EgSneg · 02-Апр-08 13:18(16 лет 8 месяцев назад, ред. 02-Апр-08 14:55)
Откровение Ивана Ефремова Год выпуска: 1990 Страна: СССР Производство: Центрнаучфильм Жанр: Исторический / Биографический Продолжительность: 01:29:47 Режиссер: Неля Гульчук Сценарий: Мстислав Листов Оператор: А. Добржинский Художник: И. Назаров Композитор: И. Голубев В ролях: Гурген Тонунц, Елена Серопова, Елена Романова, Тахир Сабиров, Александр Зуев, Асланшо Тулаев Описание: Художественно-публицистический фильм о жизни и творчестве ученого и писателя Ивана Ефремова. Использованы инсценировки по мотивам романа "Час Быка" и других произведений писателя. Весь текст кинопроизведения - это размышления и утверждения самого героя, взятые из его произведений, переписки и многочисленных интервью. Редчайшая кинохроника и публицистика, фантастика и детектив… 32 актера среди которых известные имена, принявшие участие в игровых эпизодах фильма, оживляют страницы знаменитых романов Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", "Лезвие бритвы", "Час Быка", "Таис Афинская"… Наряду с актерами, в фильме принимали участие ученые, писатели, космонавты, а также вдова писателя Т. И. Ефремова.
Статья о фильме в еженедельнике 'Спасение', 1994 год
«От инферно к ноосфере» под таким необычным названием в киноконцертном зале Центрального дома художника состоялся творческий вечер, посвященный замечательному русскому ученому, мыслителю, писателю-фантасту Ивану Антоновичу Ефремову. Организаторы порадовали пришедших на вечер новым художественно-публицистическим фильмом «Откровение Ивана Ефремова». Были автор сценария- Мстислав Листов, Елена Серопова — актриса, сыгравшая роль Таис Афинской, космонавты, ученые, писатели. Полтора часа продолжался фильм. Каждый увидел в фильме свое, исходя из личных идейно-эстетических позиций. Бесспорно одно: фильм интересен зрителю. Перед нами беспокойный, ищущий, одаренный ученый, писатель-фантаст, высоконравственный человек. Обсуждение жгучих проблем современности выливается в исповедь о смысле бытия. Ефремова-ученого волнуют многие тревожные вопросы будущего человечества. И он пытается решить их, устремляясь к истокам человеческой души в своих фантастических романах.
Кадр за кадром заставляют нас вспомнить трагическую исповедь ученого, своеобразную биографию его эпохи. Интересные наблюдения и рассуждения о труде ученого-палеонто-гюга, каковым был Ефремов, перекликаются с тревожными мыслями, новаторскими поиска-ии, стремлением вывести палеонтологию на новую дорогу. Перед зрителем предстает ученый, не ищущий легких путей, сторонящийся "причесанных» истин.
Создатели фильма о Ефремове, отдавая дань научным изысканиям профессора-пале-энтолога, выводят на экран галерею образов, людей, созданных Иваном Антоновичем в его фантастике — Великом Кольце Миров, высокогуманных, органически сочетающих свои личные интересы с интересами общества, достигших полной гармонии в духовном и физическом развитии. Не сомневаясь в том, что Великое Кольцо Миров существует в действительности, Ефремов оценивает установление контактов людей Земли с братьями по разуму, как стремительный рывок вперед, позволивший человечеству почувствовать себя еще более могущественным перед силами природы. Поразительно, — придуманный писателем термин «Великое Кольцо» вошел в арсенал современных научных представлений как вполне допустимая гипотеза.
Создавая облик грядущего мира, Ефремов пытается проникнуть во все сферы общественной жизни и человеческих отношений. Синтетический замысел и стремление раскрыть грандиозную идею Великого Кольца Миров определяют композицию, художественные приемы, язык и стиль фильма. В него включены отрывки из наиболее известных романов, проникнутые беспокойством о судьбах человечества и мировой культуры.
Конечно, это только случайность, что роман Ефремова «Туманность Андромеды» о первом контакте землян с иной звездной цивилизацией вышел в свет в том же 1957 году,когда был запущен первый искусственный спутник. Но в таком совпадении есть и какая-то закономерность.
