Райзман, Юлий Яковлевич

Страницы:  1
Ответить
 

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 13 лет 1 месяц

Сообщений: 2579

ВладВА · 16-Дек-14 17:17 (10 лет 1 месяц назад, ред. 27-Мар-16 17:16)

Райзман, Юлий Яковлевич Советский кинорежиссёр, сценарист, педагог.Награды и званияСталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Последняя ночь» (1936)
Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Машенька» (1942)
Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944)
Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Берлин» (1945)
Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Райнис» (1949)
Сталинская премия первой степени (1952) — за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950)
Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Частная жизнь» (1982)
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) — за фильм «Время желаний» (1984)
Герой Социалистического Труда (1973)
Народный артист СССР (1964)
Народный артист Латвийской ССР (1949)
два ордена Ленина (1967, 1973)
два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963)
орден «Знак Почёта» (1940)
орден Октябрьской революции
орден Дружбы народов (1983)
Московский кинофестиваль 1935 года Почётная грамота, фильм «Лётчики», 1935 (совместно с анимационно-игровым фильмом «Новый Гулливер»)
Международная выставка декоративных искусств в Париже (Гран-при, фильм «Последняя ночь», 1937)
МКФ в Канне (Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм», фильм «Берлин», 1946)
МКФ в Карловых Варах (Большая премия «Хрустальный глобус», фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951)
МКФ в Картахене (Большая премия, фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951)
МКФ в Венеции (Почетный диплом, фильм «Коммунист», 1958)
Всесоюзный кинофестиваль (Первая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Коммунист», 1959)
Всесоюзный кинофестиваль (Первая премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Коммунист», 1959)
Всесоюзный кинофестиваль (Премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Твой современник», 1968)
МКФ в Лагове (Премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков, фильм «Твой современник», 1969)
МКФ документального кино в Нионе (Гран-при «Золотой Сестерций» за участие в ретроспективе советских фильмов, 1974)
МКФ в Венеции (Спец. приз «За артистическое и профессиональное сотрудничество», фильм «Частная жизнь», 1982)
Всесоюзный кинофестиваль (Главный приз, фильм «Частная жизнь», 1983)
кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1987)БиографияЮ. Я. Райзман родился 2 (15) декабря 1903 год в Москве. Сын портного Я. И. Райзмана, который имел к 1917 году солидное портновское дело на Кузнецком мосту, обшивал великих князей и считался «лучшим мастером фрака», по словам Эйзенштейна; известен тем, что шил костюмы бояр для фильма «Иван Грозный».
Был женат на Сюзанне Андреевне Тэр.
В 1924 году окончил факультет общественных наук 1-го МГУ, после чего стал работать ассистентом режиссёра на киностудии «Межрабпом-Русь» у режиссёра Я. А. Протазанова.
С 1926 года — режиссёр к/ст «Госвоенкино» и «Востоккино», с 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм». В 1948 году работал на Рижской киностудии.
Соавтор сценариев ряда своих фильмов.
В 1944 — 1964 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской. Профессор (1960). Член СК СССР.
Фильм Ю. Я. Райзмана «Частная жизнь» был отмечен специальным призом МКФ в Венеции (1982; ещё одну награду Венецианского МКФ, приз за лучшую мужскую роль, получил сыгравший в этом фильме актёр М. А. Ульянов) и номинацией на премию «Оскар» Американской академии киноискусства в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (1982).
Умер 11 декабря 1994 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Со страницы «Википедии»
Подробнее...
Окончил факультет общественных наук Первого МГУ (1924).
В 1924 году — литературный консультант на киностудии «Межрабпом-Русь», в 1925 году — ассистент у режиссёра Якова Протазанова.
В конце 1926 года Райзман был призван в Красную Армию и откомандирован в распоряжение Агитпрома ПУРа. В свою очередь ПУР назначил его режиссёром на только что созданную студию «Госвоенкино». Здесь он поставил свой первый фильм «Круг» (1927).
С 1931 года — режиссёр киностудии «Мосфильм» (в 1948 году, после запрета комедии «Поезд идёт на восток», переведён на Рижскую киностудию), работал в творческом содружестве со сценаристом Евгением Габриловичем.
В 1944 — 1964 годах — педагог ВГИКа, руководитель режиссёрско-актёрской мастерской, профессор.
В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» (1935) о «величии обыденных дел советских людей». Режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатлённой благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.
Затем Райзман сделал историко-революционную (хотя по-своему камерную) ленту «Последняя ночь» (1937, Сталинская премия 1941) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» (1940). Новым взлётом в творчестве Ю.Я. Райзмана стала «Машенька» (1942, Сталинская премия 1943), запущенная в производство ещё до войны. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е.И. Габриловича и режиссёра Ю.Я. Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой. Простота без простодушия, кротость, лишённая жертвенности, милая привлекательность женской натуры, не исключающая наличия живого и естественно проявляющегося ума, жизнерадостность будто светящегося лица и уникальное излучение доброты, даже не позволяющие заподозрить блаженного или, напротив, по-советски всегда оптимистичного расположения духа (как в тогдашних комедиях Г.В. Александрова и И.А. Пырьева). Название фильма «Машенька» — выражение трогательной сути досконально понятного и неминуемо загадочного женского русского характера. Она типично городской человек, а фильм снят в эстетике городского романса, тоже склонного к мелодраматизации жизни простых людей.
