(Nogai Folk Music, Dagestani Folk Music, Caucasian Folk Music) [l. Ored Recordings][WEB] Alibiy Romanov [Алибий Романов] - Yiraw: Nogay Heroic and Lyrical Songs - 2024, FLAC (tracks), lossless

Страницы:  1
Ответить
 

Strelnikoff Vladimir

Стаж: 7 лет 8 месяцев

Сообщений: 3478

Strelnikoff Vladimir · 23-Авг-24 22:14 (1 год 3 месяца назад)

    Älibiy Romanov • Yiraw: Nogay Heroic and Lyrical Songs
    .
    Алибий Романов [born]: RF (Kunbatar, Republic of Dagestan)
    Жанр альбома: Nogai Folk Music
    Издатель: Ored (RF⁄Germany)
    Дата релиза: 12.04.2024
    Аудиокодек: FLAC (*flac)
    Тип рипа: tracks
    Носитель: WEB
    Источник: BC

    .
    Треклист .[00:29:19]
    01. Äwelgide .(05:31)
    02. Men köremen .(03:32)
    03. Menim noğayım .(04:19)
    04. Qobızım .(05:27)
    05. Qanıyke .(02:11)
    06. Toğay suw .(03:24)
    07. Qatar qaz .(02:21)
    08. Arıp kelip .(02:37)

🔍
auCDtect Task Manager
Cue Corrector v. 10.2.3 / b. 2109 (Feb. 07, 2024)
————————————————————————————————————————————————————————————————————————
--- / Yiraw: Nogay Heroic and Lyrical Songs
Folder: Alibiy Romanov - 2024 - Yiraw. Nogay Heroic and Lyrical Songs (web)
Audio files:
01. Äwelgide.flac [05:30.904; FLAC • 678 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 26.76 MB (28 056 195 B)]
02. Men köremen.flac [03:31.650; FLAC • 662 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 16.73 MB (17 538 279 B)]
03. Menim noğayım.flac [04:18.867; FLAC • 748 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 23.11 MB (24 230 698 B)]
04. Qobızım.flac [05:26.332; FLAC • 691 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 26.89 MB (28 194 610 B)]
05. Qanıyke.flac [02:10.371; FLAC • 778 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 12.10 MB (12 689 034 B)]
06. Toğay suw.flac [03:23.180; FLAC • 703 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 17.03 MB (17 858 856 B)]
07. Qatar qaz.flac [02:20.760; FLAC • 820 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 13.77 MB (14 436 726 B)]
08. Arıp kelip.flac [02:36.052; FLAC • 705 kbps • 16 bit \ 44100 Hz • stereo; 13.13 MB (13 762 683 B)]
Accuracy: -m0
File 01. Äwelgide - 100% CDDA [05:30:68]
File 02. Men köremen - 100% CDDA [03:31:49]
File 03. Menim noğayım - 100% CDDA [04:18:65]
File 04. Qobızım - 100% CDDA [05:26:25]
File 05. Qanıyke - 100% CDDA [02:10:28]
File 06. Toğay suw - 100% CDDA [03:23:14]
File 07. Qatar qaz - 100% CDDA [02:20:57]
File 08. Arıp kelip - 100% CDDA [02:36:04]
————— Summary: —————
These tracks looks like CDDA with probability 100%.
————————————————————————————————————————————————————————————————————————
ANALYZER:
auCDtect: CD records authenticity detector, version 0.8.2
Copyright (c) 2004 Oleg Berngardt. All rights reserved.
Copyright (c) 2004 Alexander Djourik. All rights reserved.
Time elapsed: 50.6 s
Log created at August 21, 2024 18:25:05
=== 05B4EB5E905B33D30972E8D7148FB113FDE325587D6D32A856260D256A1B54B7 ===
official DR value
Cue Corrector v. 10.2.3 / b. 2109 (Feb. 07, 2024)
log date: 2024-08-21 18:24:11
--------------------------------------------------------------------------------
Album : Yiraw: Nogay Heroic and Lyrical Songs
Year : 2024
--------------------------------------------------------------------------------
DR Peak RMS Duration Track
--------------------------------------------------------------------------------
DR7 -1.10 dB -11.90 dB 5:31 01 - Äwelgide / Älibiy Romanov
DR9 -1.10 dB -13.00 dB 3:32 02 - Men köremen / Älibiy Romanov
DR12 -0.24 dB -15.86 dB 4:19 03 - Menim noğayım / Älibiy Romanov
DR13 -1.00 dB -20.26 dB 5:26 04 - Qobızım / Älibiy Romanov
DR15 -1.00 dB -19.25 dB 2:10 05 - Qanıyke / Älibiy Romanov
DR12 -1.67 dB -19.40 dB 3:23 06 - Toğay suw / Älibiy Romanov
DR14 -1.52 dB -18.29 dB 2:21 07 - Qatar qaz / Älibiy Romanov
DR13 -4.46 dB -22.40 dB 2:36 08 - Arıp kelip / Älibiy Romanov
--------------------------------------------------------------------------------
Number of tracks : 8
Official DR Value: DR12
Samplerate : 44100 Hz
Channels : 2
Bits per sample : 16
Average bitrate : 713 kbps
Codec : FLAC
================================================================================
об альбоме

