В межвоенные годы в Нидерландах было ограниченное производство отечественных фильмов. В 1930-х годах голландские кинематографисты располагали двумя студийными комплексами недалеко от Амстердама (Cinetone, основанный в 1933 году) и под Гаагой (Filmstad Wassenaar, основанный в 1935 году). Хотя голландская киноиндустрия была более продуктивной, чем ее бельгийский сосед, она оставалась относительно небольшой.
Голландские инвесторы сыграли решающую роль в создании Tobis в 1928 году, но эта компания действовала на международном уровне и не стимулировала производство голландских фильмов.
Кинотеатр "Рембрандт" расположенный в Амстердаме. 1938 г.
В 1935 году Макс Винклер, по поручению Геббельса, в 1933 году приобрел большинство акций компании Тобис. Как и во многих других европейских странах голландские кинотеатры, в основном, демонстрировали иностранные фильмы.
В 1920-х годах немецкие фильмы занимали довольно сильные позиции на рынке в Нидерландах. С появлением звука импорт немецких фильмов на первых этапах даже возрос, так как тогда была не отработана техника изготовления субтитров или дубляжа. И звуковые фильмы шли на языке оригинала без какого-либо перевода. Но где-то с 1932 г. улучшенная техника субтитров сделала язык, на котором актеры говорили, гораздо менее важным. Число фильмов, импортированных из Германии и Америки, оставалось одинаковым (примерно 160 каждый) в 1932 году, но в последующие годы положение Германии на рынке значительно ослабло.
В 1938 г. из 471 полнометражного художественного фильма, показанного в кинотеатрах Нидерландов было: 295 американских, 73 немецких, 52 французских, 19 английских и… 2 голландских фильма.
В 1933 г. голландские кинозрители впервые познакомились с национал-социалистическим кинопроизводством, на экраны вышел фильм «Рассвет» (Morgenrot). Фильм стал очень успешным по всей Германии. В Нидерландах, однако, левые протесты против фильма и, вызванный этими протестами зрительский бойкот, вынудили снять фильм с проката. В последующие годы представители Германии консультировались с голландскими прокатчиками и прессой по поводу целесообразности проката тех или иных фильмов, чтоб не получить подобный бойкот. По этой причине немецкие пропагандистские фильмы, такие как «Квекс из Гитлерюгенда» (Hitlerjunge Quex, 1933) и «Триумф воли» (Triumph des Widens, 1935), «Кампания в Польше» (Feldzug im Polen, 1940) так и не были выпущены в прокат в Нидерландах. При этом яро антинацистский фильм «Признания нацистского шпиона» (1939) вышел в прокат, что вызвало официальный дипломатический демарш со стороны Германии.
15 мая 1940 г. голландская армия капитулировала. Под новым оккупационным режимом Нидерланды управлялись как зависимая провинция Третьего рейха. Германскую администрацию возглавлял рейхскомиссар Артур Зейсс-Инкварт. Зейсс-Инкварт подчинялся непосредственно Гитлеру и, будучи офицером СС, подчиненный, но не марионетка лидера СС Генриха Гиммлера. Зейсс-Инкварт объявил идею «самонацификации» Нидерландов: голландцы должны стать приверженными национал-социализму и немецкому рейху. Прошло время, и стало ясно, что большинство голландцев не собираются нацифицироваться, оккупационный режим стал менее снисходительным.
После капитуляции голландская киноиндустрия была реорганизована, чтобы служить интересам Германии. Был создан ряд органов власти для контроля и руководства голландской кинематографической системой, а также участия в руководстве киноиндустрии голландского национал-социалистического движения (Nationaal-Socialistische Beweeging, NSB) для обеспечения «самонацификации».
В создании органов управления киноиндустрии сказалось характерное для нацистской Германии соперничество между различными властями, которое было экспортировано и на оккупированные территории. В данном случае «конкурирующими предприятиями» в сфере голландской культуры - области, имеющей решающее значение для пропагандистов, были, с одной стороны, комиссар рейха Зейсс-Инкварт и созданное Министерстве народного просвещения и искусства Нидерландов (Departement van Volksvoorlichting en Kunsten, DVK), чья концепция «самонацификации» требовала более широкого участия голландцев, а с другой – Геббельс с его «Отделом народного просвещения и пропаганды рейха» (Hanptabteilung Volksaufkldmng and Propaganda, HAVP) настаивавший на том, чтобы Нидерланды были радикально ориентированы на Рейх. То есть ведомство Геббельса считало, что Нидерланды должны быть, в основном, рынком немецкой киноиндустрии, Зейсс-Инкварт считал необходимым развивать лояльное нацисткой идеологии голландское кинопроизводство.
Касса кинотеатра. Слева внизу объявление о 50% скидке солдатам вермахта. Справа вверху надпись о запрете евреям проходить в кинотеатр. 1943 г.