Каковы же они, герои «Туманности Андромеды», наши далекие потомки, люди эры Великого Кольца? Ефремов убежден, чти эта люди — продукт совершенно другого общества. Их горе не наше горе, их радости не наши радости. Они могут в чем-то показаться непонятными, странными.Идея самовоспитания человека, пробуждение скрытых могучих сил проходит перед зрителем в фрагменте фильма о романе «Лезвии бритвы». Концентрацию духовных сил в защиту добра и красоты — несет нам образ Таис, свободной афинянки, гетеры из романа «Таис Афинская» эпохи Александра Македонского. Тонкие струны души затрагивает встреча Таис со старым делосским философом, нашедшим в молодой женщине верную и смышленую ученицу. «Твоя роль в жизни, — говорит он, — быть музой художников и поэтов, очаровательной и милосердной, ласковой, но беспощадной во всем, что касается Истины, Любви и Красоты». Учение мыслителя помогло Таис осмыслить свое назначение в жизни. Именно по ее настоянию Александр Македонский сжигает Персеполис, цитадель деспотической династии персидских царей Ахеменидов — воплощение бездуховного начала, нравственного и эстетического уродства.
Елена Серопова, сыгравшая роль Таис, очень ценит эту свою работу в кино. Эротический танец гетеры — удивительный танец красоты, в котором преобладает инстинктивное восприятие гармонии, целесообразности движения, закрепившегося в подсознательной памяти человека, благодаря опыту многих поколений. Рассказывая о съемках фильма, Елена подчеркнула духовную связь с Ефремовым в поисках прекрасного. Так уж случилось, что прочла она «Таис Афинскую», а три месяца спустя ей предложили сыграть роль Таис. Как странно и удивительно порой складываются людские судьбы! Ивану было шесть лет — Ефремов родился 22 апреля 1908 года в деревне Вырице под Петербургом, — когда он прочитал «Восемьдесят тысяч лье под водой» и надолго отдал свое сердце капитану Немо. Чуть позже другой роман Жюль Верна «Путешествие к центру Земли» привел его в минералогию.В студенческие годы, уже став учеником знаменитого палеонтолога П.Сушкина, он чуть было не отдал предпочтение профессии моряка. Но наука пересилила.
Высшим научным достижением Ефремова был капитальный труд «Тафономия и геологическая летопись», отмеченный, с одной стороны, нападками прессы, с другой — государственной премией. Иван Антонович прожил недолгую жизнь.
5 октября 1972 года его не стало. Этот, с виду такой могучий человек, возглавлявший в пустыне Гоби палеонтологическую экспедицию «за костями драконов», перенес в полевых условиях, буквально на ходу, инфаркт миокарда. Последние четыре года, влюбленный в Древнюю Элладу ученый, мечтавший о путешествиях по Африке и по Индии, получавший десятки приглашений на международные научные конгрессы чуть ли не во все страны мира, прожил в четырех стенах своего кабинета или на подмосковной даче. Написал еще два романа, благодаря заботе друга и жены -Т.И.Ефремовой. Ее мы тоже увидели на экране. После смерти Ивана Антоновича люди из КГБ пришли за идеологически невыдержанными рукописями и требовали у Т.Ефремовой отдать их без обыска. Но обыск пришлось провести. Взяли письма и маленькую тетрадочку, написанную Иваном Антоновичем для жены- советы другу, когда его не будет. Вернули все через два года.
Фильм «Откровение Ивана Ефремова» сегодня звучит очень актуально, ибо герой его - Иван Ефремов, человек неординарный, как прозвучало в обсуждении зрителей - пришелец из дальних миров. И хотя он сам отрицал, что обладает даром пророчества, произведения его сегодня воспринимаются как творческая лаборатория высшего разума. Ведь именно Иван Ефремов, развивая идеи Циолковского, поднял научную фантастику на уровень человековедения, показав Землю лишь как один из множества островов Разума в беспредельном океане Вселенной.
Биография И.А. Ефремова
Ефремов Иван Антонович (1907-1972) Великий русский (советский) писатель, ученый-палеонтолог и
оригинальный мыслитель, намного обогнавший свое время; основоположник и классик советской Научной Фантастики (НФ). Основатель тафономии - науки о закономерности образования местонахождений ископаемых остатков ("Тафономия и геологическая летопись", 1950; Гос. пр. СССР, 1952). Доктор биологических наук, профессор, Лауреат Государственной премии СССР (1959). Печататься начал с 1944 г. Член Союза Писателей.
