По мастерским и заводам Генри Форда [1926, DjVu, RUS]

Страницы:  1
Ответить
 

GPU3

Стаж: 13 лет 8 месяцев

Сообщений: 2957

GPU3 · 17-Авг-17 22:33 (6 лет 9 месяцев назад)

По мастерским и заводам Генри Форда
Год издания: 1926
Переводчик: Браунштейн А.Е. (с английского)
Издательство: Космос
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 183
Описание: В наши дни, - в дни относительного затишья, когда весьма и весьма многие, и официальные и неофициальные, политики так любят поговаривать о "мирном решении" социальной проблемы,—Форд столь же популярное лицо, каким был Крупп накануне и во время мировой войны. „Нормальное" и „наилучшее средство" общения и сообщения—фордовский автомобиль—занял в общественном сознании место самого лучшего средства разобщения и разрушения—крупповской пушки. Круппа забыли; популярность Форда все идет в гору. И популярность его вызывает живейший интерес не только в среде промышленников, которые рано или поздно будут вынуждены применять методы „просвещенного капитализма" Форда; он популярен и среди рабочих: некоторые реформистские их вожди предполагают,что „принципы Форда" могут избавить общество от социалистической революции. Это—мышление, так сказать, по указке хозяина. Генри Форд сам пишет: „Нам предлагаются два способа реформ. При одном—дать их сверху, при другом—действовать снизу. Первый метод есть путь по¬рядка, второй—в свое время был испробован в России". Тут вовсе не важно, что на 5 году социалистической революции просвещенный капиталист Генри Форд жестоко просчитался насчет ее результатов; важно то, что он свои принципы противопоставляет принципам социалистической революции.
Что же это такое—принципы Форда? В чем их сущность? Нам сдается, что их сущность можно охарактеризовать в двух словах—просвещенный капитализм. Как в свое время помещичья дубина уступила место „разумному попечению" о подданных, так теперь рваческий капитализм, повинуясь здравому смыслу, перерождается в капитализм просвещенный, при котором прибавочная стоимость будет выколачиваться не тросточкой надсмотрщика или окриком мастера, а научной организацией предприятия и груда и использованием всех атомов тела рабочего, всех его нервов. Восьмичасовой рабочий день, высокая заработная плата (минимум—6 долл. в день), образцовые гигиенические условия труда, заинтересованность рабочего в успехе предприятия и т. п.—во всем этом нет ничего специфически фордовского. Точно также нет ничего специфически фордовского в стремлении к понижению цены, расширению производства и усовершенствованию товара. Каждый промышленник, имея под боком конкурента, должен поступать так же разумно, как это делает Форд. Единственная заслуга Форда заключается в том, что он создал грандиозное комбинированное предприятие — производство автомобилей и тракторов (последние пока на втором плане), в котором, во всех его частях, осуществлено то, о чем "ученые фантазеры" только писали. С редким упорством и систематичностью, со смелостью революционера Генри Форд сорганизовал свое предприятие. И оно, действительно, достойно восхищения и разумного изучения. Как-никак, предприятие Форда—высшая точка развития производительных сил капитализма, с которой каждому рабочему совершенно ясно видно, что без "хозяина" обойтись вовсе не так трудно, как думает сам Генри Форд.
В предлагаемой читателю книжке дано описание грандиозного предприятия Форда со стороны организационно-хозяйственной. Правда, имеются многие отступления на темы морали, справедливости, человеческого достоинства и пр. и пр. Правда, эти последние рассуждения, естественно, заслонены описанием архитектоники фордовского дела. Однако, они имеют претензии делать музыку. Сам Генри Форд как-то писал: „Наша система непоколебима. Верна ли она? Конечно, в тысячах случаев она не верна. С правовой точки зрения и исходя из разумности, она давно должна бы была разрушиться. Однако она держится, так как построена на известных основных принципах экономики и морали".
Что „известные основные принципы экономики", на которые ссылается Форд, ни больше ни меньше, как принципы капиталистического производства,—об этом мы уже говорили выше. Но и мораль Форда не составляет исключения. Она насквозь буржуазна и капиталистична.
В книжке особо подчеркнут тот факт, что на предприятии Форда не бывает трений между администрацией и рабочими. Это неверно. Форд совершенно беспощаден, когда дело доходит до уменьшения его прибыли. Так, осенью 1921 года он одним росчерком пера рассчитал 10000 рабочих только потому, что в кассе не хватило на текущие нужды около 17 милл. долларов, за которые Форд не хотел платить нью-йоркским банкирам!
Столь же неосновательно говорится о поощрении к самостоятельному мышлению служащих и рабочих. Против такой неуместной похвалы восстает сам Форд. „Мы ждем от рабочего, чтобы он делал только то, что ему приказывают. Наша организация построена так, чтобы была совершенно исключена возможность предоставить людей хотя бы на момент их воле. Люди только для того и существуют, чтобы за возможно высокую заработную плату создавать возможно большее количество труда. Кому не подходит наш метод работы, тот может уйти". И Форд неустанно твердит: „Мы производим не только автомобили, но, в первую очередь, людей". Спрашивается: где тут самостоятельность, когда весь режим предприятия — как во время производственного процесса, так и вне его—направлен к ее уничтожению?...
Примеры страниц
Оглавление
Доп. информация: Сканирование и обработка GPU3
Download
Rutracker.org не распространяет и не хранит электронные версии произведений, а лишь предоставляет доступ к создаваемому пользователями каталогу ссылок на торрент-файлы, которые содержат только списки хеш-сумм
Как скачивать? (для скачивания .torrent файлов необходима регистрация)
[Профиль]  [ЛС] 

Skaramusch

Top Seed 08* 5120r

Стаж: 16 лет 2 месяца

Сообщений: 15282

Skaramusch · 23-Авг-17 00:55 (спустя 5 дней)

Тоже её сканировал когда-то, да так и не успел выложить.
[Профиль]  [ЛС] 

Инна198

Стаж: 12 лет 6 месяцев

Сообщений: 3410


Инна198 · 23-Май-20 23:07 (спустя 2 года 9 месяцев)

а кто именно автор?
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error