Педагогика. Исследовательский подход. В 2-х частях
Год издания: 2020
Автор: Савенков А. И.
Жанр или тематика: учебник и практикум для вузов
Издательство: М.: Юрайт
ISBN: 978-5-534-06820-7 (ч. 1);
ISBN: 978-5-534-06821-4 (ч. 2);
ISBN: 978-5-534-06822-1 (общ.)
Серия: Высшее образование
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 232 + 187
Описание: Учебник посвящён одной из наиболее актуальных проблем современной психологии развития, педагогической психологии, педагогики — рассмотрению механизма трансформации процесса развития ребёнка в процессе саморазвития за счёт опоры на исследовательское поведение. Главная задача книги — помочь студентам понять смысл и специфику исследовательского поведения и показать механизмы его использования в образовательных целях. В
первую часть учебника входит раздел I, рассматривающий феноменологию исследовательского поведения, и раздел II, освещающий вопросы истории и теории исследовательского обучения.
Вторая часть учебника содержит раздел III, посвящённый проблемам практики исследовательского обучения в современной школе. Для студентов и преподавателей педагогических университетов, будущих и действующих практических психологов и педагогов.
Примеры страниц (скриншоты)
Оглавление
Часть 1
Введение
Раздел I. Психология исследовательского поведения
Глава 1. Исследовательское поведение в современной психологии
1.1. Феномен исследовательского поведения
1.2. Движущие силы исследовательского поведения
1.3. Гендерные различия в исследовательском поведении
1.4. Исследовательское поведение как проблема межполушарной асимметрии
1.5. Исследовательское поведение и развитие мышления в онтогенезе
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 2. Исследовательские способности
2.1. Определение исследовательских способностей
2.2. Теоретическая модель исследовательских способностей
2.3. Исследовательские способности и «IQ»
2.4. Диагностика исследовательских способностей
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 3. Исследовательское поведение как творчество
3.1. Поисковая активность как основа творчества
3.2. Проблема определения творчества
3.3. Познание и творчество
3.4. Роль образа и образного мышления в исследовательской деятельности ребёнка
3.5. Фантазирование, воображение и исследовательское поведение ребёнка
3.6. Развитие творческих способностей и исследовательское поведение
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 4. Механизмы процесса познания и исследовательская деятельность
4.1. Креативность как интегративное личностное образование
4.2. Психология научного творчества
4.3. О философских основах процесса познания
4.4. Истина и заблуждение
4.5. Пути познания
4.6. Чувственное познание
4.7. Разум и логическое мышление
4.8. Познание и интуитивное мышление
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 5. Психологические характеристики эмпирических проявлений эффективного исследовательского поведения
5.1. Выдающиеся исследователи; особенности психического развития
5.2. Исследовательские способности и когнитивное развитие
5.2.1. Любопытство, любознательность, познавательная потребность
5.2.2. Сверхчувствительность к проблемам
5.2.3. Надситуативная активность
5.2.4. Высокий уровень развития логического мышления
5.2.5. Повышенный интерес к «дивергентным» задачам
5.2.6. Оригинальность мышления
5.2.7. Гибкость мышления
5.2.8. Лёгкость генерирования идей («продуктивность мышления»)
5.2.9. Лёгкость ассоциирования
5.2.10. Способность к прогнозированию
5.2.11. Высокая концентрация внимания
5.2.12. Отличная память
5.2.13. Способность к оценке
5.2.14. Особенности склонностей и интересов
5.3. Исследовательские способности и личностное развитие
5.3.1. Стремление к самоактуализации
5.3.2. Сохранение ювенильных характеристик
5.3.3. Перфекционизм
5.3.4. Самостоятельность
5.3.5. Социальная автономность
5.3.6. Эгоцентризм
5.3.7. Лидерство
5.3.8. Соревновательность
5.3.9. «Эмоциональный интеллект» и исследовательские способности
5.3.10. Творческое восприятие случайностей
5.3.11. Юмор
5.4. «Культ личности» в творчестве
5.5. Научное знание, мифы и «научные» мистификации
Вопросы для самостоятельной работы
Раздел II. История и теория исследовательского обучения
Глава 6. История развития исследовательского обучения
6.1. Истоки практики исследовательского обучения
6.2. Исследовательское обучение в эпоху становления европейской цивилизации
6.3. Исследовательское обучение во времена Средневековья и Возрождения
6.4. Исследовательское обучение в «просвещённой Европе»
6.5. Исследовательское обучение и «теория свободного воспитания»
6.6. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX века
6.7. Исследовательское обучение и начало «века ребёнка»
6.8. От «класса-аудитории» к «классу-лаборатории»
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 7. Дидактические основы современного исследовательского обучения
7.1. Познавательная потребность и исследовательская активность
7.2. Проблемное обучение и исследовательские методы в образовании
7.3. Исследовательское обучение как путь обогащения содержания образования
