Векслер Стив, Шаффер Джеффри, Котгрив Энди - Большая книга дашбордов: Визуализация данных на профессиональном уровне [2026, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

tsurijin

Стаж: 5 лет 1 месяц

Сообщений: 3001


tsurijin · 17-Дек-25 19:02 (2 дня 22 часа назад, ред. 17-Дек-25 19:21)

Большая книга дашбордов: Визуализация данных на профессиональном уровне
Год издания: 2026
Автор: Векслер Стив, Шаффер Джеффри, Котгрив Энди
Переводчик: Гинько А. Ю.
Издательство: ДМК Пресс
ISBN: 978-5-93700-387-4
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 462
Описание: Эта книга содержит детальное описание инструментов и моделей, необходимых для создания отличных дашбордов (панелей для визуализации данных), которые информируют, просвещают и вовлекают пользователей. В каждой главе рассматривается один дашборд и даются пояснения, почему было выбрано именно такое визуальное средство. Примеры реальных сценариев дополнены специальным разделом, посвященным рассмотрению практических и психологических факторов, с которыми вы столкнетесь в своей работе.
Книга послужит всеобъемлющим руководством и источником практических решений для всех, кто отвечает за разработку и применение дашбордов.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
От издательства.......................................................................................................18
Благодарности.........................................................................................................19
Об авторах..............................................................................................................21
О переводчике........................................................................................................23
Введение...............................................................................................................24
Часть I. ОСНОВЫ....................................................................................................30
Глава 1. Примеры визуализации данных...................................................................31
Почему мы визуализируем данные?..........................................................................31
Как мы визуализируем данные?...............................................................................34
Преаттентивные атрибуты.......................................................................................34
Типы данных...........................................................................................................38
Кодирование данных на графиках............................................................................40
Цвет.......................................................................................................................43
Использование цвета..............................................................................................44
Недостаток цветового зрения (цветовая слепота)......................................................49
Распространенные виды диаграмм...........................................................................53
Столбчатая диаграмма............................................................................................54
Линейный график (временных рядов)......................................................................54
Диаграмма рассеяния.............................................................................................55
Точечная диаграмма...............................................................................................56
Хороплетная карта.................................................................................................56
Символьная карта...................................................................................................56
Таблица.................................................................................................................58
Таблица с подсветкой.............................................................................................58
Пулевая диаграмма.................................................................................................58
Почему наше зрение нас обманывает?......................................................................59
Каждое решение – это компромисс...........................................................................69
Разработка функциональных и привлекательных дашбордов......................................70
Заключение............................................................................................................70
Часть II. РАБОЧИЕ СЦЕНАРИИ..................................................................................72
Глава 2. Дашборд по образовательным дисциплинам.................................................73
Сценарий...............................................................................................................74
Общая информация.................................................................................................74
Специфические требования.....................................................................................74
Похожие сценарии..................................................................................................74
Инструкции по использованию дашборда..................................................................75
Почему это работает?..............................................................................................79
Хорошая видимость ключевых показателей...............................................................79
Простая цветовая схема...........................................................................................79
Возможность статичной и интерактивной презентации...............................................80
Общий и подробный анализ.....................................................................................80
Традиционный подход, и почему стоит его избегать...................................................80
Проблемы на рис. 2.6..............................................................................................80
Проблемы на рис. 2.7..............................................................................................81
Комментарии авторов книги.....................................................................................82
Глава 3. Сравнение индивидуальных показателей с результатами коллег....................83
Сценарий................................................................................................................84
Общая информация.................................................................................................84
Специфические требования......................................................................................84
Похожие сценарии...................................................................................................85
Инструкции по использованию дашборда..................................................................85
Почему это работает?..............................................................................................87
Хороший выбор цветов и расположения кружков......................................................87
Количество кружков говорит о многом.....................................................................87
Линии медианы и квартилей позволяют выявить кластеры........................................87
Индикаторы с ключевыми показателями позволяют видеть точные оценки.................88
Сопутствующие размышления.................................................................................88
Почему бы не масштабировать кружки в соответствии с количеством
отзывов по умолчанию?..........................................................................................88
А что на оси x?.......................................................................................................89
Почему ось y не начинается с нуля?.........................................................................91
Почему просто не сравнить оценки выбранного спикера со средними
оценками по всем?..................................................................................................92
Альтернативный подход..........................................................................................94
А что, если нам нужно вывести миллионы точек?......................................................95
Комментарии авторов книги.....................................................................................95
Глава 4. Анализ «что, если»: последствия увеличения минимальной зарплаты............98
Сценарий...............................................................................................................99