В годы войны Ю.Я. Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы» (1944), своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944) и «Берлин» (1945), обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946. Порой даже трудно поверить в то, что именно Райзман — самый щедро одарённый сталинского времени художник (лауреат шести Сталинских премий), автор верноподданнических лент «Райнис» (1949) и «Кавалер Золотой Звезды» (1950).
В 1948 году режиссёр вынужден был работать на маломощной Рижской киностудии, не угодив Сталину лирической комедией «Поезд идёт на Восток» (1947). Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегчённое решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок».
В начале 1950-х годов опала Юлия Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранён от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни». Три года спустя, в 1958 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-х — 1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.
Похоронен режиссёр на Троекуровском кладбище Москвы (участок № 2).
Со страницы сайта Кино-Театр.ru
Фильмография(Н — пока нет на Трекере)
1924 Папиросница от Моссельпрома (немой фильм) — актёр (помощник Мак-Брайта; в титрах не указан) | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юрий Желябужский
Сценаристы: Фёдор Оцеп, Алексей Файко
Оператор: Юрий Желябужский
Художники: Владимир Баллюзек, Сергей Козловский
Страна: СССР
Производство: Межрабпом-Русь
Год: 1924
Премьера: 2 декабря 1924
Актёры: Юлия Солнцева (Пересветова), Игорь Ильинский, Николай Церетели, Анна Дмоховская, Леонид Баратов, Марк Цибульский
Жанр: комедия
Лихой сюжет времён нэпа. Моссельпромовская лоточница Зинка (Юлия Солнцева), благодаря влюблённому в неё оператору легко входит в салоны столичной кинобогемы и так же легко расстаётся с киношной жизнью, заимев нового любовника в лице американского бизнесмена. А между тем помощник бухгалтера Митюшин (Игорь Ильинский), давно страдающий от любви к Зинаиде, пишет для неё сценарий. Сценарий не принимают, и к тому же Митюшина увольняют с работы. Но тут уже помочь ему решает разочаровавшаяся в большом бизнесе Зина...
1925 Шахматная горячка (немой, короткометражный) — актёр (помощник апеткаря) | Rip | DVD |
Описание
Режиссёры: Всеволод Пудовкин, Николай Шпиковский
Сценарист: Николай Шпиковский
Оператор: Анатолий Головня
Страна: СССР
Производство: Межрабпом-Русь
Год: 1925
Премьера: 21 декабря 1925
Актёры: Владимир Фогель, Анна Земцова, Наталья Глан, Юлий Райзман
Жанр: комедия
Фильм поставлен в связи с происходившим в Москве в 1925 году международным шахматным турниром.
Увлекшись анализом шахматной партии, молодой человек опаздывает на свидание. После ссоры герой решает покончить с собой, но в последний момент раздумывает и отправляется мириться с возлюбленной... В картине использованы документальные кадры с известными гроссмейстерами 1920-х годов: Х.Р. Капабланкой, Рети, Грюнфельдом и др.
1927 Круг (другое название: Долг и любовь) — режиссёр | фильм не сохранился
Описание
Режиссёры: Александр Гавронский, Юлий Райзман
Сценаристы: Сергей Ермолинский, Вадим Шершеневич
Оператор: Леонид Косматов
Художник: Василий Комарденков
Страна: СССР
Производство: ГОСВОЕНКИНО
Год: 1927
Премьера: 4 октября 1927
Актёры: Андрей Жилинский (Голляк), Анатолий Кторов, Вера Попова, Белла (Бэлла) Чернова, С. Гец
Жанр: драма
Действие фильма происходит в годы нэпа.
Помощник прокурора Берсенев ведёт дело некоего растратчика Полянского. Вскоре Берсеневу становится известным, что в преступлении замешана и его жена Вера — любовница Полянского. Во время следствия Берсенев узнаёт в Полянском хозяина квартиры, в которой он скрывался от агентов охранки в годы революции. После мучительных колебаний Берсенев передаёт дело в суд и, забрав ребёнка, уходит от жены.
Фильм не сохранился.
1928 Каторга (немой фильм) — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёры: Юлий Райзман, Александр Файнциммер
Сценарист: Сергей Ермолинский
Оператор: Леонид Косматов
Художник: Василий Комарденков
Страна: СССР
Производство: ГОСВОЕНКИНО
Год: 1928
Премьера: 28 ноября 1928
Актёры: Андрей Жилинский (Голляк), Павел Тамм, Владимир Попов, Владимир Таскин, Михаил Яншин, Борис Лифанов
Жанр: драма
Время и место действия фильма — канун революции — 1917 год, каторжная тюрьма для политзаключенных в Сибири. В ответ на жестокость вновь назначенного начальника тюрьмы узники объявляют голодовку. Но зверства администрации не прекращаются. И тогда политкаторжане принимают решение: один из них должен покончить жизнь самоубийством — это единственный способ сообщить о себе. Принять яд решается староста камеры...
1930 Земля жаждет (другое название: Два подкопа) — режиссёр | Н
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Сергей Ермолинский
Оператор: Леонид Косматов
Композиторы: Рейнгольд Глиэр, Сергей Ряузов, Владимир Соколов (VII)
Страна: СССР
Производство: ВОСТОККИНО
Год: 1930
Премьера: 26 октября 1930 (немой), 1931 (озв.)
Актёры: Юлдаш Агзамов, Кира Андроникашвили, Дмитрий Консовский, Николай Санишвили, С. Слетов, Л. Шнейвенс, М. Виноградов
Жанр: драма
