Война
Год издания: 1916
Автор: Алексей Крученых, Ольга Розанова
Издательство: Типография т-ва газеты «Свет»
Язык: Русский (дореформенный)
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 16
Описание: По отзыву Е.Ф. Ковтуна: "Война" - глубоко оригинальная новаторская книга, не имевшая аналогий на Западе. Розанова была первым художником, применившим коллаж в художественном решении книги". У Н. Гурьяновой читаем: "Обложка альбома остается на сегодняшний день первым - и классическим - опытом супрематизма в печатной книжной графике". Одна из редчайших книг русского авангарда!
В 1916 году Розанова в соавторстве с Крученых создает гравированную книгу-альбом «Война». Она гравировала на линолеуме только несколько текстов Крученых, остальные, к сожалению, отпечатаны типографски. В названии и теме художница как будто следует Гончаровой, которая в 1914 году выпустила литографский альбом «Мистические образы войны», но этим и ограничивается сходство. В гравюрах этой книги нет и намека на стилизацию, сильно затронувшую листы гончаровского альбома. «Война» Розановой - глубоко оригинальная новаторская книга, не имевшая аналогий на Западе. Харджиев сообщает, что художница считала это издание своим высшим достижением в «печатном творчестве». Монументальная в своем решении обложка книги исполнена Розановой в технике линогравюры (текст) и коллажа (цветные наклейки супрематического характера). Розанова была первым художником, широко применившим коллаж в художественном решении книги. В одной из иллюстраций к «заумным» стихам Крученых - «Аэропланы над городом» -художница соединяет в единую композицию линогравюры, изображающие аэропланы, падающего авиатора и беспредметные цветные купажи. Все это наклеено на серый лист картона. Ее купажи перерастают в сложные коллажи, возникает синтетический образ, эмоционально напряженный благодаря активности цветовых включений, контрастирующих с черно-белыми гравюрами. Ярко-синяя наклейка вызывает в подсознании впечатление неба, в котором плавают аэропланы. Такой же эмоционально-образной ассоциативностью обладает и алый цвет, на который надвинулся, как померкшее солнце, черный круг наклейки. Опасно переводить на язык слов подспудное и на самом деле несказуемое действие этих цветных коллажей Розановой, но именно они включают гравюры в какой-то новый и высший образный синтез. Так же трудно передать острое чувство пространственности, которое вызывает соединение в едином образе беспредметных и фигуративных элементов. Эта особенность предвосхищает впечатление от позднейших постсупрематических холстов Малевича или живописных работ Матюшина, в которых конкретное и природное соединено с беспредметным. Чуткий художник, Розанова подобна барометру, который предсказывает нескорую перемену погоды. Этот гравюрный цикл Розановой был протестом против мировой бойни, отрицанием милитаризма, подтверждающим отвращение русских футуристов к культу войны как «гигиены мира», который проповедовал Маринетти. Розанова во многом предвосхитила ту трактовку образов современной войны, которую можно встретить гораздо позже, например в «Гернике» Пикассо...