Надежда Обухова (меццо-сопрано) - ИСМИИ (Мелодия М10-43881-2)
Жанр: Opera
Носитель: LP
Год выпуска: 1981
Лейбл: Мелодия М10-43881-2
Страна-производитель: USSR
Аудио кодек: FLAC
Тип рипа: image+.cue
Формат записи: 32/96
Формат раздачи: 24/96 mono
Продолжительность: 45:32
Треклист:
Сторона 1:
1. П. Чайковский - Сцена из 2-й картины из оперы «Пиковая дама» Лиза — Ксения Держинская,сопрано
Полина — Надежда Обухова, меццо-сопрано
Гувернантка – Любовь Ставровская, меццо-сопрано.
Хор и оркестр Большого театра СССР, дир. С. Самосуд
Архивная запись 1937г.
2. А. Бородин - Каватина Кончаковны (Князь Игорь, 2д.)
3. А. Бородин - Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича (Князь Игорь, 2д.)— 5:03
Кончаковна — Надежда Обухова, меццо-сопрано
Владимир Игоревич — Иван Козловский, тенор
Хор и оркестр Большого театра СССР, дир. А. Мелик-Пашаев
Архивная запись 1941г.
Сторона 2:
4. М. Яковлев - Элегия (А. Дельвиг)
Матвей Сахаров, ф-но.
Архивная запись конца 1930х годов
5. П. Лодыженский - Пронеслись мимолётные грёзы (Д. Ратгауз)
Мария Немёнова-Лунц, ф-но.
Архивная запись 31 мая 1950г.
-
6. Последняя роза лета, ирландская народная песня (Т. Мур, перевод Струева и Верниковской)
7. На берегу ручья, французская народная песня (сл. народные)
На французском языке.
8. Ласточка, флорентийская народная песня (сл. народные)
На итальянском языке.
Архивные записи 28 мая 1959.
9. Вишня, японская народная песня, обработка К. Ямада (сл. народные, перевод И. Поляковского)
10. Калинушка-малинушка, русская народная песня, обработка О. Бошняковича (сл. народные)
Архивная запись 5 июля 1960. Олег Бошнякович, ф-но.
Источник оцифровки: автором раздачи
Код класса состояния винила: Ex
Устройство воспроизведения: Technics SL D3
Головка звукоснимателя: Technics 270C
Предварительный усилитель: JVC RX 1001V
АЦП: creative sound blaster audigy 2 zs
Программа-оцифровщик: Adobe Audition
Обработка: нет
Содержание индексной карты (.CUE)
REM COMMENT vinyl rip sergjazz (2021y.)
REM GENRE Opera
REM DATE 1981
REM LABEL Мелодия М10 43881-2
PERFORMER "Надежда Обухова"
TITLE "Из Сокровищницы Мирового Исполнительского Искусства"
FILE "Надежда Обухова (меццо-сопрано) - ИСМИИ (1981)(М10-43881-2).flac" WAVE
TRACK 01 AUDIO
TITLE "П. Чайковский - Сцена из 2-й картины из оперы «Пиковая дама»"
INDEX 01 00:00:00
TRACK 02 AUDIO
TITLE "А. Бородин - Каватина Кончаковны (Князь Игорь, 2д.)"
INDEX 01 10:30:00
TRACK 03 AUDIO
TITLE "А. Бородин - Дуэт Кончаковны и Владимира Игоревича (Князь Игорь, 2д.)"
INDEX 01 16:18:00
TRACK 04 AUDIO
TITLE "М. Яковлев - Элегия (А. Дельвиг)"
INDEX 01 21:26:00
TRACK 05 AUDIO
TITLE "П. Лодыженский - Пронеслись мимолётные грёзы (Д. Ратгауз)"
INDEX 01 26:25:00
TRACK 06 AUDIO
TITLE "Последняя роза лета, ирландская народная песня"
INDEX 01 28:20:00
TRACK 07 AUDIO
TITLE "На берегу ручья, французская народная песня"
INDEX 01 32:04:00
TRACK 08 AUDIO
TITLE "Ласточка, флорентийская народная песня"
INDEX 01 35:26:00
TRACK 09 AUDIO
TITLE "Вишня, японская народная песня, обработка К. Ямада"
INDEX 01 40:20:00
TRACK 10 AUDIO
TITLE "Калинушка-малинушка, русская народная песня, обработка О. Бошняковича"
INDEX 01 42:28:00
Спектр - АЧХ - Уровень записи
Доп. информация
В истории мирового вокального искусства Надежда Андреевна Обухова (1886—1961) — явление уникальное. Она обладала исключительным по красоте, гибкости и выразительности голосом необычайно широкого диапазона, редким вокальным мастерством, безупречным чувством стиля, покоряюще властным русским «нутром» (чисто русской декламационной манерой пения) и каким-то особым «шармом».
Родилась Н. А. Обухова в Москве. Детство ее прошло в Тамбовской губернии, в деревне у деда, который был тонким музыкантом, и Надежда Андреевна часто слушала в его исполнении произведения Шопена и Бетховена. Интересно отметить, что прадед Обуховой по линии отца — известный русский поэт Евгений Боратынский.
Будущая певица росла в атмосфере музыки, поэзии, народной песни, близости к природе. Весьма рано проявилась ее вокальная одаренность. Но о пути профессиональной певицы Надежда Андреевна серьезно задумалась лишь во время пребывания во Франции и Италии. Первым ее педагогом стала Элеонора Липман (ученица Полины Виардо). В 1907 году Обухова поступила в Московскую консерваторию в класс профессора Умберто Мазетти (учителя Неждановой), а после окончания курса с 1912 по 1915 годы выступала в благотворительных концертах в Москве, Петербурге и в провинциальных городах. В 1916 году после чрезвычайно успешного дебюта в партии Полины («Пиковая дама») Надежда Андреевна была принята в труппу Большого театра.
