RomanSin · 23-Авг-25 14:50(3 месяца 1 день назад, ред. 23-Авг-25 15:12)
Сборникъ темъ и плановъ для сочиненій / Сборник тем и планов для сочинений (шестое издание) Год издания: 1901 Автор: Весинъ С. П. / Весин С. П. (сост.) Жанр или тематика: развитие речи и личности Издательство: Типография М. Стасюлевича Язык: Русский (дореформенный) Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 219 Отсканировал и обработал: RomanSin От релизёра:
Вашему вниманию предлагается одно из изданий выпускавшегося с 1876 по 1911 годы знаменитого сборника, который часто публично упоминается при сравнении современного и дореволюционного образования. Темы сочинений «Рассказ о том, что видела птичка в дальних землях», «Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина и чужая сторона» (хотя и не раскрытые подробно) — именно отсюда. В сборнике ярко проявляется несовместимый с конкурентным общественным укладом всесторонний подход к развитию личности. По его прочтении так и хочется написать сочинение-рассуждение «О преимуществах предшествовавшего времени сравнительно с новейшим»… Предисловие к первому изданию:
Детский и юношеский возрасты — возрасты восприятия, духовного и физического роста, но не полного развития и самостоятельной деятельности. Как во многих других случаях, так и при письменных упражнениях, доступных этим возрастам, это нужно постоянно иметь в виду. За редкими исключениями, человек в названный период развития не может без постоянного руководства ни собирать материала, как следует, ни пользоваться им, как до́лжно. Без этого руководства, в письменных опытах подрастающего поколения, в большинстве случаев, является или скудость мыслей, или старающееся заменить её фразёрство. Как часто приходится учителям говорить ученикам, что в письменных работах последних нет ни серьёзных мыслей, ни правильного расположения, ни даже малейшего порядка. Припомним также, сколько золотого времени приходится терять некоторым ученикам, терять совсем бесплодно, на разъяснение темы сочинения или отыскание заключающихся в ней мыслей. Кому не знакома фигура ученика, задумчиво повесившего голову над бумагой и грызущего перо, в ожидании наплыва хороших мыслей? Бедный трёт лоб, потеет, а бумага всё ещё сохраняет свой первоначальный чистый вид! Без руководства при сочинении большинство учеников бывает в положении человека, которого куда-то послали, не сообщив хорошенько адреса лица, к которому послали. Могут заметить, что при руководстве труд ученика много теряет в самостоятельности, что мышление его остаётся почти в бездействии, что данными указаниями уничтожается всякая оригинальность и всё подводится под одну мерку. На это можно ответить следующее. Самостоятельная деятельность ученика нисколько не ослабляется чрез то, что ему указывают путь и говорят: вот где ты можешь плодотворно работать, вот где скрыт богатый запас мыслей, вот откуда ты можешь увидеть картину, которая заставит тебя и серьёзно задуматься, и многое перечувствовать. Названное руководство полезно и для руководителей. Оно избавляет последних от тяжкого и утомительного труда исправлять результаты умственной деятельности, не подчинённой никаким правилам логики и требованиям здравого смысла. С другой стороны, оно может доставить им известную долю удовольствия, после того, как они увидят, что их питомцы начинают усваивать полезные результаты руководства, что ум их яснеет, что кругозор его расширяется и что он начинает действовать по строгим требованиям логического мышления.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
