[FIN][SAAM] (yoik, suomifolk, new age, spoken word, poetry, sámi music, world fusion, ethnic fusion, l. DAT) Nils-Aslak Valkeapää (Nils-Aslak Valkeapaa) - Коллекция (5 релизов w Esa Kotilainen/Iŋgor Ántte Áilu Gaup {Ingor antte ailu}) - 1974-2015, MP3, 320 kbps

Страницы:  1
Ответить
 

komm zu mir

Top Seed 05* 640r

Стаж: 16 лет 10 месяцев

Сообщений: 5978

komm zu mir · 03-Июн-20 02:40 (4 года 6 месяцев назад, ред. 03-Июн-20 03:34)




Nils-Aslak Valkeapää







Жанр: joiku, new age, sámi music, world fusion
Страна исполнителя (группы): suomi
Год издания: 1974-2015
Аудиокодек: MP3
Тип рипа: tracks
Битрейт аудио: 320 kbps
Продолжительность: 05:55:27
Наличие сканов в содержимом раздачи: 1/5
скрытый текст
Ни́льс-Аслак Ва́лкеапяя (фин. Nils-Aslak Valkeapää известный также как с.-саамск. Áillohaš; 23 марта 1943 , Энонтекиё — 26 ноября 2001, Хельсинки, Финляндия) — финский саамский писатель, публиковавшийся на северносаамском языке, художник, музыкант; лауреат литературной премии Северного Совета (1991)
Нильс-Аслак Валкеапаа-смиренный саамский голос в мире
автор: Харальд Гаски (2007)
Нильс-Аслак Валкеапяа родился в 1943 году. Семья жила некоторое время в Аджагорсе, в нескольких часах ходьбы от бит (Пятикка) на дороге между Кааресуванто и Килписъярви в Северной Финляндии. Позже они поселились в битве, и после того, как родители решили переехать в Скиботн в Северном Тромсе, Нильс-Аслак взял на себя управление домом. Его мать принадлежала к семье, которая имела свои летние пастбища на Улее в Тромсе, в то время как его отец был оленеводом из района Кааресуванто. Нильс-Аслак чувствовал себя связанным с обеими областями, но в 1996 году переехал в Скиботн на постоянной основе. Тот факт, что Нильс-Аслак решил стать норвежским гражданином и поселился в Скиботне, был встречен местным населением с радостью. Символический эффект от него был важен для всей окружающей море саамской культуры.
Нильс-Аслак Валкеапяа получил педагогическое образование в Кемиярви. Он выбрал лерерсколен не потому, что когда-либо думал стать учителем, а потому, что это было образование, которое давало ему образование в ряде областей, которые его интересовали, bl.to литература и музыка. Нильс-Аслак стал обновителем преимущественно саамской музыки и создал bl.to новый интерес к сами джойку возник в то время, когда ему грозила опасность угаснуть. В конце 1960-х годов и в течение некоторого времени он сочетал традиционный джойк с современными инструментами и популярной музыкой, а затем развивал джойкен во взаимодействии с более джазовыми жанрами в сотрудничестве с некоторыми из ведущих джазовых музыкантов Финляндии. Есть еще несколько саамских музыкантов, следующих этой традиции. В конце концов он также разработал новую форму джойка, которая имеет явные общие черты с классическими композициями. Нильс-Аслак был также главной движущей силой организации саамских художников, которая набрала обороты в 1970-е годы. В тот же период он также был координатором культурных проектов в ныне несуществующем Верденсрудете для коренных народов и был движущей силой первого фестиваля первобытного искусства и культуры Давви Шувва в 1979 году, проходившего в Кааресуванто в Финляндии и Каресуандо в Швеции по обе стороны реки Кенкама, которая образует границу между двумя странами.
Десятилетний период с середины 1980-х годов и до дорожно-транспортного происшествия 1996 года, изменившего его жизнь, был беспокойным временем для мультихудожника. Он положил много времени и много работы на создание собственных каналов выпуска саамской литературы и музыки, а также основал вместе с близкими друзьями издательство DAT, где осуществлял художественный надзор за производством. В 1991 году Нильс-Аслак был удостоен литературной премии Северного совета за книгу "Биви, агчажан" ("солнце, мой отец в скандинавской поэзии"). Его новаторская музыка получила международное признание, не в последнюю очередь, когда так называемая Птичья Симфония Goase dušše была удостоена специального приза жюри на международном радио-конкурсе Prix Italia в 1993 году. Это четырехчастная симфония, состоящая в основном из естественных звуков из его собственного района в Саппми, собранных вместе как путешествие от весны до осени, от гор до побережья. Кроме того, его изобразительное искусство получило большое внимание в то время, он был фестивальным художником на фестивале для Северной Норвегии в 1991 году, а позже путешествовал частью тех же картин по всему миру на выставках среди others.to-да. вплоть до Японии и Китая.
Дом Лассагами расположен на пойме реки, чуть ниже шоссе на север в направлении альта, и представляет собой красивый маленький шестиугольный дом. Считалось, что она станет домом для него самого и птиц, которых он так нежно любил. Он видел параллель между своими собственными кругосветными путешествиями, ежегодными миграциями перелетных птиц и миграцией оленей между летними и зимними пастбищами.
Нильс-Аслак даже украсил дом различными скульптурами, которые почти стали его семьей и получили названия от названий книг и его стихов. В конце его кровати в спальне стоит ”Эйданас эалли", который в конце концов тоже стал именем Нильса-Аслака для себя. Первоначально эта фраза появляется в двух стихотворениях "на солнце, мой отец ”и означает”животное, которое держится особняком".
