(Вокал / Учебное пособие) Багадуров В. А. - Очерки по истории вокальной методологии и педагогики [2018, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Demon2414

Старожил

Стаж: 14 лет 9 месяцев

Сообщений: 420

Demon2414 · 26-Ноя-19 06:37 (5 лет 10 месяцев назад, ред. 06-Дек-19 04:51)


Очерки по истории вокальной методологии и педагогики

Автор: Всеволод Алавердиевич Багадуров
Перечень сочинений (книг):
Очерки по истории вокальной методологии (Ч. 1)
Очерки по истории вокальной методологии (Ч. 2)
Очерки по истории вокальной педагогики (Ч. 3)
Инструментальная принадлежность: Вокал
Жанр/Тематика/Направление: Учебное пособие
Год выпуска: 2018
Издательство: "Планета музыки"
ISBN: 978-5-8114-3468-8 / 978-5-8114-3469-5 / 978-5-8114-3467-1
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Количество страниц: 468 / 476 / 352
Описание: Всеволод Алавердиевич Багадуров (1878-1954) — русский и советский музыковед, вокалист и композитор. Его научные труды и статьи в основном посвящены изучению истории и методики вокального искусства. Настоящее издание, выходящее в трех томах, представляет собой ряд очерков, освещающих методологические особенности различных вокальных школ (Германии, Франции, Италии и др).
Книга будет интересна профессиональным певцам, студентам и педагогам вокальных факультетов училищ и вузов, а также любителям.
Содержание
Часть 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Задачи и методы истории вокальной методологии. Сравнительно-исторический метод. Эволюционный принцип. Вокальная методология как наука. Необходимость критерия. Периоды: подготовительный, первый (до Каччини и Дуранте включительно), второй (до Този включительно) и третий (Манчини — Гарсиа). Французская и немецкая школы. Гарсиа. Единый метод и его схема
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
ГЛАВА I
Гвидо Аретинский; сольмизация; ее значение для вокальной методологии. Диминуцио. Обучение пению в течение подготовительного периода. Сольное пение
ГЛАВА II
Монодия в греческой музыке; многоголосные вокальные формы: мотет, рондо. Ars nova; трубадуры, минне- и мейстерзингеры. Сценические представления. Заключение
ПЕРВЫЙ ПЕРИОД
ГЛАВА III
Итальянская народная музыка XV в. Лютневая музыка. Контрапунктическая школа. Maniera madrigalesca. Мадригалы. Интермедии. Подготовка флорентийской реформы
ГЛАВА IV
Французская музыка XV и XVI вв. Chanson musicale. Силлабический контрапункт. Музыка, размеренная по античному образцу. Значение этих форм для развития монодии. Комический балет королевы
ГЛАВА V
Монодия в сценических представлениях. Favola pastorale. Предшественники оперы и оратории. Commedia dell’arte. Певцы и певицы XVI в. в Италии
ГЛАВА VI
Состояние вокальной методологии к началу XVII в. Царлино, Цаккони и прочие авторы методологических сочинений и их указания методического характера
ГЛАВА VII
Джулио Каччини и его «Новая музыка». Указания методические. О голосообразовании. О. Дуранте и его «Arie devote»
ГЛАВА VIII
Об исполнении. Эскламация. Accento и другие виды мелизмов
ГЛАВА IX
Об украшениях вокальных партий. Пассажи. Применение их флорентийской школой. Каденции. Заключение
ГЛАВА X
Речитатив, краткая его история. Роль флорентийской реформы в истории речитатива
ВТОРОЙ ПЕРИОД. СТАРАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА
ГЛАВА XI
Два течения bel canto. Дальнейшие этапы развития оперы. Монтеверди. Гальяно. Римская и венецианская школы. Неаполитанская школа
ГЛАВА XII
Пьетро Франческо Този и его «Opinioni de’cantori antichi e moderni». Общие сведения. О дыхании. О положении гортани и атаке звука. О регистрах. О резонаторах. Исполнение. Пассажи и passi, формы исполнения. Заключение
ТРЕТИЙ ПЕРИОД
ГЛАВА XIII