Общая информация................................................................................................99
Специфические требования.....................................................................................99
Похожие сценарии..................................................................................................100
Инструкции по использованию дашборда..................................................................100
Почему это работает?..............................................................................................100
Удобная панель управления....................................................................................100
Комбинированная диаграмма для отслеживания количества
сотрудников, на которых повлияет реформа......................................................101
Столбчатая диаграмма с распределением влияния по отделам............................102
Гистограмма и кривая нормального распределения показывают
текущее и предполагаемое распределения сотрудников.....................................103
Что такое нормальное распределение?.............................................................104
Отличное использование цветов.......................................................................105
Комментарии разработчика дашборда.................................................................105
Комментарии авторов книги..................................................................................106
Глава 5. Продажа лицензий на программное обеспечение для руководителей...........107
Сценарий............................................................................................................108
Общая информация..............................................................................................108
Специфические требования................................................................................108
Похожие сценарии................................................................................................109
Инструкции по использованию дашборда............................................................109
Почему это работает?...............................................................................................109
Сравнение год к году и квартал к кварталу......................................................109
Вывод ключевых метрик в виде текста.............................................................113
Уместная детализация.........................................................................................113
Цвет.........................................................................................................................113
Комментарии авторов книги..................................................................................114
Глава 6. Сравнение того, что есть сейчас, с тем, что было когда-то..........................116
Сценарий....................................................................................................................117
Общая информация..............................................................................................117
Специфические требования................................................................................117
Похожие сценарии................................................................................................118
Инструкции по использованию дашборда............................................................118
Почему это работает?...............................................................................................120
Столбчатые диаграммы прекрасно подходят для сравнения показателей......................120
Вертикальные опорные линии способствуют сравнению с прошлыми
периодами.............................................................................................................120
Цвет столбиков позволяет быстро отличать положительные изменения
от отрицательных.................................................................................................121
Процентные изменения для сравнения периодов.....................................................121
Красные точки позволяют быстро приковать внимание к важным событиям..............122
Спарклайны хорошо подходят для демонстрации изменений
с течением времени.............................................................................................123
Другие особенности дашборда...........................................................................124
Традиционный подход, и почему его следует избегать......................................125
Другие подходы.........................................................................................................126
Комментарии авторов книги..................................................................................127
Глава 7. Как достигаются цели?........................................................................129
Сценарий....................................................................................................................130
Общая информация..............................................................................................130
Специфические требования................................................................................130
Инструкции по использованию дашборда............................................................131
Почему это работает?...............................................................................................131
Целевые диаграммы прекрасно подходят
для отражения прогресса показателей......................................................................131
Опорные линии позволяют быстро оценить рейтинги компании на ТВ и в соцсетях......132
Месячный индекс роста позволяет легко отслеживать динамику показателей..............133
Комментарии авторов книги..................................................................................133
Глава 8. Дашборд со множеством ключевых показателей........................................136
Сценарий....................................................................................................................137
Общая информация..............................................................................................137
Специфические требования................................................................................137
Похожие сценарии и дополнительный функционал..............................................138
Инструкции по использованию дашборда............................................................138
Почему это работает?...............................................................................................140
Иконки добавляют дашборду визуальный контекст..............................................140
Спарклайны хорошо подходят для отображения динамики показателей....................140
Навигация по иерархии позволяет видеть все и сразу..............................................141
Фильтры, позволяющие вывести только проблемные ключевые показатели...............141
Альтернативные подходы.......................................................................................141
Комментарии авторов книги..................................................................................144
Глава 9. Мониторинг эксплуатации электростанций.................................................145
Сценарий....................................................................................................................146
Общая информация..............................................................................................146
Специфические требования................................................................................146
Похожие сценарии................................................................................................147
Инструкции по использованию дашборда............................................................147
Почему это работает?...............................................................................................150
Внимание к актуальным данным.......................................................................150
Направленность на пользователей разного уровня........................................151
Понятное использование пулевых диаграмм, спарклайнов
и индикаторов производительности.................................................................152
Комментарии авторов книги..................................................................................153
Глава 10. Одновременный вывод показателей с начала года
и сравнения разных лет......................................................................................157
Сценарий.............................................................................................................158