Особенность искусства Нильса-Аслака Валкеапааса заключается в том, что различные средства выражения, которые он выбрал для использования, образуют единое целое. Стихотворение может быть прочитано изолированно, но лучше всего оно понимается, когда читается в контексте, как по отношению к другим стихотворениям, но, возможно, так же важно и по отношению к for ex. джойк на ту же тему или образ, который стоит перед стихотворением либо в виде фотографии, карандашного рисунка или картины. Именно во всей полноте его выражения лучше всего понимаешь Нильса-Аслака, но можно, конечно, наслаждаться отдельными фрагментами и получать полный опыт. Его искусство должно быть открытым и всеобъемлющим, точно так же, как он сам был открыт для впечатлений и импульсов, которые он вдохновлял и использовал в своей работе. Достаточно прочесть вступительное стихотворение Руокту ваиммуса (”пути ветра в норвежской поэзии”), в котором он открывается приветствием читателя "Добрый день, мой дорогой друг". Это сразу же дает ощущение того, что вас приветствуют и воспринимают всерьез как того, кто вы есть, и это дает читателю желание узнать того, кто приветствует вас так любезно. В то же время карандашные рисунки, сопровождающие текст, создают ощущение прогулки по широко открытому ландшафту, где наконец-то встречаешь человека, который желает тебе доброго дня.
Точно так же, как различные выражения сливаются и образуют единое целое, таков был часто и процесс Генезиса искусства Нильса-Аслака. Время от времени трудно было с уверенностью сказать, что было первым: был ли джойк вдохновлен написанным им стихотворением или идея картины родилась из музыки в словах или пения птиц. Нильс-Аслак Валкеапаа писал не о природе, он писал природу – живущую так близко к природе, как он делал большую часть своей жизни, нет необходимости описывать. Поэтому его поэзия также обладает такой непосредственностью по отношению к самой себе, она говорит непосредственно с чувствами и потому выражает подлинное состояние, которое содержит в себе гораздо больше, чем просто сумма слов в стихотворении.
Нильс-Аслак серьезно относился к своему творчеству как к вдохновителю и помогал создавать новых поэтов и поэтов как путем практического руководства, так и путем выпуска релизов и приглашения молодых исполнителей в некоторые из их многочисленных путешествий. Он также исполнил свою многохудожественную практику на сцене, держа joikepoesikonserter, где он сам читал свои собственные стихи в оригинале на саамском языке, другой исполнял их на английском языке и джойкет от третьего лица. Это понятие также можно было бы расширить, включив в него инструменты, и даже то, что он нарисовал картину во время концерта. Он так и сделал bl.to-да. на международных выступлениях, которые проходили в некоторых бывших олимпийских городах в преддверии Олимпиады в Лиллехаммере. И многие, наверное, до сих пор помнят его могучий джойк на церемонии открытия Олимпийских игр в Лиллехаммере в 1994 году. Точно так же именно Нильс-Аслакс йойк задает настроение в первой сцене художественного фильма Нильса Гаупа "Офелаш" (волшебник) 1987 года.
Последней книгой Нильса-Аслака стала "Эанни, эаннажан" (Земля, моя мать в норвежской поэзии). Он был запущен на концерте в Страстную пятницу вечером во время Пасхального фестиваля в Каутокейно в 2001 году. Концерт был проведен Нильсом-Аслаком в знак благодарности жизни и в знак признательности, которую он испытывал к саамскому народу, потому что он мог отпраздновать пятидесятилетие как мальчик для саамского народа, как он сказал. Joiken "Sámiid eatnan duoddariid" (равнины той же земли)почти стал саамским национальным гимном, рядом с официальным. Когда Айллохаш — который он использовал в качестве своего саамского кунстнернавна-исполнял для него то, что должно было стать последним разом Пасхального фестиваля в Каутокейно, вся аудитория была глубоко тронута, и стоящий овасьонен после этого был самым ясным выражением того места и положения, которое Айллохаш всегда имел в своих сердцах. Его роль посла не была чем-то таким, что он давал себе сам, и не была назначена ему каким-либо учреждением, она естественно следовала с достоинством, с которым он представлял Саамскую культуру везде, где бы он ни путешествовал.
На Земле, моя мать, мы лучше узнаем, что Нильс-Аслак озабочен значением традиций для коренного народа. Эта книга предназначена для того, чтобы открыть дальнейший взгляд на место и значение коренных народов в мире, и таким образом рассматривается как продолжение и расширение отмеченной наградами книги "солнце, мой отец". Саамы стояли в центре на солнце, мой отец, находясь в земле, моя мать я иду-человек, посещающий другие коренные народы как в джунглях, так и в пустыне. При этом все еще ясно, что и-ет-гость, он не претендует на то, что может быть одним из них, но фиксирует сходство в ценностях и образе жизни. Кроме того, на ветровых дорогах я был-человек, навещающий своего стаммфрендера также в Гренландии, как и в американских прериях, так что во многих отношениях это исполнение путешествия, которое он начал в то время, как мы представлены на Земле, моя мать. Кроме того, тематически есть несколько сходств между Руокту ваиммусом и Эанни, эаннажаном, не в последнюю очередь в sivilisasjonskritikken – это сам человек во всем его самодовольном opphøydhet, который является самой большой угрозой для всей жизни на земле. Поэт-эгет солидаризируется с угнетенными и в иронической формулировке вспоминает, как ученые и прекрасные в свое время смотрели свысока на северные коренные народы, но они все же не справлялись без помощи именно тех, кого называли слишком примитивными.
Нильс-Аслак также написал театральную пьесу, первые два спектакля которой состоялись в Японии в 1995 году. В своем саамском оригинале она была впервые поставлена в саамском театре Beaivváš в 2007 году как Ridn'oaivi ja Nieguid Oaidni (the rim-haired and Dream viewer). В этом произведении он ясно показывает, как мы все являемся частью природы, как все взаимосвязано и как мы связаны друг с другом. Туземное представление о том, что наше будущее зависит от нашего уважения к Матери-Земле и что наше отношение ко всему живому на Земле отражается через наш способ отношения к окружающему миру, возможно, лучше всего выражено в коротком и часто цитируемом стихотворении из Руокту ваиммуса:
Вы слышите звуки жизни
в реке лещ
в шепоте ветра
Вот и все что я хочу сказать
Это все


