Утсав ЛалМолодой индийский пианист Утсав Лал – явление на современной музыкальной сцене исключительное. Он дал свой первый сольный фортепианный концерт, в который были включены индийские классические раги, в возрасте 9 лет в Нью-Дели (Индия). А когда ему стукнуло шестнадцать, ведущий производитель фортепиано и роялей компания Steinway & Sons в феврале 2010 года объявил Утсава Лала победителем в номинации «Young Steinway Artist» (кстати, среди номинантов этой престижной премии – канадская джазовая певица и пианистка Дайана Кролл, американский актер, певец и джазовый пианист Гарри Конник-мл., а также британская пианистка японского происхождения Мицуко Утида).
Инновационная обработка Утсавом Лалом (род. 18 августа 1992 г. в Дели, Индия) классической индийской музыки на рояле представляет собой единение разнообразных веяний – сказывается знание основ джазовой интерпретации и европейской классической школы. За свою недолгую профессиональную карьеру Утсаву Лалу посчастливилось выступать с такими звездами индийской классической музыки, как Харипрасад Чаурасия, Ракеш Чаурасия, Анурадха Пал, Дурджей Бхаумик, Талвин Сингх и др. Сегодня Утсав Лал выбрал местом своего проживания Дублин, поэтому неудивительно, что он нередко гастролирует с ирландскими музыкантами, например, с виртуозным флейтистом и саксофонистом Сэмом Комерфордом, с которым он записал совместный альбом Ragas to Reels (2014) и предпринял мировое турне, организованное в честь 50-й годовщины ирландского посольства в Индии.
Весьма интересными оказались опыты музыканта по освоению техники игры на флюид-пиано, которое темперировано не так, как обычный рояль. Благодаря тому, что каждая нота на флюид-пиано имеет уникальное, своё собственное отклонение от стандартной настройки, инструмент позволяет исполнителю выделить в каждом звуке ряд микротонов, в результате чего появляется возможность передать характерное для индийской классической музыки богатство оттенков. Инструмент настраивается самим исполнителем до или в процессе исполнения. Приятно, что именно Утсав Лал стал одними из первых музыкантов, виртуозно овладевшим, популяризировавшим и записавшим первый в мире альбом на флюид-пиано – The Fluid Piano (2016).
В 2018 году музыкант отважился на новый, не менее грандиозный проект – сыграть на рояле раги в древнейшей музыкальной традиции дхрупад. Популярное музыкальное издание Serenade Magazine отмечает, что кроме дхрупада на манеру исполнения Утсава Лала повлияли инновационные техники игры иранского пианиста Мортезы Махджуби и эфиопской пианистки Эмахой Тцеге Мариам Гебру, а также творческий метод «инструментальной конкретной музыки» немецкого композитора Хельмута Лахенмана.
Анонсируя альбом Indian Classical Music on the Piano (2018), Утсав Лал подчеркнул: «Для меня главной движущей силой в моём музыкальном путешествии стал мой гуру Устад Васифуддин Дагар и невероятная традиция дхрупада, которой я одержим…» Так что решение подобной амбициозной задачи стало возможным для юного дарования только благодаря тому, что Лал является учеником Устада Васифуддина Дагара, представителя 20 поколения массивной ветви родового древа династии Дагар и, соответственно, хранителя и популяризатора глубокого и размеренного древнеиндийского стиля, ранее известного как дхрувапад (на санскрите «дхрува» – фиксированная, «пада» – песня, т.е. «песня фиксированного состояния ума»). В наше время дхрупад представлен, главным образом, в творчестве семейства Дагар, ярчайшими представителями которого, кроме самого Васифуддина Дагара, являются, в основном, вокалисты – Зиа Фаридуддин Дагар, Хусейн Сайедуддин Дагар, старшие братья Дагар (Насир Мойнуддин Дагар и Насир Аминуддин Дагар, известные как Senior Dagar Brothers), младшие братья Дагар (Насир Захируддин и Насир Файязуддин Дагар, известные как Younger Dagar Brothers), а также бинкары (исполнители на рудра-вине) – Зиа Мохиуддин Дагар и Бахауддин Дагар.
3 февраля 2021 года увидело свет продолжение фортепианных экспериментов Утсава Лала с индийской классикой – диск Visangati, на котором пианисту аккомпанирует известный таблист Нитин Митта. Альбом, записанный на нью-йоркской студии Pulse Music NYC, включает в себя в т.ч. две известные раги – утреннюю рагу Лалит и вечернюю рагу Бихаг.
https://www.last.fm/ru/music/Utsav+Lal/+wiki