Среди горячих песков пустыни Кара-Кум затерялся туркменский аул. Дехкане, которые трудятся на высохшей земле, вынуждены идти на поклон к Аман-Дурды-баю. Но вот в аул приезжает четверо комсомольцев-практикантов — русский, украинец, еврей, грузин. Студенты гидротехнического вуза обращаются к туркменам с призывом снарядить экспедицию к холмам Тимура, преграждающим доступ воды в пустыню. Этому противится бай, заинтересованный в том, чтобы бедняки в снабжении водой зависели только от него. Фильм, сделанный на рубеже немого и звукового кино, озвучен шумами и музыкой в 1931 году. Озвученная картина долго шла на экранах страны как одна из самых популярных советских звуковых лент. Известный американский режиссёр Кинг Видор в своё время заявил в печати, что не только тема, но и многие сцены его картины возникли под прямым влиянием фильма Райзмана «Земля жаждет».
1932 Рассказ об Умаре Хапцоко (другие названия: Первая и последняя / Адыгейская лампа) (короткометражный) — режиссёр | сохранился не полностью Н
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Сергей Ермолинский
Оператор: Леонид Косматов
Страна: СССР
Производство: Востоккино (Ялта)
Год: 1932
Премьера: 25 июля 1932
Об участии старика адыгейца в ликвидации неграмотности среди своих сородичей.
Фильм сохранился не полностью.
1935 Лётчики — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёры: Юлий Райзман, Григорий Левкоев
Сценарист: Александр Мачерет
Оператор: Леонид Косматов
Композитор: Николай Крюков
Художник: Георгий Гривцов
Страна: СССР
Производство: Московская кино-фабрика («Мосфильм»)
Год: 1935
Премьера: 25 апреля 1935
Актёры: Иван Коваль-Самборский, Евгения Мельникова, Александр Чистяков, Борис Щукин, Иван Кобозев, Григорий Левкоев
Жанр: мелодрама, приключения
Лётчик Сергей Беляев , проявляя лихачество, разбивает доверенный ему самолёт. Ученица лётной школы Галя Быстрова , которой нравится Беляев, к сожалению, стремится ему подражать и в воздухе. Позднее, вняв мудрым советам начальника Рогачева, они становятся опытными пилотами. Быстрова получает назначение на Памир, а влюблённый в неё Рогачев отправляется на Сахалин.
1936 Последняя ночь — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёры: Юлий Райзман, Дмитрий Васильев
Сценаристы: Евгений Габрилович, Юлий Райзман
Оператор: Дмитрий (Маркус) Фельдман
Композитор: Александр Веприк
Художник: Алексей Уткин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1936
Премьера: 2 февраля 1937
Актёры: Иван Пельтцер, Мария Яроцкая, Николай Дорохин, Алексей Консовский, В. Попов, Николай Рыбников, Сергей Вечеслов, Татьяна Окуневская, Леонид Князев, Михаил Холодов, Владимир Грибков, Иван Аркадин, Осип Абдулов, Владимир Дорофеев
Жанр: историко-революционный фильм
По мотивам повести Е. Габриловича «Тихий Бровкин».
Октябрьские дни 1917 года. В центре фильма судьбы двух семей — капиталиста Леонтьева и рабочего Захаркина, сыновья которого стали организаторами и участниками московского восстания рабочих.
1939 Поднятая целина — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Михаил Шолохов, Сергей Ермолинский
Оператор: Леонид Косматов
Композитор: Георгий (Юрий) Свиридов
Художники: Владимир Егоров, Михаил Тиунов, Владимир Камский
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1939
Премьера: 5 мая 1940 (СССР)
Актёры: Борис Добронравов, Михаил Болдуман, Любовь Калюжная, Владимир Дорофеев, Александр Хованский, Сергей Блинников, М. Смирнов, Николай Хрящиков, Александр Хохлов, Гавриил Белов, Федор Селезнёв, Елена Максимова, Михаил Дагмаров, Александр Пелевин, Леонид Волков, Освальд Глазунов
Жанр: социальная драма
По одноимённому роману Михаила Шолохова.
О том, как на Дону в острых противоречиях, трудно и напряжённо проводилась коллективизация.
1942 Машенька — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Евгений Габрилович, Сергей Ермолинский
Операторы: Евгений Андриканис, Галина Пышкова
Композитор: Борис Вольский
Художники: Иосиф Шпинель, Михаил Тиунов
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1942
Премьера: 10 апреля 1942
Актёры: Валентина Караваева, Михаил Кузнецов, Д. Панкратова, Вера Алтайская, Георгий Светлани
Жанр: мелодрама
Милая телеграфистка Машенька Степанова познакомилась с шофёром такси Алексеем Соловьёвым. Он читает девушке стихи, приглашает в театр. Но в назначенный час Алёша не приходит, и Машенька находит его, помогает вылечиться. Молодые люди полюбили друг друга, но Алексей оказался слишком легкомысленным, и приносит девушке немало горестей и обид. Но Маша сумела пронести своё преданное и верное чувство через годы разлуки и тяготы военного времени, и когда они снова встретились на фронте, Соловьёв осознал, каким подарком судьбы была для него встреча с этой девушкой.
В конце 1941 года фильм снимался на улицах и в пригородах Алма-Аты, а также в павильоне отданного киношникам нового Дворца культуры.
1944 Небо Москвы — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Михаил Блейман, Мануэль Большинцов
Оператор: Евгений Андриканис
Художники: Николай Суворов, Арнольд Вайсфельд
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1944
Премьера: 1 июня 1944
Актёры: Пётр Алейников, Нина Мазаева, Николай Боголюбов, Пётр Соболевский, Иван Кузнецов, Евгений Немченко, Николай Шамин, Александра Сальникова, Л. Каплунова, Фёдор Федотов, Анатолий Алексеев, Евгений Григорьев, Н. Степанов
Жанр: военный фильм
По одноимённой пьесе Георгия Мдивани.
