ierof · 09-Июл-09 21:40(16 лет 2 месяца назад, ред. 26-Апр-12 12:08)
Ритуал / Shiki-Jitsu / Ritual Год выпуска: 2000 Страна: Япония Жанр: психологическая драма, мелодрама Продолжительность: 02:07:55 Перевод: Субтитры Русские субтитры: есть Режиссер: Хидэаки Анно В ролях: Сюндзи Иваи, Аяко Фудзитани, Дзюн Мураками, Синобу Отакэ Описание: Страдающий от кризиса среднего возраста кинорежиссёр сбегает из Токио в город своего детства, чтобы побыть одному. Ему это не удаётся: на его пути немедленно оказывается незнакомая полубезумная девушка, ежедневно пытающаяся свести счёты с жизнью. Задыхающийся от скуки серых будней режиссёр не может прорваться в подсознание живущей в ярких кошмарах галлюцинаций новой знакомой. Ему непонятны её чувства, но и бросить её он не в силах, возможно, из чувства ответственности. Два совершенно чужих, оторванных от мира, и даже символично безымянных человека помогают друг другу выжить и излечиться в железобетонном мире индустриальной Японии. Фильм снят известным режиссёром анимэ Хидэаки Анно по роману юной писательницы Аяко Фудзитани, сыгравшей в картине главную героиню. В образе героя явственно прослеживается характер самого Анно, рефлексирующего художника, подверженного жестоким и продолжительным депрессиям. И всё же, несмотря на общую мрачность происходящего, фильм вызывает чувство светлой и щемяще-нежной грусти, свойственной классической японской живописи. Авторы не столько пытаются передать картину реального внутреннего мира двух персонажей, не столько акцентируют внимание на драме одиночества или на нюансах взаимного притяжения/отталкивания мужчины и женщины, сколько лёгкими, трепетными мазками кисти живописуют хрупкость человеческой души и тонкость той грани, которая разделяет свет и тьму в нашем подсознании. Как слепой и безногий из древней притчи, бредут по бездорожью два существа на экзистенциальном холоде, следуя неведомому предначертанному Пути, и мерцающий огонёк надежды ведёт их к свету.
Сухие, даже резонёрские строки дневника героя, описывающие 33 дня из жизни двух людей, вдруг становятся одним из последних манифестов гуманизма в пропитанном ядом взаимной ненависти постхристианском мире. Впрочем, фильм впечатляет не только своим содержанием. Будучи художником, Хидэаки Анно безупречно строит кадр, экспериментируя со стилями и раздвигая границы жанра. Панорамы городской архитектуры и живописные интерьеры странного обиталища парочки незабываемы. Внешность героини меняется и трансформируется причудливей её фантазий. Искусственный, гротесковый мир картины в процессе просмотра кажется более реальным, чем то, что окружает зрителя. Но тонкий вкус автора не позволяет нарушить баланс восприятия, и полные изящной поэзии сцены сменяются эпизодами нарочитого натурализма и даже гиперреализма, близкого к чернухе. В этом контрастном душе в сознании зрителя не успевает утвердиться окончательное определение жанра фильма. И фильм смотрится как часть жизни - жизни самого этого зрителя, часть очень важная, но слегка подзабытая, но которую на этот раз уже не забыть. Как не забывается никогда и этот киношедевр японского классика анимации.
marke
В файле Shiki-Jitsu.srt - английские.
В файле Shiki-Jitsu.sub - русские.
Если вы прежде не встречались с внешними субтитрами, почитайте FAQ.
Если что-то не поймёте или потребуется консультация, пишите в личку.
На evangelion-not-end в новостях всплыл этот фильм. Посмотрел. Ну что я могу сказать... Релизеру спасибо. Но сабж сильно разочаровал. Первые 80 минут - вот дотуда его и можно смотреть тем, кому близка тема, затрагиваемая в этом фильме. Остальным он вообще противопоказан. Нелепые ежедневные культпоходы на крышу смотрятся как минимум глупо, если не сказать показушно. Но если откинуть этот и еще пару моментов, то эти 80 минут довольно сильны. Затрагиваются серьезные темы, задаются глубокие вопросы... А дальше идет атас. Не стану расписывать, как именно он идет, потому что это будет один сплошной спойлер. Собственно так его и можно охарактеризовать - если рассказать сюжет концовки непосвященному, скорее всего он уставится на рассказчика и спросит - "И ЧЁ?". Финальная сцена вообще достойна бразильского сериала. В чем-то похожие чувства были у меня после двух последних серий Евы. Аянами Рэй. Вот единственный персонаж, который удался у Хидэаки Анно. Персонаж с действительно трагичной судьбой, но при этом не орущий об этом на каждой крыше и рельсе. Удался он видимо именно потому, что сам Анно много внимания Аянами как раз не уделяет, сосредоточившись на Сине и Аске. И о судьбе главгероини сабжа я поначалу думал в том же ключе. Событие, до которого весь фильм идет обратный отсчет, я тоже себе представлял совсем иначе. Не думаю, что я не попал в настроение. В лучшем случае можно говорить о неудачной экранизации. Никто не читал литературный первоисточник?
Те же ощущения и реакции на всё нестандартное у 99% человечества.
Это нормально в смысле НОРМЫ. Но именно такая шаблонность психики масс составляет трагедию жизни оставшегося одного процента.