Певице были подвластны партии и высокого, и драматического меццо-сопрано, и контральто. Творческая многоликость ее не имела границ: своенравная Кармен, скорбная Любаша, озаренная, мудрая Весна Красна, импульсивно-страстная Кончаковна, обольстительно коварная Далила, экспансивная Полина, трагическая Ам-нерис, фанатически волевая Марфа, гордая Марина Мнишек — вот далеко не полная галерея оперных образов, которые были отмечены неповторимой индивидуальностью Обуховой.
В 1937 году Н. А. Обуховой было присвоено звание народной артистки СССР. В 1943 году в зените славы артистка завершила свою триумфальную оперную карьеру. Но еще в течение восемнадцати лет вплоть до последних дней продолжала выступать с сольными концертами, записывалась на радио и грампластинки.
Всенародная любовь к этой большой артистке проявилась особенно ярко в годы Великой Отечественной войны: многочисленные, полные восторженной благодарности письма, полученные Надеждой Андреевной от фронтовиков, рассказывают о том, что неповторимый голос Обуховой был поддержкой в это трудное время и воспринимался как голос Родины.
Мне довелось работать с Надеждой Андреевной последние два с половиной года ее жизни в качестве концертмейстера. Ее артистическое, равно как и личное, обаяние обладало притягательной силой. Это была колоритная, чисто по-русски красивая горделивая женщина, словно сошедшая с полотен Венецианова.
Я прекрасно запомнил первую встречу. В начале наших занятий она тихо напевала, и мелькнула ложная мысль: голоса уже нет... При всем том капризная изменчивость ритма (особое обуховское rubafo), прихотливая «вольность» фразировки, неожиданные ферматы, цезуры — все это потребовало от меня предельной собранности. Я понял, что певица проверяет меня в ансамбле. А дальше произошло чудо: долго сдерживаемое звучание вдруг как бы прорвалось, голос взлетел и утвердился в высоком регистре на ослепительной фермате... Пела Надежда Андреевна в тот вечер много, щедро, с упоением, легко и вдохновенно, пела как будто сбросив бремя лет. Венцом вечера была «Сегидилья» из «Кармен», которую Обухова спела по-французски, с необычайным очарованием, четко отщелкивая пальцами на манер кастаньет. Этот вечер оставил неизгладимое воспоминание.
Творческое долголетие Обуховой — явление редкое в вокальном искусстве. На данной грампластинке представлены разные периоды ее творчества.
Запись сцены из второй картины оперы «Пиковая дама» (сделана в 1937 году), которая содержит всю партию Полины, полностью еще не была включена ни в одну из пластинок певицы. Полина — образ, очень ярко вылепленный Чайковским. Партия изобилует неожиданными эмоциональными контрастами — от созерцательной лирики (дуэт «Уж вечер»), скорбного раздумья («Романс») до безудержного веселья («Плясовая»). Обухова прекрасно чувствует эту переменчивость настроений. «Романс» звучит у нее с захватывающей экспрессией, удивительно пластично и красочно. В высшей степени элегантна и непринужденна она в речитативах, озорна и искрометна в «Плясовой».
Запись оперы «Князь Игорь» с участием Обуховой осуществлена в 1941 году. Очень интересно и оригинально исполнение певицей партии Кончаковны, вокальный рисунок которой необычайно сложен и прихотлив. Каватина Кон-
чаковны рассчитана на певицу, в совершенстве владеющую восточной мелизматикой. И Обухова не только блестяще справляется с вокальной стороной, но очень волнующе и тонко передает любовный призыв истомленной ожиданием юной половчанки. Это тот самый «знойный» Восток, столь любимый русскими композиторами. И в каватине и в дуэте с Владимиром Игоревичем голос артистки поражает трепетностью и богатством регистрового колорита.
Своеобразен концертный репертуар Н. А. Обуховой, где широко представлены русские народные песни, русская классика (Глинка, Даргомыжский, Чайковский, Рахманинов), старинные русские романсы, испанские, французские, итальянские песни, которые она почти всегда исполняла на языке оригинала. Популярность артистки в этих жанрах была поистине легендарной. Она обладала огромной силой воздействия, ибо любая ее интерпретация возникала, как глубоко личное, пережитое, отлитое в идеальную художественную форму, и рождала мгновенный отклик в сердцах миллионов слушателей.
Вторую сторону пластинки открывают «Элегия» М. Яковлева и романс П. Лодыженского «Пронеслись мимолетные грезы» — маленькие исполнительские шедевры.
Надежда Андреевна очень любила поэзию и мастерски владела словом, которое являлось у нее ключом к раскрытию образа, идеи, ситуации. Каждый романс в ее исполнении воспринимался как глубокая исповедь человеческой души.
Особый интерес представляют последние записи Обуховой, произведенные в 1959—1960 годах, незадолго до смерти певицы. На пластинке они звучат впервые. Пять народных песен: русскую, японскую, флорентийскую, французскую и ирландскую Надежда Андреевна готовила в течение целого года. Она перебирала множество вариантов, прежде чем на чем-то остановиться. В каждой песне ей удалось схватить самую суть национального колорита. И пусть голос Обуховой в эти годы уже стал не столь ярок и красочен, дыхание — более коротким, однако ее исполнительское мастерство и эмоциональная наполненность остались неизменными, и время было не властно над истинным талантом.
Последняя запись Обуховой — русская народная песня «Калинушка-малинушка» особенно волнует, как вдохновенно-элегическая исповедь великой певицы, чье творчество навсегда вошло в сокровищницу русского музыкального искусства.
О. Бошнякович