ley-barmaley · 15-Дек-21 11:30(2 года 11 месяцев назад, ред. 13-Мар-22 10:00)
Маленькие трагедии: Каменный гость. Пир во время чумы Владимир Высоцкий, Ольга Яковлева, Ольга Сирина, Анатолий Спивак, Анатолий Грачёв, Виктор Лакирев, Александр Котов
Аркадий Песелев, Анатолий Эфрос, Ольга Яковлева, Виктория Салтыковская, Виктор Камаев, Анатолий СпивакЖанр: Трагедия / АудиоспектакльЗапись / WEB релиз: 1978, 1979 / 2021 (18.11.2021) Издатель, номер по каталогу: Мелодия, - Время звучания: 0:51:11Тип издания: WEB / Digital Release Источник: DeezerКодек: FLAC (*.flac) Тип рипа: tracks Обложка: front & backАвтор: Александр Сергеевич Пушкин Режиссёр: Анатолий Эфрос Музыка: Антонио Вивальди, Франческо Джеминиани Музыка: Дмитрий Шостакович«Каменный гость»:
Дон Гуан - Владимир Высоцкий
Донна Анна - Ольга Яковлева
Лаура - Ольга Сирина
Дон Карлос - Анатолий Спивак
Лепорелло - Анатолий Грачёв
Монах - Александр Котов
Гость - Виктор Лакирев«Пир во время чумы»:
От автора - Аркадий Песелев
Председатель - Анатолий Эфрос
Священник - Виктор Камаев
Молодой человек - Анатолий Спивак
Мэри - Ольга Яковлева
Луиза - Виктория СалтыковскаяРелизы: 12" - 1987, Мелодия, М40 47747 009, СССР CD - 2006, Мелодия, MEL CD 40 01053, Россия WEB - 2021, Мелодия, Digital Release, Россия
Аннотация к пластинке
Тема художника и «тупой, бессмысленной» черни, ждущей от «божественного избранника» полезных назиданий, во всём остальном считающей его себе равным и чуть ли не слугой, а в случае неугожденья готовой забросать его камнями, — волновала А. С. Пушкина необычайно.
Аристократизм истинный, по Пушкину,— высота духа, светоносного, противостоящего каменным «святыням» косной привычки, свода незыблемых правил, всегда протест и никогда — смиренность, что бы ни стояло на пути к свободе — обязательность послушания вековым традициям, опасность неправедного возмездия за вольность, средневековая ли инквизиция, каравшая инакомыслящих, моровая ли язва, косящая правых и виноватых.
И в свою великую болдинскую осень 1830 года, оказавшись буквально взаперти в глуши во время эпидемии холеры, томимый любовью и тоской по Натали Гончаровой — невесте, поэт снова предался размышлениям. С фантастической быстротой и фантастическим совершенством появляются из-под его пера буквально каждые два-три дня произведения, разгадке которых на протяжении полутора веков будут посвящены тома исследований,— «Маленькие трагедии» с подзаголовком «опыты драматических изучений». До сих пор спорят — и вряд ли когда-нибудь придут к единому мнению — пушкиноведы: слишком далеко таится, слишком глубоко спрятан от близорукого взора замысел этих «закрытых», загадочных сцен.
И всё-таки... отринув чересчур простые отмычки в виде подстановки «под» образы и сюжеты реальных фактов биографии творца (производились ведь и такие смехотворные попытки), невозможно полностью отречься от ассоциаций. Можно сколько угодно толковать о новаторстве Пушкина-драматурга, трактовавшего старинную легенду о безбожнике и негодяе, соблазнителе и мошеннике Дон Жуане (Гуан у Пушкина) в совершенно моцартовском духе, либо о том, насколько верен он оригиналу («Город чумы» Дж. Вильсона) в переводе одной — отнюдь не главной — сцены и насколько отошёл от него в Пире во время чумы. Отрешиться от, скорее, чувства, чем даже мысли, что своему Гуану поэт дал многое от себя самого, что в «святотатственном» гимне Чуме, который поёт гордый Вальсингам, звучит и пушкинский голос,— невозможно. Да и не нужно, ибо незримое присутствие автора при абсолютном его объективнейшем и едва ли не демонстративном «отсутствии» и погружённости в национальную, социальную, временную среду каждого из произведений неоспоримо. Только вот в чём оно, это присутствие, сказывается?