Треклист:

1974 - Vuoi, Biret Maaret, Vuoi! (2015, CD) (00:34:45; CBR 320 kbps)
01
(02:01)
Váimmustan Lea Biegga

02
(03:04)
Njuvccat Nu Juiget

03
(01:45)
Cakca Lei

04
(03:42)
Mearrasápmi

05
(02:49)
Goden

06
(04:59)
Vuoi, Biret-Máret, Vuoi!

07
(03:48)
Go Lea Duottar, Gidda

08
(03:23)
Dat Gehccet Ipmašiid

09
(02:03)
Vuoi VieljažanYlpeä Oulahan Syöksähti

10
(03:04)
Eat Boarrásat Lean

11
(04:07)
Eahket – Livaid Áigi

скрытый текст
Nils-Aslak Valkeapää lávlun/vocal, njálbmehárpa/Jew’s harp, musihkka/music composer, sánit/lyrics
Báron, Seppo Paakkunainen fidjol/fiddle, klarineahtta/clarinet, njurggonat/flutes, njálbmehárpa/jew’s harp, sopransaksofovdna/saxophone, orgel/organ, heivehusat/arrangements, studio áittardeaddji/studio producer
Veli-Pekka Vastapuu gitára/guitar, 12-njuovččat gitára/12 string guitar
Erkki Talja bássa/bass
Upi Sorvali rumbbut ja eará skálanat/drums and percussion
Hannu Parkko gitára bihtáin/guitar nr 3, 11
Báddejuvvon/Recorded 1974 Pekka Nurmikallio, Microvox-studio
LP 1974 JLP 404, Jår’galæd’dji Dænos/Tana
Vuoi, Biret Maret, vuoi (Oh, Biret Maret, oh) был выпущен как LP/MC в 1974 году. Это был второй альбом Нильса-Аслака Валкеапяа (Áillohaš), первый был EP yoik, записанный Joikuja в 1968 году.
Айллохаш получил в 1972 году известность у известного финского музыканта Сеппо 'Парони' Пааккунайнена, и это была первая запись за долгое музыкальное сотрудничество. В этой записи Айллохаш сочинил музыку и написал текст песни. Парони занимался аранжировками музыки, был студийным продюсером и играл вместе с другими финскими музыкантами.
На этом альбоме, который сейчас выпускается как CD, было записано 11 треков. В то время это было что-то совершенно новое в саамской музыке, и Айллохаш дал несколько концертов с этой музыкой в Сапми, и она получила большую воздушную игру, и ее до сих пор часто играют на саамском радио. Многие из этих песен сегодня являются классическими в саамской музыке, и после многочисленных запросов мы с гордостью делаем эту пионерскую запись снова доступной.
спектры
1989 - Eanan, Eallima Eadni (w Esa Kotilainen) (01:01:44; CBR 320 kbps)
01
(30:06)
Eanan, Eallima Eadni

02
(31:38)
Beaivái, Beaivvi Guvlui

lossless
Коллекции:
1992 - Sapmi Lottazan (w Iŋgor Ántte Áilu Gaup)
CD1 (01:02:26; CBR 320 kbps)
01
(09:16)
Sámi eatnan duoddariid

02
(05:38)
Elle-Márja

03
(06:04)
Juhán

04
(11:06)
Áillohas

05
(07:56)
Mánga, mánga

06
(22:26)
Sápmi, vuoi Sápmi!: Sápmi, vuoi Sápmi

CD2 (01:07:34; CBR 320 kbps)
01
(01:44)
Intro To Davás

02
(08:16)
Davás

03
(04:10)
Ijaid Beivviidnai

04
(07:24)
Dagan Lávu

05
(05:39)
Áldobiellut

06
(18:38)
Sápmi lottážan (čakča - giđđá - eallin)

07
(21:43)
Sápmi, vuoi Sápmi!: Báitte Fal Beaivi!

спектры
1998 - The Magic of Sami Yoik (01:13:44; CBR 320 kbps)
01
(01:29)
Nilliggu

02
(01:52)
Ole

03
(01:37)
Heiken-Heijá

04
(01:34)
Sedola Káren-Ánná

05
(01:14)
Lemet-Ánná

06
(01:37)
Áillohas

07
(01:43)
Siva-Arttor

08
(01:53)
Mortena-Sárá

09
(04:03)
Junnán

10
(01:48)
Vilda-Másko

11
(02:12)
Vilda-Másko

12
(01:59)
Duvvá

13
(00:57)
Bekká-Ingá

14
(01:44)
Heiánas-Mikko

15
(02:06)
Mihkkal-Ánte

16
(02:07)
Valgon-Guoika

17
(03:26)
Náika

18
(01:35)
Bier-Máhtte

19
(02:42)
Anders Pentha

20
(02:01)
Elle

21
(02:01)
Jeansa

22
(02:03)
Ándá Niillas

23
(01:08)
Melanta Vággi

24
(02:00)
Máhte Ingá

25
(01:53)
Áddán Ándde Juhan Máhtte

26
(02:05)
Áslat Ánde

27
(01:54)
Fimbbán

28
(01:57)
Mikku

29
(01:48)
Ovllas Ánde

30
(02:09)
Biret Jovnna

31
(02:12)
Jovnna Johanas

32
(02:22)
Sámi Eadnan Dohkká

33
(02:02)
Ánddá Risten

34
(02:01)
Boahra

35
(02:01)
Áilu Lemet

36
(02:25)
Veastan

37
(02:04)
Káre Lásse

спектры
Прочее:
2010 - Alit Idja Lahkona – Blue Night Moving Closer [live 1992] (w Seppo Paakkunainen & Esa Kotilainen) (00:55:14; CBR 320 kbps)
1
(04:42)
O Ipmil Nanne Sivdnádusa (Oh, Lord, Strengthen the Creation)

2
(03:30)
Manin Dát Jietnjagalbma Ganjalhelmmot (Why These Ice Cold Pearls of Teardrops)

3
(05:33)
O Ipmilan Mot Álggálivččen (Oh Lord, How Should I Commence)

4
(03:35)
Go Beaivi Boktá Eallima (When the Day Awakens Life)

5
(07:41)
Nohkame Áidelas Eatnamat (Wide Open Land Is Getting Scarce)

6
(03:23)
Attáldagain Váigadeamos Lagamusas Mu (The Heaviest of Gifts so Close to Me)

7
(05:52)
Go Beaivi Lea Nu Morašlaš (The Day Is Full of Sorrows)

8
(06:27)
Galbma Hieibma (Frosty Breeze)

9
(08:09)
Giitu Buot Attáldagain (Thank You for All Your Gifts)

10
(06:22)
Juo Eahkesroađđi Lea Roađđáme (To Setting of the Day Is Close)

