конкурса композиторов за хоровые духовные сочинения (2003), грамота Министра Культуры РФ за достижения в сфере профессионального искусства (2007), орден св. Даниила Московского III ст. за заслуги перед Отечеством и Церковью (2008). Информация о В. Пономареве и его творчестве содержится на нескольких сайтах в Интернете, в частности, в «Русском Музыкальном Академическом Каталоге» (сайт Союза Композиторов России –www.composers.ru)
Светлана Одереева, доцент Красноярской Государственной Академии Музыки и Театра

Оркестровые сочинения:
2003 - Concerto Grosso (5 частей) / 1992 - «Русские хоры» в 4-х частях (27:24)
исп. Красноярский Муниципальный камерный оркестр. Худ. рук. Михаил Бенюмов
1998 - Альбом гравюр» - Часть V (08:10)
исп. Красноярский симфонический оркестр. Дир. Роман Белышев (Москва)
Камерно-инструментальные сочинения:
1980 - 4 пьесы для флейты и фортепиано (04:25)
исп. Елена Василенко (флейта) и Владимир Пономарёв (фортепиано)
1983 - Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (в 3-х частях) (14:15)
исп. Владислав Иванов (скрипка), Борис Керимов (виолончель) и Владимир Пономарёв (фортепиано)
1985 - Соната для фортепиано в 2-х частях (11:44)
Список:
01. Часть 1 (4:49)
02. Часть 2 (6:55)
исп. Сергей Чайкин (фортепиано)
1992-1999 - Прелюдии для фортепиано (08:15)
Список:
01. Прелюдия As-dur (исп. Владимир Пономарёв) (01:36)
02. Прелюдия B-dur (исп. Сергей Чайкин) (01:48)
03. Прелюдия d-moll (исп. Сергей Чайкин) (01:03)
04. Прелюдия h-moll (исп. Владимир Пономарёв) (02:48)
05. Прелюдия без тональности (исп. Сергей Чайкин) (01:00)
2010 - Crazy Canons (полифоническая сюита для 2--х фортепиано) (04:42)
исп. Валентина Бойко, Сергёй Чайкин
Камерно-вокальные сочинения:
1982 - Две сатиры на стихи Фридриха Шиллера и Генриха Гейне для баритона и фортепиано (05:11)
исп. засл. арт. РФ Сергей Никитин (баритон), Лазарь Александровский (фортепиано)
1984 - Вокальный цикл на стихи Анны Ахматовой для сопрано и фортепиано (15:12)
исп. засл. арт. РФ Людмила Попова (сопрано), Сергей Чайкин (фортепиано)
2005 - Пять романсов на стихи Андрея Деменюка для сопрано и фортепиано (08:52)
исп. Светлана Бедринец (сопрано), Сергей Чайкин (фортепиано)
Хоровые сочинения:
1984 - Три хора на стихи Афанасия Фета (04:49)
исп. хоровой ансамбль студентов НГК им. Глинки. Дир. Игорь Тюваев (Новосибирск)
1997 - Две енисейские свадебные для большого хора (03:44)
исп. Камерный хор «Академия». Дир. Татьяна Короткова, солистка засл. арт. РФ Вера Баранова
1998 - Зимние строфы на стихи А. С. Пушкина (02:40)
Список:
01. Как быстро (0:56)
02. Какая ночь (1:44)
исп. Красноярский Вокальный ансамбль под рук. Владимира Пономарёва
2003 - 9 хоровых эскизов на стихи сибирских поэтов (13:04)
Список:
01. Вернуться... (стихи Андрея Деменюка) (00:56)
02. Август (стихи Виктора Баркова) (01:13)
03. Свет (стихи Татьяны Огневой) (01:22)
04. Моцарт и Сальери (стихи Виктора Евграфова) (01:01)
05. Сентябрь (стихи Анатолия Кыштымова) (01:11)
06. Ночь (стихи Владимира Пчёлкина) (01:15)
07. Молитва слепого странника (стихи Владимира Бездуганова) (02:40)
08. Давай идти по Млечному пути... (стихи Владимира Кощего) (01:34)
09. Бабье лето (стихи Владимира Пономарёва) (01:52)
исп. хоровой ансамбль студентов КГАМиТ. Дир. Светлана Одереева
Мадригалы:
1995-2010 - Избранные мадригалы (17:48)
Список:
01. Ещё не август (стихи Т. Огневой) (02:03)
02. Всё будет другим (стихи В. Евграфова) (01:12)
03. В долине снов (стихи В. Пчёлкина) (01:42)
04. Дождь осенний (стихи В. Пономарёва) (02:22)
05. Уснули поля (стихи В. Бездуганова) (01:12)
06. Шёл дождь (стихи А. Кыштымова) (00:57)
07. Декабрьское солнце (стихи В. Евграфова) (01:34)
08. В шуме деревьев (стихи А. Деменюка) (01:14)
09. Ты всего лишь мечта (стихи А. Деменюка) (02:38)
10. Осенний сад (стихи В. Пономарёва) (01:27)
11. Не растратить всех чувств (стихи В. Бездуганова) (01:27)
исп. Красноярский Вокальный Квартет под рук. Владимира Пономарёва
Духовные сочинения:
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Вокального Квартета под упр. В. Пономарёва (12:30)
Список:
01. Во царствии Твоем из Литургии № 1 (02:13)
02. Единородный Сыне (из Литургии № 1) (01:53)
03. Концерт св. блг. князю Владимиру, ч. 3 (01:13)
04. Ныне отпущаеши (из Всенощной № 2) (02:21)
05. Приидите поклонимся, литургическое (00:30)
06. Свете Тихий (из Всенощной № 2)
07. Царю Небесный (01:08)
08. Шестопсалмие (из Всенощной № 2) (01:17)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора Знаменского собора г. Кемерово под упр. Жанны Чеботарёвой (02:42)
Список:
Знаменский концерт, часть 1 (Тропарь) (02:42)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора Храма на Крови (г. Екатеринбург) под упр. Евгения Языкова (07:31)
Список:
01. Вскую, Господи. Концерт (3:10)
02. Концерт Серафиму Саровскому (1:57)
03. Стих покаянный "О, человече" (2:24)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Камерного Хора г. Троицка (Московская обл.) под упр. Алексея Малого (07:02)
Список:
01.Свете Тихий из Всенощной № 1 (03:43)
02.Стих покаянный "Приидите ныне богатии" (03:19)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. ансамбля Знаменской церкви г. Дивногорска под упр. Галины Пономарёвой (04:54)
Список:
01. Тропарь по Славословии Великом из Всенощной № 2 (00:37)
02. Тропарь всем Сибирским Святым (00:55)
03. Святый Боже из Литургии № 1 (01:26)
04. Отче Наш из "Чина Венчания" (01:13)
05. Богородице Дево из Всенощной № 2 (00:43)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. Красноярского детско-юношеского духовного хора "София" под упр. Ольги Русаковой (09:33)
Список:
01. Стих покаянный "О, человече" (2:09)
02. "Да исправится молитвы моя" П. Речкунов (реставрация В. Пономарёва) (7:24)
1992-2007 - Избранные песнопения в исп. хора КГАМиТ (дир. Людмила Краевая) (13:42)
Список:
01. Вскую, Господи. Концерт (02:52)
02. Концерт Серафиму Саровскому (01:39)
03. Кресту Твоему... Обиходный напев в изл. Г. Гончарова (03:19)
04. Отче наш (01:38)
05. Пристанище и предстательство. Концерт (02:04)
06. Стих покаянный "Века сего любовию" (памяти Валерия Мартынова) (02:10)


