Померанц Григорий - Некоторые течения восточного религиозного нигилизма [2015, PDF, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

Rangiriri

Top Seed 01* 40r

Стаж: 12 лет 5 месяцев

Сообщений: 158

Rangiriri · 13-Мар-18 22:30 (6 лет 10 месяцев назад, ред. 14-Мар-18 00:16)

Некоторые течения восточного религиозного нигилизма
Год издания: 2015
Автор: Григорий Померанц
Жанр или тематика: дзэн
Издательство: Права людини, Харьков
ISBN: 978-617-7266-11-1
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 314
Описание: Эта книга является первым изданием исследования замечательного мыслителя и культуролога Г. С. Померанца. В увлекательной и поэтичной форме она знакомит читателя с историей возникновения и развития чань(дзэн)-буддизма, дает возможность понять и почувствовать дух дзэнского мироощущения, родственный духу автора по своей устремленности к переживанию мира как целостности.
Исследование было написано в годы, когда широкому читателю о таком религиозно-культурном течении восточной мысли практически ничего известно не было. Конечно, новизна тематики играла свою роль — читателю открывалась терра инкогнита. Для современного читателя работа интересна не только своим блестящим сравнительным анализом восточных религиозных традиций, открытием новых глубин окружающего нас мира, но прежде всего открытием глубин нашей собственной души.
«Диссертация Григория Соломоновича Померанца «Некоторые течения восточного религиозного нигилизма» должна была защищаться в 1968 году. Защита не состоялась, потому что накануне были переданы по Би-Би-Си сведения о другой защите, уже не диссертации, а живых людей – узников совести, за которых вступился Померанц. По звонку сверху было объявлено, что для защиты нет кворума, а через некоторое время диссертацию вернули автору. Это была уже вторая незащищённая диссертация. Первая, о Достоевском, была изъята при аресте в 1949 году и уничтожена, как материал, не относящийся к делу. Однако, тексты обеих диссертаций живы. Что касается диссертации, предлагаемой сейчас читателю, то она много раз перепечатывалась на машинке и была очень востребована. В диссертации развивалась главная, любимая мысль Григория Соломоновича о том внутреннем единстве, которое связывает и держит мир, о том безымянном стержне, который глубже всех имён, определений, форм. В тексте, может быть, впервые открывались русскоязычному читателю глубина и красота восточных религиозных течений, и прежде всего дзэн-буддизма. Течения эти выглядят нигилистическими, потому что отрицают важность, значимость всех названий, ярлыков, и уводят к живому, неназванному центру бытия, который можно ощутить только сердцем. Дзэн учит на живом личном опыте, а не на повторении чужих формул. По сути говоря, нигилизм Востока очень близок и даже един с христианской мистикой Мейстера Экхарта и исихастов. Нахождение этого единства и есть нахождение Бога, который или один во всём, или, если не один, это не Бог, а очередной кумир, предмет бесконечных изобретений человека Вся жизнь Григория Померанца была направлена вглубь. Открытие этой единой глубины и было смыслом его жизни . Куски диссертации о восточных религиях были напечатаны в его книгах. Но сейчас впервые она печатается целиком»
Зинаида Миркина
Сегодня, 13 марта, - 100 лет со дня рождения Григория Померанца!
Примеры страниц
Оглавление
Предисловие 4
Предисловие автора 5
Введение 6
Глава 1 Дзен и его наследие 15
Глава 2 Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма 122
Глава 3 Язык религиозного нигилизма 193
Глава 4 Европоцентрическая модель религии и «парадоксальные» религии Востока 243
Использованная литература 302
ГРИГОРИЙ ПОМЕРАНЦ
Цитата:
Мне кажется, что главное в Померанце — это все-таки не мыслитель, скажем, в таком смысле как Бердяев, и даже не эссеист, как, скажем, Вайль, а это все-таки культуролог, прежде всего. Сегодня слово "культуролог" девальвировано — любой недоучившийся историк или профессионально непригодный филолог попадает в культурологи автоматически. Или, наоборот, человек слишком широкого профиля.
Но, мне кажется, что Померанц был культурологом per se, говоря по-латыни, то есть собственно культурологом. В этом смысле он, может быть, ближе к Леви Строссу. У него был некоторый дар сопоставления в чувствах, приятия. И, с точки зрения верующего человека, это опасный дар. Как он после гибели отца Александра вспоминал, что прочел лекцию отца Александра последнюю и возмутился, что, оказывается, отец Александр веровал во Христа, в то, что Христос важнее Будды. Это ж надо, через треть века знакомства он впервые понял, что отец Александр был христианин, а не буддист!
Но, мне кажется, там было возмущение несколько другого рода — не потому, что Померанц не верил во Христа, а потому что обладал некоторым даром соположения. Но дар очень опасный в эпоху нью-эйдж и эклектизма. Эклектизм — это совсем другое, это о тлении, это от нечувствия как раз к разным культурам человек тащит в свою голову всё подряд и не видит различий. А Померанц различия видел, но он умел находить общий нерв самых разных культур.
Яков Кротов