скрытый текст
Nils-Aslak Valkeapää (1943-2001) lávlun/vocal, sánit/lyrics
Seppo Paakkunainen & Esa Kotilainen musihkkarat/musicians, heivehan/arrangements
Báddejuvvon 1992 / Recorded 1992 konsearta Málatvuomi girkus / Målselv church concert, konsearta Guovdageainnus LES viesus / Kautokeino concert
Jietnatehknikar/sound engineer: Esa Kotilainen
На компакт-диске Alit idja lahkona / Blue Night Moving Closer Нильс-Аслак Валкеапяа поет самостоятельно написанные тексты к старым духовным мелодиям, которые он слышал на старых записях из архивов музея Тромсе.
Этот компакт-диск представляет собой живую запись концертов 1992 года в церкви Мальсельв и Пасхального фестиваля в Каутокейно, где Валькеапя выступал вместе со своими финскими друзьями и известными музыкантами Сеппо Пааккунайненом и Эсой Котилайнен.
Валкеапаа также хотел переписать эти песни и поэтому внес некоторые изменения в текст песни по сравнению с живой записью, но этого так и не произошло, поскольку он скончался в 2001 году. Эти измененные тексты песен можно найти в сопроводительном буклете или в книге Jus gazzebiehtár bohkosivččii, (DAT 1996).
Этот диск - не только документация, но и духовная музыка с честным и нежным вокалом в сопровождении тонких музыкантов. Все пение ведется на родном языке Валкеапаи-саамском.
Одна из песен на компакт-диске, Giitu buot attáldagain (Спасибо за все ваши подарки), включена в новую книгу Псалмов саамской Церкви Sálbmagirji II.
спектры



Об альбоме (сборнике)
Альбомы
    Joikuja (1968)
    Juoigamat (1973)
    Vuoi Biret-Maaret, vuoi! (1974)
    De čábba niegut runiidit (1976)
    Duvva, Áilen Niga Elle ja Aillohaš (1976)
    Sámi eatnan duoddariid (1978)
    Sápmi, vuoi Sápmi! (1982)
    Davas ja geassai (1982)
    Beaivi, áhčážan (1988)
    Eanan, eallima eadni (1990)
    Sámi luondu, gollerisku (1992)
    Goase dušše (1994)
    Dálveleaikkat/Wintergames (1994)
Сборники
    Sápmi lottážan (1992)
    включает альбомы Sámi eatnan duoddariid, Sápmi, vuoi Sápmi! а еще Davas ja geassai
    Beaivi, áhčážan (1992)
    включает альбомы Beauvi, áhčážan и Eana, eallima eadni
    The Magic of Sámi Yoik (1998)
    включает в себя альбомы Jujigamat и Duvva, Áilen Niga Elle и Aillohaš
Поэзия
Eanni, eannázan (2001) ISBN 82-90625-40-5
Girddán, seivvodan (1999) ISBN 82-90625-34-0
The Sun, My Father (1997) ISBN 82-90625-32-4
In the shadow of midnight sun. Contemporary Sámi prose and poetry (1997) ISBN 82-7374-309-8
Jus gaccebiehtár bohkosivccii (1996)
Nu guhkkin dat mii lahka: så fjernt det naere (1994) ISBN 82-90625-20-0
Trekways of the Wind (1994) Univ of Arizona Press, ISBN 82-90625-21-9
Aurinko, isäni (1992) Ulkomainen Kirjallisuus, ISBN 978-82-90625-15-8
Fadir min, solin (1992)
Solen, min far (1990)
Vindens veier (1990)
Beaivi áhcázan (1988)
Vidderna inom mig (1987)
Ich bin des windigen Berges Kind (1985)
Ruoktu váimmus (1985) (combination of earlier poem collections)
Ádjaga silbasuonat (1981)
Kevään yöt niin valoisat (1980)
Lávllo vizár biellocizás (1976)
Gida ijat cuov’gadat (1974)
Запись Нильс-Аслака Валкеапяя, исполняющего йойк, занимает центральное место
в "Prayer for the Earth", треке с альбома 1994 года Майка Олдфилда "The Songs of Distant Earth".





за музыку roman-sun
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

komm zu mir

Top Seed 05* 640r

Стаж: 16 лет 10 месяцев

Сообщений: 5978

komm zu mir · 03-Июн-20 03:13 (спустя 32 мин., ред. 03-Июн-20 03:13)




Каталог: Финская, Саамская, Карельская музыка




)



Искельма
Искельма (фин. iskelmä) — финский шлягер.
См. также: Iskelma


скрытый текст
Корни финского Шлягер. Дата обратно в межвоенный период и популярных певцов, таких как Георг Мальмстен и Матти Jurva. Особенно примечательна песня была оперной певица TŪRE Ара в «Эмма» в 1929 году Шлягер традиции занимает важное место в финской популярной музыке, и его мелодичный язык также влияет на финский рок . Шлягер разделяет свою аудиторию с финским танго музыкой; и пользуются популярностью среди старшего и среднего возраста финнов. Особенность финского шлягера является «перевод schlagers» ( финский : käännösiskelmä ). Интересные финские Шлягер композиторы включают Юха Ваинио . По данным опросов финских аудитории, «Hopeinen ий» (первоначально «Guarda Che Luna» Вальтер Malgoni и Бруно Pallesi), зафиксированный в финском языке Олавьте Вирт и «Satulinna» (составленный Джукком Куоппамаки и поют Яри Sillanpää ) являются большинство популярного финского schlagers всех времен.



Йойк
Йойк (с.-саамск. juoigan, luohti, норв. Joik) — традиционное песнопение саамов, уникальный саамский творческий жанр. Для йойка характерен особый ритм, повторяющийся на протяжении всей песни одних и тех же, красиво звучащих, но часто лишённых прямого смысла слов.


скрытый текст
Исторические сведения
Изначально йойк не был отдельным жанром — эти распевы были частью религиозных обрядов. Более того, первоначально йойк упоминался лишь как один из нескольких стилей пения саамов, однако сейчас это слово обычно используют для обозначения всех видов традиционного пения саамов.
Согласно исследованиям музыковедов, йойк является одной из наиболее древних музыкальных традиций в Европе.
Большинство таких песен — очень личные и придумываются ещё при рождении человека. В культуре саамов наличие у человека собственного йойка играет столь же важную роль, как и наличие имени.
Особенности
Йойк часто не является песней о ком-либо или чём-либо, он передаёт «сущность» того человека, который поёт, или предмета, о котором поётся.
Обычно йойк поётся а капелла, иногда под аккомпанемент бубна, барабана или других инструментов. Тональность йойка чаще всего имеет пентатонический звукоряд, но исполнители могут использовать и другие тона по своему усмотрению.
В обычном понимании у песни должны быть начало, середина и конец. Йойк же прерывается так же внезапно, как и начинается. В этом отношении у него нет ни начала, ни конца[4].
Известные исполнители
    Мари Бойне (Норвегия)
    Фред Бульо[en] (участник KEiiNO, Норвегия)
    Нилс-Аслак Валкенпяя[fi] (Финляндия)
    Вимме (Финляндия)
    Улла Пирттиярви[fi] (Финляндия)
    Анде Сомби[no] (Норвегия)
    София Яннок[sv] (Швеция)
    Йон Хенрик Фьяллгрен[sv] (Швеция)
    Йонне Ярвеля (Финляндия)
    Hedningarna (фольклорный ансамбль, Швеция)
    Елле (фольклорный ансамбль, Россия)
    Павла Конькова (СССР, Россия)