Джиамбаттиста Манчинии «Pensieri e riflessioni pratiche sopra il canto figurato». Дыхание. О регистрах. О произношении. О резонаторах. О филировке звука. О качествах голосов. Об украшениях. Формы исполнения пассажей. Необходимые качества учителя. Советы ученикам. Заключение
ГЛАВА XIV
Манштейн и «Великая Болонская школа Бернакки». О дыхании. Атака звука. Регистры голосов. Образование звука. О положении корпуса, головы и рта. Первоначальные упражнения. Об исполнении пассажей, украшений и речитатива. Заключение
ГЛАВА XV
Opera buffa. Итальянская опера начала XIX в. Россини, Беллини, Доницетти. Методические указания Джироламо Крещентини, Иогана Микша. Metodo di canto Бернардо Менгоцци. Флорентийская, римская, неаполитанская и др. вокальные школы Италии. Выводы
ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА
ГЛАВА XVI
Вокальная музыка XVII и XVIII вв. Люлли, Рамо. Комическая опера
ГЛАВА XVII
Реформа Глюка. Ее значение для вокального искусства
ГЛАВА XVIII
Методологические сочинения. Мерсенн, Басилли, Берар, Жан-Жак Руссо и Тара
ГЛАВА XIX
Метод парижской консерватории. Дыхание. Классификация голосов и регистры. Положение тела и рта. Приемы обучения. Соединение регистров. Формы исполнения. Речитатив. Александр Хорон. Алексис Гароде, Жильбер Дюпре и его «L’art du chant». Значение Дюпре в истории вокальной методологии
ГЛАВА XX
Манюель del popolo Vicente. Биографические данные. Манюель Гарсиа. Его «Mе moire sur la voix humaine». Регистры, тембры, положение гортани. Voix sombrée. Traitе complet sur l’art du chant. Дыхание. Атака звука. Coupdeglotte. Регистры. Тембр. Женские голоса. Мужские голоса. Соединение регистров. Филировка звука. Учение о вокализации
ГЛАВА XXI
Вторая часть трактата Гарсиа. О произношении. Классификация гласных и согласных по Гарсиа. Акценты в пении. О фразировке. Изменения, вносимые в вокальную партию. О выражении. О различных стилях. Значение Гарсиа в вокальной методологии и науке
ГЛАВА XXII
Французская и итальянская школы и их характерные черты
ГЛАВА XXIII
Тесситуры вокальных партий XVII в. Кастраты и знаменитые певцы и певицы. Характеристика их исполнения. Причины, вызвавшие новую вокальную школу
ГЛАВА XXIV
История вопроса о регистрах с XV по XIX в. Тесситура вокальных партий в XVIII и начале XIX в. Современный взгляд на регистры. Заключение
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Мотет Адама де ля Галль (XIII в.)
Приложение 2. Мадригал «Белый павлин» Giovanni da Firenze. XIV в.
Мадригал «Купающаяся девушка». XIV в.
Приложение 3. Caccia (песнь охоты) — Ghirardellus’a. XIV в.
Приложение 4. БалладаXII в. A l’entrada del temps dar
Приложение 5. Robins m’aime из«Gieux de Robins et de Marion» (XIII в.)
Приложение 6. Лютневая музыка: «Möcht es gesein» из сборника Шлика (1512)
Приложение 7. Лютневая музыка: Longi dal mio bel sol — Bart. Tromboncino
Приложение 8. Лютневая музыка: Tant que vivrai из сборника Attaingnant (1599)
Приложение 9. Лютневая музыка: Romances en castellano. Из сборника Морфи
Приложение 10. Мадригал Луки Маренцио «Solo e pensoso» (1599)
Приложение 11. Мадригал Якопо Пери «Dalle più alte sfere» с колоратурами Виттории Аркилеи
Приложение 12. Пример монодии XVI в. Claude le Jeune «S’ébahit'onsijevousaime»
Приложение 13. Диалог Главка и Фетиды из«Ballet comique de la Reine» (1581)
Приложение 14. «Il tempo fugge» из«Rappresentazione di animo e di corpo» Э. Kaвальери(1600)
Приложение 15. Монодия Каччини из «Nuove musiche» (1602)
Приложение 16. Виды вокальных украшений из «Nuove musiche»
Приложение 17. Образцы колоратуры XVI в.:
а) мадригал Палестрины «Vestiva i colli» с колоратурой Бассано (1591)
b) мадригал Луццаско-Луццаски «Come posso» (1600)
Приложение 18. Образец бравурной арии A. Stradella из кантаты «L’Arianna» (XVII в.)