Из-за этих разногласий оккупационные власти долго не могли согласовать задачи и состав Голландской палаты культуры (Nederlandsche Kultuurkamer, NKK), которая появилась только в конце 1941 г. с Яном Тёниссеном во главе. Но за этот период обе противоборствующие стороны смогли «пробить» свои решения: со стороны «Отдела народного просвещения и пропаганды рейха» это был указ, разрешающий демонстрации в Нидерландах только тех фильмов, демонстрация которых разрешена и в Германии. Со стороны Министерства народного просвещения и искусства Нидерландов – разрешение демонстрации голландских новостных программ (что привело к выдавливанию немецкого киножурнала Вохеншау) и голландских короткометражных документальных или художественных фильмов. Также на фоне запрета голливудской продукции развивалось производство голландских анимационных фильмов.
Кадр из фильма о необходимости соблюдать правила дорожного движения
Если говорить о короткометражном кино, то производство короткометражных художественных фильмов качественно и количественно увеличилось, благодаря программам поддержки. Киносеанс в то время, кроме основного фильма, обычно начинался с коротких фильмов, документальных, рекламных или игровых, которые иногда носили политический характер: то о введении обязательного затемнения, то призыв записываться добровольцем, то на участие в лотерее «зимней помощи». Затем шел новостной журнал кинохроники, продолжительность которых была 20-30 минут, но могла достигать и 45 минут. Затем вновь шел короткий документальный или игровой фильм на любую тему: от рассказа о голландской живописи до политики. Среди этих фильмов известность получила серия комедий о Родделэре Веррусте, снятых компанией Nederland Film. В этих фильмах высмеивались люди, которые не верили в национал-социализм. Их печатали в беспрецедентном для того времени количестве копий - 50 экземпляров.
Кадры из фильма рекламирующего установку газогенератора на машину"
В плане же крупного жанра - голландские киностудии и персонал были задействованы в производстве немецких фильмов, хотя и были съемки в Нидерландах и даже на голландском материале (фильм «Рембрандт» (1941) но немцы не проявили никакого интереса к продвижению голландского кинопроизводства. Как и на других оккупированных нацистами территориях, немецкая киноиндустрия была заинтересована в приобретении активов, приобретении производственных мощностей и укреплении позиций на рынке, но не в поддержке местной конкуренции. За время оккупации были сняты только два голландских художественных фильма: комедия «Слуга на три недели» (Drie Weken Huisknecht, 1943), он был, по сравнению с немецкими постановками, посредственного качества и провалился в прокате. Второй фильм – «Семь молодых ребят и старая лодка» (1942) – это был независимый фильм, снятый на 16-мм пленке, был разрешен к прокату и, несмотря на провал, может считаться родоначальником голландского звукового молодежного кино.
После войны голландская киноиндустрия извлекла выгоду из знаний, накопленных местными кинематографистами работавших в немецких кинопроектах во время оккупации. В большинстве случаев сотрудничество в военное время с немецкими кинопродюсерами не считалось прямой формой коллаборационизма.
Кадр из фильма "Рембрандт" (1941)
Вторжение Германии, исчезновение многих не немецких импортных производств и запрет оккупационных властей на доступ евреев к кинотеатрам (который немцы инициировали в январе 1941 года) первоначально способствовали довольно низкой посещаемости кинотеатров. Но вскоре это положение изменилось. Голландские кинозрители адаптировались к новой ситуации, и годы оккупации в итоге оказались золотой эрой в плане посещаемости кинотеатров. Число зрителей в 1942 году (42,9 млн) превысило уровень последнего довоенного 1939 года (40,4 млн.). В 1943 году количество проданных билетов даже достигло 55,4 млн. Такого количества зрителей голландское кино никогда не видело раньше. Эти рекордные показатели посещаемости еще более удивительны, если принять во внимание ограничения, введенные нацистами, такие как ранний комендантский час или закрытие кинотеатров. По уровню посещаемости Нидерланды уступали только Протекторату Богемии и Моравии.
Очень популярными во время немецкой оккупации были постановки Файта Харлана, фильмы с участием Хайнца Рюманна, Цары Леандер, Вилли Форста. Печально известный «Еврей Зюсс» Харлана оказался менее успешным. Другие крупные фильмы, которые имели очень очевидную антисемитскую высоту, также потерпели неудачу. « Золотой город» (1942) прошел с большим успехом. В 1943 году года в Нидерландах его посмотрело 1,7 млн человек.
Тот же кинотеатр "Рембрандт", взорванный голландскими патриотами в 1943 г. На афише фильм "Золотой город"
После освобождения в мае 1945 года голландская киноиндустрия, как и все сектора экономики, была очищена. Ян Тёниссен и его ближайшее окружение, в том числе актер Ян де Вос были преданы суду и приговорены к тюремному заключению. Двадцать пять членов NSВ и «пресловутых коллаборационистов» были исключены из НББ, которая заняла свою довоенную позицию. Немецкие фильмы были запрещены в Нидерландах вплоть до 1949 г.