7.4. Современные представления об исследовательском обучении
7.5. Требования к подготовке педагога
7.6. «Исследовательское» и «проектное» обучение в современном образовании
7.7. Противодействие исследовательскому поведению в образовании
Глава 8. Формы организации и методы исследовательского обучения
8.1. «Класс-лаборатория» в современной школе
8.2. Коллективные и индивидуальные формы организации исследовательского обучения
8.3. Продуктивные и репродуктивные методы обучения
8.4. Этапность исследовательского поиска ребёнка
8.5. Этапы проведения исследований школьниками
Вопросы для самостоятельной работы
Новые издания по дисциплине «Психология и педагогика» и смежным дисциплинам
Часть 2
Раздел III. Программа и методика развития исследовательских способностей школьников
Глава 9. Особенности разработки программы исследовательского обучения в школе
9.1. Основные подпрограммы
9.2. Характеристика содержания подпрограмм
Глава 10. Тренинг исследовательских способностей
10.1. Принципы разработки программы тренинга
10.2. Структурирование методических материалов программы
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 11. Методики развития общих исследовательских умений и навыков у школьников
11.1. Развитие умений видеть проблемы
11.1.1. О специфике развития умений видеть проблемы
11.1.2. Задания для развития умения видеть проблемы
11.2. Развитие умений выдвигать гипотезы
11.2.1. Как рождаются гипотезы
11.3. Развитие умений задавать вопросы
11.3.1. Какими могут быть вопросы
11.3.2. Иерархия уровней креативной постановки вопросов в ситуациях исследовательского поведения
11.4. Развитие умений давать определения понятиям
11.4.1. Приёмы, сходные с определением понятий
11.4.2. Ограничение и обобщение понятий
11.4.3. Загадки как определения понятий
11.4.4. Какими понятиями должны овладевать дети
11.5. Развитие умений классифицировать
11.5.1. Правила классификации
11.5.2. Дихотомическое деление
11.5.3. Задания для развития умений классифицировать
11.5.4. Задачи на классификацию с явными ошибками
11.5.5. Категории и категоризация
11.6. Развитие умений и навыков взаимодействия с парадоксами
11.7. Развитие умений наблюдать
11.7.1. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
11.8. Развитие умений и навыков экспериментирования
11.8.1. Мысленный эксперимент
11.8.2. Эксперименты с реальными объектами
11.8.3. Как оценивать идеи
11.9. Развитие умений высказывать суждения, делать умозаключения и выводы
11.9.1. Учимся делать умозаключения и выводы
11.10. Развитие метафоричности мышления
11.11. Обучение детей умениям создавать тексты
11.11.1. Ткань сознания
11.11.2. Методика работы с текстом
11.11.3. Учимся выделять главную идею
11.11.4. Структурирование текстов
11.12. Развитие дивергентного и конвергентного мышления в исследовательской деятельности
11.12.1. Дивергентные задачи на основе приёмов творческого воображения
11.13. Пиктограммы, или как трансформировать мысль в графический образ
11.14. Как создаются теории
11.14.1. Что такое научная теория
11.14.2. Какими бывают научные теории
11.14.3. «Нормальная» и «идеальная» наука
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 12. Игра-исследование для младших школьников
12.1. Методика проведения тренировочных занятий
12.1.1. Подготовка
12.1.2. Проведение тренировочного занятия
12.2. Методика проведения самостоятельных исследований
12.2.1. Подготовка
12.2.2. Проведение занятия
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 13. Методы и приёмы активизации учебно-исследовательской деятельности школьников
13.1. «Мини-курсы» в практике исследовательского обучения
13.2. Экскурсии и исследовательское обучение
13.3. Экспресс-исследования
13.4. Коллективные игры как средство стимулирования исследовательского поведения
13.4.1. Коллективное занятие — «Жилой дом»
13.4.2. Коллективное исследование — «Как работает завод»
13.4.3. Игра — «Историческое моделирование»
13.4.4. Игра — «Сложные задачи»
13.4.5. Игра — «Лекция»
13.5. Методика — «Продолжи исследование»
13.5.1. Исследования — «Космос»
13.5.2. Исследования — «Астрономия»
13.5.3. Исследования — «Биология»
13.5.4. Исследования — «Геология»
13.5.5. Исследования — «Экология»
13.5.6. Исследования — «Энергетика»
13.5.7. Исследования — «История, культурология»
13.6. Коллекционирование как исследовательская практика
Вопросы для самостоятельной работы
Глава 14. Самостоятельная исследовательская практика школьников
14.1. Какими могут быть темы детских исследований
14.1.1. Правила выбора темы
14.2. Структурирование содержания исследовательского обучения
14.2.1. Общая классификация
14.2.2. «Теоретические исследования»
14.2.3. Эмпирические исследования
14.2.4. Фантастические исследования
14.2.5. Проекты и проектирование
14.3. Методика систематизации результатов детских изысканий
Глава 15. Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся
15.1. Семинары и конференции
15.2. Методика защиты итогов исследования и проектирования
Заключение
Литература
Новые издания по дисциплине «Педагогика» и смежным дисциплинам