Родился в деревне Вырица (Царско-Сельского у. Петербургской губернии, ныне - Ленинградская область), после окончания школы работал матросом, учился в ЛГУ, работал в Геологическом музее АН, участвовал в геологических и палеонтологических экспедициях; после окончания экстерном геологоразведочного факультета Ленинградского горного института заведовал лабораторией Палеонтологического института АН и руководил несколькими экспедициями (в т.ч. в пустыню Гоби).
НФ творчество Ефремова, оригинального философа и одного из последних энциклопедистов 20 в., оказало революционное воздействие на расцвет советской НФ в 1960-х гг., раскрыв перед ней поистине будоражащие горизонты. Однако личная и творческая судьба писателя оказалась не столь однозначной: поначалу принятый в штыки официальной критикой, писатель затем был с той же легкостью возведен в ранг непререкаемого авторитета и живого классика; и уже в конце жизни Ефремова его последний (во многих смыслах итоговый) роман был насильно вычеркнут из советской литературы, а в квартиру только что скончавшегося автора нагрянул с обыском КГБ. Особый драматизм ситуации добавляет то обстоятельство, что, несмотря на значительный моральный и
писательский авторитет Ефремова среди поколения советской НФ, пришедшего в литературу вместе с ним, "школы Ефремова" так и не было создано (хотя ее создание неоднократно прокламировалось самозванными "последователями" и "душеприказчиками").
Начав с НФ рассказов и повестей "на грани возможного", большинство которых составило сб. - "Встреча над Тускаророй" (1944), "Пять румбов. Рассказы о необыкновенном" (1944), "Белый Рог" (1945), "Тень минувшего" (1956), "Алмазная труба" (1946; доп. 1954), "Рассказы о необыкновенном" (1946), "Рассказы" (1950), "Звездные корабли" (1953), "Озеро Горных Духов" (1954), "Великая Дуга" (1956), "Бухта Радужных Струй" (1959), "Юрта Ворона" (1960), "Сердце Змеи" (1964; др. состав - 1967; др. состав - 1970), - Ефремов не стал слепо следовать канонам фантастики "ближнего прицела". Писателя интересовала не столько степень осуществимости конкретной фантастической идеи, сколько
"общечеловеческий смысл" ее возможной реализации; при этом Ефремов черпал замыслы как из различных наук, так и из народных легенд - "Телевизор капитана Ганешина" (1944; др. - "Атолл Факаофо"), "Встреча над Тускаророй", "Ак-Мюнгуз (Белый Рог)" (1945) и др. Во многих рассказах - "Бухта Радужных Струй" (1944), "Румб второй. Дены-Дерь" (1944; др. - "Тайна Горного Озера"; др. - "Озеро Горных Духов"), "Олгой-хорхой" (1944; др. - "Аллергорхой-Хорхой"), "Голец Подлунный" (1944) и др. - необычное, загадочное встречает исследователя на, казалось бы, исхоженной вдоль и поперек Земле. В то же время
профессиональная подготовка Ефремова обеспечивала ему точные прогностические попадания: в "Алмазной трубе" (1945) предсказано открытие месторождения алмазов в Якутии, а сюжет рассказа "Тени минувшего" (1945; др. - "Тень минувшего") подтолкнул советского ученого Ю.Н. Денисюка к изобретению голографии. Также выделяются
рассказы: "Катти Сарк" (1944), "Обсерватория Нур-и-Дешт" (1944); из более поздних - "Эллинский секрет" (рук. 1942; 1966), в котором Ефремов обратился к проблеме генетической памяти (что обусловило столь запоздалую публикацию), и "Юрта Ворона (Хюндустыйн Эг)" (сокр. 1959; доп. 1960).