В 1970 году, вдумываясь, почему Достоевский мало кого убедил своими “Бесами”, я сформулировал догмат полемики: «Дьявол начинается с пены на губах ангела… Всё рассыпается в прах, и люди, и системы, но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело, и потому зло на земле не имеет конца».
В полемике 70-х годов я упорно, в мучительной борьбе с собой, смахивал с губ эту пену и сформулировал второй догмат:
«Стиль полемики важнее предмета полемики. Предметы меняются, а стиль создает цивилизацию»

Человек, потерявший ориентацию в линяющем мире, только очень редко схватывается за то, что само по себе вечно. Чаще он привязывается к руководству людей, знающих тайну, к церкви или еще к какой-либо школе благоговения и ищет прикосновения к вечности в обточенных веками обрядах. Еще чаще привязываются к примитивам, не порвавшим еще с целостностью жизни, - к народам, племенам, животным.
Всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего личного бытия, твердый стержень, твердую основу.
Идеал интеллигентности - это просветленное сомнение, это равновесие духовного богатства и духовной нищеты. (Первое без второго - книжник и фарисей, по-новому: интеллектуал, сноб; второе без первого - юродивый...) Интеллигентность - это развитие, процесс. Место интеллигенции всегда на полдороге. Если сознания этого нет, если есть закрытость, замкнутость на какой-то идее, догме, традиции, интеллигентность начинает исчезать, выветриваться. Интеллигенция как особый слой (в котором собственно интеллигентно маленькое ядро) образуется именно в обществе, утратившем народные ценности: в России - после Петра, в странах Азии и Африки - на наших глазах.
Я просыпаюсь утром от шума машин на улице или от рева самолета над головой. Как она грохочет, наша победа над природой!
А когда техника перестает грохотать, начинает грохотать музыка. Люди так привыкли к грохоту, что без него им скучно. И они включают на всю катушку магнитофоны, радиолы, телевизоры и рвут тишину на части. Тот же проигрыватель, который доставил в комнату Баха, Моцарта, Вивальди, становится орудием пытки в руках соседей. Проснешься в 2 часа ночи от поп-музыки и подумаешь, как точно все описано в Библии: у Адама и Евы не было соседей с радиолой, и это был рай. Даже в немногих уголках, где мы отдыхаем от Вавилона, первый встречный включает транзистор. Ему не нужен Бог, который приходит в тишине. Ему мало пения птиц, журчанья ручья, шороха ветра – он не слышит их, ему скучно в лесу.

Никакое правительство - ни Брежнева, ни Горбачева, ни Ельцина, ни Путина не мешало убрать мусор с опушек пригородных лесов, с улиц поселков, и даже виртуальное правительство Жириновского не стало бы этому противиться. Не хватает чувства стыда, которое я испытываю каждый раз, входя в лес. И если народ будет охвачен стыдом, он эту задачу решит. Сперва - очистить землю от мусора, при самой минимальной помощи государства, а потом уже решать более сложные задачи (очистить администрацию от коррупции, бизнес от бандитизма). И не жить в грязи и мечтать о великой Евразии.
Люди несчастны не потому, что бедны и больны (очень бедные и очень больные люди принимали горькое как сладкое и были по-своему счастливы). "Несчастен тот, кого, как тень его, пугает лай и ветер косит..." Несчастны те, кто не умеет вглядеться в откровение, которое каждый день приносит нам природа и искусство. Трагик Мочалов, потрясавший зрителей, спасал их души, и Пушкин или Моцарт – не меньшие благодетели человечества, чем доктор Гааз... Красота не только спасет мир когда-то в будущем, она спасает его сегодня, каждый день. Что возвращало смысл моей жизни в тридцатые годы? Стихи Пушкина, Тютчева, Блока; проза Толстого и Достоевского; полотна французских импрессионистов, собранные Щукиным. Что меня поддерживало в тягостную первую лагерную зиму? Музыка Чайковского по радио...
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error