Смута в культуре средневековой Руси: Эволюция древнерусских мифологем в книжности начала XVII века
Год издания: 2009
Автор: Антонов Д.И.
Издательство: М.: РГГУ
ISBN: 978-5-7281-1066-8
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 450 с.
Сканирование и обработка: mcach / DED
Опубликовано группой
Описание: Смута 1598 – 1613 гг. стала для древнерусской культуры сложным и глубинным кризисом, положившим начало «переходному» столетию. Идеи и представления, характерные для Московского государства, подверглись резкой трансформации в период «междуцарствия». Влияние Смуты прослеживается на всем протяжении XVII в. Тем не менее семиотические аспекты кризиса, необычные культурные коллизии, возникшие после смерти Федора Ивановича и прекращения династии Рюриковичей-Калитичей, редко оказывались в центре внимания историков. Какие объяснительные модели распространялись в обществе в «смутные» годы? Какие мифологемы были актуализированы книжниками для осмысления уникальных событий «междуцарствия»? Какие изменения пришли в культуру в результате Смуты? Книга представляет собой опыт комплексного исследования этих вопросов на основе герменевтического анализа ряда известных сочинений первой четверти XVII в.
Для историков, филологов и всех, интересующихся историей и культурой России.
Оглавление
Введение ............................................... 9
Автор, источник и историк: проблема метода ............................................... 10
«Понять современников»: историография вопроса ............................................... 18
Обзор источников ............................................... 25
«История в память предидущим родом» А. Палицына ............................................... 35
Глава 1. Гордыня и власть: избрание Бориса Годунова и начало Смуты ............................................... 37
Идея «Божьего батога» в источниках Смуты ............................................... 37
Обвинения Годунова и проблема «нелигитимности» царя ............................................... 42
Клятва и благословение ............................................... 45
Понятия гордости и смирения в средневековой Руси ............................................... 49
Проблема свободы воли: самовластие и самосмышление ............................................... 55
Логика обвинений Годунова в памятниках эпохи ............................................... 60
«Неграмотный» царь – природа топосного утверждения ............................................... 64
Идеи общественной ответственности и воздаяния за грехи ............................................... 66
Глава 2. «Сын тьмы»: Лжедмитрий I и эсхатологические ожидания эпохи ............................................... 68
Борьба мифов ............................................... 68
Споры о титулах в объяснениях книжников ............................................... 72
Лже-Христос и «сродник погибели» ............................................... 75
«Мерзость запустения»: смысловое наполнение топоса ............................................... 79
«Евхаристическая экклесиология»: опресноки и квасные хлеба ............................................... 83
Самозванец как антихрист: утверждение идеи ............................................... 90
Проблема сроков исполнения пророчеств ............................................... 92
Эсхатологические ожидания Смуты в контексте «переходной» эпохи ............................................... 94
Оценка Лжедмитрия I в источниках Смуты ............................................... 98
Глава 3. Низложенный царь: Василий Шуйский и завершение Смуты ............................................... 101
Избрание и присяга ............................................... 101
Эволюция средневековой мифологемы власти: «История» и документы 1606 – 1610 гг. ............................................... 103
Описание иноверцев у Палицына ............................................... 109
Эсхатологические топосы в описании казней ............................................... 113
Завершение Смуты в «Истории» ............................................... 115
«Временник» И. Тимофеева и «Словеса» И. Хворостинина ............................................... 119
Глава 4. Природа власти и «домостроительство» («Временник» Ивана Тимофеева) ............................................... 121
Иван Грозный: проблема осуждения царя ............................................... 121
Идеи промысла и свободы в описаниях Смуты ............................................... 126
Сын Грозного как образец благого правителя ............................................... 131
Годунов и Лжедмитрий: топосные объяснения и авторские идеи ............................................... 134
Избрание на царство как культурный феномен: права на престол ............................................... 144
Апогей и завершение Смуты во «Временнике» ............................................... 157
Объяснительная система книжников Смуты в летописных памятниках эпохи ............................................... 161
«Всемирный дом» и природа Смуты ............................................... 165
Глава 5. Клятва на кресте («Словеса» Ивана Хворостинина) ............................................... 174
Герменевтическая ситуация: холоп и неправедный правитель ............................................... 174
Крестоцелование как феномен древнерусской культуры ............................................... 177
Клятва и крестоцелование в источниках средневековой Руси ............................................... 181
Крестоцелование и власть ............................................... 186
Нарушение присяги – грех и оправдание ............................................... 195
«Благие» и «злые» клятвы в источниках Смуты ............................................... 198
«Словеса» Ивана Хворостинина: оправдание автора и героя ............................................... 203
Заключение. «Осень русского Средневековья» ............................................... 207
Экскурс I. «Крест целуют ротою на погубление свое»: феномен судебной присяги в книжности XVI – XVII вв. ............................................... 213
Клятва и суд ............................................... 213
Иван Пересветов: крестоцелование и исполнение правды ............................................... 217
Зиновий Отенский: апология роты ............................................... 219
Экскурс II. «Безóбразные образы»: эволюция представлений об ангелах и демонах в русской культуре XVII в. ............................................... 225
Природа бесов: традиция и изменения в XVII в. ............................................... 227
Идеи о власти и материальности сил зла в древнерусской культуре ............................................... 233
Природа ангелов: падение и покаяние ............................................... 241
Отношения человека с Творцом и с падшими духами ............................................... 247
Экскурс III. «Парадокс» источника: от противоречия к реконструкции смысла ............................................... 259
Примечания и комментарии ............................................... 272
Источники и литература ............................................... 394
Сокращения ............................................... 423