Общая информация..............................................................................................158
Специфические требования................................................................................158
Похожие сценарии................................................................................................159
Инструкции по использованию дашборда............................................................159
Почему это работает?............................................................................................161
Столбики идеально подходят для сравнения...................................................161
Опорные линии дают понять, насколько далеко мы от цели........................161
Хорошее использование цвета и удобное размещение цветовой легенды..................162
Оптимальное размещение подписей для экономии пространства..............162
Линейные графики идеально подходят для отображения трендов..............163
Интерактивный выбор позволяет увидеть детальные сведения..................163
Традиционный подход, и почему стоит его избегать.........................................164
Комментарий автора дашборда..............................................................................165
Комментарии авторов книги..................................................................................166
Какой график выбрать?.......................................................................................166
Столбики или таблица?........................................................................................167
Глава 11. Оценка эффективности футболистов Английской Премьер-лиги................169
Сценарий............................................................................................................170
Общая информация..............................................................................................170
Специфические требования................................................................................170
Похожие сценарии................................................................................................171
Инструкции по использованию дашборда............................................................171
Почему это работает?............................................................................................173
Хорошее использование цвета на дашборде......................................................173
Ориентация шкалы...............................................................................................173
Нормализация шкал.............................................................................................174
Использование числовых показателей по минимуму............................................174
Социальные взаимодействия.............................................................................174
Удобство использования дашборда на мобильных устройствах.............................175
Возможность быстро сравнить свои показатели с показателями
отдельных игроков и команды в целом...............................................................175
Комментарии авторов книги..................................................................................176
Глава 12. Анализ матчей Кубка шести наций по регби.............................................178
Сценарий.............................................................................................................179
Общая информация..............................................................................................179
Специфические требования................................................................................179
Похожие сценарии................................................................................................179
Инструкции по использованию дашборда............................................................180
Почему это работает?...............................................................................................182
Накопительные показатели способны рассказывать истории.............................182
Карта игрового поля показывает сведения по запросу......................................183
Отличное использование шрифтов...................................................................183
Комментарии авторов книги..................................................................................184
Глава 13. Веб-аналитика.....................................................................................185
Сценарий............................................................................................................186
Общая информация..............................................................................................186
Специфические требования................................................................................186
Похожие сценарии................................................................................................186
Инструкции по использованию дашборда............................................................187
Почему это работает?...............................................................................................189
Всего несколько показателей в упрощенном виде..........................................189
Простое использование цветов..........................................................................190
Использование подходящих типов диаграмм для различных
сравнений..............................................................................................................190
Чистый, неперегруженный дизайн дашборда..................................................191
Комментарии авторов книги..................................................................................191
Глава 14. Анализ истории обследований пациентов и их госпитализаций....................193
Сценарий................................................................................................................194
Общая информация..............................................................................................194
Специфические требования................................................................................194
Похожие сценарии................................................................................................195
Инструкции по использованию дашборда............................................................195
Почему это работает?...............................................................................................196
Полные детализированные данные без агрегаций..............................................196
Простые истории о реальных людях..................................................................197
Индикаторы с отдельными показателями...........................................................197
Фильтры в верхней части дашборда..................................................................197
Комментарии разработчика дашборда.................................................................198
Комментарии авторов книги..................................................................................199
Глава 15. Анализ гостиничного бизнеса..................................................................200
Сценарий....................................................................................................................201
Общая информация..............................................................................................201
Специфические требования................................................................................201
Похожие сценарии................................................................................................202
Инструкции по использованию дашборда............................................................202
Почему это работает?...............................................................................................205
Интерактивность с сохранением контекста.............................................................205
Концентрация на ключевых показателях и измерениях...........................................207
Комментарии авторов книги..................................................................................208
Глава 16. Анализ тональности текста: вывод распределений...................................209
Сценарий.............................................................................................................210
Общая информация..............................................................................................210
Специфические требования................................................................................210
Похожие сценарии................................................................................................211