Этот вопрос стоит перед каждым, кто берёт на себя смелость воплощения «Маленьких трагедий» в любом из жанров искусства. В представляемой слушателю пластинке с записью «Каменного гостя» и «Пира во время чумы» на него пытаются ответить участники этой интересной, во всяком случае не похожей ни на одно из известных нам иных воплощений (в опере, на театральной сцене, в кинематографе или на телевидении, на чтецкой эстраде и даже в радиоспектакле, жанре, казалось бы, том же и всё-таки другом по средствам), работы.
Говорит постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Анатолий Эфрос:
— У Пушкина Дон Гуан не бессовестный соблазнитель, откровенно попирающий законы людские и божеские, не святотатец, не отъявленный негодяй. Он в первую очередь — поэт. В «Каменном госте» Пушкин выразил свои чувства, свою боль, стремление к любви, свою связанность. Гуан тайком бежит из ссылки. Пушкин и этого сделать не мог. Он был заперт в холерном карантине, как в одиночке. Стремился и не мог соединиться с Натали. И в «Каменном госте» подсознательно выразил то, что разрывало ему сердце.
Он сам был дерзновенен, ему так понятен был риск во имя любви, свободы. Он сам всегда был устремлён к свету — пусть и сквозь неизбежность смерти. И каждый раз влюблялся впервые, но словно бы в последний раз, отдавая во имя любви всё. Невозможно было ни проклинать, ни осуждать его: оставалось благодарное, светлое воспоминание. Таков же и его Дон Гуан. Поэт, который не то чтобы торжественно и бесповоротно полюбил на всю жизнь. Поэт, который влюбился...
И в миг наивысшей полноты жизни, раскрепощённости, высоты чувства, высоты духа его карает Командор. За прорыв к чистоте, за то, что посмел вырваться из неволи навстречу жизни, счастью. Гуан у Пушкина гибнет героически. И последняя мысль, последнее слово — не о себе, о доне Анне. Эта смерть не заслуженное возмездие за грехи. Это высокая трагедия. Так и понял своего Гуана Владимир Высоцкий. Так и сыграл — незадолго до собственной смерти. Ему — барду, поэту, актёру — не пришлось долго объяснять сверхзадачу образа. Высоцкий сам был воплощением риска и дерзновенности. И потому так по-пушкински понял, почувствовал суть великого образа.
Каждое произведение Пушкина, а уж «Маленькие трагедии» с их пленительным, таинственным лаконизмом в особенности «закрыто». Открыть этот драгоценный, волшебный ларец с секретом — очень трудно. Что такое «Пир во время чумы»? Думаю, это притча об аристократическом противостоянии тьме. Цвет общества противостоит ужасу страшной смерти. Эти немногие достойны и в отчаянии, у «бездны на краю» они полны внутренней силы. «Пир» — парадоксальное выражение стойкости духа перед ужасом небытия.
Пушкин и сам был таким. Сколько раз он противостоял тьме! Всю жизнь слышал незаслуженные укоры, обвинения в кощунстве, как слышит их из уст Священника Вальсингам. Пушкин воистину «закрыт», он страшен в своей объективности. И потому Священник, не понимающий, что и кто перед ним, у него по-своему тоже прав. Лирическое «я» поэта тоже нашло выражение в «Пире во время чумы»: стоит только вспомнить, что он был замкнут, зажат в Болдине, что холера по своей опасности — та же чума, что он был терзаем отчаянием и полон достоинства...
Я сам сыграл Вальсингама, решив, что не буду искать другого исполнителя. В молодости учился на актёра, очень люблю чтецкое искусство и, когда подворачивается случай, самое любимое и самое сокровенное стремлюсь прочесть по-своему. «Пир во время чумы», образ Председателя — как раз тот «случай». Я просто не мог упустить такую возможность.