Кантеле
Ка́нтеле (карел. и фин. Kantele) — карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям, относится к группе дощечных цитр.
Старинные кантеле имели пять жильных струн, современные снабжаются металлическими струнами и число их доходит до тридцати девяти.
Во время игры кантеле держат на коленях в горизонтальном или слегка наклонном положении и пальцами обеих рук защипывают струны. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
См. также: Кантеле
Kalevala


скрытый текст
История
Музыкальный инструмент, как и слово, его обозначающее, был заимствован прибалтийско-финскими народами у балто-славянcких. Приб.-фин. *kant(e)le «гусли» восходит к раннему славянскому *gǫdtli «струнный (букв. „гудящий“) музыкальный инструмент», давшему позже у славян *gǫslь (др.-рус. гѫсли «гусли»), либо заимствовано из балтийского *kan-tl-, давшего позже лит. kañklės «канклес».
Первые инструменты были цельнодолблёными и имели пять струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из берёзы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки необходимо иметь инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.
Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот — создатель «Калевалы». В 1830-х — 1840-х годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии. В начале 30-х годов XX столетия под руководством сотрудника фольклорной секции научно-исследовательского института В. П. Гудкова мастерами Клюхиным и Ямщиковым был изготовлен профессиональный инструмент — кантеле с хроматическим строем. В 1936 году был организован Государственный ансамбль КАССР «Кантеле» во главе с В. П. Гудковым. В настоящее время хроматическое кантеле получило распространение и в Финляндии.
Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук, Челомбитько, Фролов, Смолин.
В настоящее время изготавливаются кантеле-пикколо, кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.
От слова «кантеле» образовано слово «Кантелетар» — название сборника финских народных рун (стихов), составленный Элиасом Лённротом и впервые изданный тремя выпусками в 1840—1841 годах. Суффикс tar (фин) указывает на женский род, то есть кантелетар — дочь кантеле или муза-покровительница игры на кантеле.
Производители
Koistinen Kantele (Финляндия)
Объекты, названия которых связаны с кантеле
Улица Кантеле — улица в городе Петрозаводске Республики Карелия (Ныне не существует)
Улица Кантеле — улица в посёлке Черкасове Выборгского района Ленинградской области



Рауталанка
Рауталанка (фин. Rautalanka) — стиль финской инструментальной музыки. Как правило, исполняется квартетом музыкантов, играющих на соло-гитаре, ритм-гитаре, бас-гитаре и ударных, однако в ней могут использоваться и другие инструменты, а также вокал. «Рауталанка» дословно переводится как «железная проволока» (имеются в виду струны электрогитары). Само название пришло из Швеции. В 1964 году Юха Вайнио перевёл на финский, записал и выпустил пародийную пластинку шведа Сёрена Андерсона Sveriges Elektriska Ståltrådsorkester (досл. «Шведский электрический оркестр стальной проволоки»). На финский Вайнио перевёл название как Paras rautalankayhtye (досл. «Лучшая железнопроволочная группа», «Лучшая группа, исполняющая рауталанку»). До этого подобные группы называли просто «kitarayhtye» (фин. «гитарная группа»), но после выхода пластинки Вайнио музыкальный стиль стали называть рауталанкой, а группы, соответственно, — группами, исполняющими рауталанку (фин. «rautalankayhtyeitä»).
Отличительные черты рауталанки — это чётко выраженные мелодии, быстрый темп и широкое использование плёночных эхо-машин, но полное отсутствие дисторшна или фузза. От других жанров, также использующих звонкий гитарный звук, рауталанка отличается главным образом тем, что её мелодии, как правило, меланхоличны, исполняются в минорной тональности и основаны на народных мотивах и эстрадных песнях (шлягерах).