Инструкции по использованию дашборда............................................................211
Почему это работает?...............................................................................................213
Техника двойного дрожания позволяет хорошо визуализировать
распределение дискретных точек......................................................................213
Простота исследования большого количества точек данных.....................................214
Альтернативные подходы.......................................................................................215
Комментарии авторов книги..................................................................................217
Глава 17. Анализ тональности на примере показателя лояльности клиентов.............220
Сценарий............................................................................................................221
Общая информация..............................................................................................221
Специфические требования................................................................................221
Похожие сценарии................................................................................................222
Понимание показателя NPS................................................................................222
Инструкции по использованию дашборда............................................................223
Почему это работает?...............................................................................................226
Простая для понимания комбинация диаграмм.............................................226
Нейтральные отзывы говорят о многом...........................................................227
Разбивка по ролям дает провести дополнительную аналитику....................227
Отказ от традиционного подхода к отображению показателя NPS..................228
Подходы к визуализации тональности отзывов..................................................230
Почему стандартные диаграммы плохо работают?........................................230
Комментарии авторов книги..................................................................................234
Глава 18. Мониторинг процессов на сервере..............................................235
Сценарий............................................................................................................236
Общая информация..............................................................................................236
Специфические требования................................................................................236
Похожие сценарии................................................................................................236
Инструкции по использованию дашборда............................................................237
Почему это работает?...............................................................................................238
Текстовые метки на диаграмме Ганта...............................................................238
Опорные линии.....................................................................................................239
Переходы по ссылкам...........................................................................................240
Обзор, увеличение и фильтрация по требованию...........................................240
Комментарии авторов книги..................................................................................240
Глава 19. Индекс Биг Мака.................................................................................243
Сценарий....................................................................................................................244
Общая информация..............................................................................................244
Специфические требования................................................................................244
Похожие сценарии................................................................................................244
Инструкции по использованию дашборда............................................................244
Почему это работает?...............................................................................................249
Разные визуализации одних и тех же данных.................................................249
Фильтры слева вверху..........................................................................................249
Сортированная расходящаяся столбчатая диаграмма облегчает сравнение...............250
Опорные линии на линейном графике и столбчатой диаграмме.............................250
Детализация по требованию...............................................................................251
Выноски для маленьких стран............................................................................251
Комментарии авторов книги..................................................................................252
Глава 20. Дашборд по жалобам.......................................................................256
Сценарий.............................................................................................................257
Общая информация..............................................................................................257
Специфические требования................................................................................257
Похожие сценарии................................................................................................257
Инструкции по использованию дашборда............................................................258
Почему это работает?...............................................................................................261
Простое использование цветов..........................................................................261
Хороший выбор типов диаграмм для разных видов сравнения..............................261
Дашборд выполнен в виде сетки........................................................................263
Карта из шестиугольников делает все штаты одного размера...................................263
Альтернативные подходы.......................................................................................265
Комментарии авторов книги..................................................................................267
Глава 21. Дашборд по использованию операционных в больнице.............................269
Сценарий.............................................................................................................270
Общая информация..............................................................................................270
Специфические требования................................................................................270
Похожие сценарии................................................................................................271
Инструкции по использованию дашборда............................................................271
Почему это работает?...........................................................................................275
На календаре отображаются конкретные значения.............................................275
Цветовая палитра для людей с недостатком цветового зрения.............................276
Постоянство цветовой схемы.............................................................................276
На дашборде показаны все имеющиеся данные...................................................277
Комментарии авторов книги..................................................................................277
Глава 22. Общий объем и ранжирование по категориям..........................................279
Сценарий............................................................................................................280
Общая информация..............................................................................................280
Специфические требования..................................................................................280
Похожие сценарии................................................................................................280
Инструкции по использованию дашборда................................................................281
Почему это работает?............................................................................................283
Универсальный подход........................................................................................283
Общие объемы продаж показаны на столбчатой диаграмме....................................284
Альтернативный подход..........................................................................................285