Картина Юлия Райзмана «Небо Москвы», снятая в в 1944 году, рассказывает не столько о Москве, сколько о небе — о воздушном пространстве над великой Столицей, которое осенью 41-го доблестно защищают советские истребители. Сегодня картина производит впечатление своего рода кинематографического раритета: во-первых, потому что её довольно редко показывают по телевизору, а во-вторых, в силу непривычного и, в общем, нехарактерного для нашего кино «формализма», с каким разрешается здесь героическая коллизия. Во всех классических военных фильмах о лётчиках: от «Воздушного извозчика» до «В бой идут одни старики» — мы, как правило, имеем дело с полноценной лирико-драматической или комедийно-водевильной интригой, обильно, к тому же, сдобренной музыкальными номерами: бесстрашные «боги войны» большую часть экранного времени страдают от любовной неразберихи и внутренних сомнений, ухаживают, выясняют отношения, дарят букеты, поют и пляшут, и лишь в кульминационные моменты поднимаются в небо, чтобы совершать подвиги. В «Небе Москвы» вся эта «наземная драматургия» условна. Эпизоды в московской квартире героя (П. Алейников), где папа-профессор (Н. Шамин) читает нотации уходящему на фронт сыну, а сестрёнка Наташка, в исполнении пухленькой травести Л. Каплуновой, без умолку верещит что-то фальшиво-театральным голосом и надувает губки, кокетливо заложив ручки в карманы, кажутся просто лишними. Пётр Алейников — Илья Стрельцов так же похож на профессорского сына, как на Римского Папу. Он явно чужой в этой семье, в этом доме и даже в этом городе: в первых кадрах, сойдя с поезда на площади у Казанского вокзала, он ошеломлённо и растерянно озирается, словно видит Москву впервые. Да и сам утренний город, по которому Стрельцов идёт с вокзала домой, предстаёт не как город детства, полный интимных подробностей и личных воспоминаний, а как город-символ, город-знак в чередование хрестоматийно известных планов: Красная площадь, Большой театр, гостиница «Москва»... Это не тот город, в котором он живёт, но тот, величие которого необходимо защищать до последней капли крови. Соответственно, настоящим домом для героя становится прифронтовой аэродром, настоящей семьёй — друзья-лётчики, защищающие небо Москвы, а отцом — командир лётного полка подполковник Балашов в исполнении мужественного Н. Боголюбова. Быт прифронтового аэродрома в фильме предельно прост и бесхитростен: в кадре — или лётное поле, на котором стоят истребители, или командный пункт, где авиаторы между полётами дружно «забивают козла», или санитарный блиндаж, где обитает очаровательная медсестра Зоя. Время от времени на лётное поле въезжает машина, привозя очередной приказ; боевая тревога, все бегут к самолётам, медсестра Зоя на прощание машет рукой, истребители поднимаются в воздух, сражение, возвращение домой, и так снова и снова... В этом пространстве с его раз и навсегда заведённым ходом вещей невозможна никакая интрига, никакое коварство, никакая игра страстей. Поэтому-то любовная драма — мотив ревности Стрельцова к Зое, вечно окружённой «настоящими мужчинами», полностью исчерпывается к середине фильма — «настоящие мужчины», видя, что тут дело серьёзное, деликатно отходят в сторону. Также и заявленная вначале тема «воспитания личности», «становления героя» никак не может быть драматургическим стержнем картины, поскольку Стрельцов проявляет героизм, в первый же раз поднявшись в воздух: в своём первом полёте он сразу сбивает «фрица», за что и получает прозвище «Счастливчик». Собственно психологический конфликт, если он и существует в фильме, обусловлен разве что несовпадением типажных данных актёра — вечно ёрничающего и неуверенного в себе маргинала Алейникова и той исключительно героической роли, которую ему довелось здесь играть. И тем не менее, из этого минимума деталей, событий и выразительных планов автор умудряется вылепить ситуации, наполненные огромного напряжения драматизмом: закончился воздушный бой, два самолёта не вернулись на базу, через считанные минуты кончится горючее, в командном блиндаже тусклое, скучное, невыносимое ожидание. Диспетчер однообразно твердит в рацию: «девятый, девятый, где находитесь...» Командир в том же ритме меряет шагами блиндаж; приходит Зоя, внося в общее тягостное ожидание ноту дополнительного женского драматизма. Вдруг слышится звук приземляющегося самолёта (за кадром), все стремительно выбегают из блиндажа, Зоя в смятении делает шаг в противоположную сторону, отступая к стене. Врывается возбуждённый, счастливый боец, он требует продолжения прерванной партии в козла, зовёт: «Стрельцов! Где счастливчик?». Лицо Зои искажается плачем. Рыдая, она выскакивает из блиндажа. Событийную канву ленты составляют пять боевых вылетов Ильи Стрельцова, из которых только два заканчиваются благополучным приземлением; в трёх остальных случаях он падает на землю с парашютом или без, но отделывается при этом травмами. Лучшие эпизоды фильма — виртуозно снятые воздушные бои: чёрные самолёты в сером облачном небе, крупно — фюзеляж, крупно — узкое лицо героя в очках авиатора, неуловимо напоминающее очертания кабины самого самолёта, бесчисленные диагонали — лучи прожекторов, трассы снарядов и пуль, размах крыльев, пересекающих экран от нижнего левого угла до верхнего правого, падающие горящие самолёты, чёрный след от которых образует в сером небе огромный «Х»; вращающиеся пропеллеры, разнообразные ракурсы летящих машин, вражеский самолёт в центре нумерованных окружностей оптического прицела... Выразительность съёмок и безукоризненно ритмичный, голливудский монтаж делает фильм причастным традиции, ведущей от «авиационных» фильмов 30-х — 40-х годов (Хоукс, Уэллмэн и др.) вплоть до современных компьютерных игр с их чёткой графичностью, подчинённой исключительно милитаристским задачам. В этом минимализме художественных средств и переживаний есть какая-то неопровержимая психологическая правда. Это абсолютно точно и никак неприукрашенны быт, жизнь и переживания «винтиков», добровольно отказавшихся от себя во имя великой цели, и в этом служении, в этой своей предельной и неслыханной простоте — трогательных и возвышенных, как все герои, не подозревающие о своём героизме. Пётр Алейников, вероятно, взят на свою роль по принципу типажного несоответствия, он в принципе не герой, он вечный девтерагонист, смешной, трогательный, неперевоспитанный, с какой-то ущербинкой в лице. Меньше всего он похож на профессорского сына, а больше всего на беспризорника или детдомовца, неуверенного в себе, «не привыкшего» к своему героическому положению. Маленький, худенький, в чёрной шинели, которая придаёт ему вид «ремесленника», или в лётном комбинезоне, который вообще сообщает его фигуре нечто детское, он мается на земле даже рядом с любимой девушкой и рвётся в бой, в небо, где, забыв обо всём на свете, может предаваться чистейшей страсти — азарту боя.