Приложение 19. Ария патетического стиля (XVIII в.):
1) Леонардо Лео. «Cantata quarta» (ария без украшений)
2) Н. Порпора. «Nel mio sonno» (ария с украшениями)
Приложение 20. Вокализы V. Caselli и Leonardo Leo (XVIII в.)
Приложение 21. Знаменитый листок Порпоры (XVIII в.)
Приложение 22. Примеры 1 и 3 из «Raccolta di Esercizi» Джироламо Крешенини (нач. XIX в.)
Приложение 23. Речитатив и ария Люлли (XVII в.)
Ария из оперы «Cadmus et Herione» (1673) Люлли (акт II)
Приложение 24. Образцы вокального стиля Ж. Ф. Рамо (XVIII в.)
Приложение 25. Каденции знаменитых певцов и певиц (XIX в.)
Часть 2
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА
СТАРАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА
Глава I
Краткий очерк истории вокальной музыки в Германии. Шпильманы, миннезингеры и мейстерзингеры. Многоголосная песня. Генрих Изаак, Людвиг Зеифль, Генрих Финк, Ганс Гасслер. Духовные песни. Стремления к точному выявлению текста. Проникновение в Германию stilo recitativo. Генрих Шютц. «Дафна». Другие образцы этого стиля в оперной и камерной музыке. Гомофонная песня от Г. Альберта до Йог. Цумштеега. Гамбургская опера. Кастраты в Германии. Дальнейшее развитие вокальной музыки: Гендель и Бах. Характеристика их вокального стиля
Глава II
Подготовительный период истории вокальной методологии от Мартина Агриколы, Гейдена Зебальда и Адриана Кокликуса до Германа Финка. Образцы диминуцио. Первый период. М. Преториус, Крюгер и Гербст. Христоф Бернгардт. Von der Singkunst oder Manier. Три вида искусства пения
Глава III
Второй период истории вокальной методологии. Иоган Фридрих Агрикола и его Anleitung zur Singkunst. О дыхании и регистрах. О произношении. Об украшениях в пении. Третий период. Йог. Адам Гиллер. Зингшпиль. Anweisung zum zierlichen Gesang. Дыхание, атака звука. Регистры. Требования к диапазону. О произношении. О каденциях и трели. Петер Винтер и его Vollstдndige Singschtile. Другие авторы. Нерлих. Заключение
НОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ШКОЛА
Глава IV. Вступление
Глава V
Итальянское течение в новой немецкой школе. Фердинанд Зибер и его метод преподавания. Дыхание. Атака звука. Регистры и их сглаживание. Филировка звука. Формы исполнения. Юлиус Штокхаузен, его Gesungsmethodeи Gesangstechnik. Двенадцать параграфов. Формы исполнения. Оценка метода Штокхаузена
Глава VI
Гуго Гольдшмидт и его Handbuch der deutschen Gesangspädagogik. Эклектичность метода. Положение гортани. Типы дыхания. Регистры. Обучение женских и мужских голосов. Авг. Ифферт. Лилли Леман «Мое искусство петь». Заключение
ШКОЛА ПРИМАРНОГО ТОНА В ГЕРМАНИИ
Глава VII
Причины возникновения школы примарного тона и ее цели. Определение термина «примарный тон», его виды. Метод Фридриха Шмитта. Его «Grosse Gcsangschule für Deutschland». Отношения к Вагнеру. Значение Ф. Шмитта в вокальной педагогике
Глава VIII
Юлиус Гей, его «Deutscher Gesangunterricht». Особенности примарного тона Гея. Дыхание. Фонический нулевой пункт. Положение гортани. Резонаторы «Золотой мост». Нейтрализация гласных. Регистры и их сглаживание. Классификация голосов. Педагогическая деятельность Гея. Дальнейшая история учения о примарном тоне
Глава IX
Мюллер-Брунов и его понимание вокального искусства и педагогики. Определение примарного тона. Tonbildung oder Gesangunterricht? Выработка примарного тона. Значение гласных и согласных и их применение для этой цели. Оценка метода Мюллер-Брунова. Другие течения в школе примарного тона. Зига Гарсо. Вагенманн и Армин. Пауль Брунс и его «Neue Gesangmethode». Акустические признаки примарного тона. Его определение и свойства по Брунсу. Заключение
ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА
НОВАЯ ИТАЛЬЯНСКАЯ ШКОЛА
Глава X
Вступление. Характерные методические признаки новой итальянской школы. Ее современное состояние и характеристика. Дж. Сильва «Maestro di canto». Фонетические особенности итальянской школы. Переходное время. Франческо Флоримо и его Metodo di canto, как работа, характерная для этого времени
Глава XI
Франческо Ламперти. Его теоретические труды. L’arte del canto. Методические указания: положение корпуса. Appoggio dellavoce, дыхание, атака звука, регистры, характеристика различных голосов. Недостатки голоса. Предпочтение вокализации. Беглость и мелизмы. О формах исполнения, филировке и произношении. Фразировка и исполнение. Оценка метода Ламперти. Metodo teorico-pratico Луиджи Аверса, как переходная ступень к Карелли.
Глава XII
Дж. Гальвани, анахроничность его «Observations pratiques». Л. И. Джиральдони. Аналитический метод воспитания голоса и другие его работы. Положение гортани. Диафрагматическое дыхание, lutte vocale, упражнения в дыхании. Атака звука. Упражнения. Регистры. Положение языка и значение мягкого нёба. Машинка Джиральдони. Оценка метода
Глава XIII
Ближайший к нам период новой итальянской школы. В. Карелли и его «L’arte del canto». Особенности метода Карелли. Тембры и регистры. Применение гласных и динамических оттенков. Appoggiolaringeoи sopralaringeo. Филировка. Магрини«Arte el tecnica del canto». Изучение гласных и нейтрализация их. Взгляд на регистры и резонаторы. Сглаживание регистров, Voce chiusa. Константини: La voce humana. Методы исправления недостатков голоса. Дыхание. Атака и упражнения. Регистры и их сглаживание. Дж. Сильва «Il Maestro di canto». Свойства метода. Способности ученика. Классификация и диагностика голосов. Свойства певческого звука. Дыхание. Вокализация
ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА
НОВАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА
Глава XIV
Введение. Главные черты новой французской школы. Доклад Мандля, Мажанди и Флуранса о диафрагматическом дыхании и его значение в вокальной педагогике. Обзор педагогической и вокальной литературы. Научная литература. Влияние материалистической философии XVIII в. на научную и педагогическую работу. Стиль французской вокальной музыки XIX в. Метод Луиджи Лаблаша, как переходный от старой школы к новой
Глава XV
Генрих Панофка, его «L’arte del canto». Взгляды его на вокальную педагогику и учителей пения. Предисловие д-ра Сегонда. Дыхание. Подача голоса. О регистрах и их сглаживании. Трель. Особенности метода Панофки. Стефан де ля Маделэн и его труды по физиологии и педагогике и краткая биография. О дыхании и голосообразовании. Регистры и их таблица. Описание твердой атаки звука. Ограничение упражнений в вокализации и отрицание вокализов. Филировка и трель. Применение техники к пению. Значение колоратуры. Взгляды автора на вокальную педагогику и требования его к педагогу
Глава XVI
Последователи метода Гарсиа: М. Маркези и Г. Ниссен-Саломан. Эверарди. Его значение для русской вокальной педагогики и искусства. Метод Эверарди по данным Вайнштейна, Зарудной и Салиной и воспоминаниям певцов. Метод Эверарди, как синтез новой французской и итальянской школ
Глава XVII
Жан Батист Фор. Его «La voix et le chant». Его взгляды на вокальное искусство и педагогику. Фор, как реформатор в вокальной педагогике. Детские голоса. Классификация голосов. Метод Фора. Твердая атака. Вокализация на темные гласные. Дыхание. Регистры. Отношение к вокализам. Формы исполнения. Трель. О колоратуре. Связанное и выдержанное пение. Филировка. Виды речитатива
