Dynaphil · 07-Июн-14 19:21(11 лет 3 месяца назад, ред. 16-Июл-14 11:05)
Важнейшие упражнения для пальцев для достижения уверенной фортепианной техники Автор: Ernő Dohnányi / Эрнё Донаньи Оригинальное название: A legfontosabb ujjgyakorlatok Инструментальная принадлежность: Фортепиано Жанр/Тематика/Направление: Учебное пособие Год выпуска: 1929 Издательство: Editio Musica Budapest Язык: Английский / Немецкий / Венгерский (!) Альтернативная раздача: Теперь сборник доступен на русском языке Формат: PDF Качество: Отсканированные страницы Источник сканов: Найдено в сети Количество страниц: 48 Описание: Эрнё Донаньи (Эрнст фон Донаньи) — известный венгерский пианист, композитор и музыкальный педагог. В 1929 году он создал сборник из 40 упражнений для развития фортепианной техники, ставший известным по всему миру. Этот сборник многие педагоги считают самым эффективным для быстрого развития техники, хотя и уступающим сборнику Ганона в благозвучии упражнений. Комментарии к упражнениям в сборнике представлены одновременно на английском, немецком и венгерском языках. Сборник разделен на 3 части.
Примеры страниц (скриншоты)
Предисловие на русском языке
Обучение в музыкальных школах страдает, главным образом, от переизбытка тренировочного материала, осваиваемого учениками для развития техники. При этом результаты, достигаемые от многочасовой ежедневной игры этих произведений, не соответствуют затраченному времени. Кроме того, от такого подхода страдает музыкальность учеников. Ошибки здесь состоят в том, что, с одной стороны, педагоги не учат упражняться правильно; с другой стороны, дается много довольно бесполезного материала, и слишком мало времени остается на освоение репертуарных произведений. Несколько же произведений, предназначенных для публичного исполнения, наоборот, обычно отрабатываются до чрезмерности, поскольку служат скорее поддержанию репутации педагога, чем прогрессу ученика. Поэтому, прежде всего, количество тренировочного материала должно быть ограничено, и он должен быть заменен такими упражнениями, которые бы за более короткий срок обеспечили бы те же результаты. Упражнения для пальцев при этом более предпочтительны, чем произведения, поскольку не требуют времени для запоминания, и могут легко играться по памяти, так что все внимание ученика будет сосредоточено на правильности исполнения, а не на правильности нот. Подготовительные этапы обучения в этой книге не рассматриваются. После подготовительных этапов необходим и достаточен продуманный набор из произведений Иоганна Баптиста Крамера и Анри Бертини; позднее — подборка из «Gradus ad Parnassum» Муцио Клементи. Все остальное, даже Черни, избыточно, там нет ничего, чего нельзя достигнуть упражнениями для пальцев. Этюды Шопена и Листа, напротив, принадлежат к категории концертных произведений и играют важную роль на более позднем этапе обучения, так же как «Двухголосные и трехголосные инвенции» Баха в сочетании с произведениями Крамера и Бертини и «Хорошо темперированный клавир» Баха в сочетании с произведениями Клементи. Убрав ненужные этюды, можно сохранить время для репертуарных произведений. И это время можно потратить еще лучше, если доводить до вполне завершенного состояния лишь некоторые из них. Учитель уже должен быть удовлетворен, если ученик играет произведение в правильной и ясной манере, пускай несовершенно. Такой подход принесет пользу ученику в долгосрочной перспективе, потому что чувство стиля развивается только от достаточного знакомства с большим разнообразием музыкальной литературы. Познакомиться с большим разнообразием музыкальной литературы можно только читая с листа. Я не могу выразить словами, как важно учиться чтению с листа и начинать читать с листа как можно раньше. При этом нужно играть произведение с листа не один раз, а несколько, чтобы хорошо с ним ознакомиться. На это могут возразить, что частое чтение с листа ведет к поверхностному, неточному исполнению, но это можно компенсировать, устанавливая более высокие планки качества для тщательно подготавливаемых произведений и упражнений. Чтение же с листа имеет преимущества, о которых, к сожалению, многие и не догадываются: помимо музыкального кругозора и упоминавшегося чувства стиля, чтение с листа ведет к быстрому развитию техники, потому что в пальцах появляются ловкость и уверенность.
Чем меньше времени отводится на чисто технические упражнения, тем более важно заниматься ими с полной концентрацией внимания. Совершенно бесполезно играть упражнения в бездумной механистической манере. Даже в простейшем упражнении все внимание должно быть сосредоточено на работе пальцев и правильности звучания, каждая нота должна играться осознанно. Нужно тренировать не столько пальцы, сколько через работу пальцев тренировать мозг. Среди упражнений для пальцев есть несколько сборников, представляющих большой интерес. Они, однако, содержат слишком много упражнений, практическая ценность которых спорна. В этом сборнике я постарался привести все упражнения в очень сжатой форме, но с таким полным охватом навыков, какой только возможен. Помимо учащихся, которым эти упражнения помогут достигнуть уверенной техники, сборник будет полезен и для сформировавшихся пианистов, которым он поможет совершенствовать и поддерживать уже обретенную технику. Многие упражнения здесь новые, хотя не претендуют ни на красоту, ни на оригинальность. Надеюсь, тем не менее, что они докажут свою полезность. Эрне Донаньи Будапешт, июнь 1929 г., пер. Ярослав Васильев Упражнения должны играться сначала каждой рукой отдельно, только потом обеими руками вместе. В тех упражнениях, которые записаны на одном нотном стане, левая рука должна играть те же ноты на одну октаву ниже. Номера пальцев, записанные сверху, относятся к правой руке. Упражнения нужно играть форте, со всей возможной силой, медленно, высоко поднимая пальцы. Именно медленная игра форте наиболее эффективна в начале обучения, но играть слишком медленно бесполезно. Позднее нужно также играть упражнения пиано в более быстром темпе. Наиболее полезно для техники играть в самом быстром темпе, в каком только упражнение может быть сыграно без ошибок. Важно избегать переутомления, для этого следует делать перерывы по мере необходимости. Упражнения в данном сборнике расположены не в порядке увеличения сложности, поэтому для определения сложности приводится следующая градация. Конечно, лучше не приступать к более сложным упражнениям, пока не освоены более простые, но строго придерживаться предложенного порядка не обязательно.
Dynaphil
[*]Скриншоты, пожалуйста, уменьшите до 1200-1600 пикселей по высоте:
Пример загрузки скриншота на Fastpic.ru
Выбирать и загружать файлы с компьютера можно по несколько штук сразу. При этом ссылки на превью выбираются из блока ссылок "Суммарные коды ссылок".
[*]В заголовке раздачи (том, который при нажатии кнопки [Изменить] отображается отдельной строкой) уберите диакритические знаки, заменив их латиницей. [*]В описание раздачи добавьте оригинальное название издания (на любом из трех языков). [*]Также укажите, пожалуйста, источник сканов: ("найдено в сети", "собственный" или что-то еще)
Переименовывать каталог по правилам трекера, указав год издания, и перезаливать торрент не прошу, т.к. это явно репринт издания 1929 года.