Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям
Год издания: 2009
Автор: Под редакцией Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова
Жанр или тематика: Социальный и эмоциональный интеллект
Издательство: Институт психологии РАН
ISBN: 978-5-9270-0153-8
Серия: Интеграция академической и университетской психологии
Язык: Русский
Формат: PDF/DOC/EPUB/FB2
Качество: Распознанный текст без ошибок (OCR)
Интерактивное оглавление: Да
Количество страниц: 273
Описание: Книга освещает самые современные достижения в исследованиях механизмов и создании методик измерения социального и эмоционального интеллекта. В нее включены работы ведущих специалистов в этой области из России и других стран. Понятия социального и эмоционального интеллекта являются центральными в психологии ввиду как их теоретического значения, так и богатых возможностей применения на практике. Книга будет полезна широкому кругу специалистов в различных областях психологии и смежных дисциплин, в том числе практикам, работающим в сферах профессионального отбора и развития, семейных отношений, личностного роста.
Доп. информация: Данное издание является логическим продолжением книги
"Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования" (под редакцией Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова, 2004г.)
Оглавление
Введение 8
Теоретические подходы и экспериментальные исследования 12
Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения,
перспективы[1]
12
Интеллект и обучение 12
Интеллект и профессиональный успех 13
Интеллект представителей разных профессий 13
Интеллект и творческие достижения 14
Интеллект и социальный статус 15
Когда излишний интеллект вреден 16
Какую долю успехов может объяснить интеллект? 16
Социальный и эмоциональный интеллект 18
Первая проблема – способы измерения эмоционального
интеллекта
19
Вторая проблема – предсказательная валидность
эмоционального интеллекта
20
Интуиция психологов против экспериментальных фактов 20
В чем смысл эмоций? 21
Эмоции и индивидуальные различия людей 22
Эмоциональный интеллект как рефлексивная
способность
24
Перспективы исследований 25
Литература 25
Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации 27
Литература 33
Восприятие личностных особенностей человека по
выражению его лица[4]
34
Проблема адекватности межличностного восприятия 34
Проблема часть – целое в межличностном восприятии 35
Методика исследования 36
Оценка индивидуально-психологических особенностей
человека на основании целого и фрагментарного
изображения лица
39
Распознавание отдельных черт личности 41
Экспрессивная организация лица 45
Предикторы проницательности 46
Стили межличностного восприятия 48
Литература 49
Эмоциональный и социальный интеллект и феномен
лидерства[5]
51
Понятие лидерства и критерии эффективности лидерства 51
Эмоциональный и социальный интеллект как факторы
эффективности лидерства
53
Методика 56
Результаты 59
Обсуждение результатов 61
Литература 62
Как люди реагируют на несправедливость: роль
эмоционального интеллекта и копинг-стратегий[6]
64
Литература 71
Ситуативные аспекты актуализации эмоционального
интеллекта
72
Процедура исследования 74
Результаты и обсуждение 76
Способы реагирования на эмоциогенные проблемы 76
Взаимосвязь между способностями ЭИ и способами
реагирования на эмоциогенные проблемы
80
Способы организации эмоционального поведения в
эмоциогенных ситуациях
82
Выводы 88
Литература 89
Типы сензитивности наблюдателя при распознавании
эмоций[8]
92
Методика 94
Результаты и их обсуждение 96
Выявление типов сензитивности 96
Анализ связей стратегий идентификации эмоций с
точностью оценки наблюдателем эмоционального
состояния
97
Литература 99
Развитие понимания ментальных состояний и новый взгляд на
теорию Пиаже[9]
100
Основные принципы теории Ж. Пиаже 100
Модель психического и теория Пиаже 103
Социализация с позиций модели психического и теории
Пиаже
106
Понимание физического и ментального и теория Пиаже 109
Понимание обмана и эмоций у детей, выросших в
условиях семейной депривации
114
Литература 116
Приемы и стратегии, используемые при идентификации
эмоций[10]
119
Результаты и их обсуждение 122
Заключение 127
Литература 128
Использование многомерного шкалирования для оценки
восприятия эмоциональных выражений при аутизме
130
Методика 132
Результаты опытов и их обработка 133
Обсуждение результатов 141
Выводы 144
Литература 145
Прикладные аспекты и методы измерения 148
В психометрических поисках социального интеллекта[12] 148
Социальный интеллект: основы оценки конструктной
валидности
148
Конструкт в поисках данных: начало психометрического
пути
151
Социальный интеллект: метод имеет значение? 153
Вербальные тесты: социальный интеллект
ускользает
153
Невербальные тесты: противоречивость результатов 154
Методики оценки поведения: социальный
интеллект в действии существует
155
Методики самооценки социального интеллекта:
противоречивость результатов
156
Небольшое промежуточное заключение 157
Социальный интеллект через призму КФА 158
Социальный интеллект: когнитивный и
поведенческие компоненты
158
Социальный кристаллизованный интеллект и
социальная креативность
159
Социальный интеллект: кристаллизованный и
флюидный
161
Социальный интеллект: когнитивные аспекты в
тестовой операционализации
162
Современные тенденции в исследовании социального
интеллекта
166
Литература 166
Диагностика эмоциональной креативности: адаптация
опросника Дж. Эверилла[31]
170
Понятие эмоциональной креативности 170
Эмоциональная креативность в концепции Дж. Эверилла 171
Измерение эмоциональной креативности 172
Адаптация Опросника эмоциональной креативности на
русскоязычной выборке[32]
173
Заключение 177
Литература 178
Теоретико-эмпирические основания создания методики
«Диагностика уровня развития способности к адекватной
интерпретации невербального поведения» и ее модификаций
179
Литература 204
Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые
психометрические данные[34]
207
Описание основных шкал и субшкал опросника ЭмИн 209
Психометрический анализ 210
Литература 217
Приложение: 217
Методика Незаконченных Ситуаций (МНС) для диагностики
родительской компетентности
221
Дизайн методики родительской компетентности (МНС) 225
Тестовые ситуации 225
Дошкольники[36] 225
Школьники 227
Подростки 228
Обработка ответов испытуемых 229
Результаты пилотной апробации методики 231
Заключение 232
Литература 232
Приложение 1 232
Приложение 2 233
Опыт разработки теста эмоционального интеллекта ЭмIQ 234
Разработка теста эмоционального интеллекта 235
Задача 235
Этапы разработки теста 236
Структура методики 236
Вопросы теста ЭмIQ 236
Факторная структура теста ЭмIQ 237
Результаты статистического анализа первичных данных 239
Факторный анализ 240
Анализ надежности пунктов 240
Анализ надежности-согласованности теста 240
Заключение 240
Литература 241
Эмоциональный интеллект: модель, структура теста (MSCEIT
V2.0), русскоязычная адаптация[38]
242
Общая история 242
Два подхода к пониманию эмоционального интеллекта 243
Наиболее известные в России методики для измерения
эмоционального интеллекта
244
Модель Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо 246
Описание MSCEIT и история его перевода 248
Процесс создания русскоязычной версии MSCEIT V2.0 254
Литература 258
Измерение социального интеллекта у школьников[39] 260
Процедура создания теста 261
Факторная структура социального интеллекта старших
школьников
262
Гендерные и возрастные различия 263
Показатели социального интеллекта и академическая
успеваемость
263
Социальный интеллект и популярность школьников в
среде сверстников
265
Заключение 265
Литература 266
Приложение 1 266
Приложение 2 270
Список авторов 273