Глава XVIII
Делле-Седие, его «L’art lyrique». Попытка акустического обоснования формирования голоса. Применение динамических оттенков. Сглаживание регистров; четыре серии упражнений. Филировка. Особенности метода Леона Мельшиседека. Отрицание грудного регистра. Формирование звука на темных гласных. Упражнения. Важность формы ротового отверстия
НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Глава XIX
Рауль Дюгамель. Три направления в современной вокальной школе. Ограничение вокализационной школы. Фонетика. Физиологическая, эстетическая и техническая ошибка применения вокализов. Эмоциональный тембр как важнейший принцип голосообразования. Изучение гласных и вокализации на основе динамической фонетики. «Nouvelle méthode pratique» Дюгамеля и Фюжера. Выработка эмоционального тембра и резонанса. Сен-Жаниего «Méthode de chant d’après les lois de la nature». Особенности регистровой теории. Voix relâchée. Значение зевка. Типовые коэффициенты. Оценка метода Сен-Жана. П. Дюпре — последователь Фора и Мельшиседека. Pavillon vocale. Общие выводы по поводу новой французской школы. Преемственность и взаимная связь вокальных школ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Глава XX
Современный вокальный педагог, его задачи и предъявляемые к нему требования. Проблемы вокальной педагогики. Новая итальянская школа как средство оздоровления русской педагогики. Доказательства. Родственность фонетики русского и итальянского языков. Способность русского голоса к усвоению итальянской школы. Русские выдающиеся певцы. Выводы: наиболее целесообразные методические принципы. Дыхание и appoggio. Его определение Гуго Штерном. Атака звука. Значение стробоскопии для изучения работы связок. Положение гортани
Глава XXI
С чего начинать обучение? Применение гласных и согласных. Акустические данные. Примарный тон. Прикрытие звука и voix mixte sombrée. Упражнения Карузо. Сглаживание регистров. Механизм нёбных дужек. Пение «в маску». Метод формирования голоса О. Иро. Резонанс. Таблица соотношений резонанса. Дикция. Каков должен быть современный метод преподавания пения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Неизвестный автор «Philotliea» (1643)
Приложение 2. Рейнгард Кейзер:
а) ария Октавии (1705–1706)
б) образец колоратуры из «Printz Jodelet» (1726)
Приложение 3. Иог. Адам Гиллер. Ария из оперы «Lucio Vero»
Саккини с украшениями Гиллера (1778)
Приложение 4. Йог. Рейхардт. «Erlkönig» (1809)
Карл Цельтер. «Ich denke dein»
Приложение 5. Юлиус Гей. Упражнения для выработки произношения (1886)
Приложение 6. Диаграмма преемственности и взаимной связи вокальных школ
БИБЛИОГРАФИЯ
Часть 3
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I
Первые методические сведения в древне-церковной музыке. Краткий очерк истории русского церковного пения. Певцы и певческие школы. Нотопись. Разъяснение методического и исполнительского значения знамен и помет. Вокализация в древне-церковной музыке: фиты, фитные лица, аненайки, импровизированные фиоритуры. «Русский контрапункт» XVI в. Номенклатура голосов строчного и партесного пения. Первые учебники пения и теоретические трактаты. «Идея грамматики мусикийской» Н. Дилецкого. «Мусикия» дьякона Ив. Коренева. Методические сведения, выработанные хоровой практикой. Значение хорового пения в деле подготовки русских певцов XVIII столетия.