1944 К вопросу о перемирии с Финляндией (документальный) — режиссёр | Н
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Операторы: Иван Панов, Аркадий Шафран
Композиторы: Давид Блок, В. Вольский
Страна: СССР
Год: 1944
Премьера: 20 мая 1945
Жанр: документальный
1945 Берлин (документальный) — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёры: Юлий Райзман, Елизавета Свилова
Сценарист: Николай Шпиковский
Операторы: Михаил Ошкурков, Леон Сааков, Николай Шпиковский, А. Усанцев, Э. Фолькер
Композитор: Дмитрий Шостакович
Монтажёр: Юлий Райзман
Участники фильма: Рудольф Беттгер, В.И. Чулков, Карл Спаатс, Ганс-Эрих Восс, Гельмут Вейдлинг, маршал Г.К. Жуков
Страна: СССР
Год: 1945
Премьера: 2 сентября 1945
Жанр: документальный
Историческая хроника о последнем решающем сражении c фашистской Германией, о взятии Берлина и о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. В фильме использованы материалы немецкой кинохроники.
Художественный руководитель съёмок Юлий Райзман и группа фильма «Берлин» находились на фронте, продвигаясь к германской столице вместе с войсками 1-го Белорусского фронта. Кинематографисты каждый вечер объезжали передний край. 30 апреля 1945 года оператору Ивану Панову, прорывавшемуся с камерой в руках к Рейхстагу вместе со связным-автоматчиком, удалось из окна четырёхэтажного дома на левом берегу Шпрее запечатлеть минуты агонии бывшего парламента: изрешеченные пулями стены, дым из проёмов, обломки колонн. Через несколько минут начался последний штурм. Вместе с воинами, держа аппарат наготове, в здание под градом фашистского свинца ворвался кинооператор Иван Панов, а через несколько мгновений над куполом Рейхстага взвилось красное Знамя Победы.
1947 Поезд идёт на восток — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Леонид Малюгин
Операторы: Игорь Гелейн, Аркадий Кольцатый
Композитор: Тихон Хренников
Художник: Абрам Фрейдин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1947
Премьера: 7 июня 1948
Актёры: Лидия Драновская, Леонид Галлис, Мария Яроцкая, Михаил Воробьев, Константин Сорокин, Владимир Любимов, Владимир Лепко, Андрей Петров, Владимир Дорофеев, Мария Андрианова
Жанр: романтическая комедия
О приключениях капитана Лаврентьева и агронома Зины Соколовой, встретившихся 9 мая 1945 года в поезде Москва — Владивосток...
1949 Райнис (оригинальное название: Rainis) — режиссёр | Н
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Владимир Крепс, Фрицис Рокпелнис
Операторы: Иоланда Чен, Александр Шеленков
Композитор: Адольф Скулте
Художники: Василий Зачиняев, Герберт (Херберт) Ликумс
Страна: СССР
Производство: Рижская к/ст
Год: 1949
Премьера: 1 августа 1949 (Москва)
Актёры: Янис Грантиньш, Милда Клетниеце, Артур Филипсон, Артур Димитерс, Мартыньш Вердыньш (старший), Эдгар Зиле, Байба Индриксоне, Янис Осис, Эльза Радзиня, Петерис Цепурниек, Ольга Леяскалне, Роберт Мустапс, Жанис Катлапс
Жанр: биография, исторический фильм
О латышском писателе, поэте Янисе Райнисе (Плиекшанс, 1865 — 1929), творчество которого оказало заметное влияние на развитие латышской литературы. За революционную деятельность Райнис неоднократно подвергался заключению и ссылке.
Награды:
Сталинская премия II степени (1950)
1950 Кавалер Золотой Звезды — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Борис Чирсков
Оператор: Сергей Урусевский
Композитор: Тихон Хренников
Художник: Алексей Пархоменко
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1950
Премьера: 9 июля 1951
Актёры: Сергей Бондарчук, Анатолий Чемодуров, Кира Канаева, Борис Чирков, Николай Комиссаров, Владимир Ратомский, Константин Светлов, Николай Гриценко, Иван Переверзев, Петр Кирюткин, Даниил Ильченко, Мария Яроцкая, Тамара Носова, Степан Каюков, Александра Панова, Борис Битюков
Жанр: исторический фильм, мелодрама
По одноимённому роману С. Бабаевского.
Фронтовик-орденоносец Сергей Тутаринов после войны возвращается в родную станицу с тем, чтобы принять активное участие в её восстановлении. Его начинания горячо поддерживает секретарь райкома, однако они не находят отклик у председателя райисполкома, остро реагирующего на новые проблемы. Став председателем, Тутаринов последовательно ликвидирует все трудности и начинает строительство районной электростанции...
1955 Урок жизни — режиссёр | Rip |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Евгений Габрилович
Оператор: Сергей Урусевский
Композитор: Аркадий Филиппенко
Художник: Леван Шенгелия
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1955
Премьера: 26 сентября 1955
Актёры: Валентина Калинина, Иван Переверзев, Ольга Аросева, Георгий Куликов, Маргарита Юрьева, Виктор Авдюшко, Ирина Акташева, Федор Шиманский, Евгений Весник, Андрюша Михайлов
Жанр: социальная драма
Наташа бросает учёбу в пединституте и едет с Сергеем на стройку. Успехи мужа делают его всё более самоуверенным и грубым. Она же чувствует себя одинокой и чужой в собственной семье. Наступает момент, когда Наташа уже не может примириться ни с бесполезностью своей жизни, ни с его вероломством. Она уезжает, завершает учёбу в институте и становится учительницей. Но тревожные мысли о Сергее не оставляют её ни на минуту...