Комментарии авторов книги..................................................................................287
Глава 23. Обработка исков по разным показателям и измерениям............................289
Сценарий.............................................................................................................290
Общая информация..............................................................................................290
Специфические требования................................................................................290
Похожие сценарии................................................................................................291
Инструкции по использованию дашборда............................................................291
Изменение ключевых показателей на лету.........................................................291
Фильтрация по подразделениям........................................................................292
Все является фильтром........................................................................................292
Наведение мышью открывает больше информации................................................294
Почему это работает?...............................................................................................294
Незагроможденный дизайн, несмотря на наличие множества графиков........................294
Меню с выбором показателя располагается по центру........................................295
Структура дашборда позволяет легко исследовать данные
и обнаруживать интересные факты...................................................................295
Минималистичное и дозированное использование цветов...................................296
Уместное использование иконок для отображения полов....................................296
Комментарии авторов книги..................................................................................297
Глава 24. Анализ оттока клиентов или текучести кадров.........................................299
Сценарий....................................................................................................................300
Общая информация..............................................................................................300
Специфические требования................................................................................300
Похожие сценарии................................................................................................300
Знакомство с каскадной диаграммой...............................................................301
Инструкции по использованию дашборда............................................................303
Почему это работает?...............................................................................................304
Общая картина и детализация...........................................................................304
Простота сравнения данных по регионам........................................................306
Тепловая карта раскрывает подробности.........................................................306
Тепловые карты предоставляют больше визуальной информации
в сравнении с обычными текстовыми таблицами.............................................307
Точки, выделяющие проблемные месяцы........................................................308
Совмещенная столбчатая диаграмма позволяет легко сравнивать месяцы....................308
Фильтры, облегчающие просмотр информации по выбранному
региону...................................................................................................................309
Альтернативные подходы.......................................................................................310
Комментарии авторов книги..................................................................................311
Глава 25. Анализ фактического и возможного использования ресурсов........................313
Сценарий................................................................................................................314
Общая информация..............................................................................................314
Специфические требования................................................................................314
Похожие сценарии................................................................................................315
Инструкции по использованию дашборда............................................................315
Индикаторы ключевых показателей.................................................................315
Цели и оплачиваемые/неоплачиваемые проценты........................................316
Неоплачиваемые и оплачиваемые часы...........................................................317
Расходы, доходы и потенциал.............................................................................317
Детализация..........................................................................................................319
Тренд утилизации................................................................................................319
Сравнение текущего года с предыдущим.........................................................320
Показатели отдельных департаментов за все время......................................321
Почему это работает?...............................................................................................321
Проблемные зоны.................................................................................................321
Укрупненные показатели и цветовая легенда.................................................322
Лаконичное и уместное использование цветов...............................................322
Столбики идеально подходят для сравнения величин...................................323
Тренды и сравнение между годами...................................................................324
Есть к чему стремиться........................................................................................325
Комментарии авторов книги..................................................................................325
Глава 26. Анализ эффективности медицинского персонала......................................326
Сценарий.............................................................................................................327
Общая информация..............................................................................................327
Специфические требования................................................................................327
Похожие сценарии................................................................................................328
Инструкции по использованию дашборда............................................................328
Почему это работает?...............................................................................................334
Структура дашборда подходит для распечатки...................................................334
Подходящие показатели в виде целевых отметок...............................................334
Выделение ключевых показателей....................................................................334
Затенение и белые области.................................................................................334
Уместное использование таблиц........................................................................335
Комментарии авторов книги..................................................................................336
Глава 27. Анализ деятельности оператора связи.....................................................339
Сценарий....................................................................................................................341
Общая информация..............................................................................................341
Специфические требования................................................................................341
Похожие сценарии................................................................................................341
Инструкции по использованию дашборда............................................................342
Почему это работает?...............................................................................................345
Ключевые метрики отображаются в строгом порядке...................................345
Макет дашборда способствует его быстрому чтению.....................................345
Выбор подходящих графиков для сравнения показателей............................346
Комментарии авторов книги..................................................................................347
Глава 28. Беглый анализ экономических показателей..................................349