Начиная с повести "Звездные корабли" (1947; 1948), творческая мысль Ефремова решительно выходит на широкий космический простор, безвозвратно порывая с традициями фантастики "на грани возможного". Конкретный сюжет повести - находка кости динозавра с загадочной пулевой (лучевой) пробоиной, затем - черепа человекоподобного инопланетянина и его "портрета", - послужил отправной точкой главного философского построения Ефремова: идеи множественности очагов разума во Вселенной, сходства путей, по которым идет эволюция на различных планетах (с неизбежностью обеспечивая в результате общий физический облик и психологическую конструкцию - "гуманоидность" - для всех носителей разума), и ее неизбежной перспективы - "Великого Кольца" цивилизаций. Квинтэссенцией социальных и философских размышлений Ефремова о далеком будущем, определившей новый этап развития отечественной НФ, стал масштабный и беспрецедентный в советской литературе роман "Туманность Андромеды" (фрагм. 1957; доп. 1957; 1958); вместе с повестью "Звездные корабли" объединен в один том - "Туманность Андромеды. Звездные корабли" (1965).
Действие романа отодвигалось от реального времени на тысячелетия (в последнем издании Ефремов остановился на 30-х вв.), а тематика не имела ничего общего с заполонившими тогда отечественную НФ "производственными проблемами" или разоблачением происков буржуазных агентов. Широкими мазками, писатель нарисовал впечатляющую панораму коммунистического будущего на объединенной Земле, общество, населенное принципиально новыми людьми. Они решили большинство известных
современникам Ефремова социальных и технических проблем, перестроили планету, превратив ее в цветущий сад, вышли к звездам, влились в "Великое Кольцо" коммуникаций с иными цивилизациями, готовясь преодолеть последние ограничения, накладываемые законами природы на скорость "межзвездной связи". Главное новаторство Ефремова, однако, заключалось не в научной и технической дерзости его идей: впервые в советской НФ так смело и широко говорилось о физическом и духовном совершенстве жителей земли, их радикально перестроенной духовной жизни, мировоззрении, быте, семье, труде и отдыхе, взаимоотношении полов, воспитании детей, даже об их пенитенциарной системе и об оценке
землянами всей предшествовавшей истории человечества.
Ефремов еще дважды возвращается в созданный им мир. Первое "возвращение" было эпизодическим: в полемическом ответе "Первому контакту" М. Лейнстера - повести "Сердце Змеи (Cor Serpentis)" (1959), герои которой вступают в контакт с жителями "фторной" планеты. Вторым и последним стал масштабный, многослойный и наиболее выдающейся роман "Час Быка" (сокр. 1968; доп. 1970). На планету Торманс, куда, на заре межзвездных перелетов, "занесло" один из "звездных ковчегов" последних представителей классово разделенной Земли, и куда случайно попадает звездолет землян (дело происходит спустя 300 лет после событий, описанных в "Туманности Андромеды"). В мире Торманса царит жестокая диктатура, планета близка к экологической глобальной катастрофе, и технически и "идеологически" более могущественные земляне оказываются перед дилеммой: "невмешательство"-"прогрессорство "; герои Ефремова, хотя и с оговорками и сомнениями, явно тяготеют к последнему. Тщательно продуманный автором маскирующий антураж -
философско-футурологический, мифологический и даже религиозный, обильно раскиданные по тексту ссылки на "американский империализм и китайский ревизионизм" не обманули бдительных цензоров. Результатом явился запоздалый, но бескомпромиссный запрет на роман, на любое упоминание о нем в печати.
В промежутке между "Туманностью Андромеды" и "Часом быка" Ефремов выпустил во многих отношениях экспериментальную книгу - "Лезвие бритвы. Роман приключений" (фрагм. 1963; сокр. 1963; 1964). На фоне авантюрного сюжета - разгадки тайны древней короны из неизвестного металла, найденной на дне океана, главный герой - врач и психолог
Гирин - занят собственным "интеллектуальным детективом": исследует тайники подсознания, человеческую психики в целом, ее связь с творчеством и генетической памятью. Не будучи формально НФ, роман органически вписывается в общую канву научных, историко-философских, эстетических концепций Ефремова, развитых в его фантастических книгах. В этом же контексте воспринимаются и исторические произведения писателя: рассказ "Афанеор, дочь Ахархеллена" (1960), дилогия - повести "На краю Ойкумены" (1949) и "Путешествие Баурджеда" (1953); объединены в один том - "На краю Ойкумены" (1956; др. - "Великая Дуга"); вместе со "Звездными кораблями" объединена в один том - "На краю Ойкумены. Звездные корабли" (1959); и объемный роман "Таис Афинская" (фрагм. 1972 - "Рок Персеполиса"; сокр. 1972; 1973), в центре которого - яркий образ древнегреческой куртизанки.