ОписанияПростые1. Часы ……… 1
2. Башня ……… 2
3. Дом ……… 3
4. Сад ……… 4
5. Детские игрушки ……… 6
6. Картина ……… 6
7. Книга ……… 6
8. Люстра ……… 7
9. Колокольчик ……… 7
10. Карета ……… 7
11. Пароход ……… 6
12. Балкон ……… 7
13. Статуя ……… 7
14. Фонтан ……… 7
15. Каскад ……… 7
16. Беседка ……… 8
17. Железо ……… 9
18. Песок и глина ……… 9
19. Дуб ……… 8
20. Василёк ……… 9
21. Фиалка ……… 10
22. Хвойные деревья ……… 12
23. Деревья умеренного пояса ……… 20
24. Комнатные мухи ……… 12
26. Насекомые ……… 13
27. Рыбы ……… 13
28. Амфибии ……… 10
29. Птицы ……… 12
30. Перепёлка ……… 14
31. Журавль ……… 14
32. Хищные животные ……… 13
33. Дождь ……… 15
34. Снег ……… 17
35. Гроза ……… 18
36. Облака ……… 19
37. Заря ……… 21
38. Фейерверк ……… 22
39. Иллюминация ……… 22
40. Осенний отдых крестьянина ……… 26
41. Храмовой праздник в селе ……… 26
42. Ярмарка ……… 27
43. Путешествие крестьян на богомолье ……… 27
44. Изба крестьянина зимою ……… 27
45. Крещенский праздник в деревне ……… 28
46. Озёра ……… 30
47. Равнины Европейской России ……… 32
48. Обитатели тундр и лесов России ……… 32
49. Губернии, лежащие по Волге ……… 39
50. Игры греков и римлян ……… 33
51. Пища, одежда и жилища греков ……… 34
52. Пища, одежда и жилища римлян ……… 37Художественные1. На берегу моря ……… 22
2. Картина зимнего бега ……… 22
3. Картина леса в различное время года ……… 23
4. В грозу и после грозы ……… 23
5. Растительность разных времён года ……… 30
6. Картины родной стороны ……… 25
7. Южные степи ……… 29
8. Из малороссийских видов ……… 24
9. На озере ……… 31
10. В степи ……… 26
11. Ночь и утро в деревне ……… 28
12. В деревне на даче ……… 24
13. В поле ……… 31
14. Сельская картина ……… 29
15. Сенокос ……… 25
16. Жница ……… 25
17. Масленица в деревне ……… 28
18. Деревенский сторож ……… 31
19. Острова Ледовитого океана ……… 29 Рассуждения1. География1. Сравнение Балтийского моря с Средиземным ……… 40
2. Значение рек для культуры ……… 41
3. Сравнение океанов Атлантического, Великого и Индийского ……… 41
4. Влияние горного рельефа на человека ……… 41
5. Сравнение Старого света с Новым ……… 42
6. Исторический элемент в географии ……… 53
7. Влияние человека на фауну и флору ……… 92
8. Контраст между флорами различных частей света ……… 92
9. Покорение земли путём земледелия ……… 132
10. Влияние человека на природу ……… 133
11. Землетрясение и вулканические извержения ……… 135
12. Борьба человека с природою ……… 76
13. Значение рек для культуры (второй план) ……… 78
14. Причины важнейших изменений земной поверхности ……… 792. История15. Значение всемирной истории ……… 118
16. Периоды образованности ……… 119
17. Значение буддизма в истории Индии ……… 123
18. Мореплавание и торговля греков, по песням Гомера ……… 101
19. Основные черты характера римлян ……… 130
20. Причины мирового господства древней Италии ……… 61
21. Римляне, как победители и побеждённые по отношению к грекам ……… 120
22. Почему Рим называется вечным городом? … 106
23. Причины возникновения феодальной системы, её характер и результаты ……… 99
24. Благодетельные следствия крестовых походов ……… 104
25. Упадок просвещения в Европе в средние века ……… 127
26. Войны Европы с Азиею и их главнейшие причины ……… 141
27. Александр Македонский и Цезарь ……… 120
28. Эпаминонд и Густав-Адольф ……… 121
29. Особенности удельного периода и его значение в русской истории ……… 144
30. Влияние монгольского ига на Россию ……… 145
31. Главные причины усиления Москвы ……… 146
32. Торговля и промышленность древней России ……… 148
33. Русские города, входившие в состав Ганзейского союза ……… 151
34. Значение иностранцев в Московском государстве ……… 151
35. Московское государство в XVII ст. ……… 152
