Цвибель Д. - Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича [2004, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

intellect

Стаж: 20 лет 10 месяцев

Сообщений: 61666


intellect · 03-Июн-25 11:32 (3 месяца 14 дней назад, ред. 03-Июн-25 11:32)

Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича Год издания: 2004
Автор: Цвибель Д.
Жанр или тематика: Эссе
Издательство: Петрозаводск: ПИН
ISBN: 5-9900343-2-6
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 92 с илл.
Описание: Понять «почему в творчестве Шостаковича, великого русского композитора, такое непропорционально большое место занимает еврейская тематика» пытается Дмитрий Цвибель в своем эссе «Еврейская доминанта Дмитрия Шостаковича». Попытка, увы, остается лишь попыткой. Автор обильно цитирует прочитанные книги, письма, интервью, приводит характеристики, пересказывает анекдоты, в приложениях в полном объеме публикует статьи из «Правды», постановления ЦК и тексты вокальных циклов, о которых идет речь, составляет список произведений Шостаковича, прямо или косвенно связанных с темой. Это, безусловно, полезно. Но единственным более или менее отчетливым ответом на главный вопрос оказывается все то же признание Шостаковича из книги Волкова, цитируемое в самом конце эссе. Автор же эссе не идет глубже восклицаний типа: «Как Шостакович смог пережить все это, непонятно. Мало того, он нашел в себе силы творить, да еще написать вокальный цикл “Из еврейской народной поэзии”, выразив свое отношение к официальному антисемитизму!» Больше всего такое сочетание наивной эмоции и казенности слога напоминает автокомментарии Шостаковича, будь то официозные программные «подзаголовки» его сочинений или устные, секретные (и прямо противоположные официозу) пояснения для друзей-интерпретаторов.
Шостакович — очень закрытый композитор, вербализация его музыки, как и привязка ее к историческим датам, неизбежно упрощает картину. «Не просто же так на премьере Тринадцатого квартета Шостаковича люди встали и стоя прослушали полное его повторение! Значит, эта музыка выразила то, что было в самых глубинах души человеческой! <…> Именно этой властью и обладала музыка Шостаковича в те страшные времена, помогая людям выжить, оставаясь людьми, вопреки той власти, которая, казалось бы, поглотила все, навсегда втоптала в грязь все человеческое». Как только дело доходит до тайны, не побоюсь сказать, творчества, автор впадает в банальную публицистику. И в результате получается, что в эссе о музыке музыка-то и не слышна, потому что не найдены адекватные языковые средства ее выражения.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Шостакович и его время …………………...5
Скрипка Ротшильда …………………….... 17
Трио ………………………………………... 25
Из еврейской народной поэзии …………... 30
Первый скрипичный концерт ………….… 38
Четвертый квартет ………………………... 41
24 прелюдии и фуги для фортепиано …..... 43
Четыре монолога на слова А.С.Пушкина .. 46
Первый виолончельный концерт ……….... 49
Восьмой квартет …………………………... 50
Тринадцатая симфония «Бабий яр»…….... 53
Приложения .…………………………...…. 65
Библиография…..……………....………….. 97
Документы ……………………………...…..98
Доп. информация: Миславский В. - Еврейская тема в кинематографе Российской империи, СССР, России, СНГ и Балтии (1909-2009) - 2013
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error