  1. Этот релиз - коллаборация с просветительским проектом Nogay Orda. Основатель NO, Чингиз Юсупов консультировал нас и помогал со сбором информации. Вместе мы планируем издавать как оцифровку записей 90-х, так и организовывать новые экспедиции.
    Первый ногайский релиз лейбла - грустная констатация того, как мы постоянно опаздываем, не успеваем ухватить традицию и вовремя поддержать талантливых и незаменимых людей.
    Алибия Романова мы записали аж в 2015 году, но релиз откладывался "для полировки" годами: нам не хватало экспертности, контекста, комментариев и чего-то еще. В итоге Алибий трагически погиб в автокатастрофе в 2021 году, так и не увидев издания.
    И все же альбом хочется издать не с траурным настроем, а наоборот - поделиться творчеством музыканта, который при должном внимании мог бы стоять в одном ряду с известными ногайскими музыкантами прошлого и с мастерами глобального "фолка": где-то рядом с Ником Дрейком, Вашти Баньян или Амалией Родригеш.
    Выпуском архивов прошлое не изменить, но важно поделиться этой музыкой и историей Алибия Романова, чтобы вдохновить или поддержать тех, кто продолжит его дело.
    Ногайская музыка и индустрия
    Современная ногайская музыка как-то проходит мимо внимания и широкой аудитории и ниже радаров хипстерских лейблов вроде нашего. Ни на большой эстраде, ни на модных нишевых фестивалях она не слышна. Бывают выступления на поп-каналах Северного Кавказа типа 9 волны и даже релизы на мейджорах типа Звук-М, но с успехом и вирустностью Ислама Итляшева или даже Азамата Биштова все это не сравнить.
    Хотя возможно, такая ситуация только в кавказском, российском или европейском контексте. Потому что в тюркоязычном мире ногайские музыканты путешествуют по фестам и находят аудиторию. Наверное, самый известный из них - Арсланбек Султанбеков из Карачаево-Черкесии. Он сам пишет песни на стихи средневековых и современных ногайских поэтов и делает саундтреки к историческим фильмам.
    Региональные СМИ называют главный хит Султанбекова "Домбра" (название основного ногайского инструмента типа лютни или гитары) неофициальным гимном ногайского народа.
    У Арсланбека есть и аутентичное исполнение традиционной музыки, и бардовская песня, и этно-фьюжн формата фестиваля Womex. Часто все эти компоненты перемешиваются в рамках одной песни.
    И даже такие примеры не позволяют говорить о сформированной музыкальной среде. Чтобы найти ногайскую музыку, приходится на время становится этнографом или диггером - все спрятано и разбросано по сети или в аулах.
    Эта грустная мысль встречается в описании к разным релизам Ored: карачаевским, абазинским и вот, кажется, с некоторыми поправками все это справедливо и к музыке ногаев.
    Но если не пытаться ставить диагнозы и вердикты, а стать тем самым любопытным наблюдателем, можно заметить два главных направления в современной ногайской музыке.
    Это фольклорное движение, когда музыканты стараются играть в условно старинном и аутентичном стиле. Другая тенденция - молодые исполнители, которые стараются включить родную музыку в поп или рок-контекст, соединяя этнографический материал с разножанровыми аранжировками. Иногда это не совсем молодые, а те же самые классики из первого направления, которые заходят на территорию эстрады.
    Но в основном, это все таки музыканты, которые переносят свой слушательский опыт из глобальных жанров на родную почву.
    Одна из главных попыток концептуально представить альтернативное видение ногайской традиции и поп-музыки как ее продолжения - лейбл Ислама Сатырова Horde Music. Horde в данном случае - не метал-штамп про орды демонов и зловещие легионы, а историческая отсылка к Ногайской Орде.
    В каталоге лейбла колыбельные в эстрадной обработке, поп-рок с лидирующей домброй от самого Сатырова и эпичный этно-рок.
    Сперва пандемия, а потом санкции, введенные против России после февраля 2022 года, сильно ударили по возможности зарабатывать и продвигать релизы лейбла, поэтому сегодня Horde Music не особо активен.
    Помимо работы с эстрадной и world-эстетикой Ислам Сатыров делает этнографические проекты. Самый известный из них - документалка "Камбак" ("Перекати-поле" с ногайского). Фильм показывает обрядовую культуру ногаев без реконструкций, постановок и театрализованных представлений с джигитами, ханами и прочей бутафорией. В интервью молодой режиссер говорит о том, что пытался показать не “Великую культуру Великого народа”, а правдивый и поэтому привлекательный портрет ногаев. Некоторым зрителям фильм не понравился как раз из-за режущего глаз документализма - патриотам хотелось национальных танцев от профессионалов в сценических костюмах, а не пения простых людей в джинсах, собравшихся в селе.
    Но этой, в здоровом понимании, аутентичностью и хорош фильм Сатырова - режиссер не пытается сгладить углы или нарисовать туристическую картину действительности.
    Одним из информантов в "Камбаке" и был Алибий Романов.
    Степные песни в нефтекумской администрации
