Фидарова Р.Я. Эстетика реализма и художественное сознание осетин в историческом освещении в 3-х томах
Год издания: 2015
Автор: Фидарова Р.Я.
Жанр или тематика: Монография
Издательство: ИПЦ СОИГСИ
ISBN трехтомника: 978-5-91480-239-1
ISBN первого тома: 978-5-91480-240-7
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Издательский макет или текст (eBook)
Интерактивное оглавление: Нет
Количество страниц: 352
Описание: В работе изучаются важнейшие теоретические проблемы генезиса и эволюции художественного сознания осетин. Также исследуются сложнейшие процессы генезиса и эволюции реалистического типа художественного мышления осетин.
Дается типология художественного сознания осетин и типология реализма в осетинской художественной культуре.
В первом томе исследуется художественное сознание осетин в первобытную и феодальную эпоху. Во втором томе изучается художественное сознание осетин в буржуазную эпоху (XIX — начало XX в.). В третьем томе — художественное сознание осетин в советскую эпоху и постсоветский период.
Оглавление
Введение.
Раздел I. Художественное сознание предков осетин в эпоху первобытности.
Глава 1. Социально-историческое становление субъекта художественного сознания: особенности бытия и сознания.
Глава 2. Истоки реализма: принцип подражания реальной действительности в кобанской и раннеаланской культурах.
• • • 2.1. Принцип подражания в кобанской культуре (конец II – начало I тыс. до н. э.).
• • • 2.2. Принцип подражания в раннеаланской культуре (I‑V вв.).
Глава 3. Мифология как первый тип художественного сознания предков осетин. Мифологическая картина мира – первая художественная модель реальной действительности.
Глава 4. Нартовский эпос — переходный этап от мифологии к фольклорному типу художественного сознания.
• • • 4.1. Синтез мифического и рационального в нартовском эпосе.
• • • 4.2. Социально-историческая реальность в зеркале нартовского эпоса.
• • • 4.3. Зарождение идеи личности в нартовском эпосе.
• • • 4.4. «Формула бытия» в эпосе нартов.
Раздел II. Художественное сознание алан-осетин в феодальную эпоху (VI—XVIII вв.) и формирование «наивного», «стихийного», фольклорного реализма.
Глава 5. Принцип подражания реальной действительности – важнейший принцип эстетики аланской художественной культуры феодального типа.
• • • 5.1. Формирование, становление и развитие фольклорного реализма.
• • • 5.2. Реалистическая природа художественного образа в народном зодчестве алан‑осетин в эпоху феодализма.
• • • 5.3. Реалистическая сущность художественного образа в народном красноречии алан-осетин.
• • • 5.4. Художественный образ как важнейший инструмент реалистического метода в песенном фольклоре алан-осетин.
• • • • • • 5.4.1. Художественный образ в календарно‑обрядовой поэзии. Зимне-весенние обряды и поэзия. Летне‑осенние обряды и поэзия.
• • • • • • 5.4.2. Художественный образ в семейно-обрядовой поэзии.
• • • • • • 5.4.3. Художественный образ в трудовых песнях.
• • • • • • 5.4.4. Художественный образ в историко-героических песнях.
• • • • • • 5.4.5. Художественный образ в лирических песнях.
Глава 6. Специфика «наивного», «стихийного» реализма в фольклорном типе художественного сознания алан-осетин.
• • • 6.1. Своеобразие фольклорного типа художественного сознания алан-осетин.
• • • 6.2. Стихийно-материалистические идеи в фольклоре.
• • • 6.3. Элементы наивной диалектики в фольклоре.
• • • 6.4. Общественно-политические и этические аспекты фольклора.
• • • 6.5. Идеи свободомыслия в фольклоре алан-осетин.
Литература.