Сценарий....................................................................................................................350
Общая информация..............................................................................................350
Похожие сценарии................................................................................................350
Инструкции по использованию дашборда............................................................351
Почему это работает?...............................................................................................352
Ссылки на источники...........................................................................................352
Текстовые аннотации и комментарии..............................................................353
Форматирование...................................................................................................354
Наукастинг.............................................................................................................356
Адаптивный дизайн карточек для мобильных устройств....................................357
Использование подходящих метрик.................................................................357
Интерактивность интерактивности рознь.......................................................359
Комментарии авторов книги..................................................................................359
Глава 29. Работа кол-центра.............................................................................361
Сценарий....................................................................................................................362
Общая информация..............................................................................................362
Специфические требования................................................................................363
Похожие сценарии................................................................................................363
Инструкции по использованию дашборда............................................................363
Почему это работает?...............................................................................................366
Персональный подход с позитивным подкреплением...................................366
Автоматическое обновление показателей.......................................................366
Детальные сведения с пояснениями.................................................................367
Хорошее использование цветов.........................................................................368
Правильный выбор диаграмм для сравнения показателей...........................368
Макет дашборда на основе сетки.......................................................................369
Комментарии авторов книги..................................................................................369
Часть III. КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА..................................................................372
Глава 30. Хотите привлечь людей? Персонализируйте свои дашборды!............................373
Введение.....................................................................................................................373
Персонализированные дашборды..........................................................................375
Персонализируем дашборд с демографическими данными..............................378
А что, если хочется сделать что-то еще красивее?..............................................379
Леденцовая диаграмма как альтернатива столбчатой...................................382
Заключение................................................................................................................383
Глава 31. Визуализация времени....................................................................385
Введение.....................................................................................................................385
А какое время вы хотите видеть?...........................................................................386
Существуют ли в моих данных повторяющиеся шаблоны?...............................390
Как можно отслеживать тренды по двум измерениям времени?.....................394
Как можно отслеживать ранги вместо значений с течением времени?...........402
Как можно визуализировать длительности событий?........................................409
Как можно обнаружить узкие места в процессах?...............................................410
Какой график визуализации мне выбрать для своего дашборда?....................412
Глава 32. Опасайтесь создания бесполезных дашбордов.....................................414
1. Пересматривайте свои ключевые показатели..................................................416
2. Следите за тем, как ваши дашборды используются.........................................417
3. Разговаривайте с пользователями дашбордов.................................................420
4. Позвольте пользователям самим персонализировать свои дашборды........420
Заключение................................................................................................................421
Глава 33. 33 оттенка красного и зеленого...................................................422
Разработка дашбордов с учетом разных особенностей цветового зрения......422
Использование особых цветовых схем..................................................................422
Что делать, если клиент/руководство требует использовать цветовую
схему светофора?..................................................................................................423
Альтернативные способы различения данных................................................424
Возможность сменить цветовую палитру.........................................................425
Использование темных и светлых цветов для создания
дополнительного контраста при восприятии..................................................426
Добавление синего оттенка в зеленый цвет.....................................................428
Заключение................................................................................................................429
Глава 34. Очарование кругов и колец............................................................430
Описание проблемы.................................................................................................430
Заказчик или босс требует, чтобы на дашборде была круговая
диаграмма..............................................................................................................432
Теперь заказчик или босс требует, чтобы на дашборде была кольцевая
диаграмма..............................................................................................................434
А где мое колечко?....................................................................................................436
А можно мне дюжину колечек?!.............................................................................437
Заключение................................................................................................................438
Глава 35. Облака и пузыри.................................................................................439
Обаяние облаков слов и пузырьковых диаграмм................................................439
Marist Poll и президентские выборы 2016 года....................................................439
Попытка № 1. Облако слов..................................................................................439
Попытка № 2. Пузырьковая диаграмма............................................................440
Попытка № 3. Столбчатая диаграмма...............................................................441
Попытка № 4. Цветная столбчатая диаграмма................................................442
Попытка № 5. Леденцовая диаграмма..............................................................442
Последняя попытка. Добавляем захватывающий заголовок.........................443
Заключение.........................................................................................................444
Глава 36. Путешествие в неизвестное...........................................................445
Продолжайте задавать вопросы.............................................................................446
Хитросплетения визуального исследования........................................................449
Справочник по типам элементов визуализации...............................................452
Список использованной литературы..............................................................456
Предметный указатель........................................................................................458
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error