1957 Коммунист — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Евгений Габрилович
Операторы: Иоланда Чен, Александр Шеленков, Николай Ренков
Композитор: Родион Щедрин
Художники: Михаил Богданов, Геннадий Мясников
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1957
Премьера: 9 февраля 1958
Актёры: Евгений Урбанский, Софья Павлова, Борис Смирнов, Евгений Шутов, Сергей Яковлев, Валентин Зубков, Виктор Колпаков, Владимир Адлеров, Аркадий Смирнов
Жанр: драма
Один из лучших фильмов советского кинематографа. Этот фильм сделал исполнителя главной роли, никому не известного актёра Евгения Урбанского, настоящей звездой кинематографа. Сюжет фильма прост, как бывает простой жизнь обыкновенного человека, которой, совершая подвиг, не знает этого. Молодой коммунист в числе многих принимал участие в строительстве важнейшего объекта для молодой республики, электростанции. Он делал свою работу так, что это было за гранью человеческих возможностей. Любить он тоже умел, неистово и беззаветно, только вот очень рано оборвалась его жизнь.
Награды:
1958 — МКФ в Венеции:
- Почётный диплом — Юлий Райзман
1959 — ВКФ в Киеве:
- Первая премия по разделу художественных фильмов — Юлий Райзман
- Первая премия за лучшую режиссёрскую работу — Юлий Райзман
- Первая премия за исполнение мужской роли — Евгений Урбанский
Фильм вошёл в число трёх лучших фильмов 1958 года по результатам опроса, проведённого журналом «Советский экран».
1961 А если это любовь? — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Иосиф Ольшанский, Юлий Райзман, Нина Руднева
Оператор: Александр Харитонов
Композитор: Родион Щедрин
Художники: Сергей Воронков, Ипполит Новодережкин
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1961
Премьера: 19 марта 1962
Актёры: Жанна Прохоренко, Игорь Пушкарёв, Александра Назарова, Нина Шорина, Юлия Цоглин, Наталья Батырева, Андрей Миронов, Евгений Жариков, Анатолий Голик, Геннадий Юденич, Надежда Федосова, Ольга Шахова, Лена Шкаликова, Анна Павлова, Виктор Хохряков, Мария Андрианова, Мария Дурасова, Анастасия Георгиевская, Нина Белобородова, Евгений Быкадоров
Жанр: драма
Десятиклассники Ксеня и Борис однажды осознают, что их связывает нечто большее, чем просто дружба. Но первое, робкое чувство, не оставшееся тайной для окружающих, сталкивается с насмешками одноклассников, ханжеством и грубым вмешательством взрослых — в первую очередь педагогов. Сумеют ли юные герои сохранить свою любовь?..
Критика:
Сегодня конфликт картины Юлия Райзмана «А если это любовь?» кажется пустяковым: подумаешь, десятиклассники назначали друг другу свидания, да пару раз поцеловались... Из-за чего сыр-бор городить? Но в 1961 году всё было иначе. Проблема первой юношеской любви, не выдержавшей испытания пересудами «общественности», дискутировалась «всерьёз и надолго» чуть ли не во всей тогдашней прессе. Работа Юлия Райзмана казалась всем необычайно смелой. Её авторов наперебой хвалили за то, что они отстаивали право на любовь 16—17-летних... Словом, фильм «А если это любовь?» в начале 60-х вызвал примерно тот же резонанс, что и «Маленькая Вера» в конце 80-х. А по сути фильм Райзмана — скромная мелодрама с достаточно тщательно выписанным фоном и обаятельной дебютанткой Жанной Прохоренко в главной роли. Типичное «оттепельное» кино, стремящееся как можно дальше оттолкнуться от «школьных стандартов» застёгнутой на все пуговицы предшествующей киноэпохи.
Александр Фёдоров
1967 Твой современник — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Евгений Габрилович, Юлий Райзман
Оператор: Наум Ардашников
Художник: Георгий Турылёв
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1967
Премьера: 15 января 1968
Cерий: 2
Актёры: Игорь Владимиров, Николай Плотников, Татьяна Надеждина, Алексей Борзунов, Антонина Максимова, Нина Гуляева, Николай Засухин, Аркадий Аркадьев, Юрий Леонидов, Михаил Ладыгин, Юрий Калганов, Сергей Смирнов, Юрий Свирин, Николай Кузьмин, Михаил Девяткин, Надежда Федосова, Анастасия Георгиевская
Жанр: киноповесть
Губанов (сын Василия Губанова — героя фильма «Коммунист») приехал в столицу не по вызову и не по командировке. Он приехал, чтобы поставить в правительственных органах вопрос о прекращении стройки химического предприятия, хотя автор проекта — он сам, работа — в разгаре, затрачены миллионы государственных средств, и тысячи людей связали с этим строительством свою судьбу...
Награды:
Премии III-го Всесоюзного кинофестиваля (Ленинград, 1968):
первая премия — режиссёр Ю. Райзман;
первая премия — актёр Н. Плотников;
премия — художник Г. Турылёв.
МКФ в Карловых Варах (Премия жюри Международных актёрских организаций в номинации «Первый приз за актёрскую работу» (1968) — Н. Плотников за роль Ниточкина в фильме «Твой современник»
1972 Визит вежливости — режиссёр, сценарист | Rip |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Анатолий Гребнев, Юлий Райзман
Оператор: Наум Ардашников
Композитор: Николай Сидельников
Художники: Николай Двигубский, Феликс Ясюкевич
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1972
Премьера: 3 декабря 1973
Серий: 2
Актёры: Борис Гусаков, Любовь Альбицкая, Николай Рачинский, Леонид Тарабаринов, Владимир Носик, Георгий Пусеп, Алла Демидова, Алексей Эйбоженко, Борис Химичев, Людмила Селянская, Владислав Стржельчик, Александр Вокач, Олег Шкловский, Роман Филиппов, Феликс Яворский
Жанр: притча, социальная драма
Широкоформатный фильм. Четыре параллельно развивающиеся истории: «Корабль», «Порт», «Помпея» и «Театр» связаны с судьбой капитана учебного военного корабля Андрея Глебова, посетившего зарубежный портовый город.
