[AI] Учебник для высшей школы - Ясницкий Л.Н. - Интеллектуальные системы, 2-е издание [2020, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

tsurijin

Стаж: 4 года 1 месяц

Сообщений: 2227


tsurijin · 27-Апр-24 14:19 (7 месяцев назад)

Интеллектуальные системы, 2-е издание
Год издания: 2020
Автор: Ясницкий Л.Н.
Издательство: Лаборатория знаний
ISBN: 978-5-00101-897-1
Серия: Учебник для высшей школы
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 224
Описание: В учебнике приведена история становления научной области «искусственный интеллект». Освещены основные направления ее развития и сферы применения; выполнено сопоставление трех основных стратегических подходов к созданию интеллектуальных систем: технологии экспертных систем, технологии нейронных сетей и технологии эволюционного моделирования.
Изложены теоретические основы и даны примеры разработки интеллектуальных систем, а также примеры их применения для интеллектуального анализа данных в промышленности, экономике, бизнесе, психологии, социологии и других областях.
Книга является исчерпывающим руководством по освоению технологий создания интеллектуальных нейросетевых систем и их применению для решения широкого круга проблем, встречающихся во многих областях деятельности современного человека.
Для студентов высших учебных заведений технического профиля.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
Благодарности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Глава 1. Прошлое и настоящее искусственного интеллекта и ин-
теллектуальных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.1. Исторический очерк . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
1.2. Основные стратегии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
1.3. Лидирующая научная отрасль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
1.4. Основные сферы применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Глава 2. Модели представления знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.1. Данные и знания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.2. Продукционная модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.3. Фреймовая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.4. Сетевая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.5. Логическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
2.6. Синаптическая модель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Контрольные вопросы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Глава 3. Экспертные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.1. Предметные области . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.2. Структура и режимы работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
3.3. Этапы и технология разработки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
3.4. Программный инструментарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
3.5. Инженерия знаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Контрольные вопросы и задания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Глава 4. Понятие о классической нейронной сети . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.1. Мозг и компьютер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42
4.2. Математический нейрон Мак-Каллока—Питтса . . . . . . . . . . . . 44
Контрольные вопросы и задания к § 4.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
4.3. Персептрон Розенблатта и его обучение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
Контрольные вопросы и задания к § 4.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4.4. Распознавание букв . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54
Контрольные вопросы и задания к § 4.4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
4.5. Сигмоидная активационная функция и обобщенное дельта-
правило . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56
Контрольные вопросы и задания к § 4.5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
4.6. Ограниченность однослойного персептрона . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Контрольные вопросы и задания к § 4.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
4.7. Персептрон со скрытым слоем нейронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
Контрольные вопросы и задания к § 4.7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
4.8. Многослойный персептрон и алгоритм его обучения . . . . . . 69
Контрольные вопросы и задания к § 4.8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
Глава 5. Возможности и сферы применения нейронных сетей . . . 76
5.1. Возможности интеллектуального анализа данных . . . . . . . . . . 76
5.2. Диагностика заболеваний человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
Контрольные вопросы и задания к § 5.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
5.3. Диагностика технических устройств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
Контрольные вопросы и задания к § 5.3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
5.4. Диагностика экономического состояния предприятий . . . . . . 88
5.5. Управление кибернетическим объектом. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
5.6. Прогнозирование политических событий . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
Контрольные вопросы и задания к § 5.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97
5.7. Выявление способности человека к бизнесу . . . . . . . . . . . . . . . 98
5.8. Выявление способности человека к научной деятельности . 101
5.9. Свойства нейронных сетей, унаследованные от мозга . . . . . . 106
Контрольные вопросы и задания к § 5.9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
5.10. Круг задач, решаемых при помощи нейронных сетей. . . . . . 110
Контрольные вопросы и задания к § 5.10 . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Глава 6. Оптимальное проектирование и обучение нейронных
сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
6.1. Теоремы существования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112
6.2. Методы проектирования нейронных сетей. . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Контрольные вопросы и задания к § 6.2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
6.3. Методы обучения нейронных сетей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
6.4. Генетические алгоритмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
6.5. Дополнительные рекомендации по проектированию и обу-
чению персептронов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
6.6. Алгоритм интеллектуального анализа данных методом ней-
росетевого математического моделирования. . . . . . . . . . . . . . . . 141
Этап 1. Постановка задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Этап 2. Формирование примеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142
Этап 3. Первоначальное проектирование сети. . . . . . . . . . . . . . 143
Этап 4. Обучение сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143
Этап 5. Проверка и оптимизация сети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Этап 6. Исследование предметной области—интеллектуаль-
ный анализ данных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
Контрольные вопросы и задания к § 6.6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149
Глава 7. Неклассические нейронные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 150
7.1. Сеть каскадной корреляции Фальмана—Либьера . . . . . . . . . . . 150
7.2. Радиально-базисные сети. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 154
7.3. Рекуррентные сети на базе персептрона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
7.4. Рекуррентная сеть Хопфилда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161
7.5. Самообучающиеся и гибридные сети . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 164
7.6. Интеллектуальный нейрон Вальцева . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
Глава 8. Компьютерное творчество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
8.1. Философские аспекты творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
8.2. Творчество в музыкальной сфере. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 177
8.3. Творчество в поэзии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
8.4. Творчество в науке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188
Глава 9. Настоящее и будущее искусственного интеллекта и ин-
теллектуальных систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190
9.1. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы. . . . 190
9.2. Нейронные сети и экспертные системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
9.3. Нейросетевые технологии и методы регрессионного анализа 194
9.4. Нейросетевые технологии и метод математического модели-
рования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 197
9.5. Философские проблемы искусственного интеллекта. . . . . . . . 200
9.6. Прогнозы на будущее. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202
Контрольные вопросы и задания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 207
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209
Приложение. Отзывы рецензентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Рецензия 1 на книгу Л. Н. Ясницкого «Интеллектуальные сис-
темы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Рецензия 2 на книгу Л. Н. Ясницкого «Интеллектуальные сис-
темы» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 220
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error