Из обсуждения в Артсовете:
Цитата:
А по-моему, как раз к Рождеству такую раздачу на главной было бы очень нарядно и, что самое главное, уместно повесить. От релиза прямо-таки веет этим зимним рождественским духом, торжественным и традиционным.
Мы же АРТсовет, господа, хоть немного надо репутацию поддерживать.:)
Классическое хоровое искусство у нас еще не было представлено. Я прямо с удовольствием послушал, особенно мадригалы. А в раздаче еще есть и музыка собственного сочинения.
Объявление можно и без наших неумелых комментариев дать.:)
-ГЛАВНАЯ-
Цитата:
очень здорово.
послушал с удовольствием
мадригалы прекрасны, единственное - хотелось бы большего объема звука
а вот хор КГАМиТ - совершенно не соответствует своему названию - великолепен. и запись именно та, какую хотелось бы
вообще академические композиторы у нас гости нечастые. я бы тоже проголосовал за главную, была бы кнопка.
а так за - и себе оставлю, под настроение послушать.
GFox писал(а):
Владимир Пономарёв - Сочинения разных жанров
Творчество Владимира Пономарёва отличает удивительная композиторская разносторонность: он одинаково уверенно чувствует себя в самых разнообразных жанрах и стилях академической и не очень музыки. Духовная музыка Пономарёва написана в лучших традициях Православного церковного пения. Напротив, его светские сочинения лишены формализма традиционных жанров классической музыки, таких как симфония, квартет и т.п. Представленные в раздаче оркестровые работы композитора написаны в тональной, минималистской стилистике. Сочинения самого высокого уровня - эта живая, удивительно атмосферная музыка своим ярким узнаваемым языком выгодно выделяется на фоне работ многих современных композиторов.

Качаем, слушаем, оставляем комментарии:MP3 || FLAC
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error