36. Запорожье ……… 152
37. Детство и юность Петра Великого ……… 153
38. Причины, вызывавшие враждебные отношения к реформам Петра Великого ……… 153
39. Успехи политической и общественной жизни в России в XVIII ст ……… 154
40. Поклонение огню ……… 58
41. О почитании животных ……… 66
42. Фетишизм ……… 100
43. Религии древних языческих народов ……… 111
44. Понятие об истории в древнем мире ……… 113
45. Эпический период жизни ……… 115
46. Историческое значение Средиземного моря ……… 77
47. Разрушение Западной Римской империи, как событие, отделяющее новую историю от древней ……… 79
48. При помощи чего народы достигают всемирно-исторического значения? ……… 84
49. Всемирно-историческое значение открытия Америки ……… 853. Искусство50. Об искусстве ……… 71
51. Архитектура и её главнейшие стили в древности ……… 75
52. Скульптура и её главнейшие представители ……… 72
53. Живопись ……… 74
54. Музыка и пение ……… 76
55. О значении образовательных искусств ……… 81
56. Прославление великих людей в произведениях пластических искусств и поэзии ……… 824. Литература57. Почему Тацит возбуждает в вас удивление? … 108
58. Вследствие каких обстоятельств латинский язык сделался языком учёных? ……… 94
59. О значении Гомера в литературе и образовании немецкого народа ……… 109
60. Сравнительный разбор отрывков из Одиссеи и песни о Нибелунгах ……… 172
61. Разбор «Орлеанской девы» Шиллера ……… 170
62. Борьба и страдание в «Макбете» Шекспира ……… 175
63. Разбор оды Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» ……… 166
64. Разбор оды Державина «Фелица» ……… 167
65. Фонвизин, как комический писатель ……… 164
66. Митрофанушка ……… 174
67. Разбор стихотворения «Сельское кладбище» ……… 167
68. Разбор стихотворения Батюшкова «На развалинах замка в Швеции» ……… 167
69. Волк в баснях Крылова ……… 163
70. О значении Пушкина и Гоголя в русской литературе ……… 155
71. Общий характер лирических стихотворений Пушкина ……… 168
72. Разбор стихотворения Пушкина «Опять на родине» ……… 168
73. Сравнение стихотворения «Море» Жуковского с стихотворением «К морю» Пушкина ……… 170
74. Разбор «Песни о вещем Олеге» ……… 168
75. Разбор отрывка из поэмы «Полтава» ……… 160
76. Разбор первых сцен из «Бориса Годунова» ……… 169
77. Помещики «Мёртвых душ» в качестве сельских хозяев ……… 177
78. Разбор «Тараса Бульбы» ……… 169
79. Хлестаков ……… 174
80. Весёлые и грустные картины в «Записках охотника» Тургенева ……… 182
81. О преимуществах драмы сравнительно с эпосом и лирикой ……… 83
82. Изображение льва в баснях Крылова ……… 161
83. Соловей в баснях Крылова ……… 162
84. Изображение моря в баснях Крылова ……… 1635. Планы разнородного содержания85. О преимуществах новейшего времени сравнительно с предшествовавшим ……… 62
86. Почему потомство оценивает великих людей справедливее, чем современники? ……… 91
87. Причины различия в степени развития народов культурных и диких ……… 99
88. О народных приметах ……… 117
89. Растительность и замечательные явления, представляемые ею ……… 43
90. Цветы ……… 44
91. Глаз ……… 46
92. Утро ……… 48
93. Надежда и воспоминание ……… 49
94. Значение фантазии ……… 52
95. Характер моряка в связи с его деятельностью ……… 59
96. Охота ……… 54
97. Школа и жизнь ……… 64
98. Знание — лучше богатства ……… 70
99. О пользе промышленных выставок ……… 105
100. Образование ……… 157
101. Железные дороги и пароходы ……… 158
102. Почему горные страны богаты сагами? ……… 93
103. Только после совершения великих дел народом возможно процветание поэзии ……… 107
104. Звёздное небо ……… 86
105. Река и ручей, как украшение местности ……… 87
106. Путешествие в горах ……… 89