1977 Странная женщина — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Евгений Габрилович
Оператор: Наум Ардашников
Композитор: Роман Леденев
Художник: Геннадий Мясников
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1977
Премьера: 11 сентября 1978
Серий: 2
Актёры: Ирина Купченко, Юрий Подсолонко, Василий Лановой, Олег Вавилов, Антонина Богданова, Татьяна Говорова, Валерий Тодоровский, Светлана Коркошко
Жанр: мелодрама
Женя мечтала не столько о любви, сколько о настоящих сильных и открытых чувствах. Оставила семью, сына. Приехав в провинциальный городок, она — адвокат — посвятила себя работе и людям, которые нуждались в её защите. Потом появился человек, который не мог без неё жить...
1982 Частная жизнь — режиссёр, сценарист | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценаристы: Анатолий Гребнев, Юлий Райзман
Оператор: Николай Олоновский
Художник: Татьяна Лапшина
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1982
Премьера: 23 августа 1982
Актёры: Михаил Ульянов, Ия Саввина, Ирина Губанова, Татьяна Догилева, Алексей Блохин, Елена Санаева, Лилия Гриценко, Михаил Зимин, Евгений Лазарев, Владимир Прохоров, Александр Воеводин, Валентина Брусника, Олег Мокшанцев, Нина Никитина, Кирилл Рюриков, Виктор Гордеев
Жанр: социальная драма
Два предприятия слились воедино — и бывший директор Абрикосов одного из этих предприятий должен уйти на пенсию. Впервые в жизни оказавшись «не у дел», он неожиданно для себя понимает, что совсем не умеет жить обычной частной жизнью и сталкивается теперь с непониманием жены и детей. Одиночество, жалость и ревность близких впервые заставляют его посмотреть на себя со стороны и попытаться что-то изменить в жизни...
Награды:
Приз «Золотой лев» «За артистическое и профессиональное сотрудничество» Юлию Райзману на МКФ в Венеции в 1982 году
Приз «Золотой лев» Михаилу Ульянову на МКФ в Венеции в 1982 году
Главный приз Юлию Райзману на ВКФ в 1983 году
Государственная премия СССР Татьяне Лапшиной, Юлию Райзману, Ие Саввиной, Михаилу Ульянову в 1983 году
1984 Время желаний — режиссёр | Rip | DVD |
Описание
Режиссёр: Юлий Райзман
Сценарист: Анатолий Гребнев
Оператор: Николай Олоновский
Композитор: Александр Беляев
Художник: Татьяна Лапшина
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1984
Премьера: сентябрь 1984
Актёры: Вера Алентова, Анатолий Папанов, Татьяна Егорова, Владислав Стржельчик, Алексей Михайлов, Владимир Антоник, Станислав Житарев, Людмила Стоянова, Эдуард Изотов
Жанр: драма
Светлана Васильевна, красивая предприимчивая женщина в возрасте «за тридцать», очень хочет выйти замуж за солидного человека. Подруги знакомят её с Владимиром Дмитриевичем. Он — немолодой, несуетный и скромный. Казалось бы, у этих людей нет ничего общего...
Критика:
Героиня Алентовой — женщина уже лет под сорок, сменившая немало работ и профессий. Была и секретаршей в солидном учреждении, и администратором в кафе, и тренером по плаванию. Сейчас работает в салоне косметичкой, одинока. Впрочем, есть сожитель, не слишком балующий своим вниманием, зато не забывающий одалживать деньги на разные надобности. Есть подруги, не слишком надёжные в дружбе, но не забывающие при случае «подбросить» ей подходящих «кандидатов» в женихи. А Светлана Васильевна действительно хочет замуж, хочет устроить свою жизнь, обрести семью, дом.
Вот так, почти случайно, не очень поначалу обрадовавшись происшедшему, героиня выходит замуж. Предпочла бы, конечно, кого-нибудь познаменитее, человека из творческой среды, композитора, архитектора, писателя, но примирилась и с тем, что достался ей мало чем замечательный, далеко не молодой уже служащий (его-то и играет Анатолий Папанов), неприметный винтик в большом ведомстве, застрявший лет двадцать назад на рядовой должности, да так и просидевший на ней до сего дня.
В фильме немного событий, тем более фабульных хитросплетений, а вот характеры в нём неожиданные, неординарные. Как много, казалось бы, взаимоисключающих черт сплелось в Светлане Васильевне. Она способна и на самую тривиальную ложь, и на высокую честность, на прозаичную меркантильность и на душевную широту. Она полна энергии, деловой хватки, стремления по-своему переделать жизнь мужа, вывести его из безвестности, продвинуть по службе, переселить в другую квартиру, побольше, попрестижнее. Ведь всё это не для себя — для него. Чтобы ему было хорошо, чтобы он поверил в себя. Разве он хуже других? Ведь он герой, служил во флоте, воевал, совершал подвиги. Сколько других, гораздо менее достойных чем он, преуспели куда больше! Разве это справедливо? Разве не стоит ради его же блага поломать привычную инерцию его установившейся жизни? Ну, пусть ему самому ничего, кроме того, что есть, уже не надо, но ради любви к ней разве не согласится он отказаться от каких-то прежних привычек!
Фильм говорит о вещах, житейски узнаваемых, повседневно обычных, но заставляет по-новому взглянуть на известное, о многом задуматься. Что есть счастье? И в чём смысл любви?
На чём держится семья? Что может сблизить двух очень разных, очень непохожих людей? И, кстати, что означает само название фильма — «Время желаний»?
А «Время желаний» — это, наверное, и есть вся человеческая жизнь. Пока человек жив, в нём живёт и стремление к счастью. Только как по-разному понимают его люди, как оно хрупко, как зыбко…
Кинокритик Александр Липков
«Спутник кинозрителя», август 1984 года
Участие в документальных фильмах1967 Евгений Урбанский | Н
1989 В поисках правды | НКниги о творчестве Юлия Райзмана1962 Марк Зак. Юлий Райзман. М., Искусство, серия «Мастера киноискусств». 228 стр. | Н
[Профиль]  [ЛС] 

