mvlasko ·
27-Апр-17 03:47
(спустя 3 месяца 5 дней)
В своей книге об этике Фромм декларирует новый манифест гуманизма: «гуманистическая этика занимает ту позицию, что если человек жив (не мертв) душой, то он знает, что позволено. А быть живим, значит быть продуктивным, то есть использовать свои силы не для каких-то трансцендентных человеку целей, а для себя самого».
Цель книги, по-автору, показать, что: «Человеческий разум способен вырабатывать этические нормы».
И далее: «Источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека, что моральные нормы основаны на врождённых качествах человека, что нарушение норм приводит к психическому распаду».
И далее: «Природа человека раскрывается через противоречия между реальными интересами человека и интересами навязанными обществом».
Агитационная составляющая данного подхода заключается в «вере в свои силы».
Тут каждый, наверное, найдет что сказать pro и contra.
Из того, что понравилось:
- указанно различие между темпераментом и характером: первое – относительно постоянное строение психики, второе – изменяемое строение психики самими же человеком.
- можно подписаться под каждым словом в описание рыночной непродуктивной ориентации характера, где личность товар и лишь те личные качества приобретают ценность, которые можно выгодно продать.
- Автор приводит в самом начале ряд коллег, вычитавших работу и давших замечания/советы автору. Эта книга, по субъективному впечатлению, получилась удачнее «невычитанных».
P.S. Опять о понимании Фроммом веры (faith, проверено с оригиналом в инете):
«Иррациональная вера, основанная на вере в личность, идею, символ, основанную не на собственном интеллектуальном или чувственном опыте, а на эмоциональном подчинении некоему иррациональному авторитету. Рациональная вера – твердое убеждение, основанное на продуктивной интеллектуальной и эмоциональной активности». Зачем брать понятие, наполненное на 99% религиозным смыслом, выхолащивать этот смысл, вкладывать другой (например, уверенность в самого себя), и «множить сущности» вопреки «бритве Оккама». Ну пускай же будет «уверенность», как абсолютно посюсторонний материалистический термин, лишенный всякой метафизики, чем он плох?
Качество записи отличное, как и начитка.