ГЛАВА II
Источники стиля русской вокальной музыки. Народная песня (протяжная) как источник кантиленного стиля. Былины и сказы — источники декламационного стиля. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина» — образцы сказительного стиля. Церковное чтение и возгласы, экфонетическая нотация — псалмодическая основа речитатива. Речитатив в опере «Скупой» Пашкевича.
ГЛАВА III
Декламационный стиль и речитатив. Серов о декламационном стиле у Даргомыжского. Былинный сказ по Римскому-Корсакову. Бытовой речитатив («Женитьба»). Мелодический речитатив. «Каменный гость», «Моцарт и Сальери». Речитатив в ранних романсах. Кантилена в русской народной протяжной песне. Обработки и виртуозные вариации Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Певучая колоратура русских народных песен. Певучая колоратура у М. И. Глинки. Кантилена в русской вокальной музыке. Преимущество русской напевности перед кантиленой bel canto. Вокальные навыки народного пения. Особенности певучей колоратуры перед западноевропейской. Силлабическая кантилена в русской оперной музыке после Глинки. «Изящный стиль».
ГЛАВА IV
Краткий очерк развития музыкально-драматического искусства в России. Скоморохи. Церковные «действа». Школьная драма. Первые попытки организации театра. Музыкальный и вокальный элемент первых театральных пьес. Могут ли они считаться предшественниками оперы? Единственная оратория в русской музыкальной литературе — «Минин и Пожарский». Древнейшие образцы сольного пения. «Покаянные» и другие стихи. Псальмы и канты дьяка В. Титова. Светские канты как источники «Российской песни». Г. Н. Теплов и его сборник «Между делом бездельем. Другие сборники российских песен. Романсы Дубянского, Козловского, Бортнянского, Титова.
ГЛАВА V
Итальянская музыка в России. Интермедии и опера-буфф. Первая опера в России. Арайя и его деятельность в России. Организация придворной капеллы. Глуховская школа пения. Первые русские певцы и певицы. «Цефал и Прокрис» Арайи и Сумарокова. Итальянские певцы и певицы в России в XVIII веке. В. Манфредини и его оперы. Галуппи и его деятельность в России. Русские оперы — «Танюша» Волкова и «Анюта». Паизиелло, Сарти, Чимароза, Мартин-и-Солер. Знаменитые итальянские певцы и певицы — Габриэлли, Тоди, Маркези. Русские оперы, написанные с участием иностранных маэстро. Частные оперные антрепризы в России, их судьба и значение.
ГЛАВА VI
Культурный уровень общества XVIII века и его отношение к музыке. Яков фон Штелин. Его статья об опере. Значение музыкального дилетантизма. Италомания в тогдашнем обществе. Отношение к опере и театру Екатерины II и Сумарокова. Вторжение в литературу и сюжетику русской оперы национального народного элемента. Политическое и художественное понимание оперы Г. Р. Державиным. Его «Рассуждение о лирической поэзии». Появление крупной буржуазии в русском обществе. Обслуживание ее художественных и музыкальных запросов. «Российский театр» и концерты.
ГЛАВА VII
Вокальные концерты в Петербурге и Москве. Важнейшие произведения, исполнявшиеся в них. Публичность и общедоступность концертов. Участие в них итальянских певцов и певиц. Тенор Тарквинио, Гертруда Мара. Музыка, посвященная «Отечественной войне». Концерты Каталани и Зонтаг. Мировые певцы в России: Рубини, Виардо. Берлиоз, исполнение его «Реквиема» и отрывков из «Осуждения Фауста». Музыкальные общества и клубы в России. Участие в них «третьего сословия». Филармоническое общество.
ГЛАВА VIII
Французская комическая опера в России. Труппа Рено. Комическая опера в Смольном институте и в постановках «высшего общества». Публичные спектакли французской труппы. Обновление состава труппы в 1786 году. Французская комическая опера в русском и немецком театрах в Петербурге. Постановки комической оперы в Кусковском театре Шереметева и театре кн. Волконского. Комическая опера при Павле I. Состав труппы дирижера Париса. Русские певцы и певицы, певшие во французской опере. Приезд Буальдье и его труппы. Репертуар ее. Лучшие певицы: Филис-Андрие, Шевалье, Филис-Бертень. Немецкая труппа в России.
