Геооргий Васильевич Свириидов (16 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния — 6 января 1998, Москва) — советский композитор, пианист, общественный деятель. Один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна».
В 1924 году семья Г. Свиридова переехала в Курск, где Георгий продолжал учиться в начальной школе и где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. С девяти лет учился играть на своём первом музыкальном инструменте — рояле. Но вскоре юного Свиридова заинтересовала балалайка. Учась подбирать на слух, демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 г. учился в музыкальной школе (ныне Детская школа искусств № 1 им. Г. В. Свиридова) у В. Уфимцевой и М. Крутянского. По совету последнего в 1932 году переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у И. Браудо и по классу композиции у М. Юдина в Центральном музыкальном техникуме (ныне Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М. П. Мусоргского), который окончил в 1936 г.
С 1936 по 1941 гг. учился в Ленинградской консерватории в классе композиции П. Рязанова и Д. Шостаковича. В 1937 г. был принят в Союз композиторов СССР.
Мобилизованный в 1941 г., спустя несколько дней после окончания консерватории, был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), но в конце года был комиссован по состоянию здоровья. До 1944 г. жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, писал военные песни, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.
В 1944 году возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы.
С 1957 года — член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 гг. — секретарь, в 1968-1973 гг. — первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР.
Депутат Верховного Совета РСФСР VII, VIII, IX, X, XI созывов.
За его подписью 17 сентября 1958 г. в газете «Правда» была опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», в которой М. Бернес обвинялся в пошлости и пренебрежительном отношении к вокальной технике.
В 1991 году явился одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств.
В последние годы композитор много болел. Скончался 6 января 1998 года в Москве от обширного инфаркта. После отпевания в храме Христа Спасителя был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Ещё будучи студентом, композитор женился на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 г. у них родился сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 г. он ушёл из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года снова стал отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переехал к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у композитора случился первый инфаркт. Сын Георгий скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту новость композитор так и не узнал — супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Но через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридов скончался.
Творчество
Свои первые сочинения композитор написал ещё в 1935 г. — ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина.
Пока учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 г., экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Написал Концерт для фортепиано №1 (1936-1939), Симфонию №1 (1937) и камерную симфонию для струнных инструментов (1940).
Его стиль значительно менялся на ранних этапах его творчества. Первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения писались под влиянием его учителя Д. Шостаковича, но также, например, в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку П. Хиндемита.
Начиная с середины 1950-х годов, обрёл свой яркий самобытный стиль и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер. Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях.
В 1964 г. написал музыку к фильму «Метель» по прозе А. Пушкина, которая полюбилась слушателям, часто исполнялась в радио- и телепрограммах. В 1974 г. по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры. Произведение получило статус как самостоятельное и стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина „Метель“». Мировую известность получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом». В том же 1964 г. первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт», в которой всего на двух нотах нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима» из Поэмы памяти С. Есенина. Для «Гимна Родине» выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу.
Непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-шестидесятники: Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский, В. Гаврилин и другие.
Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер.
Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
Награды и звания
Герой Социалистического Труда (1975)
Народный артист РСФСР (1963)
Народный артист СССР (1970)
Ленинская премия (1960) — за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского
Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1945 год в области музыки (произведения малых форм) — за трио для фортепиано, скрипки и виолончели
Государственная премия СССР (1968) в области литературы, искусства и архитектуры (в области музыки и концертно-исполнительской деятельности) — за «Курские песни» для хора и оркестра
Государственная премия СССР (1980) в области литературы, искусства и архитектуры — за концерт для хора «Пушкинский венок»
Государственная премия Российской Федерации (1994) в области литературы и искусства (в области музыкального искусства) — за «Песнопения и молитвы» для большого смешанного хора
Премия Президента Российской Федерации (1997) в области литературы и искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1995) — за создание высокохудожественных произведений отечественной культуры и выдающийся вклад в мировое музыкальное искусство
Четыре ордена Ленина (1965, 1971, 1975, 1985)
Сочинения
Вокальные произведения (оратории, кантаты, хоры):
6 романсов на слова А. С. Пушкина («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») (1935)
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
Музыкальная комедия «Настоящий жених» (1939)
3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
«Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942)
Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бёрнса в переводах С. Я. Маршака (1955)
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1957)
5 хоров для смешанного хора без сопровождения (1958)
«Слободская лирика». Семь песен на слова А. Прокофьева и М. Исаковского (1958)
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
«Мы не верим!» для голоса, хора и оркестра на слова В. В. Маяковского (1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для 4 певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961-1963, исп. 1969)
«Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идёт» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
«Весенняя кантата» для хора и оркестра на слова Н. А. Некрасова (1972)
Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
Отчалившая Русь. Поэма на слова С. А. Есенина, для баритона и фортепиано (1977)
Гимны Родины для хора (1978)
25 хоралов для баса и фортепиано (1939-1979)
«Пушкинский венок» для хора (1979)
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
10 романсов на слова А. А. Блока (1972-1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни безвременья», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980-1981)
«Петербург» на слова А. А. Блока, вокальная поэма (1995)
«Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения) (1994)
Вокальный цикл «Смоленский рожок» (слова разных советских поэтов, разные годы)
Музыка к драматическим спектаклям: «Русские люди» К. М. Симонова (1942, Ленинградский театр драмы им. А. Пушкина, Новосибирск), «Отелло» У. Шекспира (1944, там же) и другие.
Инструментальные произведения
7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
Концерт №1 для фортепиано с оркестром (1937)
Камерная симфония для струнного оркестра (1940)
Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски)
Концерт №2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён)
Соната для фортепиано. Памяти И. И. Соллертинского (1944)
Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано (1944, 2-я ред. 1944-1945)
Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (1945, 2-я ред. 1955)
Двенадцать пьес для фортепиано (Партита, 1946)
Семь пьес для фортепиано (Партита фа минор, 1957)
Альбом пьес для детей. Для фортепиано (1957)
Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных, 1964)
«Маленький триптих». Для симфонического оркестра (1964)
Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время» (аранж. С. С. Чекрыжова, 1996 и О. В. Литвишко, 2000)
Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1974; первая публикация 1978)
Симфония ми минор (1936-1937; первое исполнение — 23.09.2016)
Георгий Свиридов — автор музыки к фильмам. Кроме того, композитор некоторое время входил в съёмочную группу «Золотого телёнка»: он создал 3 оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»), после чего сотрудничество композитора и М. Швейцера по каким-то причинам прервалось, и режиссёр обратился к Г. Фиртичу, который и значится в титрах как автор музыки. Однако, согласно исследованиям кандидата искусствоведения А. Белоненко, в фильме звучит ещё и музыка Г. Свиридова: тема автопробега принадлежит именно ему.
Фильмография
1939 — Поднятая целина
1940 — Веселей нас нет
1940 — Обыкновенное дело (короткометражный)
1951 — Пржевальский
1952 — Римский-Корсаков
1953 — Великий воин Албании Скандербег
1956 — Полюшко-поле
1957 — Дон Сезар де Базан (фильм-спектакль)
1960 — Воскресение
1964 — Русский лес
1964 — Метель
1965 — Время, вперёд!
1968 — Огоньки (фильм-спектакль)
1970-е — Патетическая оратория (фильм-спектакль)
1975 — Доверие
1981 — Это было за Нарвской заставой
1981 — Царь Фёдор Иоаннович (фильм-спектакль Малого театра)
1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
1983 — Года моей весны (документальный)
1983 — Метелица (фильм-спектакль)
1994 — Царь Борис (фильм-спектакль)
1998 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
2006 — Поэт Николай Рубцов (документальный) (используемая музыка)
2009 — Царь Иоанн Грозный (фильм-спектакль)
Участие в фильмах
1960 — Вдохновенное искусство (документальный)
1973 — Композитор Свиридов (документальный)
1996 — Время Свиридова (документальный)
2009 — Синее море…белый пароход…Валерия Гаврилина (документальный)
C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова.
C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова.
В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора. Скульптор А. Чаркин.