Мифологизация традиционного Востока в искусстве и научной мысли Запада
Год издания: 2013
Автор: Гришин Михаил Владимирович
Жанр или тематика: монография; искусствоведение; компаративистика
Издательство: Государственный институт искусствознания
ISBN: 978-5-98287-070-4
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 405
Описание: В монографии исследованы теоретические основания дихотомных типологий культур Запада и Востока в свете общекультурного контекста их построения. Восток в западноевропейском искусстве выступает не в своей реальной ипостаси, а в качестве совокупности мифологических текстов. Предлагается различать Восток как географическое понятие и Восток (Orient) как сконструированное западно-европейской культурой и искусством «мифологическое пространство», имеющее к реальному Востоку лишь косвенное отношение. Выявлено, что для искусства Западной Европы XIX-XX веков на первый план выходит Восток как миф. Прослежено, что мифологизация Востока была присуща европейскому искусству и культуре на всем протяжении их существования.
Книга может быть интересна востоковедам, культурологам и философам культуры, историкам искусства, студентам гуманитарных ВУЗов, а также всем интересующимся процессами взаимодействия культур Востока и Запада.
Скан и обработка мои.
Оглавление
Втупление 5
Глава 1. Методологические основания построения дихотомных типологий культур Востока и Запада 13
1.1. Начало. Встреча культур 15
1.2. Принципы отбора значимых элементов и формы репрезентации культур в дихотомных типологиях Востока и Запада 66
Глава 2. Искусство в традиционном типе культуры 98
2.1. Традиция и традиционный тип культуры 98
2.1.1. Основные подходы к понятию традиции 98
2.1.2. Концепции традиции 100
2.2. Искусство как форма репрезентации традиции 152
2.3. Проблемы взаимодействия религиозного и художественного канонов в традиционной культуре 156
2.4. Художественный канон и традиция 171
Глава 3. Иероглиф в европейской культуре первой половины XX века 214 3.1. Письмо и картина мира 214
3.2. Антонен Арто: Театр и Иероглиф 218
3.3. Эзра Паунд: Китайский иероглиф как средство поэзии 227
3.4. Сергей Эйзенштейн: Китайский иероглиф «в кадре» и «за кадром» 253
3.5. Зигмунд Фрейд и «сцена иероглифического письма» 262
3.6. Рецепция иероглифа в западноевропейской культуре первой половины XX века: кризис классической «картины мира» 273
Глава 4. Образы Востока в художественной культуре Западной Европы и США конца XIX - первой половины XX века 305
4.1. Динамика образов Востока в художественной культуре Западной Европы и США конца XIX - первой половины XX века.
4.1.2. Роль образа в рецепции Востока художественной культурой Западной Европы и США 310
4.2. Ориенталистский миф в художественной культуре Зап. Европы и США конца XIX - первой половины XX века 367
Заключение 395