ГЛАВА IX
Учреждение российского театра. Причины, вызвавшие его учреждение. Первые русские певцы и певицы. Е. С. Уранова-Сандунова, ее деятельность и значение в русской опере. Басы-буфф Я. С. Воробьев, А. М. Крутицкий и П. И. Злов. В. М. Самойлов — первый русский тенор. Примадонна Нимф. Семенова. Данные Жихарева о Московской труппе 1805 года. Петербургская труппа XVIII века. А. Ив. Иванова — колоратурное сопрано тенора Г. В. Климовский и В. А. Шемаев. Знаменитый певец О. А. Петров — создатель партий Сусанина и Руслана. Контральто А. М. Воробьева-Петрова — первый Ваня и Ратмир. Колоратурное сопрано M. M. Степанова — первая Антонида и Людмила. Тенор Леонов — первый Сабинин. А. П. Нестеров (Лоди) — уч. Глинки. Ж. Фодор-Менвьель. С. С. Артемовский — бас-баритон. Е. П. Соловьева (Вертейль) — испол-нительница партий Людмилы и Антониды. С. Ф. Шоберлехчер, певица театра la Scala. Сопрано Е. А. Семенова. Булаховы. Д. М. Леонова — выдающееся меццо-сопрано, уч. Глинки. Известный тенор А. С. Бантышев. Лавров Н. В.
ГЛАВА X
Очерк истории вокального искусства в России на основе художественного и технического роста оперной труппы. Репертуар за первую половину XIX века. Обособление оперной труппы от драматической. Современные отзывы об исполнении. Испытательный период в деятельности оперной труппы. Постановки оперного театра. Первая постановка «Ивана Сусанина». Завершающий период работы оперной труппы под руководством Кавоса. Первая постановка «Руслана». Участие русских певцов и певиц в итальянской опере. Отзыв Рубини.
ГЛАВА XI
Оперы русских композиторов, поставленные за границей. Французские оперы Бортнянского. Первые русские оперные композиторы и их техническая подготовка. Почему они не писали серьезных опер? Оперы, исполненные русской труппой в XVIII веке. Разбор их с точки зрения вокального стиля, вокальной техники и диапазона. «Цефал и Прокрис» Арайи. Ария Прокрис и речитатив. Опера «Мельник» Соколовского–Фомина — краткий обзор ее вокального содержания. «Федул с детьми» Мартина и Пашкевича; «Редкая вещь» и «Дианино дерево» Мартина-и-Солера. «Иван Сусанин» Кавоса. «Аскольдова могила» Верстовского. Заключение.
ГЛАВА XII
Первые рассадники вокального искусства в России. Придворная певческая капелла и театральное училище. Краткий исторический очерк этих учреждений. Вокальные педагоги театрального училища. Катерин Кавос и другие. Происхождение придворной певческой капеллы. Государевы певчие дьяки. Хоровое дело в России. Роль хора в распространении вокальной культуры и в опере. Выдающиеся питомцы капеллы. Марк Полторацкий, Дм. С. Бортнянский, М. С. Березовский, П. А. Скоков. Частные вокальные педагоги.
ГЛАВА XIII
Русская вокально-методическая литература. Общий очерк. Существует ли русская вокальная школа? Попытка Н. Компанейского создать русскую школу на основе «концентрического метода» Глинки. Мнение о ней Даргомыжского. Итальянское и французское влияние в XVIII и XIX веках. Русские авторы, принадлежащие к этим течениям. К. Мазурин, его «Методология пения» и взгляды на вокальную педагогику и искусство. Недостатки русских методических работ.