скрытый текст
История
В начале 1960-х годов монополистом в сфере радиовещания в Финляндии была компания Yleisradio. Её руководство очень редко ставило в эфир популярную музыку. В основном это случалось во время программы Lauantain toivotut levyt, шедшей в течение 20 минут по субботам. На зарубежных же радиостанциях, также работавших в Финляндии, поп-музыка играла круглые сутки, и их передачи слушали по всей стране. Особенной популярностью пользовалось французское Radio Luxembourg. Звучавшая на нём музыка активно вдохновляла финскую молодёжь на создание собственных музыкальных коллективов. Образцами для подражания для них стали такие группы, как английские The Shadows и американские The Ventures. The Shadows несколько раз приезжали в Финляндию с концертами (в последний раз — в 2005 году). Их главный хит — инструментальная композиция 1960-го года Apache. Группе The Ventures принадлежит композиция Walk, Don’t Run, ставшая хитом в Финляндии и использовавшаяся в передачах Yleisradio в качестве главной музыкальной темы.
Первой финской группой, игравшей в стиле рауталанка, стали The Strangers. Вторыми были The Saints — коллектив, созданный группой школьников из Хельсинки. Третьими по времени возникновения оказались The Sounds, и именно они оказались первой из игравших рауталанку групп, которой удалось заключить контракт с звукозаписывающей компанией. Их первый сингл Emma сразу же взлетел на вершину музыкальных чартов, а сама композиция Emma по сей день остается классическим образцом финской рауталанки. В 1961 году в Хельсинки прошёл первый чемпионат по исполнению музыки в данном стиле. Его выиграли The Saints, второе место заняли Danny and the Islanders со своим фронтменом Ильккой Липсаненом (Дэнни), который впоследствии сделал в Финляндии карьеру поп-звезды.
Рауталанка стала первым «молодёжным» стилем музыки, широко распространившимся по территории Финляндии. До этого выпуск музыкальных пластинок и концертная деятельность были в большей или меньшей степени монополизированы профессиональными музыкантами, как правило, более старшего возраста.
Термин «рауталанка» используется только в Финляндии. В англоязычном мире, когда речь идёт о группах наподобие The Shadows, вместо него используется термин «инструментальный рок». Однако финская рауталанка слишком мелодична, чтобы считаться «настоящим» роком, поэтому существование специального термина для её обозначения вполне обоснованно.
Период расцвета рауталанки в Финляндии длился с начала 1961-го до конца 1963 года. Постепенно, на волне подражания The Beatles, в группах стали появляться вокалисты. Их либо приглашали «со стороны», либо петь начинал один из прежних участников коллектива. Так, вокалистом The Sounds стал их барабанщик Джонни Либкинд, а The Starngers записывались вместе с Тимо Ямсеном, который параллельно пел в собственной группе The Esquires. Стиль, в котором играли группы, имевшие в репертуаре как инструментальные композиции, так и композиции с вокалом, стали называть мерсибитом. Понемногу сугубо инструментальная музыка рауталанки отошла на второй план, и где-то с 1964 года начали появляться группы, изначально имевшие в своём составе постоянного вокалиста (Danny and The Islanders, Jim and The Beatmakers, Topmost).
Стиль
Отличительные черты стиля, в том числе те, которые сохраняются его последователями и в наши дни.
    Чётко выраженная соло-гитара (как правило, Фендер Стратокастер или его аналоги) использующая звукосниматели-синглы и пленочные эхо-машины (в отличие от пружинных ревербераторов, применяемых в сёрф-роке). Гитарные партии часто требуют виртуозной техники.
    Овердрайв и дисторшн не используются.
    Очень мелодичная музыка; ритм-гитара только поддерживает соло-гитару.
    Если в группе есть вокалист, он почти всегда играет на бас-гитаре или ритм-гитаре.
    Меланхоличные мелодии, исполняемые в минорной тональности.
    Группы, играющие в стиле рауталанка, обычно имеют англоязычные названия, состоящие из одного слова во множественном числе с артиклем. Эта традиция была унаследована от зарубежных групп, таких как The Shadows и The Ventures.
    Многие группы используют сценические костюмы в стиле 1960-х.
Рауталанка сегодня
Хотя традиционная инструментальная рауталанка является сегодня маргинальным музыкальным стилем, поддерживаемым небольшой группой последователей-энтузиастов, она не прекратила своё существование в 1960-х годах. Рауталанка заложила основу современной молодёжной музыки Финляндии: от этого звука с упором на соло-гитару берет начало финский мелодичный тяжёлый металл. Есть примеры и непосредственных заимствований. Так, финская рок-группа Viikate исполняет «металлическую рауталанку» — музыку, в которой сочетаются элементы классической рауталанки, финских шлагеров («искелмя») и тяжелого металла. В целом, Хэнк Марвин по-прежнему остаётся образцом для подражания для многих современных рок-музыкантов Финляндии.
Элементы рауталанки используются также в современной популярной и танцевальной музыке, не в последнюю очередь благодаря наследию Топи Сорсакоски и группы Agents 1980-х годов. Финские эстрадные оркестры также регулярно используют электрогитару с эффектом эха.



Суомисаунди
Суомисаунди (фин. Suomisaundi, Suomistyge, Spugedelic trance), также известный как суоми-транс, финский транс или спугеделический транс — это музыкальное течение в свободном психоделическом трансе, берущее начало в Финляндии.
Суомитранс выпускается не только в Финляндии, но и в Австралии и Новой Зеландии, где и финский, и австралийский псай-транс имеют свою устойчивую аудиторию. Правда, только сами финны называют свой стиль «суомисаунди», в то время как за рубежом это направление в музыке обычно именуют «свободным пси-трансом» (англ. freeform psy <trance>).
Истоки: психоделический транс, Гоа-транс
Место и время возникновения: конец 1990-х, Финляндия
См. также: Suomi Trance (lossless) | Suomi Trance (lossy)
Suomi PsyChill (lossless) | Suomi PsyChill (lossy)


скрытый текст
Особенности
Суоми-транс не знает ограничений, как, например большинство композиций фулл-она. Главной отличительной чертой этого стиля можно назвать отсутствие канонов и правил, за исключением типичного рисунка транса. Другие особенности — мелодичность композиций, частые заимствования из раннего гоа-транса и эйсид-транса. Финский транс полон причудливых семплов и эффектов, хитрых сбивок ударных, речевых семплов на финском или английском языке, а также звуковых эффектов в стиле видеоигр 1980-х годов. В композициях или в их названиях присутствует юмор и ирония, часто ирония над собой. Некоторые даже называют композиторов суоми-стиля анархистами или «панками в мире транса», поскольку композиции суомисаунди выделяются на фоне более «мейнстримового» европейского и израильского псай-транса и выглядят более прогрессивными.
Финский эсид-, гоа- и пси-транс выпускается в Финляндии с начала 1990-х, с первых лет становления эсид-/гоа-трансовой культуры. Суомисаунди изначально образовался из-за неистовой ненависти к Tuubi, термину, которым обозначалось все, что не считалось суомисаунди. В Финляндии множество музыкантов, работающих в стиле суоми-транса, нескоторые из них GAD, Squaremeat[fi], Texas Faggott[fi], Pelinpala, Haltya[en], Kiwa[en] и EvsY[en]. GAD выпустили свой альбом «Apollo 3D» в 1996 на лейбле Exogenic Records, который может считаться самым первым альбомом суоми-стиля когда либо изданным. Texas Faggott и их одноимённый дебютный альбом, вышедший в 1999 году на австралийском лейбле Psy-Harmonics, признаны одной из реликвий раннего суоми-саунда, характеризуемого более странным звучанием. Pelinpala выпустили свой альбом «My CD has landed on the nextdoor neighbours dog» в октябре 1999 года на студии Demon Tea recordings в Австралии. Их альбом явил собой смесь наивысшей психоделии и считается одним из классических альбомов суоми-саунда. Pelinpala позднее участвовали в другом признанном финском психоделическом олдскул-проекте Haltya, которые издали 3 альбома «Forest Flavor», «Electric Help Elves» и «Book of Nature» и много других работ в своем уникальном стиле «funky forest sound» (букв. лесной фанк). Haltya признаны одними из основателей направления псай (psy) благодаря своему особому подходу к музыке. Они одни из наиболее востребованных финских музыкантов за рубежом, выступающих вживую.
2000-е
С 2000 мировой интерес к финскому трансу возрос и многие финские группы выступают за рубежом. Тем не менее, за пределами Финляндии суоми-стиль до сих пор воспринимается как некая диковинка. Наиболее многочисленная аудитория суомисаунди помимо Финляндии находится в России, на Украине, в Израиле, Японии и Австралии. Японский лейбл 6-Dimension Soundz почти полностью занимается релизами суоми-транса.
Представители
    Aavepyora
    Anima Animus
    Bechamel Boyz
    Calamar Audio
    Club Kooma
    Digital Beat
    Eraser vs Yöjalka
    Exuus
    Flying Scorpions
    G.A.D
    Huopatossu Mononen
    Igor Swamp
    I.L.O.
    James Reipas
    Haltya
    Kiwa (band)
    Kirna
    Lemon Slide
    Lightaman Jr.
    Luomuhappo
    Mandalavandalz
    Masatronics
    Mindex
    Mullet Mohawk
    NBR
    Psyneoprene
    Okta
    Omituisten Otusten Kerho
    Outolintu
    Pavel Svimba
    Pelinpala
    Pentti Slayer
    Poly 61
    Puoskari
    Salakavala
    Sienis
    Shiwa 2000
    Squaremeat
    Summamutikka
    Tea Chairs
    Tekniset
    Texas Faggott
    Torakka
    Troll Scientists
    Tutankhamon 9000
    Vihtahousu
    Vishnudata
    Ukkonoa
    Scooter Baba
    DDA