Все художественные произведения Ефремова включены в два Собрания сочинений писателя: в 3-х тт. (1975-76); последний том вышел в 2-х книгах; и в 5-и тт. (1988-89).
В целом, Ефремов остается одной из самых ярких и непревзойденных фигур в истории мировой литературы.
И в заключение всем тем, кто называет работы Ефремова утопией, мы отвечаем цитатой Э. Жирардена: "Утопия - таково имя, которым невежество, глупость и недоверие всегда величали великие замыслы, открытия, предприятия и идеи, прославившие свой век, послужившие эрой в человеческом прогрессе."
Тот режиссер, который найдет в себе мужество и волю экранизировать "Час быка" внесет колоссальный вклад в духовное развитие человечества и обессмертит свое имя.
Тот режиссер, который найдет в себе мужество и волю экранизировать "Час быка" внесет колоссальный вклад в духовное развитие человечества и обессмертит свое имя.
Внесет если экранизирует удачно. На мой взгляд - шансов 0.
Тот режиссер, который найдет в себе мужество и волю экранизировать "Час быка" внесет колоссальный вклад в духовное развитие человечества и обессмертит свое имя.
Лучше не надо. Испортят только все эти деятели современного искусства.
Читал. Там прилетают на планету люди из коммунистического общества. Специально в романе показано противопоставление двух систем. По моему в этом противопоставлении вся фабула романа.
Откровение, думаю, в данном случае следует понимать как изложение мыслей самого Ивана Ефремова.
Фильм - знакомство с пониманием мира писателем. Или где-то в нём говорится, что миропонимание писателя Ефремова претендует на высшую истину? Кстати, кадры в этом фильме и озвучка с упоминанием тармансиан наводят на мысли, что "Час быка" был уже экранизирован. Это правда или заблуждение?
Откровение, думаю, в данном случае следует понимать как изложение мыслей самого Ивана Ефремова.
Кстати, кадры в этом фильме и озвучка с упоминанием тармансиан наводят на мысли, что "Час быка" был уже экранизирован. Это правда или заблуждение?
Заблуждение. Просто для этого фильма экранизированы пара сценок и все.
Будем брать. Потому что после "Лезвия бритвы" в душе что-то дрогнуло. А после "Часа Быка" многое происходящее стало понятнее. Ефремов - гениален и недооценен. Его нужно изучать, его работы обсуждать. В Тормансе мы уже видим будущее и настоящее Земли. Жаль что "коммунистические" земляне к нам не прилетят. И мы постоянно под прицелом стрел Аримана. Это я о том, что после прочтения книг Ефремова уже невозможно читать бульварные книжки нынешних писак. Очень хочется узнать больше о жене Ефремова, ведь большая часть женских образов срисовано с нее и посвящено ей. Это еще одна большая редкость - любовь, преданность и восхищение одной женщиной.
Большое спасибо!
Про экранизацию произведений Ефремова хочется сказать вот что: его книги совершенно вне системы и строя общества. Конечно, Иван Антонович не раз проводил линию коммунистического общества в своих книгах, но, если посмотреть на них с позиции общечеловеческих ценностей, то они актуальны, как и пару десятилетий назад.
Кроме того, таким замечательным русским языком, каким писал Ефремов, мало кто может похвастаться сегодня. Его произведения программны, на мой взгляд, и должны изучаться в школе. P.S. Конечно, это лишь мое мнение, не претендующее на абсолютную верность.
спасибо тебе, Дорый человек! Да, Уважаемые, кто не читал, устраните этот пробел. НЕ пожалеете Эти произведения воспринятые через призму определенного настроения могут изменить Ваше мировосприятие
Его произведения очень самобытны и точны, целостны и действительно глубоки неподетски. Хотел бы я посмотреть художественный фильм "ЧАС БЫКА" (С. Кубрик уже получил "облом" в свое время). "Обитаемый остров" Бондарчука конечно и в подметки не годится, жалко что наша "современная культура" еще в совсем "памперсном" возрасте до романов И.А. Ефремова.