ГЛАВА XIV
Русские авторы XIX века. Первая русская «Школа пения» А. Е. Варламова. Краткие биографические сведения об авторе. Классификация голосов. О «переменах» и «соединениях изменений». Диагностика голоса. Дыхание. Упражнения для развития голоса. Рулады и «трилль». Характеристика метода Варламова. Глинка как вокальный педагог. Его упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса. «Этюды» Глинки и методический разбор их. Глинка как певец. Его обучение в Италии с тенором Н. К. Ивановым. Даргомыжский как вокальный педагог. Учебник пения П. К. Бронникова. Теория постановки голоса Ю. Арнольда — обзор метода Ю. Арнольда и оценка его. «Теория постановки голоса» С. Сонки. Взгляды автора на вокальное искусство и методические принципы. Критика теории Сонки.
ГЛАВА XV
А. М. Додонов и его «Руководство к правильной постановке голоса». Характерные черты метода Додонова. Лекции его о постановке голоса. Идея единого метода. Об упадке вокального искусства. Современные методы преподавания. Меры, рекомендуемые А. М. Додоновым для поднятия вокальной педагогики. Оценка метода А. М. Додонова. «Советы обучающимся пению» И. П. Прянишникова. Дыхание и его развитие. Техника пения. Атака звука. Упор воздушной струи. Регистры и их сглаживание. Прикрытие звука. Филировка звука. О произношении. Оценка работы Прянишникова.
ГЛАВА XVI
Русские методологи начала XIX столетия. К. Мазурин и его методические взгляды. Попытки создания самостоятельных методов. Н. Компанейский; дальнейшее развитие «концентрического метода». Замечания по поводу методических принципов Н. Компанейского. К. И. Кржижановский, его взгляды на вокальное искусство и педагогику. Его «Вокальное искусство». Главные методические принципы автора. Причины упадка вокального искусства. Заключение и оценка работы К. И. Кржижановского. «Новая теория постановки голоса» В. Л. Карелина. Вопрос о рациональной постановке вокального искусства в России. Реформа преподавания пения на научной основе. Важность функций гортани. Критика метода Карелина С. Сонки. Законы Карелина. Практические указания о постановке голоса. Оценка работы Карелина.
ГЛАВА XVII
Вокальная педагогика в Петербургской и Московской консерваториях с середины XIX века до Великой Октябрьской социалистической революции. С. И. Габель — продолжение школы. Эверарди — его деятельность, ученики его школы в России. Генриэтта Ниссен-Саломан, ее школа пения и педагогическая деятельность. Н. А. Ирецкая — продолжение школы Ниссен-Саломан. Ее методические принципы и приемы. Московская консерватория. Педагогическая работа А. Д. Александровой-Кочетовой и профессора Дж. Гальвани. Их ученики. Е. А. Лавровская — продолжение школы Ниссен-Саломан в Московской консерватории. В. М. Зарудная-Иванова (школа Эверарди в Московской консерватории). Ее высказывания о школе Эверарди. Умберто Мазетти. Библиографический указатель
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Рукопись XV в. Крюковая, безлинейная нотопись
Приложение 2. Образцы вокализации в древнем культовом пении
Приложение 3. Вокальные номера из «действ» XVII столетия
Приложение 4. Ария Прокрис из первого действия оперы «Цефал и Прокрис» Ф. Арайи и образец речитатива
Приложение 5. Ария Саншетты из оперы Бортнянского «Сын-соперник»
Приложение 6. Образцы, вокальных партий из «Мельника» Соколовского и Фомина
Приложение 7. Образцы обработки русской песни XVIII века из вокальных партий «Федула с детьми», муз. Мартина и Пашкевича
Приложение 8. Образцы вокальных партий из опер Мартина-и-Солера — «Редкая вещь» и «Дианино дерево»
Приложение 9. Образец псальма XVII века
Приложение 10. «Российская песня» из сборника Г. Н. Теплова
Приложение 11. Образец речитатива и дуэт из оратории С. А. Дегтярева — «Минин и Пожарский»
Приложение 12. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса М. Глинки
Приложение 12а. Вокализ Глинки и итальянские романсы
Приложение 12б. «Школа пения» Глинки (1856)
Примеры страниц (скриншоты)
Доп. информация:
Если книга понравилась, прошу приобрести ее в любой лицензионной версии, чтобы дать возможность издательству выпускать новинки!!!
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error