Финский панк
Финский панк (фин. Suomipunk / Suomi-punk)
на bandcamp: suomipunk, suomi-punk
См. также: Suomicore | Suomi core



Финский поп
Финский поп (фин. Suomipop | Suomi pop)
См. также: Finnish pop (lossless) | Finnish pop (lossy) | Финский поп)
FIN pop (lossless) | FIN pop (lossy)


скрытый текст
Radio Suomipop — финская коммерческая радиостанция. Основана в 2001 году, вещание осуществляется круглосуточно. Программы данной радиостанции слушает около 5 миллионов человек, возраст большинства из них составляет от 25 до 44 лет. Основу сетки вещания радиостанции составляет финская поп-музыка, а также многочисленные развлекательные программы. Радиостанция является одним из организаторов ежегодного финского фестиваля поп-музыки Suomipop Festivaali в Ювяскюля.
Города вещания (Финляндия)
    Хельсинки 98,1 MHz
    Хямеэнлинна 103,3 MHz
    Турку 103,4 MHz
    Лахти 104,4 MHz
    Аньяланкоски 103,3 MHz
    Лаппеэнранта 94,8 MHz
    Ханко 104,5 MHz
    Тампере 91,6 MHz
    Миккели 104,8 MHz
    Ювяскюля 95,1 MHz
    Вааса 102,0 MHz
    Оулу 96,4 MHz
    Куопио 105,3 MHz
    Йоэнсуу 102,9 MHz
    Сейняйоки 103,3 MHz
    Рованиеми 103,3 MHz
    Каяани 96,3 MHz
    Коккола 106,3 MHz
    Пори 90,4 MHz
    Торнио 106,0 MHz
    Тервола 96,2 MHz



Финский рок
Финский рок (фин. Suomirock / Suomi rock ) — собирательное обозначение рок-музыки Финляндии. На группы финского рока оказали влияние как англо-американская рок-музыка, так и финские шлягеры («искелмя»), рауталанка и другие традиционные финские музыкальные жанры. Финляндия — одна из мировых «столиц» тяжёлого рока и метала, наряду со Швецией, Британией и Германией.
См. также:
Finnish rock | FIN rock | Финский рок
Huumorirock
Suomimetal | Suomi metal
Finnish metal | FIN metal


скрытый текст
История
Первые финские рок-группы появились в 1960-е годы. В их репертуар входили преимущественно песни западных рок-групп (The Beatles, Rolling Stones и др.), переведённые на финский язык. Однако начиная с 1970-х годов финские рок-музыканты начали сочинять собственные песни.
В начале 1970-х годов появились первые финские группы, поющие на английском языке и претендующие на международную известность — Wigwam (играющая прогрессивный рок) и Hurriganes (рок-н-ролл), а чуть позже — Hanoi Rocks (глэм-рок). Однако раскрутиться за пределами Финляндии финские англоязычные группы тогда не сумели.
Начиная с 1970-х годов начал развиваться и финноязычный рок и метал. Наиболее яркие его представители — группы Popeda, Eppu Normaali, Sielun Veljet, Leevi and the Leavings, певцы Хейкки Харма (Hector), Раули Сомерйоки, Туомари Нурмио, Исмо Аланко и другие. В 1980-х годах получил своё развитие финский панк-рок. Именно тогда стали известными Terveet Kädet.
Начиная с 1990-х, Финляндия занимает одно из центральных мест в рок-музыке. Группы из Финляндии, в особенности HIM, Nightwish, Apocalyptica, The Rasmus и Lordi добились большой известности в мире. HIM стали первой финской группой, чей альбом (Dark Light) был сертифицирован золотым диском американской ассоциацией звукозаписывающих компаний. Среди других заметных представителей финской рок-сцены — Poets of the Fall, Sunrise Avenue, Amorphis, Children of Bodom, Ensiferum, Norther,, Finntroll, The 69 Eyes, Ruoska, Turmion Kätilöt, Enter My Silence, Stratovarius, Sonata Arctica, Sentenced, Korpiklaani, Impaled Nazarene, The Giant Leap, Charon, Negative, Liekki, Kotiteollisuus, Viikate, Lyijykomppania, Timo Rautiainen & Trio Niskalaukaus, Mokoma, Stam1na, Apulanta, Teräsbetoni, Maj Karma, Verjnuarmu, Klamydia, Haloo Helsinki и другие. В 2006 году финская группа Lordi одержала победу в конкурсе «Евровидение».
Как и в других скандинавских странах, рок, и, в особенности, металл в Финляндии очень популярен, здесь проводятся ежегодные фестивали тяжёлого рока, такие как Tuska Open Air, Finnish Metal Expo, Lumous, Jalometalli, Provinssirock, Ruisrock, Ilosaarirock, Sauna Open Air.