    В 2015 году на конференции в Архызе мы познакомились с фольклористкой Шаидат Курмангуловой,, которой идея Ored Recordings показалась интересной. Она сказала, что в Нефтекумске, городе Ставропольского края, где тоже много ногаев, можно найти музыкантов. Она же позже поговорила с местной администрацией, которая обещала найти для нас местных музыкантов. Когда мы приехали, кроме главы администрации нас встретил Алибий. Тогда мы не знали, что Романова пригласили специально для этой записи. Местные решили, что нужно показать лучшее, что есть у ногайцев и поэтому позвали самую культовую фигуру современности. Нас встретили с распростертыми объятиями и предоставили все условия для записи. Кажется, выбор пал на Алибия еще и потому, что мы несколько раз подчеркнули, что ищем старый стиль и музыку, которую исполняют “как раньше”. Поэтому "акын ногайского народа" - самый очевидный информант.
    Правда, Алибий и местные чиновники почему-то решили, что мы башкорты (башкиры) и особый энтузиазм у них вызвало то, что они ждали не черкесов, а тюркоязычных исследователей. Нам показалось, что все даже немного расстроились, что мы из КБР, а не Башкирии.
    Но тут сработал классический эффект Ored Recordings - музыканта и всех, кто помогал, удивило, что их культурой заинтересовались не московские исследователи, не иностранцы и даже не те, кто связан с, в данном случае, ногайской культурой языком. Это расположило Романова, который готов был исполнить для нас все, что только помнил.
    Главу администрации мы тоже очень расположили, а еще больше его радовало то, что к нему приехал друг и очень уважаемый музыкант. И вот чиновникам очень не терпелось позвать нас всех к столу. Назревающее отличное застолье почувствовал и Алибий, после пятого стука в дверь с вопросом "Ну вы там скоро?" заторопился и на 8-й песне решил, что с него хватит музыки и пора перейти к напиткам и еде. Мы поняли, что уговорить сыграть что-то еще не получится, а даже если мы что-то и выжмем из певца, который в голове думает уже не о героях прошлого, а о жаренной конине, то все это будет вымученно.
    И все же, это было, наверное, самое живое и искреннее застолье, за которое нас позвали люди, как-то связанные с госаппаратом. Их гостеприимство было искренним - людям было важно поделиться своей культурой, которая включала в себя не только музыку, но и еду и разговоры с путниками.
    В 2015 мы были совсем неопытными и смогли узнать от Алибия только общую информацию. Нас сильно расположил этот спокойный и добродушный музыкант. Мы поняли, что наша дружба и работа может продолжиться в следующие встречи, поэтому мы уехали без глубоких знаний. Тогда мы не знали, что это была наша последняя встреча с ногайским музыкантом. Все, что мы пишем дальше, получилось узнать уже после смерти Романова.
    Последний акын ногайского народа
    Акын в тюркской традиции - сказитель. То есть не просто носитель и передатчик устной поэзии и эпических текстов, но, в первую очередь, создатель новых текстов и импровизатор. Акыном называл себя Алибий, таким его считали в прессе и на сцене.
    Алибий Романов родился и вырос в селе Кунбатар в Ногайском районе Дагестана. На домбре играла его мама, которая и передала сыну страсть и навык к родной музыке. Его биография довольна типична для региона: Алибий старался быть и хранителем старого стиля игры, сохраняя то, что слышал от старших; при этом он работал и в официальных ансамблях, выступал с эстрадными номерами на праздниках, пропитанных советским духом; учил детей делать домбры и играть на них. Если западные истории значимых музыкантов приучили нас к антагонизму "андеграунд - официальная среда" , то Романов, как и многие хранители традиции /артисты Северного Кавказа жил в обоих мирах одновременно и никакой двойственности не испытывал.
    Если для стороннего слушателя его имя мало известно, то в ногайской среде он - культовая фигура. Помимо государственных наград типа "Народный артист республики Дагестан", к которым он относился довольно легко, Алибий носил золотой знак "Акын ногайского народа". И этот титул для него значил гораздо больше.
    Еще при жизни журналисты любили назвать статью или озаглавить интервью с Романовым "Последний акын ногайского народа". Эта краснокнижность как будто бы добавляла романтики, значимости и в итоге - сакральности фигуре музыканта. Судя по интервью в сети и нашей личной беседе, Алибию эти эпитеты льстили и он сам каждый раз делал упор и на статусе акына и на том, что он остался последним.
    В 2015 мы записали Алибия и выложили одну песню как демо, с пометкой, что скоро издадим настоящего акына и пример сказительской традиции у ногаев. К нам в комментарии пришли знающие люди и посоветовали внимательнее отнестись к контексту и ярлыкам. Мол, Романов - конечно, выдающийся музыкант, но он точно не акын, а просто исполнитель. Тогда мы прислушались и решили разобраться, прежде чем что-то заявлять.
    Как оказалось позже, Алибий и правда не складывал песен в момент исполнения и даже не писал в литературном смысле новых сказаний или песен. Его репертуар составляли стихи средневековых поэтов и более поздняя (иногда аж XX века) лирика. Когда во время записи мы спрашивали музыканта об авторстве, получался забавный диалог.
    А чья эта песня? Кто автор?
    Моя, я сочинил
    А текст откуда?
    Из книжки взял, у наших классиков

