После открытия Китая европейцам, появилось огромное количество новых товаров и предметов роскоши. Как следствие деньги, которые в эпоху натурального хозяйства бесполезны, стали играть всё большую роль. Это в т.ч. привело к тому, что мастера боевых искусств стали обучать за деньги. Европейцев в Китае было ничтожно мало и они совсем не стремились учиться, поэтому можно считать, что учили только китайцев. Одним из обученных за деньги был Ип Ман (учитель Брюса Ли).
"Культурная революция" Мао в Китае привела к уничтожению традиционной культуры. Мастеров чайной церемонии, каллиграфов, мастеров боевых искусств казнили, поэтому они убегали в Гонконг или на Тайвань. В результате в течении короткого периода времени в маленьком Гонконге появилось много мастеров. Демпинг привёл к снижению цен на обучение. Одним из обученных был Брюс Ли.
В течении 5-7 лет в Гонконге количество мастеров выросло в несколько раз, потому что к имеющимся мастерам добавились вновь обученные. Стремясь заработать, они продавали книги-самоучители, записывали уроки на видео, пытались попасть на ТВ или в кино. Брюс Ли был одним из тех, кто уехал из Гонконга в Европу/США, потому что там платили. Желающих учиться было немного, поэтому Брюс Ли регулярно ввязывался в драки со шпаной. Когда в газете пишут, как учитель боевых искусств отправил троих гопников в больницу, а сам остался невредим - это лучшая реклама его занятий. Параллельно вызывал на бой других мастеров. В этом фильме показан один из таких боёв; не могу судить за точность показанного, но количество зрителей они показали правильно - практически пустой зал, фактически только ученики и родственники участников.
В связи с открытием Китая для иностранцев, возник интерес к китайским достопримечательностям и китайской культуре, в т.ч. боевым искусствам. На волне этого интереса, в Гонконге начинают снимать фильмы, которые пользуются успехом в Европе и США. Брюс Ли возвращается и быстро становится звездой. Кастинг на фильм тогда выглядел так: желающие собирались в ангаре и избивали друг друга, а режиссёр выбирал 2-3 понравившихся; остальные - в массовку. Тогда одним из "остальных" был Джекки Чан.
Интерес к Китаю через несколько лет закончился. Чуть позже появился интерес к Японии и мир наводнили фильмы про самураев и ниндзя.
Вот она, реальность как она есть. Жесткач и правда в чистом виде.
Отдельно про Шаолинь. Его нет. Точнее, он есть и его нет. В Китае была очень популярна книга средневекового путешественника, эдакого местного барона Мюнхаузена, который описал много того что есть, а ещё больше того, чего нет. Одним из посещённых им мест был монастырь Южного Шаолиня, в котором священники обучались боевым искусствам. Полный бред! Священники что в Европе, что в России, что в Китае одинаковые, и занимаются они в первую очередь служением богам. Да, средневековые монастыри были как маленькие крепости, и священники брали в руки оружие (см. напр. осаду Троице-Сергиевой лавры войском Лжедмитрия), но это была редкость.
В реальности никакого Южного Шаолиня нет. Во всём Китае был только один храм с названием Шаолинь - это мелкая церквушка в 150 км. от тогдашней столицы ЧанАнь (столица первой китайской империи Цинь Ши Хуанди, сейчас это город Сиань). К тому же, к началу 20-ого века она уже сотни лет лежала в руинах.
Когда стали снимать фильмы про боевые искусства, эту сказку вспомнили и Южный Шаолинь стал "домом" для многих главных героев. Чуть позже власти коммунистического Китая, видя интерес к Шаолиню, построили Шаолинь таким, каким его хотели видеть туристы. А заодно нашли и переписали все легенды и предания. Напр. однажды местный староста попросил монахов Шаолиня отслужить молебен и крестный ход чтобы поднять боевой дух - переписали как будто боевые монахи победили вражеское войско и спасли город. В новоотстроенный Шаолинь завезли цирковых артистов, которые должны были демонстрировать свои вековые навыки туристам. И наоборот: получив реальный Шаолинь, именно его стали показывать в фильмах.