Финское танго
Финское танго (фин. suomalainen tango / FINtango)
См. также: finnish tango


скрытый текст
Музыка является признанной вариацией аргентинского танго, но чей ритм следует бальным танго. Это был один из самых популярных форм музыки в течение многих десятилетий в Финляндии. Привлечены к Европе в 1910-х годах, и в самой Финляндии в 1913 году, путешествуя музыканты, финны начали занимать форму и написать свои собственные танго в 1930 году. Первое финское танго было написано Эмилем Kauppi в 1914 году для фильма под названием Salainen perintömääräys (означающий Секретный Завет). Он имеет типичный финский ритм - паттерн с хабанерой. В 1920-х годах танго танцевали исключительно Хельсинки богемы «s. К 1940 около половины записей на популярных музыкальных чартов занимали танго, а после войны период видел танго распространилась от популярного городского явления к их восторженным принятия в сельской местности , а также. Финские танго достигла своего пика в конце 1950-х и начале 1960-х годов. Специальные характеристики финского танго включают изменение ритма к бегуэну во время припева. Также хабанера ритм часто используется. Бандонеон был заменен аккордеоном и барабаны были добавлены.
Финское танго отличается от других форм танго его почти исключительно в исполнении мелких ключей и темы , отражающие установленные конвенции в финском фольклоре. Как объясняет руководитель библиотеки граммофона финского национального вещателя, «Центральные темы финского танго лирики любовь, печаль, природа и сельская местность. Многие танго выражают тоску по старой усадьбе, или в далекую стране счастья. Смена времена года финской природа часто используются метафоры: весна ломает владение зимы, и появляются цветы, создавая новые ожидания Осенних дождей и темные вечера являются символами раздавленных надежд «..
Одним из основных моментов финского лета является Tangomarkkinat , или фестиваль танго, который ежегодно проводится с 1985 года в центре финского города Сейняйоки . Фестиваль привлекает более 100000 участников в год (с населения чуть более 5 миллионов) и увенчан коронацией танго короля и королевы, которые получают много внимания отечественных средств массовой информации и часто записи контрактов , а также. Другой фестиваль танго Международный фестиваль танго Хельсинки Frostbite. В городе Тампере проходит гораздо меньший годовой Maailmantango (World фестиваля танго).
Наиболее хорошо известные финские танго композиторы Олави Вирта ( «Punatukkaiselle tytölleni»), Тоиво Карки ( «Liljankukka») и Унто Мононен ( « Satumaa »).
Танго, танец
Танго впервые было выполнены в Финляндии финн в 1913 г. С тех пор танго развивались в Финляндии отличительной формы.
Финское танго как танец имеет характеристики, которые отличаются как от конкурентного и Латинской Америки танго (ов). Существует тесный контакт в области таза, верхней части бедер и верхней части тела. Финское танго часто преподаются с SSQQ (медленно, медленно, быстро, быстро) базовой последовательностью шага, с QQS или SQQ используется для бегуэна или Хабанеры части так часто встречается в финских частях танго, хотя опытный танцор может использовать замедляется и Quicks просто как он хочет, чтобы соответствовать либо мелодию или ритм. Провалы и повороты часто. Там нет пинков и антенн на финском танго. Обычно ноги остаются близко к полу, за исключением провалов последователем может немного поднять левую ногу.
Шаги вперед в основном пятки-провод. Только если шаг вперед принимаются во время падения (по убыванию от роста), мяч коснется пола первым. При движении в обратном направлении, пятка отталкивается пол. Последовательность шагов может быть выполнена либо путем закрытия последнего быстрого шага или позволяя ноги переходят друг в друг. Танец горизонтально с необязательными поднимается и опускается; шаги являются низкими и, чтобы это положение танец низко с опорной ноги согнуты. Вынесение нога движется быстро, чтобы отдохнуть на мгновение близко к заземленной ноге. По сравнению с аргентинским танго, финское танго больше связанно с (медленно) фокстротом, но ощущение отличается тем, что перенос веса происходит ближе к концу биения и толкающая нога будет только ускоряться, чтобы сделать паузу рядом с заземленными один, прежде чем она двигается вперед к длинному шагу, который сделан еще дольше, отодвигая на другую ногу, в конце концов. Финское танго требует много места.
Tangomarkkinat фестиваля также проводятся танцы соревнования, среди них финского танго. Non-финские участники также принимают участие.






Хумппа
Хумппа (фин. Humppa) — жанр финской танцевальной музыки, оригинальная разновидность быстрого фокстрота. Размер 2/4, характерно использование синкоп. Темп быстрый (примерно от 125 до 140 ударов в минуту).
Истоки: Фокстрот
Место и время возникновения: 1930-е годы, Германия
Годы расцвета: с начала 1970-х


скрытый текст
Хумппа развилась из фокстрота в 1930-е годы. Однако само слово хумппа появилось только в 1950-е, когда его употребил в одной из своих музыкальных передач радиоведущий (и кинематографист) Антеро Альпола. Этими двумя слогами Альпола изобразил звучание ансамбля, услышанного им на немецком Октоберфесте. Таким образом, название этого жанра происходит из звукоподражания.
Хумппу играли многие финские ансамбли и исполнители, такие как Эркки Юнккаринен, Humppatyttö Berit, Humppa-Veikot, Pispalan laulava pystytukka, Паули Рясянен, Finsterforst и Solistiyhtye Suomi.
В конце 1970-х и в 1980-е годы в Финляндии произошёл новый всплеск интереса к хумппе. Появилась целая новая волна исполнителей: Ханну Меркку, Koillis-Humppa, Тарья Юлитало, Souvarit и другие.
После этого популярность хумппы пошла на спад, она превратилась в музыку ностальгии, которую слушали в основном представители старшего поколения. Однако в середине 1990-х хумппа обрела второе рождение в качестве своего рода музыкального юмора. Большую популярность завоевала группа Eläkeläiset (с фин. — «пенсионеры»), исполняющая переложения популярных рок- и поп-песен в манере хумппы или енки. Творчество Eläkeläiset пробудило интерес к хумппе далеко за пределами Финляндии.
К примеру, группы Finntroll и Trollfest соединяют элементы хумппы и блэк-метала. Иногда по отношению к их музыке употребляют термин humppa metal.
Танец
Существует несколько разновидностей танца хумппа. Для всех них характерны подскоки в такт музыке; движения не имеют практически ничего общего с фокстротом. В переносном смысле словом humppa в современном финском языке называют любые любительские танцы, устраиваемые для отдыха и общения. Одна из основных разновидностей хумппы близка к уанстепу, который пришёл в Финляндию в 1913. Этот вариант может танцеваться как в открытой, так и в закрытой позиции; оба партнёра делают по одному шагу на каждую сильную долю ритма. Более сложный вариант близок к тустепу, появившемуся в Финляндии около 1910. Эта разновидность хумппы заимствовала некоторые элементы из самбы и вальса. Ещё одна разновидность, называемая nilkku, построена на чередовании быстрого и медленного ритма. Быстрые движения ног напоминают походку хромого человека.





Common:
suomalainen (Финский)








Suomi, Saami, Karelian music


[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error