М. Бабаева
auCDtect
----------------------- DON'T MODIFY THIS FILE ----------------------- PERFORMER: auCDtect Task Manager, ver. 1.6.0 RC1 build 1.6.0.1 Copyright (c) 2008-2010 y-soft. All rights reserved http://y-soft.org ANALYZER: auCDtect: CD records authenticity detector, version 0.8.2 Copyright (c) 2004 Oleg Berngardt. All rights reserved. Copyright (c) 2004 Alexander Djourik. All rights reserved. FILE: 06 Пир во время чумы. Сестра моей печали и позора.flac Size: 44806038 Hash: 132CA1383F4B383310DB80FF5EDDA1AF Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: 290C69CD61EA617ADC3E901C7BA7E703FBE373F1 FILE: 05 Пир во время чумы. Улица. Накрытый стол.flac Size: 35159730 Hash: 1E58B191D708C5DAD3488AFDAB007D22 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: C25492FF19E7881275FAA4169AE5046287451035 FILE: 04 Каменный гость, сцена IV. Я приняла Вас, Дон Диего.flac Size: 43008107 Hash: A4913FE2B8F1CDA5C6BEA6E6A0E1B7F3 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: FDA221DB0C86F8F417B71B93A6FB2B1DEC3826FE FILE: 03 Каменный гость, сцена III. Всё к лучшему.flac Size: 42901918 Hash: A46D06BB2E0BE009812B534567206978 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: BE93DDE111364CC03ACE38288F3F3362506B28F4 FILE: 02 Каменный гость, сцена II. Клянусь тебе, Лаура, никогда.flac Size: 42923623 Hash: EB550204BCBCC9CE0B24F1237D430819 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 99% Signature: 70427D80B73F0521121BAE2B86B91855BED35982 FILE: 01 Каменный гость, сцена I. Дождёмся ночи здесь.flac Size: 36745385 Hash: C8E182D74EEE3B215BD823ED9A503571 Accuracy: -m0 Conclusion: CDDA 100% Signature: A190FD2EE75F012BB51567695013C5172266C08A
Dynamic Range Meter
foobar2000 1.3.8 / Dynamic Range Meter 1.1.1 log date: 2021-12-15 07:19:26 -------------------------------------------------------------------------------- Analyzed: Аркадий Песелев, Анатолий Эфрос, Ольга Яковлева, Виктория Салтыковская, Виктор Камаев, Анатолий Спивак / Александр Пушкин: Маленькие трагедии (Мелодия, Digital Release) (1-2) Владимир Высоцкий, Ольга Яковлева, Ольга Сирина, Анатолий Спивак, Анатолий Грачёв, Виктор Лакирев, Александр Котов / Александр Пушкин: Маленькие трагедии (Мелодия, Digital Release) (3-6) -------------------------------------------------------------------------------- DR Peak RMS Duration Track -------------------------------------------------------------------------------- DR17 -1.79 dB -23.43 dB 7:35 05-Пир во время чумы: Улица. Накрытый стол DR16 -1.29 dB -21.36 dB 9:33 06-Пир во время чумы: Сестра моей печали и позора DR18 -1.12 dB -23.93 dB 7:28 01-Каменный гость, сцена I: Дождёмся ночи здесь DR15 -1.24 dB -22.14 dB 8:38 02-Каменный гость, сцена II: Клянусь тебе, Лаура, никогда DR18 -1.25 dB -24.20 dB 8:45 03-Каменный гость, сцена III: Всё к лучшему DR18 -2.05 dB -24.04 dB 9:14 04-Каменный гость, сцена IV: Я приняла Вас, Дон Диего -------------------------------------------------------------------------------- Number of tracks: 6 Official DR value: DR17 Samplerate: 44100 Hz Channels: 2 Bits per sample: 16 Bitrate: 621 kbps Codec: FLAC ================================================================================