Туристический интерес оказался таким большим, что сегодня рядом с Шаолинем уже больше 200 храмов где обучают боевым искусствам, а сам Шаолинь - самая богатая церковь во всём Китае. Ещё бы, входные билеты в церковь по 1000 рублей с рыла плюс комиссия с каждой школы, в названии которой есть его упоминание. В 2000-х в городе Цюаньчжоу (Quanzhou) построили монастырь Южный Шаолинь. Рекламу запустили, цены загнули (500 руб. за новодел), но он пока не столь популярен.
Многие в своих рецензиях к этому фильму пишут, что типа бой с Воном показал лживо. Что он закончился быстрее явной победой Брюса Ли. Напр. жена Брюса Ли, которая видела этот бой, говорила что он длился менее 3 минут, из которых 2 минуты Вон умолял пощадить его. Вряд ли это можно описать словами Брюса Ли что "бой длился слишком долго" (реальная фраза, единственная которую Брюс Ли сказал по поводу этого боя). Смотревшие бой ученики Брюса Ли тоже описывают его скоротечным (2-10 минут). Из независимых участников интерес представляют слова журналиста, который оценивает длину боя в 20-30 минут с небольшим перевесом в сторону Брюса Ли. Это совпадает со словами Брюса Ли: он добился цели и победил, но он мог победить и быстрее.
Про Вона: известно что он приехал в США, не собирался никого обучать, у него был бой с Брюсом Ли, после чего он вернулся. Видимо целей поездки, какими бы они не были, он достиг. Сам Вон ничего не писал больше 20 лет, затем издал несколько книг и сильно разбогател на этом. Фильм по сути рассказывает его версию событий. Спустя десятилетия, можно что угодно придумывать.
В Китае (как и в Японии) нормальная ситуация, когда ученик часто даёт своему стилю собственное название, часто совпадающее с его собственным именем. Брюс Ли (китайское имя Чжэньфань) поступил также: он назвал свой стиль Чжэньфань-фу ("стиль Чжэньфаня"). В википедии по этому поводу куча бреда и лизания задницы, поэтому ещё одна минутка правды.
Пока боевое искусство передавалось лишь в пределах одной семьи, никто и не думал ничего изменять или улучшать. Как только боевым искусстам начали учить кого ни попадя, появилась возможность сравнивать, поэтому сразу стали заимствовать. Так напр. Лён Бик (один из учителей Ип Мана) заимствовал из других боевых искусств удары ногами, которые в традиционном ВинЧуне практически не использовались.
Познакомившись с европейской медициной, многие мастера боевых искусств стали изменять свои стили чтобы они лучше соотвествовали естесственным движениям человеческого тела, минимизируя риски растяжения/вывиха и увеличивая силу/скорость удара.
Следующим логичным шагом стало отсутствие "твоего стиля" или "моего стиля", есть конкретный удар со своими преимуществами и недостатками, а ты можешь использовать его или не использовать. Одним из тех, кто это делал, был Брюс Ли, который в своём Джит Кун До использовал приёмы, наиболее подходящие для уличной драки, объясняя (это ключевой момент) почему его выбор лучше других. Дальше всех по этому пути пошли в Кёкусинкай, где поставили цель создать наиболее сильное боевое искусство, вбирая в себя даже тайский кик-бокс и бразильскую капоэйру и постоянно изменяя его в зависимости от накопленной статистики, так напр. удар ногой в верхнюю часть тела они заменили на удар голенью, потому что это уменьшает риск травмы стопы и значительно увеличивает силу удара, оставив лишь удар ногой (стопой) по лицу. Брюс Ли, пожалуй, самый известный из тех, кто это делал. Он не первый и не лучший. И Вон не был для Брюса Ли "спусковым крючком", он задолго до боя с Воном занимался этим. Возможно лишь, бой с Воном подтолкнул его к тому, чтобы уделять этому больше времени.
moverast писал(а):
74247972Фильм фуфло. Наверное худший про Брюса Ли.
Ты ожидал увидеть супергероя, а тебе показали человека. У него есть страх, у него есть жадность, у него есть гордыня - всё, как у всех.
В первоначальной версии Брюсу Ли было посвящено ещё меньше времени, он должен был "раскрываться" через призму его учеников. Но кинокомпания посчитала, что в фильме про Брюса Ли слишком мало Брюса Ли и фильм частично пересняли.
Мне, повторю, фильм понравился. Поменьше бы только пафоса и бреда про Шаолинь, и всё было бы вообще зашибись. Но я понимаю, что в мозгах большинства такие опилки, что китайские боевые искусства без Шаолиня, всё равно что хлеб без масла.