Ksennia

Фильмографы

Стаж: 13 лет 11 месяцев

Сообщений: 1964

Ksennia · 17-Дек-14 02:40 (спустя 9 часов)

ВладВА
Отдельное Вам спасибо за эту страничку. Одно огромное спасибо и миллионы маленьких "спасиб"
[Профиль]  [ЛС] 

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 13 лет 1 месяц

Сообщений: 2579

ВладВА · 17-Дек-14 02:54 (спустя 14 мин.)

Ksennia,
эта страница посвящена Вам.
За Ваше здоровье!
[Профиль]  [ЛС] 

Ksennia

Фильмографы

Стаж: 13 лет 11 месяцев

Сообщений: 1964

Ksennia · 17-Дек-14 13:52 (спустя 10 часов)

ВладВА
Благодарю, конечно, но лучше пусть она посвящается Юлию Райзману
[Профиль]  [ЛС] 

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 13 лет 1 месяц

Сообщений: 2579

ВладВА · 17-Дек-14 14:16 (спустя 23 мин.)

Ksennia писал(а):
66213315Благодарю, конечно, но лучше пусть она посвящается Юлию Райзману
Это другое. Райзману посвящено содержание страницы. Которая появилась благодаря Вашей мягкой настойчивости. Так что - страница посвящена Вам! Не отвертитесь!
[Профиль]  [ЛС] 

Ksennia

Фильмографы

Стаж: 13 лет 11 месяцев

Сообщений: 1964

Ksennia · 17-Дек-14 15:18 (спустя 1 час 2 мин.)

ВладВА
Ну ладно... С Вами не соскучишься
[Профиль]  [ЛС] 

tieko

Стаж: 16 лет 7 месяцев

Сообщений: 34

tieko · 27-Мар-16 16:25 (спустя 1 год 3 месяца)

фильм "каторга" появился на трекере
https://rutr.life/forum/viewtopic.php?t=5129486
[Профиль]  [ЛС] 

ВладВА

RG Торрентс-Книги

Стаж: 13 лет 1 месяц

Сообщений: 2579

ВладВА · 27-Мар-16 17:17 (спустя 52 мин.)

tieko, спасибо за подсказку. Добавил ссылку.
[Профиль]  [ЛС] 
 
Ответить
Loading...
Error