    Тогда мы не совсем понимали, пытается ли Алибий выдать себя за автора всего на свете или просто не совсем понимает сути вопроса.
    Позже до нас дошло, что он имел ввиду именно музыку. Он брал каноны традиционной ногайской музыки и на их основе сочинял новые наигрыши и мелодии, на которые и ложились стихи и сказания. Эти манера игры и стиль в целом сильно повлияли на ногайскую традицию - многие песни, к которым музыку сочинил Алибий, стали восприниматься как народные. И даже, если Романов не был акыном в классическом понимании, его влияние было настолько большим, что люди искали достаточно высокого звания для музыканта.
    Специалисты же говорят, что точнее было бы называть Романова "йырав" - то есть исполнитель песен.
    Нам совсем не хочется сейчас “срывать маски” или спорить с тем, что Алибий Романов был важным музыкантом для своего народа и региона. Мы не согласны с экзотизацией и желанием все, что связано с традицией назвать великим и обязательно последним и единственным.
    Музыке, которую создавал Алибий не нужны костыли из громоздких метафор и излишнего трепета.
    Информация о записанных песнях
    1. Ävelgide - это героическая песня, написан на слова исторической поэмы великого ногайского поэта Суюна Капаева "Йойтпадылар шебер-шешен тиллерин".
    2. Men köremen - основана на песне средневекового ногайского поэта Шал-Кийиза Тиленши улы "Мен коьремен". В ней поется о землях Ногайской Орды на момент начала 16 века и о том, как поэт, "поднимаясь на великий Эльбрус, видит необъятные ногайские владения", и как он горд в этот момент"
    4. Qobızım - это авторская песня Алибия Романова, где он поет как мастерил себе Кыл-Кобыз (ногайский инструмент), и описывает этот процесс и свое отношение к инструменту с большой любовью. О том, как рубил красное дерево для кобыза, и том, как цеплял на него ремень своего дяди.
    5. Qanıyke - песня о дочери золотоордынского хана Тохтамыша и супруге основателя Ногайской Орды эмира Эдиге - Канийке, известной также как Джанике. Известна тем, что являлась одной из первых женщин, совершивших хадж в Мекку, чем завоевала известность в исламском мире 15 века.
    6. Qatar qaz - (ног. "Дикий гусь") - народная ногайская песня, где воспевается и предстает в главной роли "исконно ногайская мелодия", "рожденная на берегах Иртыша и Волги" (исторические ногайские места).
    8. Arip kelip - авторская песня Алибия Романова, где он поет о своей матери, "я ложусь рядом с материнским сердцем", и том, как в любом возрасте каждому из нас нужна материнская забота и ласка.
    Фото на обложке: скриншот из фильма Ислама Сатырова "Камбак"
    Дизайн обложки: Милана Халилова.
    Текст: Булат Халилов
    Записано в декабре 2015 года в Нефтекумске, Ставропольский край.
    Ored Recordings x Nogay Orda 2024 / released April 15, 2024
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error