Проще говоря, это не фильм плох, а зрители позорные.
Син-фу
Если уж поставили диагноз героине, могли бы продолжить и с другими, и пояснить, чем страдают Режиссёр, сыгранный Сюндзи Иваи, настоящий режиссёр Хидэаки Анно, да и Стивен Сигал заодно.
И особенно интересно, поражение какой части мозга приводит к тому, что высосанный из пальца мультяшный персонаж Аянами Рэй кажется людям важней и интересней, чем реальная история живой девушки, пережитая, самолично рассказанная в книге, а потом ещё и самостоятельно воспроизведённая для кино с искренностью, "доходящей до уровня патологии" (как говорил Курёхин).
Плюс ко всему, все разговоры тут ведутся в стиле "я ждал одного, а получил другое, фи!". Никто не видит - и не желает видеть - реальных достоинств фильма, качество работы режиссёра, оператора, художника, костюмеров, композитора... Актёров, наконец.
Нет, людям всё это по барабану. Они смотрят на происходящее деревянными глазами, а потом делают глоток тёплого пива и говорят: "Пойду-ка я ещё разок пересмотрю Евангелион". И - бегом назад, в привычное стойло, как йо-йо - мячик на резинке.
И как тут не появиться депрессии у нормального человека?
Все-таки больше скучно, чем интересно. Есть уже определенная стандартность у всего этого дробного мира вещей, деталей и цветов, оборванных рефлексий, пузырями улетающих наверх - короче, мира богемно-экзистенциального духа, который пришел откуда-нибудь из эмигрантской прозы Европы двадцатых. Банально - нет истории, а составление калейдоскопа воспоминаний и недоговоренностей на материале одной-двух личных жизней давно уже не впечатляет даже как метод. Все-таки не этого мы ждем от японского романа, известного своими замечательными прорывами.
Philosoraptor
Я бы, конечно, поспорил, но недосуг.
С одной стороны, конечно, философу всегда скучно, а хищнику все эти терзания не могут быть интересны. С другой стороны, неужели вы обнаружили нечто более впечатляющее, чем Пруст/Джойс/Вирджиния Вулф/Сэлинджер/Саша Соколов? С третьей, японская культура сильна как раз именно своей психологичностью, и никакой дробности там в помине нет.
Постмодерн Вас погубит.
ierof
Ну, это все мировые имена, трудно обнаружить что-либо более впечатляющее (в рамках этой модернистской традиции и судя относительно нее же). Разве только дописать еще имен, скажем, Фолкнера, латиноамериканцев. Хотя Сашу Соколова считают уже постмодернистом. Речь не об этом. А о том, что фильм, если не брать чисто киноведческие габариты, - эпигонский, и в двадцать первом веке это почти преступно. Тем более для Японии. Я согласен, что психологичность японского романа чрезвычайно сильна, но все же она уступает русской школе, в том числе и хронологически (достаточно вспомнить эпиграф из "Карамазовых" в "Исповеди маски" Мисимы). Дробность возникает в результате гротескных проекций на мир вещей (десятки одинаковых зонтов, одинаковых телефонов, одинаковых дней). Ощущение, что фильм снимался создателями для самих себя. Бесструктурный, затянутый, хотя, бесспорно, и реабилитируемый в категориях чисто созерцательной эстетики.
Всё было бы верным, если бы главной темой фильма не был христианский призыв к милосердию. Именно его перестаёшь видеть за шорами постмодерна. Мисима, конечно, велик, но послание Павла о любви никто не отменял. Аяко выжила, а где-то теперь Юкио-сан?
Вот именно что совершенно ожидаемо, яблочко от яблони. Игра настолько отвратительно плоская и поверхностная, как в плохом сериале, что я не смог досмотреть. Никакой непосредственности и естественности, исключительно наигранность и скованность перед камерой - разуйте глаза, сравните с ровной, профессиональной работой Иваи. Ну и сама история довольно слаба, хотя и не такое вытягивали. Так и режиссёр до кучи не самый удачный, Анно не может в мувики, только в мультики. Единственный неоспоримый плюс - работа оператора, она филигранна. Четыре балла из десяти - за не самую худшую историю. Ладно, за картинку ещё один балл. Итого - проходняк.
turbopack писал(а):
26094548Аянами Рэй. Вот единственный персонаж, который удался у Хидэаки Анно.
OFFTOP MODE ON
Так ведь Рэй - не человек.
OFFTOP MODE OFF
Мне этот фильм как раз понравился тем что он очень МДП. Плюс Анно как никто другой умеет совмещать ost с операторской работой... Фильм просто визуальный шедевр, тем кто тащится по теме депрессии и безысходности должен понравится.
А вообще, этот фильм просто мессидж родителям, как известно Аяко Фудзитани - дочка Стивена Сигала...
Последние 20 минут напрочь срубили последовательно и искусно выстраиваемую философско-бытийную схему. И что это было?! Лучше не начинать, если не умеешь осмысленно заканчивать.
Спасибо за перевод!
Этот фильм уж точно под настроение - я сам его посмотрел только с третьего заход ибо на первых двух просто засыпал.
Но тут случились личностные неурядицы и я решил когда если не сейчас и "Ритуал" меня поглотил в себя.
Нереальный фильм в своей трогательности.
"Любовь и попса" правда в свое время еще больше зацепила.