На мой взгляд экранизация "Туманности Андромеды" - это позор, ничего кроме пафосных чувств не вызывает но это было в конце 60-ых, но сейчас то другое время - под силу и компьютерных актеров подключить. Путин деньги тратит на "Улицы разбитых фонарей"? ))
С загрузкой стою на месте.. Ни шага, ни байта...
А жаль, достойный, должно быть, фильм и раздача соответственно!
Кто раздачу поддержит? Я тоже поддержу ее, но надо бы скачать...
Спасибо огромное за труды - что выложили и раздаете редкий фильм о великом человеке. К вопросу о графоманстве - ерунда. Не был он ни графоманом, ни невеждой. То-то писатели старой школы дураки, молятся на Ефремова и его пуще отца родного почитают. Вот молодые - другое дело. Для них никаких авторитетов нет, пишут с размахом... Только получается у них без оглядки на авторитеты в ста случаях из ста галиматья и бездарный шлак (чтоб не сказать точнее).
Просто интересная информация.
В "Туманности Андромеды" поиск по сочетанию "коммун" дал 4 результата. 3 из низ - в одной главе, где Веда Конг читает лекцию инопланетянам.
В "Часе Быка" - 37, равномерно разбросанных по тексту.
В "Лезвии бритвы" - 23 результата, только 3 из них в первой половине.
Получается "ТА", посвященная как раз таки описанию светлого будущего - меньше всего парит мозг коммунизмом
к моему стыду я только в 42 года открыл этого великого человека, скачал Час Быка, слушал ехал как раз по Америке - чистый Торманс и Канада тоже самое - товарищи пора реформировать планету: все лучшее надо взять с обоих систем - больше из коммунизма и кое что из капитализма (как газоны постригать например). спасибо всем кто выкладывает и поддерживает прекрасные раздачи.....
А я "Час Быка" читала в институте.. Году эдак в в 82. Тогда эту книгу не давали всем подряд. Я долго "завоёвывала" себе право читать всё!!!
И то - книгу на дом не дали - читала на лекциях... (как в читальном зале)
Даа... Вещь!!! Сообщения из этой темы были выделены в отдельный топик Флуд из: Откровение Ивана Ефремова (Неля Гульчук) [1990 г., Исторический /... [762133] AlsKnight
Ефремовское "кораблю взлёт" и шаламовское "не верю человеку". Каково.. Сообщения из этой темы [1 шт.] были выделены в отдельный топик Сат-Ок [id: 11297969] (0) doc_ravik
Мир Вам!
Огромное спасибо релизеру за труды !
Это Н А Ш Е !
Это наша классика!
И пусть нам завидуют все остальные, что у нас есть Т А К О Е , а у них нет!
Школа Ефремова - это отдельный разговор!
По этим произведениям надо учить жизни наших детей и все будет в порядке!
Готовый пласт школьной программы по воспитанию подрастающего поколения!
Еще раз спасибо !
На раздаче обязательно останусь!
Всех благ.
66724898Сначала сядьте и успокойтесь. Потом тогда, может, и научитесь когда-нибудь отличать литературу от графомании.
напрасно вы так о Великом Человеке и Писателе Иване Ефремове, вы сильно не правы, Dr.Clausen, зачем вы так?
karma55 писал(а):
66690377Мир Вам!
Огромное спасибо релизеру за труды !
Это Н А Ш Е !
Это наша классика!
И пусть нам завидуют все остальные, что у нас есть Т А К О Е , а у них нет!
Школа Ефремова - это отдельный разговор!
По этим произведениям надо учить жизни наших детей и все будет в порядке!
Готовый пласт школьной программы по воспитанию подрастающего поколения!
Еще раз спасибо !
На раздаче обязательно останусь!
Всех благ.
Прошу в данной теме обсуждать только содержание раздачи. Весь оффтоп будет удаляться. Прошу при обсуждении раздачи соблюдать Правила пользования данным ресурсом
Цитата:
Всем участникам данного форума запрещается: 2.1. Оскорблять участников форума в любой форме (Запрещено проявление любой грубости, угроз, личных оскорблений и нецензурных высказываний, в том числе и в скрытой форме, как в отношении юридических, так и конкретных физических лиц). Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
Последующие нарушения повлекут за собой применение мер административного воздействия. отредактировалIlyaSin